Статья "От формирования активной и деятельностной позиции ученика к воспитанию культуры личности подрастающего поколения"
статья по теме
Одна из главных задач учителя, классного руководителя - формирование активной жизненной позиции ученика. Необходимо вовлекать учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важно предоставить возможность каждому ребенку быть сопричастным к общему делу. А поэтому надо вовлекать учащихся в разнообразную деятельность, выстраивая ее так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.v._bukova_-_statya_dlya_sbornika.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Букова М., В.,
учитель начальных классов
ГОУ СОШ №72
ОТ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ УЧЕНИКА К ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Ребенок приходит к нам в первый класс и перед учителем, встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Общество постоянно меняется, меняются и ценности. Ребенок впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны нашей жизни. Своих учеников мы хотим видеть добрыми, не причиняющий зла живому, честными и справедливыми, любящими и заботливыми, трудолюбивыми и настойчивыми, самостоятельными и ответственными, смелыми и решительными, бережно относящимися к слову, к своим речевым поступкам, толерантными и патриотичными. Но это портрет идеально воспитанного младшего школьника, взятый мной из программы духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе "Школа 2100". Идеал - это высшая норма нравственной личности, недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться.
Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм: любовь к близким, друзьям, школе, к своей малой родине, к своему народу, к России и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам;
- гражданственность: долг (перед семьёй, предками, страной), толерантность, соблюдение закона и порядка.
- труд и творчество: целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- наука, искусство и литература: духовный мир человека, гармония; природа наш дом - экологическое воспитание;
- семья: любовь и верность, здоровье, почитание родителей , забота о старших и младших.
В основе концепции воспитательной системы нашей школы лежит системно-деятельностный подход, через который формируется активная жизненная позиция.
В рамках духовно-нравственного воспитания я использую различные формы и методы, которые включают:
- Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки - это наиболее простые формы работы, которые используются на протяжении всех четырех лет обучения в школе. В этих мероприятиях активно участвуют родители, вместе с детьми они с удовольствием посещают экскурсии и особенно выезжают загород.
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Например выставка поделок из природного материала "Краски осени", выставка новогодних игрушек, выставка рисунков.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
В течение года в школе ребята посещают музыкальный абонемент по ознакомлению с музыкальными традициями своего народа, музыкальными инструментами, русскими народными песнями.
- Организация праздников.
Следующим шагом в знакомстве с русскими традициями был праздник Русской березки, которым мы готовили с ребятами для второклассников. Праздник состоял из нескольких частей:
1) береза - символ России
2) береза в поэзии, песнях и живописи
3) традиции и обряды (Праздник Троица)
4) березки у солдатских могил.
Каждую часть праздника я репетировала с ребятами отдельно, только на празднике они увидели выступления друг друга. Праздник был очень интересным и познавательным, он очень сплотил ребят, т.к. у всех было общее дело. Каждый ребенок принял в нем участие и даже второклассники, которые были гостями, пели с нами песни, водили хороводы и подготовили для нас танец с ложками.
В четвертом классе моим детям очень повезло. В школе открылся кружок ложкарей. Многие ребята стали посещать этот кружок. Ребята так здорово играли на ложках, что их стали приглашать на школьные праздники и они даже приняли участие в районном конкурсе малых театральных форм среди учащихся начальной школы "Брянцеву посвящается".
Одна из задач духовно-нравственного воспитания - воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции. Что такое патриотизм? Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к Родине, чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, родной школе, классу, семье. Для решения этой задачи я использовала разные формы:
- участие в концертах для ветеранов;
- литературно-музыкальные композиции, посвященные памятным датам;
В 2010 году страна отмечала 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы решили внести свой вклад в это общее дело и приняли участие в районной акции "От поколения к поколению". Ребята в течение месяца делали своими руками поздравительные открытки для ветеранов и жителей блокадного Ленинграда. В этой акции принимали участие и родители, предлагая эскизы открыток.
- классные часы - наиболее распространенная форма.
Классный час "Мы живы, пока помним", посвящен родственникам ребят, которые жили и трудились в годы войны. Это мероприятие вызвало у ребят сильные эмоциональные переживания.
- проектная деятельность становится популярным методом формирования активности учащихся.
Подготовительным этапом к этому классному часу являлась проектная деятельность. Ребята должны были узнать о своих родственниках в годы войны, оформить творческую работу, а затем весь материал был собран в презентацию. Многие родители положительно отзывались об этом проекте. Пришлось достать давно забытые фотографии и вспомнить о своих предках, записать вместе с детьми рассказы. Вот она связь поколений. Но в некоторых семьях связь поколений утрачена и не все дети смогли выполнить это задание.
В рамках празднования 65- летия Победы в ВОВ мы приняли участие в районном проекте "Марш Победы". Каждый класс оформил свою страницу в книге Памяти. В этом проекте наша школа заняла 3 место в Калининском районе.
