Влияние позиции педагога в формировании активной познавательной деятельности школьника
презентация к уроку на тему
Существует семь педагогических позиций,каждая из которых может проявляться в чистом виде,но могут быть комбинации и из разных позиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozitsii_uchitelya.docx | 227.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ
Существует несколько позиций отношения учителя к детям, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Существует семь позиций и всего лишь одна из них эффективная, приводящая к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.
Карабас-Барабас
Ему нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Не обучает, а дрессирует.
Позиция учителя- Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых учителем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе, дети парализованы страхом перед ним), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.
Мальвина
Мальвина - благовоспитанная девочка. Обучает тем нормам, которые считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения. Поэтому в экстремальной ситуации оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.
Позиция учителя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, тем самым отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, ограничивая развитие способностей.
Красная Шапочка
Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-школьнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Она в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант.
Позиция учителя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач.
Спящая красавица
Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву).
Учитель, занимающий такую позицию, предоставляет детей самим себе. Проводя ежедневно по 4-5 часов с безразличным учителем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье.
Учитель - Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.
Наседка
Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, ухаживает. Она постоянно тревожится о своем потомстве, скликая цыплят под свое крыло.
Учитель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.
Снежная королева
Цель Снежной королевы - власть над миром, и в частности над Каем.
Учитель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.
Мери Поппинс
Мери Поппинс весьма образованная особа, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях. С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, т.е. она знает детей как бы «изнутри».
Учитель- Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов.
Уважаемые педагоги!
Проанализируйте, пожалуйста, все позиции, и честно ответьте себе: к какой относитесь вы. Мэри Поппинс – это партнёрская позиция, она эффективно раскрывает творческий и личностный потенциал каждого ребенка.
Так будем к ней стремиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс-презентация методических материалов «Мой класс» Номинация"Формирование активной жизненной позиции "
Автор: Бычкова Лидия Владимировна Конкурс-презентация методических материалов " Мой класс" Номинация "Формирование активной жизненной позиции"Цель:представить деятельность классн...
Формирование активной познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира
Презентация содержит теоретический материал, который помогает раскрыть содержательную линию окружающего мира и сформировать основные качества современного школьника....
Статья "От формирования активной и деятельностной позиции ученика к воспитанию культуры личности подрастающего поколения"
Одна из главных задач учителя, классного руководителя - формирование активной жизненной позиции ученика. Необходимо вовлекать учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важ...
Статья "О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников"
Проблема развития познавательной активности обучающихся в наше время особенно актуальна. Одни исследователи акцентировали свое внимание на развитие познавательной потребности, другие- на развитие любо...
Реферат : "Факторы, определяющие активную позицию педагогов в создании адаптивно-развивающей образовательной среды"
Здоровье детей, их физическое и психическое развитие, социально-психологическая и медико-физиологическая адаптация в значительной степени опреКомпетентность педагога в вопросах здоровья – важней...
Формирование активной познавательной деятельности учащихся в начальных классах при помощи курса А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах»
Формирование информационной грамотности на уроках в начальной школе при помощи курса А.В.Горячева "Информатика в играх и задачах". Межпредметные связи на уроках в начальной школе....
Влияние позиции семьи на формирование личности ребенка
Семья играет очень важную роль в жизни любого человека. От отношения родителей к ребенку зависит дальнейшее формирование его личностных черт. Этот процесс во многом зависит от того, как удовлетворяютс...