Приёмы повышения уровня развития интереса к чтению на уроках в начальной школе и дома.
консультация на тему

Пыльнева Ольга Павловна

Материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям ГПД, родителям младших школьников. Статья содержит приемы повышения читательского интереса у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        В современном мире снижение интереса к чтению у детей является важной проблемой. Вследствие явления всеобщей компьютеризации, обилия гаджетов, отсутствия примера читающих родителей дети перестали читать. В результате младший школьник затрудняется грамотно формулировать свою точку зрения и доказывать её, не умеет анализировать прочитанное и понимать его смысл. Это создает большие затруднения в учебной деятельности. Важная задача учителя – привить ученикам интерес к чтению книг, поэтому разработка специальных приёмов, оказывающих благотворное влияние на развитие читательского интереса, актуальна. Кроме того, интерес к чтению относится к личностным результатам освоения программы начального общего образования в соответствие с ФГОС НОО. Проблему отсутствия читательского интереса у современных школьников  изучается широко в психолого-педагогической литературе.

Приведем ряд приёмов  повышения уровня развития интереса к чтению на уроках литературного чтения в начальной школе.

1. «Активное слушание». Цель данного приёма: научиться выделять главную мысль и опорные слова текста, составлять рассказ по опорным словам и грамотно пересказывать текст. Учитель выразительно читает текст, дети слушают и на ходу выписывают опорные слова. Затем с помощью опорных слов они составляют пересказ текста и рассказывают его учителю. Приём «Активное слушание» можно применить при изучении небольших произведений, например, киргизской сказки «Мудрая девушка», русской сатирической сказки «Три калача и одна баранка» и др

 2. «Хорошо – плохо». Цель данного приёма: анализировать личности героев произведений и их поступки, отличать добрых персонажей сказки от злых персонажей, а также хорошие поступки от плохих и аргументировать свою точку зрения. Составляется таблица из двух столбцов с названиями «Хорошо» и «Плохо». Герои произведения в соответствие с их характером и действиями, а также поступки распределяются в соответствующие столбцы. Ученик высказывает свою точку зрения о том, какого персонажа можно отнести к доброму, а какого к злому и почему, используя в качестве доказательства текст. Этот приём более чем уместен во время изучения сказок, например, сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», отрывков из произведений А. Толстого «Приключения Буратино» и Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).

3. «Угадай, кто я?». Цель приёма: актуализировать свои знания об изученных произведениях, научиться формулировать и задавать вопросы, знать общую характеристику героев произведений. Среди учеников выбирается ведущий (им может быть вначале применения приема учитель) и загадывает в уме героя из изученного литературного произведения. Задача учеников – задавать ведущему такие вопросы, которые предусматривают только ответы «да» или «нет». Необходимо догадаться, кого загадал ведущий. Этот приём полезно использовать после изучения целого раздела, так как он актуализирует знания второклассника и тренирует его память.

 4. «Создай паспорт». Цель приёма: уметь анализировать личность героя, его характер и поступки, давать характеристику герою произведения. Детям необходимо в свободной форме охарактеризовать героя, отразив его внешность, качества характера и поступки. Затем каждый ученик представляет «паспорт» героя перед классом. Приём «Создай паспорт» полезно использовать во время изучения большинства литературных произведений в курсе литературного чтения во втором классе, например, сказок П. Ершова «Конёк-горбунок», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит», А. Милна «Винни-Пух», А. Толстого «Приключения Буратино»,Дж. Родари «Приключения Чиполлино» и др.

5. «Кадр за кадром». Цель приема: научиться делить текст на смысловые блоки, делать раскадровку произведения, составлять рассказ, опираясь на иллюстрации, развить творческие способности. Учащиеся изучают произведение, делят его на смысловые блоки и иллюстрируют каждый смысловой блок. Затем, опираясь на иллюстрации, они воспроизводят сюжет произведения. После урока можно организовать выставку из рисунков, повесив их на специальный стенд. Деление произведения на смысловые блоки можно проводить на уроке, а иллюстрирование и пересказ задать в качестве домашнего задания. Приём «Кадр за кадром» уместен при изучении различных сказок, как народных, так и авторских.

