Технологическая карта
методическая разработка (3 класс) на тему
Технологическая карта по русскому языку по теме "Падеж имени существительного" для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Кулагина Вера Александровна
Класс: 3
УМК «Школа России»
Предмет: Русский язык
Тема: «Падеж имен существительных»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Место и роль урока в изучаемой теме: изучается в разделе «Имя существительное», обобщение и закрепление полученных знаний.
Цель: закрепление знаний о падежах имени существительного, составление алгоритма для определения падежа имен существительных, отработка умения определять падеж имени существительного.
Ресурсы урока: УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь «Русский язык 3 класс» В.П. Канакина, компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Предметные знания: знают понятие - падеж, названия падежей и падежные вопросы имен существительных. Предметные действия: выделяют признаки имен существительных, составляют и используют алгоритм определения падежей имени существительного; определяют падеж имен существительных, оценивают правильность выбранного падежа. | - контролируют процесс и результаты деятельности; - принимают и сохраняют цель и учебную - планируют свои действия для решения задачи; - учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения. | - анализируют языковой объект с выделением существенных и несущественных признаков; - строят несложные рассуждения; - используют алгоритм как способ представления и осмысления информации; - делают выводы. | - задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; -адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач: - выражают свои мысли в устной речи, - участвуют в учебном диалоге; - конструктивно взаимодействуют друг с другом, умеют договариваться, приходить к общему мнению. | - ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; - проявляют интерес к познанию русского языка. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Самоопределение к деятельности, орг. момент | Настроить на рабочий темп, смотивировать к решению учебной задачи. | Фронтальная. | Включение класса в деловой ритм, мотивационные действия. Просит рассмотреть буквы, написание которых будем сегодня повторять на минутке чистописания (ИРДВТП). -Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? -Кто догадался, почему именно эти буквы вы писали? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей - Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии. - Первые буквы в названиях падежей. - «Именительный, родительный, дательный винительный, творительный, предложный» Записывают заглавные буквы ИРДВТП | Положительная мотивация, активный деловой ритм. | Наблюдение. |
2 | Актуализация знаний | Учить умению определить и зафиксировать затруднение в деятельности. | Фронтальная, в парах. | На доске слова: на оз.ро, к ло.дке, около гря.ки, без в.ды, в .кно, по тр.пинке, у дор.ки, на ст.ле, л.са, кру.ки……. Какую работу со словами можно выполнить? (разделить на группы по орфограммам, по падежам….) Предлагает сгруппировать по орфограммам (устно), а потом по падежам, с самопроверкой по эталону. У всех ли получилось сделать без ошибок? Где возникли затруднения? Предлагает сформулировать тему урока. | Выделяют разные основания для классификации. Записывают слова, деля их на группы по падежам, выполняют самопроверку по эталону, фиксируют затруднения. - «Падеж имен существительных» | Постановка темы урока. | Ответы учащихся. |
3 | Постановка учебной задачи, целеполагание | Сформулировать цели урока в совместной деятельности с обучающимися | На основе анализа выполненного задания создает условия и подводит детей к самостоятельной постановке целей и задач, формулированию критериев оценки деятельности, дополняя их. Ознакомление с листом продвижения или оценочным листом. - Давайте выделим критерии, по которым оценим себя в конце урока. | В совместной деятельности с учителем ставят цели, определяют (уточняют) тему урока, на основе поставленных задач формулируют критерии оценки результатов деятельности. Работают с оценочными бланками. Задачи: - Упражняться в определении падежей имен существительных. - Вспомним, как определить падеж, составим алгоритм (памятку) для определения падежа имен существительных. | Определение и принятие целей и задач урока, критериев оценивания. | Ответы учащихся. | |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Создать условия для осознания и закрепления и систематизации материала. | Фронтальная, в парах, в группах. | - Давайте обратимся к учебнику на с 39 упражнение 69. Выпишите из предложений словосочетания, состоящие из имени существительного змея и выделенных