Технологическая карта
методическая разработка (3 класс) на тему

Кулагина Вера Александровна

Технологическая карта по русскому языку по теме "Падеж имени существительного" для 3 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulagina_tehkarta.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Кулагина Вера Александровна

Класс: 3

     УМК «Школа России»

Предмет: Русский язык

Тема: «Падеж  имен существительных»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений  

Место и роль урока в изучаемой теме: изучается в разделе «Имя существительное», обобщение и закрепление полученных знаний.

Цель: закрепление знаний о падежах имени существительного, составление алгоритма для определения падежа имен существительных, отработка умения определять падеж имени существительного.

Ресурсы урока: УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь «Русский язык 3 класс» В.П. Канакина, компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Предметные знания: знают понятие - падеж, названия падежей и падежные вопросы имен существительных.

Предметные действия: выделяют признаки имен существительных, составляют и  используют алгоритм определения падежей имени существительного; определяют падеж имен существительных, оценивают правильность выбранного падежа.

- контролируют процесс и результаты деятельности;

- принимают и сохраняют цель и учебную
задачу;

- планируют свои действия для решения задачи;

- учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения.

- анализируют языковой объект с выделением существенных и несущественных признаков;

- строят несложные рассуждения;

- используют алгоритм как способ представления и осмысления информации;

- делают выводы.

- задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

-адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач:

- выражают свои мысли в устной речи,

- участвуют в учебном диалоге;

 - конструктивно  взаимодействуют   друг  с  другом,   умеют

договариваться, приходить к общему мнению.

- ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;              - проявляют интерес к познанию русского языка.

Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Самоопределение к деятельности,

орг. момент

Настроить на рабочий темп, смотивировать  к решению учебной задачи.

Фронтальная.

Включение класса в деловой ритм, мотивационные действия.

 Просит рассмотреть буквы, написание которых будем сегодня повторять на минутке чистописания

(ИРДВТП).

-Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы?

 -Кто догадался, почему именно эти буквы вы писали?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе.
 

- Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии.

- Первые буквы в названиях падежей.

- «Именительный, родительный, дательный винительный, творительный, предложный»

 Записывают заглавные буквы ИРДВТП

Положительная мотивация, активный деловой ритм.

Наблюдение.

2

Актуализация знаний

Учить умению определить и зафиксировать затруднение в деятельности.

Фронтальная, в парах.

На доске слова: на оз.ро, к ло.дке, около гря.ки, без в.ды, в .кно, по тр.пинке, у дор.ки, на ст.ле, л.са, кру.ки…….

Какую работу со словами можно выполнить?

(разделить на группы по орфограммам, по падежам….)

Предлагает сгруппировать по орфограммам (устно), а потом по падежам, с самопроверкой по эталону.

У всех ли получилось сделать без ошибок? Где возникли затруднения?

Предлагает

сформулировать тему урока.

Выделяют разные основания  для классификации.

Записывают слова, деля их на группы по падежам, выполняют самопроверку по эталону, фиксируют затруднения.

- «Падеж имен существительных»

Постановка темы урока.

Ответы учащихся.

3

Постановка учебной задачи, целеполагание

Сформулировать цели урока в совместной деятельности с обучающимися

На основе анализа выполненного задания  создает условия и подводит детей к самостоятельной постановке целей и задач, формулированию критериев оценки деятельности, дополняя их.

Ознакомление с листом продвижения или оценочным листом.

- Давайте выделим критерии, по которым оценим себя в конце урока.

В совместной деятельности с учителем ставят цели, определяют (уточняют) тему урока, на основе поставленных задач формулируют критерии оценки результатов деятельности. Работают с оценочными бланками.

Задачи:

- Упражняться в определении падежей имен существительных.

- Вспомним, как определить падеж, составим алгоритм (памятку) для определения падежа имен  существительных.  

Определение и принятие целей и задач урока, критериев оценивания.

Ответы учащихся.

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Создать условия для осознания и закрепления и систематизации материала.

Фронтальная, в парах, в группах.

- Давайте обратимся к учебнику на с 39 упражнение 69. Выпишите из предложений словосочетания, состоящие из имени существительного змея и выделенных слов. Ставьте вопрос от главного слова к зависимому.  Определите по вопросу падеж имени существительного змея в каждом словосочетании.

