«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».
статья по теме
Доклад для региональной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно. Уроки ППО проводятся в подготовительном, 1-4 классах и предполагают целенаправленное развитие (общее и речевое) глухих школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad_na_konferencii.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат I вида № 1»
Региональная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников»
Доклад по теме:
«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».
Подготовила:
Радионенко Т.Н.
учитель начальных классов
г. Хабаровск 2012 г.
Лев Семенович Выготский в психологических исследованиях развил мысль о влиянии состояния слуха на речевое и психическое развитие ребенка: отсутствие слуха у человека вызывает нарушение речевой функции и как следствие этого – отсутствие так называемой «внутренней речи», мышления.
Понимая значимость речи как средства общения, сурдопедагоги стремятся сформировать у неслышащих детей «словесную речь не только в письменном виде, но обязательно в виде устного слова» (Ф.Ф.Рау. «Устная речь глухих»).
Формирование и развитие речи неслышащего ребенка – одна из основных задач деятельности специальной (коррекционной) образовательной школы 1 вида, и решается она с использованием специальных средств, форм и методов на каждом предметном уроке.
В базисном учебном плане специальной (коррекционной) образовательной школы 1 вида образовательная область «Язык» представлена общеобразовательными предметами «Язык и литература» и «Предметно-практическое обучение», на которые отводится 14 часов в неделю. Из них 5 часов (почти треть образовательной области) отводится ППО, что говорит о высокой значимости этого предмета.
Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно. Уроки ППО проводятся в подготовительном, 1-4 классах и предполагают целенаправленное развитие (общее и речевое) глухих школьников.
Чем важно предметно-практическое обучение неслышащего ребенка?
В первую очередь тем, что предметно-практическая деятельность создает условия для реализации одного из принципов коммуникационной системы обучения языку – это связь речевого развития с деятельностью. Без использования предметно-практической деятельности этот принцип не будет иметь нужных условий для реализации.
Известно, что эффективность обучения связной речи зависит не только от методов, но и форм организации. Все принципы обучения языку требуют коллективной деятельности детей. Наиболее благоприятные условия для реализации этого положения предоставляют уроки предметно – практического обучения. В основе урока - организация ППД на коллективных началах. Как отмечал С.А.Зыков, способствует реализации одного из главных положений коммуникативной системы – школьники усваивают речь сначала для «других». В этих условиях происходит довольно быстрое запоминание слов и осознание их значения. В методических пособиях по предметно-практическому обучению для активизации речевого общения рекомендуется широко использовать различные формы организации коллективной деятельности детей: фронтальная работа учителя со всем классом, работа с «маленьким учителем», бригадами, парами, по конвейеру.
Современная система обучения языку неслышащих школьников предполагает, что развитие связной речи основывается на принципе коммуникации. В соответствии с данным принципом для обучения связной речи необходима связь с предметно- практической и другими видами деятельности, создание потребности в высказывании и в последующем его использовании. В качестве адресата для школьника могут выступать учитель, товарищ по совместной работе. В любом случае учитель задаёт ситуацию, сообщая ребёнку, что надо сделать, как и зачем.
Именно на этой базе в условиях педагогической организации деятельности формируется у младших школьников основы лексики, фонетики, грамматики.
Можно дать школьнику задание построить домик, и он будет работать со строительным материалом. Но при этом учителю надо помнить, что на уроке ученик не просто играет с деталями конструктора, но и учится речи, общению. Тут и надо проявить творчество, педагогическое мастерство, чтобы создать потребность у ученика вступить в контакт с учителем. Средством реализации этой потребности является словесная речь.
Например, используя на уроке ППО строительный конструктор, я даю детям: «Построй домик, как у меня» или «Сделай домик , как у твоего соседа по парте», «У меня есть образец. Тут дом. Построй такой же».