 6. «Инсерт». Цель приема: формирование адекватной самооценки ученика, актуализация знаний, осознание степени усвоенности материала и необходимости его дальнейшего изучения. Дается небольшая таблица, разделенная на 4 столбца. Названия столбцов: «Уже знал», «Новое», «Думал иначе», «Не понял/ Есть вопросы». В конце урока после изученного материала ученик сам оценивает свои знания и заполняет таблицу. В первом столбце он пишет факты, которые были ему известны до урока; во втором столбце – информацию, которая оказалась новой для него; в третьем столбце – какие факты из нового материала предстали перед ним в новом, неожиданном, свете; в четвертый столбце – информацию, которая была им не понята, которую необходимо уточнить, а также возникшие у него вопросы по данной теме. Учитель может в конце урока провести опрос по данной таблице и выяснить степень усвоенности детьми материала и отметить для себя, какие моменты нужно будет снова проговорить. Этот приём используется на этапе рефлексии урока. Если применять его регулярно в конце каждого урока, то можно приучить второклассника к самоанализу и осознанию процесса обучения. Таким образом, развитие у учащихся читательского интереса и любви к книге является важнейшей задачей начального образования. Это способствует личностному развитию и саморазвитию младшего школьника, формированию у него потребности в чтении, развитию универсальных учебных действий, а также осознанию учащимся учебного процесса и улучшению его эффективности. Владение приёмами формирования интереса к чтению – ценная компетенция настоящего учителя, необходимая для качественного образования современных детей.


Колпащикова Ю. С., Рожина В. А. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 104–109. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770823.htm.

Роль семьи в развитии интереса к чтению

Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Любовь к чтению закладывается годами. Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Как правило, читать любят дети читающих родителей. Родителям следует дать рекомендации:

1. Будьте примером вашему ребенку

Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию. Пусть дети видят как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.д.

Когда последний раз вы брали в руки книгу? А ваш ребенок заставал вас за чтением книги? Помните, ребенок повторяет действия взрослых. Вы - родитель, и для вашего ребенка вы являетесь человеком, на которого он старается быть похожим, поэтому если вы будете ежедневно читать, то это окажет просто огромное влияние на вашего ребенка. Таким образом, именно родители демонстрируют, что чтение играет очень важную роль в их жизни.

2. Чаще ходите в библиотеку.

. Возьмите себе в привычку ходить в библиотеку каждое субботнее утро, таким образом, вы покажете ребенку какую важную роль играет чтение книг. Дети постепенно смогут выбирать сами себе книги по вкусу, по своим интересам, тем самым самовыражаясь и подчеркивая свою индивидуальность.

3. Не поощряйте стремление ребёнка часто смотреть телевизор.

Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Оно не помогает детям учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Дети, которые учатся с телевизионного экрана, привыкают ждать, что все ответы придут к ним в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Они становятся нелюбознательными учениками, у которых подавлено желание делать собственные открытия. Поэтому старайтесь меньше сидеть у телевизора, а когда малыш смотрит, смотрите вместе с ним.

4. Чтение должно стать каждодневной обязанностью для детей перед тем, как они лягут спать.

Почему же не почитать книгу вслух за полчаса до того, как все лягут спать. Это занятие определенно намного полезней и лучше, чем просмотр телевизора. К тому же чтение особым образом подготавливает детей ко сну..

5. Пусть ваш ребенок читает вслух.

Чтение вслух развивает речь вашего ребенка. Он будет стараться произносить правильно слова, которые будет встречать в книге. Как родитель, вы сможете следить, как развивается ваш ребенок. Когда вы посчитаете нужным, вы сможете сделать некоторые необходимые замечания ребенку. Даже если ваш ребенок читаете книгу, пока вы на кухне готовите ужин - это тоже полезно, это также будет оказывать положительное влияние на ребенка. Произношение слов, которых ребенок еще не встречал, никогда до этого, также очень полезно. Ведь таким образом ребенок учится выполнять задания самостоятельно, будет наполнять их чувством гордости, тем самым, способствуя развитию чувства собственного достоинства. Обращайте внимание детей на черты характера персонажей или, к примеру, на элементы одежды.

6. В гостиной должны преобладать книги.

Во многих комнатах главное место должны занимать книги. Вам необходимо положить книги на журнальный столик таким образом, чтобы они были заметны и выделялись. А в детской комнате на полке на видном месте должны стоять детские книги Постоянно выписывайте ребёнку детские периодические издания. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов- всё что угодно! Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

7. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

8. Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по развитию интереса к чтению

Родители часто задают ворос:" Как привить ребёнку любовь  к чтению?"  Редко можно увидеть детей, которые без всяких наставлений берут в руки книжку и увлечённо читают. Если члены семьи любят читать и ...

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....

Роль семьи в развитии интереса к чтению.

Создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса на основе сотрудничества с семьёй и детской библиотекой....

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

Статья: Статья СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Необходимость организации работы с семьёй исходит не из обящанностей родителей оказывать помощь школе, а из стремления обеспечить гармоничное индивидуальное развитие каждого школьника, что может осуще...