Статья по теме «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»
статья
Цель данной статьи - рассмотреть проблематику формирования и развития познавательных УУД средствами курса “Окружающий мир” УМК “Перспектива” авт. Плешакова А.А. и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»
Учитель начальных классов:
Кмитич Ю.В
Цель: создание условий для развития познавательных способностей учащихся через внедрение технологии системно - деятельностного подхода к обучению в рамках реализации ФГОС второго поколения
Задачи:
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения успешности учащихся;
- использование технологии системно - деятельностного подхода в обучении с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
- воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
1 этап
Актуальность
- изучение проблемы
- этап
Теоретический
- осознание идеи
- осмысление передового опыта (литература)
- повышение квалификации
3 этап
Методическая разработка
- построение замысла индивидуальной методической работы
4 этап
Практический
- самостоятельная разработка и апробация
5 этап
Итоговая диагностика
6 этап
Аналитический
- выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения
Предполагаемый результат:
- Создание банка инновационных идей и технологий;
- Разработка творческих авторских программ.
- формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- повышение качества преподаваемых предметов;
- участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного методического объединения учителей начальных классов;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Этап I
- Актуальность темы
- Изучение проблемы
Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов. Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования УУД конкретизирует соответствующий раздел Фундаментального ядра содержания общего образования.
Требования к результатам освоения ООП:
- Личностные
- самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоидентификация;
самоуважение и самооценка,
гражданская и этническая идентификация
- смыслообразование:
мотивация (учебная, социальн.);
границы собственного знания и «незнания»
- морально-этическая ориентация:
ориентация на выполнение моральных норм;
способность к решению моральных проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
2. Метапредметные:
- регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность
- коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества;
умения передавать информацию
воспринимать информацию
- познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
знаково-символическое моделирование;
выполнение логических операций
3. Предметные:
- Основы системы научных знаний;
- Опыт «предметной» деятельности по получению,
преобразованию и применению нового знания;
- Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Таким образом, познавательные учебные универсальные действия входят в группу метапредметных результатов освоения ООП. Для их развития необходимо формирование познавательной мотивации как залога успешной образовательной деятельности.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения.
Этап II
Теоретический
- Осознание идеи
Как уже говорилось ранее, познавательные УУД базируются на познавательной мотивации. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Когда ребёнок вовлечён и проявляет интерес к процессу познания, он усваивает максимальный объём информации. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник.
Формирование познавательной мотивации:
Чередование различного рода деятельности в + ходе одного занятия | Последовательное накопление знаний = навыков | Процесс возникновения интереса |
Особенности формирования учебной мотивации:
- в урочной деятельности;
- в проектной деятельности;
- в контрольно-оценочной деятельности;
- при работе с летними заданиями (если таковые имеют место быть)
Так, формирование познавательной мотивации и развитие познавательных учебных действий следуют в учебном процессе перемежаясь и неотрывно друг от друга.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Характеристика результатов формирования познавательных УУД на разных этапах обучения в начальной школе
по УМК «Перспектива»
Класс | Познавательные УУД |
1 класс | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. |
2 класс | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего «незнания». 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы |
3 класс | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
4 класс | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»
Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок ...
"Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения" (Выступление на МО учителей начальных классов)
Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах...
«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»
laquo;Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»Цель: создание условий для развития познавательных способностей учащихся через в...
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения
Доклад на межшкольном методическом объединении учителей начальных классов....
Самоанализ «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»
Цель: создание условий для развития познавательных способностей учащихся через внедрение технологии системно - деятельностного подхода к обучению в рамках реализации ФГОСЗадачи:повышение к...
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС. Из опыта работы...