Предшкольная подготовка- один из аспектов развивающего обучения
статья (1 класс) на тему
Данная статья содержит материал по предшкольной подготовке в аспекте развивающего обучения по системе Занкова и Эльконина Давыдова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malyshkina_shkola.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема преемственности между дошкольниками и младшими школьниками в образовании не нова. В новых условиях современной жизни с меняющимися требованиями к обучению и образовательным задачам сложилась такая ситуация, что учителя начальных классов встали перед сложным выбором: по каким пособиям , каких авторов следует заниматься с дошкольниками при подготовке к школе? С 2007 – 2010 год наша гимназия № 3 находилась в эксперименте по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для начальной школы. Задача начальной школы как преемника дошкольной ступени , состоит в том, чтобы сохранить личностные качества ребёнка, радость дошкольного детства и развивать накопленный им потенциал в период подготовки ребёнка в «Малышкиной школе» и на протяжении всего начального курса обучения.
«Малышкина школа» - отличное место для обучения ребёнка, где есть полная свобода, где он не ограничен в общении, проявлении своих способностей. Более того, мы помогаем родителям раскрыть в малышах талантливых и одарённых детей. Для этого созданы необходимые условия.
Занятия в «Малышкиной школе» проводятся 1 раз в неделю по следующим дисциплинам:
- Занимательная математика;
- Обучение грамоте;
- Я собираюсь в школу.
Цель создания «Малышкиной школы»:
- Вызвать у ребенка положительное отношение к школе, к учению.
- Расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека.
- Активизировать внутреннюю и внешнюю речь путем использования творческого потенциала детей, представить речь и её средства объектом осознания учениками.
- Обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению.
- Дать представление о математике как науке, показать необходимость её изучения.
- Развивать память, мышление, внимание, воображение, речь, моторику, усидчивость, самостоятельность.
Малышкина школа помогает детям быстрее адаптироваться к новой обстановке, создает положительный эмоциональный настрой на дальнейшее сотрудничество.
Основные направления работы «Малышкиной школы»:
- Способствовать развитию у детей предпосылок успешного школьного обучения;
- Обеспечить детям плавное вхождение в систематическое обучение;
- Помочь родителям в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей старших дошкольников;
- Привлечь родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
- Специальные задания
- Игры
- Специальные знаки
- Сюжетные рисунки
- Таблица – опора
- Фронтальная работа
- Групповая работа
- Парная работа
- Индивидуальная работа
- Лестница знаний «Мы растем
Знакомство и методика работы с кубиками Б.С.Никитина.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Б.П.Никитин .
Знакомство с методикой А. Зака.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Необходимо подготовить последовательный переход в развитии мышления через мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключения).
Все это составляет основу методики А.Зака. Обучение сложным логическим операциям проводится через игру, а это основной вид деятельности дошкольника. Эта игра не оставила без интереса детей и, более того, перешла в увлечение. Изучение закономерностей развития мышления (как формы творческой мыслительной деятельности детей ) - одна из фундаментальных проблем возрастной психологии. Знание указанных закономерностей необходимо для разработки более полных представлений о развитии личности ребенка в старшем дошкольном возрасте, в частности о том, как формируются в этом возрасте интеллектуальные способности. Итак, с помощью наглядно-действенного мышления удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно и продуманно, сознательно управляя и контролируя свои действия. Для развития наглядно-действенного мышления используются такие игры как: "Просветы", "Переставь карточку (картинку)«Поиск девятого».
В курс введены занятия, направленные на развитие логического и пространственного мышления детей 6 – 7 лет. Для развития пространственных представлений детей, конструктивного мышления, комбинаторных способностей. Весьма полезны геометрические игры – головоломки А. Зака. Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Необходимо подготовить последовательный переход в развитии мышления через мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключения). Все это составляет основу методики А.Зака. Обучение сложным логическим операциям проводится через игру, а это основной вид деятельности дошкольника. Эта игра не оставила без интереса детей и, более того, перешла в увлечение. Изучение закономерностей развития мышления (как формы творческой мыслительной деятельности детей ) - одна из фундаментальных проблем возрастной психологии. Знание указанных закономерностей необходимо для разработки более полных представлений о развитии личности ребенка в старшем дошкольном возрасте, в частности о том, как формируются в этом возрасте интеллектуальные способности.
