Этапы подготовки и проведения урока развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова
методическая разработка по технологии

Белёва Вера Петровна

I этап: Осознание цели своей деятельности, задач и ориентировки в условиях её протекания. II этап: Планирование действий  в соответствии ориентировки. III этап: Реализация намеченного плана. IV этап: Осуществление самоконтроля, т.е. соспоставление результата с планом

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ  ПОДГОТОВКИ и ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА  РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Выступление на МО

Белёва В.П.

1-й этап.

 Осознание цели своей деятельности, задач и ориентировки в условиях ее протекания.

Этот этап – многоплановый и многокомпонентный. Он отражается в постановке содержательных вопросов, которые должны быть осознаны учащимися и обсуждены с ними. Ниже приводится логика постановки таких вопросов по каждому компоненту учебной деятельности.

Ориентировка в предметном содержании урока ( в лингвистическом, математическом материале)

  • Что именно предстоит изучить? Зачем? Какова роль этого материала в предмете?
  • Что об этом материале знаю?
  • С какими другими математическими или лингвистическими понятиями связано изучаемое понятие ( с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой)?
  • Почему это понятие вводится именно в данный момент обучения?
  • В рамках какой учебной или учебно – практической задачи разрабатывается урок, какова его тема?
  • Каково место урока в процессе решения учебной (учебно – практической) задачи?
  • Каков тип урока ( в соответствии с этапом решения учебной задачи)?

Ориентировка в конкретных условиях обучения.

  • Каковы положительные и отрицательные итоги предыдущего урока?
  • Что учащиеся знают об этом понятии, что узнают в  будущем? Что должны узнать, отработать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня?
  • Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?
  • На какие смежные знания и умения следует опереться в ходе работы?
  • Какие учебные действия необходимо осуществить для освоения материала?
  • Какие конкретные трудности должны быть преодолены? Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия?
  • Какова степень коллективной самостоятельности учащихся в ходе урока?

Ориентировка в методической арсенале способов и средств обучения

  • Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средств обучения, отвечающие замыслу урока, целесообразно использовать?
  • Какой материал предложен в учебнике? Какова цель каждого из заданий, логика их расположения?
  • Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способ действия?

Результат осуществления данного этапа

  • Уяснение темы урока и его места в ряду других уроков;
  • Актуализация собственных лингвистических, математических знаний в рамках изучаемой темы и знаний о методах и приемах;
  • Примерное определение основной направленности работы (главных акцентов) и возможных содержательных границ.

2-й этап.

Планирование действий в соответствии  с результатами ориентировки

      Важнейшим условием подготовки к уроку является создание плана, каждый пункт которого учитель может обосновать, объяснить ( в первую очередь самому себе, в затем и учащимся).

      Определение цели урока

  • Какова цель урока, т.е. каким должен быть его конечный результат?
  • С каким понятием предстоит работать, какие его  признаки помогут  учащимся принять, осознать, открыть это понятие?
  • Какие действия учащиеся должны освоить? Какое из формируемых учебных действий является основным для данного урока?
  • Какие промежуточные задачи помогут достичь цели урока?
  • Какова цель выполнения каждого задания ( промежуточная цель урока)?
  • Какие дополнительные задачи обучения из других областей знаний языка или математики следует реализовать на этом уроке? Почему?
  • Какие профессиональные задачи возникают передо мной (учителем) в процессе планирования и проведения данного урока?

Организация урока

  • Какие знания и способы действий необходимо актуализировать у учащихся для реализации целей урока? В каком виде учащиеся должны представить эти способы?
  • Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы  включить их в активную  деятельность по принятию задачи?
  • Как привести детей к пониманию того. Что какого-то знания или умения им недостает?
  • Как сделать, чтобы это знание или умение оказалось для них необходимым, чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть барьер?
  • Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? Можно ли организовать работу так, чтобы дети сами «открыли» признак, закон, способ действия (если да, то как этого добиться; если нет – как поступить: отослать ли детей к учебнику, сообщить все в готовом виде или организовать совместный поиск окончательного ответа и т.п.)?
  • Как достичь освоения детьми необходимых действий и осознанного овладения материалом?
  • Какой этап урока может вызвать трудности в реализации ( у учителя или у учащегося)? Как можно преодолеть эти трудности в ходе урока?
  • В каком виде должен быть представлен содержательный итого урока?
  • Нужно ли представить итог в освоении учебного сотрудничества? В каком виде это сделать?
  • Как должны выглядеть записи на доске и в тетрадях учащихся в конце урока?
  • Какое оборудование надо подготовить заранее?
  • В какой форме и какое домашнее задание целесообразно задать (формулирует учитель или дети; необходим ли выбор детьми вида и объема домашней работы; участие родителей в этой работе)?
  • При реализации всех этапов работы над уроком учитель осуществляет самоконтроль. Необходимым элементом такого самоконтроля является оценка составного плана урока.

      Оценка плана урока

  • Все ли лингвистически (математически) грамотно в плане урока, правильно ли отражена сущность изучаемого явления?
  • Удалось ли органично соединить обучение детей с развитием у них личностных качеств?
  • Получился ли урок целостным, завершенным? Ясна ли учителю логика движения мысли ученика и логика его действий? Понятна ли ребенку логика движения коллективной мысли?
  • Удалось ли учителю отвести себе на уроке роль человека, активно участвующего в коллективном познавательном процессе, интересно ли будет ученикам на уроке?

Результата осуществления данного этапа

  • Определение целей урока, промежуточных задач и их последовательности;
  • планирование основных видов деятельности детей на каждом этапе урока;
  • отбор средств и способов организации учащихся;
  • создание плана урока;

3-й этап

Реализация намеченного плана ( проведение урока)

     На  этом этапе от учителя требуется ряд умений:

  • организовать деятельность учащихся на каждом из этапов урока ( от постановки учебной задачи до получения результата); грамотно пользоваться способами обучения, выработанными для достижения целей;
  • обращаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;
  • контролировать ход работы, сопоставляя замысел с его реализацией, и при необходимости вносить по ходу урока возможные коррективы.

Учитель контролирует ход урока, обращая особое внимание на следующие моменты:

  • Создан ли положительный эмоциональный фон урока?
  • Получается ли мотивировать учащихся на выполнение заданий?
  • Удается ли предоставить детям необходимую степень самостоятельности в работе над каждым заданием?
  • Насколько осознанно действуют дети ( в случае необходимости делают запрос ко взрослому; задают вопросы друг другу; при необходимости разворачивают и обосновывают используемый способ действия, обращаются к модели)?
  • Какие из детских догадок, вопросов, предположений нужно зафиксировать для дальнейшего коллективного продвижения в освоении содержания?
  • На какие аспекты в организации учебного сотрудничества необходимо обратить внимание сейчас (использование норм учебного сотрудничества; особенности работы групп; характер межгруппового обсуждения и др.)?

4-й этап

Осуществление самоконтроля, т.е. сопоставление результата с планом

Этап включает:

  • ответ на вопрос о том, удалось ли реализовать замысел урока;
  • анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов;
  • внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.

Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.Тип урока. Урок рефлексии.Цель. Форми...

Урок обучения грамоте (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)

Урок обучения грамоте (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)...