Статья «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников»
статья (1 класс) на тему
Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе, к новому коллективу и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С первого дня пребывания в школе необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остро-невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
Чтобы помочь каждому ребенку найти правильную дорогу в школе, можно использовать программу формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой», автором которой является Н.П.Слободяник. Программа – призер Всероссийских конкурсов авторских разработок по социально-психологической адаптации детей и подростков, проводимых ЦСПА «Генезис» совместно с Министерством образования РФ. Авторская разработка Н.П.Слободяник включена Московским городским психолого–медико-социальным центром Комитета образования в методическое пособие для психологов учреждений образования г. Москвы в качестве образца профессионально-грамотной работы.
Практическое пособие этого же автора помогает педагогу сохранять психическое здоровье детей через формирование у них эмоционально-волевой регуляции. «Уроки общения» направлены на усвоение детьми приемов саморегуляции. Материал изложен в доступной форме и может быть использован на уроках, на переменах, на классных часах и во внеклассных мероприятиях. А так же воспитателями групп продленного дня, вожатыми детских лагерей и родителями.
Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т. д.
Конкретные задачи:
* помощь в адаптации к школьным условиям;
* развитие эмоциональной регуляции поведения;
* повышение уверенности в своих силах;
* формирование коммуникативных навыков;
* обучение приемам снятия напряжения;
* активизация познавательных процессов;
* раскрытие творческого потенциала детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников»
Пиунова Елена Васильевна
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский»
2018г.
Ни одна моральная проповедь не воспитывает как живое чувство,
и в этом смысле аппарат эмоций является
как бы специально приспособленным тонким орудием,
через которое легче всего влиять на поведение.
Л.С. Выготский
Развитие ребенка тесно взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояний ребенка. С другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Особенно трудным для ребенка бывает период, когда происходят существенные изменения – он начинает ходить в школу или меняется состав классного коллектива. Младшие школьники переживают психологический кризис. У 67-69% детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования учителей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.
Дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом внимания к ним, заботы и любви, развиваются ущербно. В школе недостатки эмоциональной сферы детей имеют отчетливую тенденцию усугубляться.
Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе, к новому коллективу и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С первого дня пребывания в школе необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остро-невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
Чтобы помочь каждому ребенку найти правильную дорогу в школе, можно использовать программу формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой», автором которой является Н.П.Слободяник. Программа – призер Всероссийских конкурсов авторских разработок по социально-психологической адаптации детей и подростков, проводимых ЦСПА «Генезис» совместно с Министерством образования РФ. Авторская разработка Н.П.Слободяник включена Московским городским психолого–медико-социальным центром Комитета образования в методическое пособие для психологов учреждений образования г. Москвы в качестве образца профессионально-грамотной работы.
Практическое пособие этого же автора помогает педагогу сохранять психическое здоровье детей через формирование у них эмоционально-волевой регуляции. «Уроки общения» направлены на усвоение детьми приемов саморегуляции. Материал изложен в доступной форме и может быть использован на уроках, на переменах, на классных часах и во внеклассных мероприятиях. А так же воспитателями групп продленного дня, вожатыми детских лагерей и родителями.
Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т. д.
Конкретные задачи:
* помощь в адаптации к школьным условиям;
* развитие эмоциональной регуляции поведения;
* повышение уверенности в своих силах;
* формирование коммуникативных навыков;
* обучение приемам снятия напряжения;
* активизация познавательных процессов;
* раскрытие творческого потенциала детей.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы:
-беседа;
-чтение литературы;
-элементы групповой дискуссии;
-ролевая игра:
-импровизация;
-рисуночные методы;
-техники и приемы саморегуляции;
-метод направленного воображения;
-психогимнастика;
-дыхательные и двигательные упражнения и др.
Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.
Отработка навыков проходит в три этапа:
-получение информации о содержании того или иного навыка;
-применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
-перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.
Важно отметить, что последнее осуществимо только при тесной связи педагога-психолога с учителями и родителями.
У младших школьников присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым. Это наглядно выявляется при собеседованиях с родителями. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок чувствует собственную ценность и значимость. Это игровые и двигательные задания. Они способствуют развитию рефлексии учащихся, помогают им осознать свои эмоциональные состояния.
Учебная деятельность наиболее эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.
Проведение психологических игр способствует развитию эмоционального интеллекта и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Прежде чем приступить к осуществлению учебно-воспитательного процесса, педагог должен знать, через какую деятельность он будет этот процесс осуществлять, каковы потенциальные корригирующие возможности выбираемой деятельности в соответствии с решаемой проблемой. Необходимо также учитывать привлекательность деятельности для ребенка, способной вызвать положительную мотивацию к педагогическому воздействию.
Игровая деятельность относится к универсальным средствам коррекции. Она обеспечивает высокий уровень мотивации участия в коррекционном процессе и широкие возможности целенаправленного формирования различных форм психической активности. Эмоции, переживаемые детьми в процессе художественно-игровой деятельности, относятся к типу художественных эмоций, которые Л.С. Выготский назвал «умными эмоциями».
При ежедневном планировании педагогу необходимо привносить в организацию момент новизны, неожиданности. Способы воплощения приема новизны различны. Это может быть цвет, свет, звук, предметы, символы – все то, что непосредственно влияет на чувственное восприятие.
В школу дети приходят с разными эмоциональными ощущениями, впечатлениями, настроениями. Поэтому исходной задачей педагога становится организация в классе нужного эмоционального состояния – настроя. Достичь этого можно различными способами: включить специально подобранную музыкальную фонограмму или провести сюжетно-ролевую зарядку.
Значительную долю времени занимают уроки и подготовка к ним. Короткие паузы для отдыха, которые рекомендуется делать в процессе работы, могут быть заполнены игровыми пантомимами и вербальными импровизациями, образно-ритмическими этюдами. Для перемен рекомендуется использовать ролевые игры с приговорами. Важно отметить, что приговор помогает психологически настроиться на игру. Здесь ребенку задаются без назидания правила игры, ее эмоциональный образ, что позволяет за короткое время перевести работу психики в другой режим. Возбужденность детей после игровых перемен, а также после вербальных импровизаций и образно-ритмических этюдов можно снимать при помощи жанра молчанок. Можно использовать и музыкальные паузы: на 2-3 минуты попросить детей закрыть глаза, сесть так, как удобно каждому, и включить запись с шумом леса, трелью соловья или тихой музыкой.
Особое место в работе по коррекции нарушений эмоциональной сферы детей принадлежит специально построенным развивающим занятиям. Частота проведения таких занятий – 1-2 раза в неделю. Временная продолжительность занятия 30-40 минут.
Занятия строятся по определенной схеме, учитывающей логику последовательного усложнения эмоциональных механизмов.
В младшем школьном возрасте внимание ребенка еще неустойчиво. Дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха в ходе коррекционного занятия можно делать перерыв несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе (так называемые минуты шалости).
Занятия строятся по определенной схеме, учитывающей логику последовательного усложнения эмоциональных механизмов и состоящей из четырех фаз или звеньев. Раскрою содержание каждого.
Первое звено мобилизует реакцию эмоционального настроя, обеспечивает тренировку психомоторных реакций (мимики, пантомимики, тактильной моторики). Для этой цели служат ритмические импровизации и ритмические игры.
Главное назначение второго звена — развитие механизма дифференциации. Педагог использует этюды, импровизации, игры на развитие отдельных элементов внешней эмоциональной выразительности. Выполняя их, дети должны мимически, пантомимически и интонационно изобразить основные эмоции (радость, удивление, гнев, страх).
Содержание заданий, включенных в третье звено коррекционного занятия, направлено на формирование механизма идентификации. Используются сюжетно-ролевые игры и этюды, направленные на коррекцию настроения, развитие эмоций, расширение социальной компетентности. В основе заданий - действия, в которых обязательно присутствуют положительный и отрицательный персонажи. Сюжет проигрывается несколько раз, поочередно всеми членами группы. Таким образом, каждый из присутствующих получает сведения о том, как другие справляются с ситуацией.
Задача четвертого звена в коррекционном занятии - снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительного настроения. Лучше всего этот этап проводить под спокойную музыку с размеренным ритмическим движением. Оно поможет достигнуть психофизического покоя и восстановить силы ребят.
Итак, детям в возрасте от 5 до 10 лет необходим взрослый организующий опыт их жизни и, помогающий его воспринять и осознать. Ребенку необходимо овладение «общей произвольностью своего поведения» (Л.С. Выготский), а также переживание и эмоциональное принятие тех нравственных норм и правил, которые становятся регуляторами поведения.
Проведение психологических игр способствует развитию у детей «эмоционального интеллекта» (К. Фопель) и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Эффективность уроков общения доказывают тесты с заданиями для выявления успешности учащихся:
В самые ближайшие сроки следует ожидать, что результаты будут очевидными в том, ЧТО ДЕТИ знают и КАК они ПОНИМАЮТ содержание проведенных занятий.
Эффект будет заключаться:
в доверии ребенка к учителю;
в стремлении к контакту с ним;
в открытости и интересе к занятиям;
в снижении эмоциональной напряженности и позитивных чувствах;
в отреагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний;
в снижении частоты конфликтов и ссор.
Ожидаемые результаты:
профилактика
неврозов и невротических реакций,
нарушений поведения,
школьной дезадаптации и других проблем психологического характера;
коррекция
эмоционального самочувствия,
снятие эмоциональной напряженности,
смягчение последствий психологических травм,
снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения.
Специальное социально-психологическое обучение может стать важным условием взросления и способствовать правильному развитию в следующий период жизни – в подростковом возрасте.
От того, как будет происходить формирование жизненных навыков ребенка, зависит, станет ли его последующая деятельность творческой, а сам он превратится в человека, стремящегося к знаниям, способного приобретать и использовать их. Только тогда он войдет во взрослую жизнь человеком, понимающим ценность знаний, умеющим трудиться и получать радость, т. е. счастливым человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».
Доклад для региональной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред. Л.И. П...
Развитие социально-эмоциональной сферы младших школьников (из опыта работы)
В данном материале представлены формы и методы работы по планомерной и целенаправленной деятельности по развитию эмоциональной сферы младших школьников. Положительные эмоции улучшают запоми...
Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...
Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка...
Статья по теме «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»
Цель данной статьи - рассмотреть проблематику формирования и развития познавательных УУД средствами курса “Окружающий мир” УМК “Перспектива” авт. Плешакова А.А. и др....