Методические пособия для детей и родителей:
- Рабочая тетрадь по математике для будущего первоклассника
- Рабочая тетрадь для будущих первоклассников «Хочу всё знать!» (по системе Л.В.Занкова)
Методические пособия для учителя:
- «Методическое пособие для учителя к рабочей тетради по математике»
- Методическое пособие для учителя к рабочей тетради: «Хочу всё знать!» по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Знакомство с авторами методических пособий для будущих первоклассников.
В соответствии с принципами развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова настоящий курс по развитию математических способностей ставит своей целью формирование у дошкольников предпосылок теоретического мышления. Основанием занятий этого курса является математическое понятие величины и знакомство её общих свойств. Свойства величины раскрываются при оперировании детьми реальными длинами, площадями, объёмами, массами. Вводим детей в сферу отношений величин. Это способствует формированию у детей абстрактного понятия математической величины.
УМК предшкольного образования.
(выступление учителя высшей квалификационной категории Аллашевой Н.В.)
Слайд № 16, 17: Занятия этого курса способствуют формированию понятийного аппарата ребёнка, развитию мыслительных операций как анализ и синтез, классификация, обобщение и сравнение, усвоению типов или видов отношений между понятиями. На примере чисел первого десятка выясняется, как образуется каждое последующее число в натуральном ряду, устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми предшествующими или последующими числами.
Разработанная нами методика учитывает не только конкретные знания и умения, которые будут составлять предметное обучение личности самого ребёнка, его психо – физиологических особенностей. Этому способствуют задания, посвящённые:
- выяснению состояния развития моторики (мелких движений);
- выяснению понимания детьми свойств предметов, сравнению предметов по их свойствам;
- выявлению представлений о предметном множестве и его элементах;
- классификации множества предметов по какому – либо признаку;
- установлению взаимного расположения предметов и фигур;
- составлению фигур, предметов или их изображений из различных частей, делению фигур на части;
- нахождению заданной фигуры в фигурах сложной конфигурации;
- установлению соответствия между элементами двух множеств.
Этот занимательный материал представляет большие возможности для создания проблемных и соревновательных ситуаций, что способствует активизации умственной деятельности детей.
К методическому пособию разработана учебная тетрадь на печатной основе, которая позволяет обеспечить выполнение учащимися действий по усвоению данной программы. Пособие представляет систему специально разработанных заданий по развитию познавательных способностей детей 6 – 7 лет. Задания, выполненные в определённой последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребёнка, формируют теоретическое мышление. В классе выполняются 3 – 4 задания под руководством учителя. Домашнее задание помечено солнышком – « Выполняю работу с радостью, с весёлым настроением». В пособие включены проверочные работы, которые помогут учителям оценить уровень готовности к школе, определить объём знаний об окружающем мире и широту общей эрудиции дошкольника.
Слайды № 18, 19: Участие в педагогических конкурсах авторских программ.
Участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Образование: взгляд в будущее 2009».
Участие во Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации – 2009, 2010 ».
Слайд № 20: Результаты конкурсов.
Слайд № 21: Знакомство с УМК для родителей и учеников при подготовке к школе.
УМК - Маленький исследователь для детей 5-6 лет
Автор- А.И.Савенков
тетради в 2-х частях: «Развитие логического мышления»,
«Развитие творческого мышления»,
«Развитие познавательных способностей» (система Л.В.Занкова)
Издательский Дом «Фёдоров», 2010 год
Слайд № 22: Перспективы развития «Малышкиной школы».
Введение дисциплин:
- Изостудия
- Ритмика
- Занимательный английский
- Создание новых программ по обучению грамоте
Слайд № 23: Адаптация первоклассников.
Слайд № 24: «Если хочешь, чтобы поскорее распустился цветок, не нужно насильно развёртывать лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится»
(Л.Н. Толстой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие аспекты развивающего обучения младших школьников.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способ...
Статья "Дидактическая игра как один из способов развивающего обучения младшего школьника".
В своей статье о роли дидактической игры в образовательном процессе младшего школьника я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практику...
Статья «Интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины - один из принципов развивающего обучения в начальной школе»
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритето...
Здоровьесберегающие аспекты развивающего обучения младших школьников.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...
Развивающий курс для детей дошкольного возраста «Школа развития». "Ломоносовская школа" (Предшкольная подготовка)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Ломоносовская школа» Н.В.Володина. В.А.Егупова, издательство «Эксмо», М.: 2014Цель курса - Соз...
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...
Этапы подготовки и проведения урока развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова
I этап: Осознание цели своей деятельности, задач и ориентировки в условиях её протекания. II этап: Планирование действий в соответствии ориентировки. III этап: Реализация намеченного плана. IV э...