Не сразу неслышащие дети понимают, что нужно делать в такой ситуации, приходится повторять задание ещё и ещё раз, внимательно следя за реакцией детей. И, как правило, у кого – либо из детей появляется попытка выразить своё отношению к заданию («трудно», «не знаю»). После этого я подсказываю детям нужную фразу, например: «Я не вижу», «Покажите домик».
Тот ученик, который выразил в словесной форме своё желание, получает разрешение посмотреть образец, выполненный мной, и приступает к работе. По подражанию начинают действовать и другие школьники. Естественно, что после одного употребления фраза детьми не усвоится. Это не страшно. Главное помнить, какой речевой образец на этом уроке я давала, в какой ситуации. На следующий день я вновь и вновь создаю условия, требующие произнесения тех же слов в нужной ситуации.
Наиболее типичными для коммуникативной системы обучения являются следующие приёмы знакомства детей с новым речевым материалом: сообщение речевого материала в условиях ППД, показ предмета, свои действия, действия детей, использование естественных ситуаций, возникающие в ходе выполнения задания.
В основе усвоения речевого материала лежит не механическое заучивание, а многоразовое использование его в меняющихся условиях. Организуя практику общения, я сообщаю детям новые слова, словосочетания. Создаю адекватные ситуации для выражения ими мыслей, чувств, просьб. Сначала слово выступает для ученика в узкоограниченном значении, например, слово «кусочек» . Стараюсь так построить педагогический процесс, чтобы это слово могло быть использовано в иной ситуации, в различных словосочетаниях: «кусочек пластилина», «много кусочков», «оторви 6 кусочков пластилина».
Благодаря многократной повторяемости усваивается состав слова, его значение расширяется, уточняется. Такая подача речевого материала в знакомой ситуации, но при разных формах организации способствует быстрому запоминанию его и введению в активную речь неслышащих детей.
Характер речи ученика на уроках предметно-практического обучения часто зависит от той роли, какую он выполняет на уроке – является ли он организатором («маленьким учителем», бригадиром) или рядовым исполнителем. В первом случае его речь носит ярко выраженный побудительный характер, во втором случае – характер отчётности. Поскольку ученики, на уроках, меняются ролями, то постепенно все они овладевают навыком выражать свои мысли словесными средствами и понимать речь других .
Кроме того, на этих уроках постоянно возникают естественные ситуации для словесного общения учащихся с учителем и друг другом. Легко усваиваются обращения учителя с заданиями или вопросами к ученикам, а также учеников к учителю или товарищу. Например, «Вика, лепи», «Ребята, разделитесь на бригады», «Максим, помоги мне , пожалуйста».
Овладение разговорной речи на уроках ППО начинается естественным способом – с использованием моего обращения к детям, в котором выражаются просьбы совершить определённые действия или выполнить задания. Например: « Наташа, положи конструктор справа, а рисунок слева», «Ребята, напишите, что вам нужно для работы».
С самого начала младшие школьники учатся работать не молча, а постоянно сообщать мне, бригадиру, или «маленькому учителю» о каждой выполненной операции и спрашивать разрешения на выполнение следующей. По ходу деятельности они сообщают о своих затруднениях, обращаются за помощью. Например: «Я обвела по шаблону яблоко. Можно вырезать?», «Я не умею лепить», « У меня не получается», « Помогите мне, пожалуйста».
Большую трудность для неслышащих детей представляют вопросительные предложения: они не умеют задавать вопросы и отвечать на них. На уроках предметно – практического обучения часто возникают ситуации, когда у ребенка появляется потребность в вопросительном предложении. Например, при распределении работы по изготовлению макета. Серёжа отказывается от предложения бригадира лепить фигурки зверей. Бригадир сообщает мне: «Серёжа не хочет лепить зверей». Я: «Спроси у него, почему он не хочет?». Бригадир обращается к Серёже: «Серёжа, почему ты не хочешь лепить?». Серёжа: «Потому что я не умею». Вместе с этим я постоянно побуждаю учеников задавать вопросы: «Спроси, как это называется», «Спроси, что он делает», «Спроси, у кого есть карандаш».