Патриотическое воспитание осуществляется в учебно-образовательном процессе (на уроках). Здесь осмысление ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру. Очень интересными были уроки окружающего мира в 4 классе при изучении раздела "Из истории нашей Родины" от Рюрика до наших дней.
В рамках празднования 75-летнего юбилея Калининского района учащиеся школы приняли участие в районном проекте «Мой район – моя гордость, моя ответственность». Итогом совместной работы педагогов, учащихся и родителей стала победа и признание творческого альманаха лучшим в районе.
Наш класс принял участие в районном проекте наш "Наш дружный класс" - финал четырехлетнего пребывания в начальной школе. Участие в конкурсе еще больше сплотило ребят. Они показали хороший уровень коммуникативных навыков, умение взаимодействовать в различных ситуациях, высокий уровень активности, ростки самоуправления.
Процесс воспитания - обоюдный процесс школы и семьи, направленный на обеспечение полноценного развития и воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. С первых лет жизни ребенок, как губка, впитывает семейные ценности и они составляют основу его поведения. Поэтому большую роль играет совместная работа школы и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. Педагоги, дети и их родители являются участниками учебно-образовательного процесса. Как сделать родителей полноценными партнерами школьной жизни? Взаимодействие школы и семьи может строится на основе использования традиционных и нетрадиционных форм работы.
Традиционной формой работы является проведение в школе индивидуальных консультаций и родительских собраний. Но появилась необходимость использования и новых форм сотрудничества.
С 2007 года в школе создан Попечительский совет, на заседаниях которого рассматриваются вопросы, посвященные улучшению материально-технических условий работы школы, проблемам здоровьесбережения и организации питания учащихся.
С 2008 года проводятся Родительские дни, где каждый родитель может получить консультацию учителя-предметника, задать вопросы классному руководителю, обратиться за советом к администрации школы.
С 2008 года в школе существует проект «Живая школа», который объединил педагогов, детей и родителей. Цель этого проекта - показать жизнь школы изнутри и предоставить возможность родителям стать полноценным партнером, а не наблюдателем со стороны. В рамках этого проекта проходят различные совместные акции и мероприятия.
С 2009 года работает Совет профилактики, где родители вместе с детьми и педагогами решают конфликтные ситуации, связанные с пропусками уроков, плохим поведением и нарушением правил внутреннего распорядка
Традицией школы стало проведение ежегодно «Дня здоровья». В мероприятии принимают участие ученики, родители и педагоги, которые путешествуют по станциям «Спортивная», «Профилактическая», «Правильное питание», «Гигиена», «Игровая», «Классный час». Совершая маршрут по всем составляющим здорового образа жизни, участники мероприятия в интерактивной форме узнают новое, делятся впечатлениями, обсуждают проблемы асоциального поведения, имеют возможность задать вопросы специалистам.
Мы не останавливаемся на этом и ищет новые формы взаимодействия с семьей.
Проводя воспитательные мероприятия, очень важно использовать разнообразные формы и методы работы, где каждый ученик может проявить себя, внести свой личный вклад, почувствовать свою причастность к делам класса, школы, города, страны.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Инновационная программа развития ГОУ СОШ №72 на период 2011-2015 гг.: От развития личного потенциала обучающегося к открытой и активной школе. Утверждена решением Педагогического совета школы от 15.02.2011 г. Протокол №3
3. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2010 гг. Петербургская Школа 2010
4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373
5. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе "Школа 2100".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование активной деятельностной позиции и учебной мотивации через внеклассную работу».
В своём докладе мне хотелось бы поделиться опытом работы по решению проблемы снижения учебной мотивации и, в частности, инт...
« Воспитание милосердия у подрастающего поколения » ( из опыта работы )
Выступление на курсах ОПК....
Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
Роль духовно-нравственного воспитания в формировании целостной личности. Какие существуют проблемы духовно-нраственного воспитания....
Воспитание культуры личности младшего школьника через приобщение к чтению
В статье рассматривается понятие «культура личности», роль чтения в воспитании культуры личности младшего школьника. Приведены результаты исследования, характеризующие отношение младших шк...
Выступление по теме: "Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и становление подрастающего поколения"
Выступление по теме: "Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и становление подрастающего поколения"...
Правильное воспитание ребёнка – одна из важнейших задач в формировании и становлении личности подрастающего поколения
Задачи по формированию морально-нравственного потенциала личности ребёнка, чувства ответственности за свои поступки, а так же вопросы, касающиеся условий эмоционального, нравственного самовыражения ли...
Формирование позитивных духовных качеств в подрастающем поколении на примере исторической личности Александра Невского
Формированиепозитивных духовных качеств в подрастающем поколении на примере исторической личности Александра Невского...