Отчет учителя начальных классов по самообразованию по теме: «Развитие интереса к чтению посредством работы с книгой в рамках новых ФГОС НОО»
статья (4 класс)

Отчет учителя начальных классов по самообразованию по теме: «Развитие интереса к чтению посредством работы с книгой в рамках новых ФГОС НОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

учителя начальных классов

Аносовой Анастасии Владимировны

по самообразованию по теме: «Развитие интереса к чтению посредством работы с книгой в рамках новых ФГОС НОО»

«Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее и плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода» Э. Хемингуэй

Наблюдая за подрастающим поколением, могу сказать, что в настоящее время наблюдается снижение интереса к художественному слову в детской среде, что, в свою очередь, усложняет приобщение детей к миру литературы, а через нее – к фундаментальным моральным ценностям.

Сегодня книги имеют много аналогов: видео, телевидение, компьютеры, гаджеты. Они яркие, захватывающие, их влияние активное, а порой даже агрессивное. Однако они не требуют серьезного внутреннего напряжения, сопереживания, работы ума, которая происходит в процессе чтения хорошей книги. Готовые зрительные образы не способствуют развитию образного мышления, не подпитывают воображение. Это духовно обедняет ребенка, мешает ему вырабатывать собственную линию поведения, поскольку дает готовые штампы поведения, причем часто далеко не самые лучшие их образцы.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению живого отклика на различные жизненные события, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективное мировоззрение. Во время чтения произведений ребенок представляет перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события, и чем сильнее его переживания, тем богаче ее чувства и представления о действительности. Моральные нормы и правила в художественных произведениях приобретают живой смысл, становятся доступными и понятны и легко принимаются ребенком как единственный правильный вариант поведения. Ребенок будто входит внутрь событий художественного произведения, будто становится их участником.

Я выбрала данную тему для самообразования с целью повысить интерес у младших школьников к чтению художественных произведений посредством работы с творчеством А. Л. Барто.

Для реализации данной цели были выделены следующие задачи:

  1. Изучение творчества А. Л. Барто.
  2. Определить, какое значение оказывает чтение произведений А.Л. Барто на воспитание у младших школьников.
  3. Разработка творческих заданий по произведениям А. Л. Барто.

Открытие мира поэзии и литературы через произведения А. Л. Барто может стать стимулом для дальнейшего развития личности ребенка и его творческих способностей. Важно создавать благоприятные условия для знакомства детей с творчеством писателя, чтобы они могли насладиться его произведениями и почувствовать себя частью этого удивительного мира слова и фантазии.

Приступив к работе, для меня было очень важным разобраться как же развить у младших школьников интерес к чтению художественных произведений. Для этого я провела традиционный урок литературного чтения во 2 классе и пришла к выводу, что большинство учащихся не заинтересовано в чтении стихотворений, сказок и художественных произведений. Путем изучения разнообразных методических пособий, статей, диссертаций, а также ФГОС НОО, было принято решение разработать несколько интересных заданий по творчеству А. Л. Барто для повышения интереса к чтению.

Вот некоторые из них:

1. Написание собственных стихов:

- попросить детей написать стихотворение на тему, которая им понравилась в произведениях А. Л. Барто;

- дать задание детям создать стихотворение, используя тот же стиль или рифмовку, что и у А. Л. Барто;

- предложить детям написать продолжение или альтернативную концовку к известному стихотворению.

2. Иллюстрирование стихотворений:

- предложить детям нарисовать иллюстрации к любимым стихотворениям А. Л. Барто.

- дать задание создать коллаж из картинок, отражающих содержание стихотворения.

3. Игры и конкурсы:

- провести викторину по стихотворениям А. Л. Барто «Мир, в котором живут дети». Задания для викторины:

1. «Игрушки» (учитель читает начало стихотворения, а дети продолжают. Можно, чтобы дети отвечали хором)

2. «Какие дети живут на свете?» (дети должны определить имена героев)

3. «Корзина с потерянными вещами» (учитель кладет в мешочек предметы или рисунки, связанные со стихотворениями Агнии Львовны Барто. Предмет считается угаданным, если дети назовут героя, а также название стихотворения. Игра проводится в виде соревнования).

Данные задания позволили мне:

  • Повысить у детей интерес к чтению;
  • Обогатить словарный запас у детей;
  • Развить речевые навыки у детей;
  • Развить творческие способности у детей.

Произведения писателя помогают детям понять основные жизненные ценности, такие как дружба, честность, доброта, справедливость. Через стихи и рассказы А. Л. Барто дети учатся видеть красоту в простых вещах, ценить труд, развивать в себе чувство сопереживания и сострадания.

Список используемой литературы

  1. Арзамасцева И. Н. Детская литература: учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / И. Н. Арзамасцева., С. А. Николаева // - 2-е изд., стереотип. - М., 2001. - 472 с.
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от № 273-ФЗ. – М., Законы и Кодексы, 2017. – 160с. – Режим доступа:
  3. Львов М. Р. Ребенок сам учится читать / М. Р. Львов // Начальная школа. - 1990. - № 4. - С. 59-62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа на тему: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКА»

 Программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры, что способствует формированию любви к Родине, патриотизма, вызывает чувство гордости за свою Родину...

Развитие двигательной активности обучающихся посредством организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО

В статье рассказывается о развитии двигательной активности на занятиях внеурочной деятельности....

Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса ч...

Статья на тему: «Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книгой»

В материале представлен педагогический  опыт учителя начальных классов по теме: " Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книг...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»Актуальность темы.Во все времена становления педагогики, проблема развития детского творчества, ко...