Как видите, в самом содержании вопроса уже содержится речевая опора, которая способствует формированию устного обращения к одноклассникам или учителю.
На уроках ППО наиболее естественно и мотивированно усваиваются вопросы: «Что ты будешь делать? Что ты делаешь? Что ты сделал? Кто выполнил работы верно? Кто выполнил работу неверно? Что ты нарисовал? Какого цвета кнопка? Какой пластилин? Чья работа? С кем ты хочешь работать? Зачем тебе клей? Кому помочь? Почему ты так думаешь? Когда мы будем продолжать работу?»
На некоторых уроках я предлагаю детям изготовить на выбор одну поделку из двух, например, вылепить кисть смородины или винограда. В ситуации выбора дети легко понимают значение вопроса: «Что ты хочешь лепить смородину или виноград?» - а выбрав, усваивают выражение: «Я хочу лепить виноград».
Таким образом, на уроках ППО школьники учатся в естественных условиях ведению диалога. Практически каждый структурный момент урока (сообщение темы урока и вида деятельности, знакомство с изделием, составление заявки на материалы и инструменты, плана изготовления поделки, изготовление её, отчёт о работе), организованный мной, способствует возникновению диалога между детьми. В это время моя задача - своевременно помочь. Предварительно отобрав и чётко продумав речевой материал, способы и место его преподнесения детям, предлагаю детям речевые образцы устного высказывания.
Например, на этапе изготовления изделия, между детьми происходит такой диалог:
Максим: Наташа, что ты делаешь?
Наташа: Я вырезаю цветок, а ты?
Максим: А я приклеиваю цветок.
Ошибкой некоторых учителей является оценивание предметно-практической деятельности младших школьников на уроке в отрыве от речевой. Необходимо оценивать эту деятельность комплексно: «Сегодня ты не только хорошо выполнил работу. Ты много и правильно говорил». По опыту своей многолетней деятельности могу сказать, что подобная оценка стимулирует младших школьников на активное пользование речью во время учебно-воспитательного процесса.
Список литературы:
- Васильев И.Н. Методика обучения глухонемых речи, письму и чтению. СПб, 1900
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т., М.: 1983 - Т.5
- Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. М.: ACADEMIA, 2002
- Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников. Под ред. С.А.Зыкова, М.: 1976
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии, М.: Просвещение, 1990
- Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции// Дефектология- 2009 -№1 – с. 5 – 19
- Марциновская Е.Н. Нестерович Т.В., Зыкова Т.С. Уроки предметно – практического обучения в школе глухих. Пособие для учителей., М.: Просвещение, 1980
- Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей. Под ред. Л.М.Быковой., М.: Просвещение. 1991.
- Психология глухих детей. Под ред. И.М. Соловьёва, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой, М.:1971.
- Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения. Под ред. Т.В. Розановой, М.: Педагогика. 1991.
- Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. М.:Педагогика.1981.
- Сурдопедагогика. Под ред. Речицкой Е.Г., М.: Владос, 2004.
- Свердловская опорная школа. Под ред. С.А. Зыкова - Свердловск, 1970.
- Экспериментальные урока предметно-практического обучения в школе для глухих детей: Методическое пособие для учителей., М.:1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.
Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....
"Развитие связной речи у младших школьников с ТНР во внеурочной деятельности"
методическая разработка...
Развитие связной речи у младших школьников
Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. В настоящее время проблема развития связной речи н...
Развитие связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Теоретический материал по проблеме....
Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»
Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...
Изложение как средство развития связной речи у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Осмысливается роль изложения в развитии связной речи школьников. Представлены различные классиикации изложения. Описаны изложения с точки зрения их влияния на мыслительную деятельность учащихся....
«Развитие связной речи у младших школьников с ЗПР средствами приемов мнемотехники».
Нарушения речи у учащихся с ЗПР преимущественно носят системный характер и входят в структуру дефекта. Многим обучающимся присущи недостатки звукопроизношения (замены и смешения звуков, неправильное п...