Этапы подготовки и проведения урока развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова
методическая разработка по технологии
I этап: Осознание цели своей деятельности, задач и ориентировки в условиях её протекания. II этап: Планирование действий в соответствии ориентировки. III этап: Реализация намеченного плана. IV этап: Осуществление самоконтроля, т.е. соспоставление результата с планом
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ и ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Выступление на МО
Белёва В.П.
1-й этап.
Осознание цели своей деятельности, задач и ориентировки в условиях ее протекания.
Этот этап – многоплановый и многокомпонентный. Он отражается в постановке содержательных вопросов, которые должны быть осознаны учащимися и обсуждены с ними. Ниже приводится логика постановки таких вопросов по каждому компоненту учебной деятельности.
Ориентировка в предметном содержании урока ( в лингвистическом, математическом материале)
- Что именно предстоит изучить? Зачем? Какова роль этого материала в предмете?
- Что об этом материале знаю?
- С какими другими математическими или лингвистическими понятиями связано изучаемое понятие ( с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой)?
- Почему это понятие вводится именно в данный момент обучения?
- В рамках какой учебной или учебно – практической задачи разрабатывается урок, какова его тема?
- Каково место урока в процессе решения учебной (учебно – практической) задачи?
- Каков тип урока ( в соответствии с этапом решения учебной задачи)?
Ориентировка в конкретных условиях обучения.
- Каковы положительные и отрицательные итоги предыдущего урока?
- Что учащиеся знают об этом понятии, что узнают в будущем? Что должны узнать, отработать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня?
- Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?
- На какие смежные знания и умения следует опереться в ходе работы?
- Какие учебные действия необходимо осуществить для освоения материала?
- Какие конкретные трудности должны быть преодолены? Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия?
- Какова степень коллективной самостоятельности учащихся в ходе урока?
Ориентировка в методической арсенале способов и средств обучения
- Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средств обучения, отвечающие замыслу урока, целесообразно использовать?
- Какой материал предложен в учебнике? Какова цель каждого из заданий, логика их расположения?
- Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способ действия?
Результат осуществления данного этапа
- Уяснение темы урока и его места в ряду других уроков;
- Актуализация собственных лингвистических, математических знаний в рамках изучаемой темы и знаний о методах и приемах;
- Примерное определение основной направленности работы (главных акцентов) и возможных содержательных границ.
2-й этап.
Планирование действий в соответствии с результатами ориентировки
Важнейшим условием подготовки к уроку является создание плана, каждый пункт которого учитель может обосновать, объяснить ( в первую очередь самому себе, в затем и учащимся).
Определение цели урока
- Какова цель урока, т.е. каким должен быть его конечный результат?
- С каким понятием предстоит работать, какие его признаки помогут учащимся принять, осознать, открыть это понятие?
- Какие действия учащиеся должны освоить? Какое из формируемых учебных действий является основным для данного урока?
- Какие промежуточные задачи помогут достичь цели урока?
- Какова цель выполнения каждого задания ( промежуточная цель урока)?
- Какие дополнительные задачи обучения из других областей знаний языка или математики следует реализовать на этом уроке? Почему?
- Какие профессиональные задачи возникают передо мной (учителем) в процессе планирования и проведения данного урока?
Организация урока
- Какие знания и способы действий необходимо актуализировать у учащихся для реализации целей урока? В каком виде учащиеся должны представить эти способы?
- Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную деятельность по принятию задачи?
- Как привести детей к пониманию того. Что какого-то знания или умения им недостает?
- Как сделать, чтобы это знание или умение оказалось для них необходимым, чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть барьер?
- Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? Можно ли организовать работу так, чтобы дети сами «открыли» признак, закон, способ действия (если да, то как этого добиться; если нет – как поступить: отослать ли детей к учебнику, сообщить все в готовом виде или организовать совместный поиск окончательного ответа и т.п.)?
- Как достичь освоения детьми необходимых действий и осознанного овладения материалом?
- Какой этап урока может вызвать трудности в реализации ( у учителя или у учащегося)? Как можно преодолеть эти трудности в ходе урока?
- В каком виде должен быть представлен содержательный итого урока?
- Нужно ли представить итог в освоении учебного сотрудничества? В каком виде это сделать?
- Как должны выглядеть записи на доске и в тетрадях учащихся в конце урока?
- Какое оборудование надо подготовить заранее?
- В какой форме и какое домашнее задание целесообразно задать (формулирует учитель или дети; необходим ли выбор детьми вида и объема домашней работы; участие родителей в этой работе)?
- При реализации всех этапов работы над уроком учитель осуществляет самоконтроль. Необходимым элементом такого самоконтроля является оценка составного плана урока.
Оценка плана урока
- Все ли лингвистически (математически) грамотно в плане урока, правильно ли отражена сущность изучаемого явления?
- Удалось ли органично соединить обучение детей с развитием у них личностных качеств?
- Получился ли урок целостным, завершенным? Ясна ли учителю логика движения мысли ученика и логика его действий? Понятна ли ребенку логика движения коллективной мысли?
- Удалось ли учителю отвести себе на уроке роль человека, активно участвующего в коллективном познавательном процессе, интересно ли будет ученикам на уроке?
Результата осуществления данного этапа
- Определение целей урока, промежуточных задач и их последовательности;
- планирование основных видов деятельности детей на каждом этапе урока;
- отбор средств и способов организации учащихся;
- создание плана урока;
3-й этап
Реализация намеченного плана ( проведение урока)
На этом этапе от учителя требуется ряд умений:
- организовать деятельность учащихся на каждом из этапов урока ( от постановки учебной задачи до получения результата); грамотно пользоваться способами обучения, выработанными для достижения целей;
- обращаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;
- контролировать ход работы, сопоставляя замысел с его реализацией, и при необходимости вносить по ходу урока возможные коррективы.
Учитель контролирует ход урока, обращая особое внимание на следующие моменты:
- Создан ли положительный эмоциональный фон урока?
- Получается ли мотивировать учащихся на выполнение заданий?
- Удается ли предоставить детям необходимую степень самостоятельности в работе над каждым заданием?
- Насколько осознанно действуют дети ( в случае необходимости делают запрос ко взрослому; задают вопросы друг другу; при необходимости разворачивают и обосновывают используемый способ действия, обращаются к модели)?
- Какие из детских догадок, вопросов, предположений нужно зафиксировать для дальнейшего коллективного продвижения в освоении содержания?
- На какие аспекты в организации учебного сотрудничества необходимо обратить внимание сейчас (использование норм учебного сотрудничества; особенности работы групп; характер межгруппового обсуждения и др.)?
4-й этап
Осуществление самоконтроля, т.е. сопоставление результата с планом
Этап включает:
- ответ на вопрос о том, удалось ли реализовать замысел урока;
- анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов;
- внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова во 2 классе
Урок постановки учебной задачи...
статья "Развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"
статья о развивающем обучении...
Урок русского языка по программе развивающего обучения (образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.)
Конспект урока по русскому языку, 2 класс....
Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.
Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.Тип урока. Урок рефлексии.Цель. Форми...
Урок обучения грамоте (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)
Урок обучения грамоте (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)...
Статья "Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе ( развивающая программа по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, УМК Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой)
В данной статье описываются исследования учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе ....