Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи
статья (1 класс) на тему
Исходя из названия темы, цель данной статьизаключается в подборе упражнений, заданий, игр на формирование графомоторных навыков и в использовании их на практике, конкретно, на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи. Материал могут использовать воспитатели, логопеды, учителя начальных классов, родители.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи
Все мы прекрасно знаем, что дети с различными речевыми нарушениями страдают нарушениями моторики: артикуляционной, общей, мелкой, ручной. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на готовность ребёнка к школе, в частности, в овладении письмом. Рука не развита, писать не может; элементы букв и сами буквы не получаются, в прописях и в тетрадях грязь. В результате ребёнку очень трудно в школе. Не получается, а раз не получается, значит пропадает желание учиться писать, ведь трудно. Следовательно, мотивация у ребёнка падает, родители расстроены, с учёбой целая проблема. Как быть, можно ли помочь таким детям? А помочь им можно. В результате научных исследований учёными было установлено, что речевые центры в коре головного мозга расположены рядом с двигательными центрами. Развивая пальчиковую моторику, мы активируем двигательные центры в коре головного мозга. А так как речевые и двигательные центры расположены рядом, то в результате процесса иррадиации (переход возбуждения на рядом стоящие зоны) начинают развиваться речевые центры. Значит, происходит активное развитие речи ребёнка, как устной, так и письменной. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте усиленно развивать мелкую моторику. Она в основе развития графомоторных навыков у детей. И если она не развита у ребёнка до школы, то её надо развивать на начальных этапах обучения в школе. Работу можно вести в двух направлениях:
- Развивать мелкую пальчиковую моторику.
- Проводить работу по формированию графических навыков.
Такую работу можно проводить на подготовительном этапе логопедической деятельности, на занятиях по постановке, автоматизации звуков, а также в качестве разминки, физ. паузы на занятиях, во внеурочное время и, конечно же, дома.
Рассмотрим первое направление:
Развитие мелкой пальчиковой моторики
На практике это:
- Различные пальчиковые игры и упражнения: «Колечко», «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес пошёл» и др.
- Пальчиковые театры.
- Игры с тенью, когда ребёнок с помощью пальцев рук изображает животных, предметы и др.
- Различные шнуровки, тренажёры по застёгиванию и расстёгиванию пуговиц.
- Выкладывание предметов, узоров и др. из фишек, спичек, палочек, из природного материала (семечек, семян, орехов, косточек).
- Игра «Танграм»: выкладывание различных фигур из геометрических фигур.
- Задания «Собери предмет из частей»: «Собери машинку» (домик, солнышко, цветок, дерево, столик и др.).
- Задания по вставлению деталей в целую фигуру: «Наряди ёлочку», «Посади цветы на клумбу», «Залатай коврик», «Заклей шину», «На дубе желуди», «На яблоне яблоки», «Помоги ёжику собрать яблоки», «Собери клубнику (малину, грибы…) в корзину и др.
- Пазлы, мозайка.
- Работа с конструкторами. Особенно хороши те, где мелкие детали или конструкторы, где надо собирать фигуры, предметы из частей, соединяя их болтиками, гайками.
- Игры с песком.
- Рисование пальчиками, когда ребёнок обмакивает пальчик в краску, гуашь, рисует на разные темы.
- Массажи и самомассажи рук, пальцев путём:
- поглаживания, растирания, пощипывания, поколачивания;
- использования различных шариков с шипами, бигудюшек, орехов, косточек.
14. Лепка из пластилина, теста.
15. Оригами.
16. Апликации.
Второе направление:
Формирование графических навыков:
- Различные виды штриховок, обводок с использованием картинок, шаблонов, трафаретов.
- Обводка букв, их элементов.
- Дорисовка букв.
- Задания с «зашумлением» букв.
- Соединения по точкам узоров, букв, их элементов.
- Проведение линий, не отрывая карандаша и не выходя за границы.
- Графические диктанты по клеткам.
- Прохождение лабиринтов, например, найти нужную дорожку, дойти до зайки…
- Продолжи узор, продолжи написание буквы.
- Рисование узоров, букв пальчиком по песку, манке.
И другие задания.
Таким образом, систематическая работа по формированию графомоторных навыков, как в школе, так и дома обязательно поможет ребёнку преодолеть все трудности, связанные с письмом. Ребёнок станет увереннее в себе, у него повысится самооценка, он станет успешнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха на начальном этапе обучения младших школьников
В данной статье изложены разноообразные методы и приёмы, позволяющие развивать фонематический слух у учащихся начальной школы...
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи для группы учащихся, имеющих ошибки дисорфографического характера (3-4 класс)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫСЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...
Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования познавательных УУД на начальном этапе обучения школьников.
Обощение опыта ....
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.
Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием....
Открытый урок на тему: Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на баяне (аккордеоне)
формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте. Сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники учащихся в классе аккордеона и баяна....