Систематизация знаний.

Сделайте вывод: что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного?

Составьте алгоритм (памятку): как определить падеж имени существительного?

Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:

- Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.

В группах составляют памятку с алгоритмом определения падежа имен существительных:

- Определяю имена существительные;

- нахожу слово, к которому относится имя существительное;   

- ставлю падежный вопрос;

-  вопросу и предлогу определяю падеж имени существительного;  

- анализирую свой ответ в соответствии с эталоном.

Группы представляют результаты работы, анализируют, дополняют друг друга.

Правильность и осознанность понимания алгоритма определения падежей, использование алгоритма для определения падежей.

Анализ работы по правильности и осознанности понимания алгоритма определения падежей, использования алгоритма для определения падежей.

5

Закрепление и отработка материала.

Создать условия для осознания и закрепления материала.

Фронтальная.

Работа в парах

 Фронтальная работа

Предлагает открыть  учебник на стр. 40 и прочитать правило.

- Правильно ли мы назвали алгоритм определения падежа?

Что дополнительно сообщено в учебнике?

Создает условия для отработки алгоритма определения падежа (организует работу с упр.70 учебника)

Прочитайте и обсудите, как определить падеж имени существительного дело в каждом предложении. Укажите падеж слова дело в каждом предложении:

- Языком не спеши, а делом не ленись.

-Дело мастера боится.

- Делу время, потехе час.

- Слов много, а дел мало.

- И умен, и пригож, и в деле хорош.

- Ты сделал дело, теперь гуляй смело.

- Мы правильно определили алгоритм нахождения падежа, но из учебника мы узнали, что в именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим.  

Читают и выполняют задание.

Обсуждают, пользуясь сведениями о языке, как определить падеж имени существительного дело в каждом предложении.  Делают выводы, что в разных предложениях у одного и того же слова падежи различаются.

Использование алгоритма для определения падежей.

Анализ работы по правильности и осознанности понимания алгоритма определения падежей, использования алгоритма для определения падежей.

6

Закрепление

Выявить уровень и осознанность изучаемого материала

Индивидуальная  

Организует и контролирует самостоятельную деятельность учащихся по определению падежей имен существительных (упр.62 в рабочей тетради).

Прочитайте и вставьте в предложения слово кот в нужной падежной форме, определите падеж.

Читают задания. Планируют действия. Представляют результаты. Проводят самопроверку и самооценку, фиксируют в листе достижений.

Воспроизведение названий падежей, правильное определение и применение их; выделение падежей имен существительных.

Опрос, ответы учащихся.

7

Физкультминутка

Снять физическое и психическое

напряжение

Фронтальная

Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся

Выполняют физические упражнения

Эмоциональный подъем

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Применить знания в типовых заданиях.

Индивидуальная.

1.Организует работу с рабочей тетрадью (по упр. 63)

Текст: Мы сидели на берегу неглубокого озерка. Над водой пролетали стрекозы. По воде скользили длинноногие водомерки.

Подчеркните имена существительные. Впишите в словосочетания пропущенные имена существительные. Укажите их падеж.

2. Организует самостоятельную работу с упр.71. с последующей самопроверкой по эталону.

- Составьте и запишите три предложения из данных слов.

Ночью, пушистым, метель, рябинку, снегом, укрыла, прилетели, утром, свиристели, к рябинке, они, стали, ягодами, рябины, лакомиться.

- Определите падеж выделенных имен существительных в этих предложениях.

Самостоятельно выполняют предложенные задания, выполняют самопроверку по эталону.

Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону на слайде презентации.

Правильно оформленные задания, демонстрация умения определять падеж имен существительных.

Работы, выступления учащихся.

9

Итог урока. Рефлексия.

Выявить уровень осознанности в достижении поставленной цели урока. Оценить эмоциональное состояние обучающихся на уроке.

Фронтальная.

Организует рефлексию собственной деятельности каждого ученика (работа с оценочно – рефлексивными бланками по выделенным в начале урока критериям)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Работают с оценочными листами.

Анализируют свою деятельность, соотносят цель урока с достигнутым результатом  

Оценочно – рефлексивные бланки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...