слов. Ставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите по вопросу падеж имени существительного змея в каждом словосочетании. Систематизация знаний. Сделайте вывод: что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного? Составьте алгоритм (памятку): как определить падеж имени существительного? | Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу: - Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж. В группах составляют памятку с алгоритмом определения падежа имен существительных: - Определяю имена существительные; - нахожу слово, к которому относится имя существительное; - ставлю падежный вопрос; - вопросу и предлогу определяю падеж имени существительного; - анализирую свой ответ в соответствии с эталоном. Группы представляют результаты работы, анализируют, дополняют друг друга. | Правильность и осознанность понимания алгоритма определения падежей, использование алгоритма для определения падежей. | Анализ работы по правильности и осознанности понимания алгоритма определения падежей, использования алгоритма для определения падежей. |
5 | Закрепление и отработка материала. | Создать условия для осознания и закрепления материала. | Фронтальная. Работа в парах Фронтальная работа | Предлагает открыть учебник на стр. 40 и прочитать правило. - Правильно ли мы назвали алгоритм определения падежа? Что дополнительно сообщено в учебнике? Создает условия для отработки алгоритма определения падежа (организует работу с упр.70 учебника) Прочитайте и обсудите, как определить падеж имени существительного дело в каждом предложении. Укажите падеж слова дело в каждом предложении: - Языком не спеши, а делом не ленись. -Дело мастера боится. - Делу время, потехе час. - Слов много, а дел мало. - И умен, и пригож, и в деле хорош. - Ты сделал дело, теперь гуляй смело. | - Мы правильно определили алгоритм нахождения падежа, но из учебника мы узнали, что в именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим. Читают и выполняют задание. Обсуждают, пользуясь сведениями о языке, как определить падеж имени существительного дело в каждом предложении. Делают выводы, что в разных предложениях у одного и того же слова падежи различаются. | Использование алгоритма для определения падежей. | Анализ работы по правильности и осознанности понимания алгоритма определения падежей, использования алгоритма для определения падежей. |
6 | Закрепление | Выявить уровень и осознанность изучаемого материала | Индивидуальная | Организует и контролирует самостоятельную деятельность учащихся по определению падежей имен существительных (упр.62 в рабочей тетради). Прочитайте и вставьте в предложения слово кот в нужной падежной форме, определите падеж. | Читают задания. Планируют действия. Представляют результаты. Проводят самопроверку и самооценку, фиксируют в листе достижений. | Воспроизведение названий падежей, правильное определение и применение их; выделение падежей имен существительных. | Опрос, ответы учащихся. |
7 | Физкультминутка | Снять физическое и психическое напряжение | Фронтальная | Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся | Выполняют физические упражнения | Эмоциональный подъем | |
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Применить знания в типовых заданиях. | Индивидуальная. | 1.Организует работу с рабочей тетрадью (по упр. 63) Текст: Мы сидели на берегу неглубокого озерка. Над водой пролетали стрекозы. По воде скользили длинноногие водомерки. Подчеркните имена существительные. Впишите в словосочетания пропущенные имена существительные. Укажите их падеж. 2. Организует самостоятельную работу с упр.71. с последующей самопроверкой по эталону. - Составьте и запишите три предложения из данных слов. Ночью, пушистым, метель, рябинку, снегом, укрыла, прилетели, утром, свиристели, к рябинке, они, стали, ягодами, рябины, лакомиться. - Определите падеж выделенных имен существительных в этих предложениях. | Самостоятельно выполняют предложенные задания, выполняют самопроверку по эталону. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на слайде презентации. | Правильно оформленные задания, демонстрация умения определять падеж имен существительных. | Работы, выступления учащихся. |
9 | Итог урока. Рефлексия. | Выявить уровень осознанности в достижении поставленной цели урока. Оценить эмоциональное состояние обучающихся на уроке. | Фронтальная. | Организует рефлексию собственной деятельности каждого ученика (работа с оценочно – рефлексивными бланками по выделенным в начале урока критериям) | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Работают с оценочными листами. | Анализируют свою деятельность, соотносят цель урока с достигнутым результатом | Оценочно – рефлексивные бланки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...