Развитие интереса к чтению классической литературы у обучающихся начальной школы
статья

Великанова Елена Васильевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интереса к чтению классической литературы у обучающихся начальной школы

 Чтение является основным средством познания, орудием, с помощью которого люди познают окружающий мир. На сегодняшний день перед учителями стоит задача вызвать интерес к чтению классической литературы у учеников начальной школы. Для того, чтобы осуществить успешную профессиональную деятельности на высоком  уровне педагог должен иметь значительную гуманитарную подготовку. Основной задачей знакомства учеников начальной школы с классической литературой, является воспитание интереса и любви к самой книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.

Главным фактором отношения ребенка к чтению классической литературы, считается наличие или отсутствие интереса к чтению. Значительную роль играет интерес, который проявляется как сила, влекущая к чтению, - это основной элемент, потянув за которое, можно вытянуть всю цепочку решения проблем. Заинтересованность в прочтении классической литературы возникает в том случае, когда ученик начальной школы легко располагает осознанным чтением и у него хорошо развиты учебно-воспитательные мотивы чтения. Непосредственно, учитель начальных классов должен научить учеников с первых дней обучения получать наслаждение от чтения классической литературы, обнаруживать в книге близкое своим мыслям и чувствам.

Предъявляемые к ученику начальной школы в первоначальном периоде условия литературного образования, в основном ориентированы на умения, навыки и знания ученика, но не на его индивидуальное развитие. У учеников начальной школы происходит весьма стремительное формирование эмоциональной сферы. Учитывая эту особенность, учитель способен достичь существенной производительности  в своей работе по формированию интереса к чтению. Непосредственно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому ученики начальных классов постоянно ищут в чтении:

1. занимательности, глубочайших эмоциональных переживаний. Их воображение держат в напряжении остросюжетные произведения, доблестные поступки представляются нормой существования, а излюбленные герои – это, в первую очередь, герои действия;

2. для учеников начальной школы необходимы такие произведения, которые способны научить их удивляться, поскольку из удивления рождается интерес к самой жизни, желание к  познанию, а так же умение наблюдать прекрасное и ценить его;

3. пренебрегая литературными увлечениями учеников начальной школы, можно навсегда «уничтожить» у них любую заинтересованность не только к классической литературе, но и к чтению в целом.

Организуя независимое прочтение книг учениками начальных классов, учителю следует предлагать для самостоятельного чтения художественные произведения различных жанров. Подобное многообразие в содержании отобранных книг создаст благоприятные условия для развития умения распознавать специфические особенности различных произведений. Следует принимать во внимание степень подготовки и навыки чтения каждого отдельного ученика при выборе произведения для самостоятельного чтения. Для успешной организации чтения  классической литературы учителю необходимо учитывать специфику классического произведения, психологические основы процесса чтения на разных этапах обучения, особенности восприятия и усвоения текста учениками начальной школыМетодика обучения чтению классической литературы, основываясь на литературоведческих и психологических положениях, определяет порядок и содержание работы по чтению и развитию речи в начальных классах. Она нацелена на то, чтобы каждый ребенок, обучаясь читать, освоил тип правильной читательской деятельности, для этого необходимо ввести в процесс обучения следующие методы:

  1. Метод чтения-рассматривания подробно изучала в своих работах Светловская Н.Н. Данный метод рассматривается, как постоянная цепочка взаимосвязанных умственных и практических действий, в результате которых ученик начальной школы без помощи других способен выделять внешние показатели содержания каждой книги, взаимно их соотносит и создает единый, но довольно аргументированный вывод о тематике, характере, количестве, а так же специфике помещенных в книге произведений, затем, исходя из общей предварительной оценки книги, ставит для себя цель чтения и сразу же по-настоящему включается в освоение этого содержания, подбирая оптимальный способ чтения.
  2. Метод активизации субъектного опыта (концепция И. С. Якиманской). Учитель предлагает ученикам начальных классов представить, что они оказались в той же ситуации, как и герои произведения. При этом ученики начальных классов стараются представить себе какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, в следствие этого, у них не только работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта.
  3. Метод интроспективного анализа (Попова М.В.). Цель учителя – поставить перед учениками начальной школы проблему таким образом, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Например: Можно ли противостоять мнению большинства?  Таким образом, отвечая на вопросы учителя, ученики получают знания о самих себе – своем внутреннем мире.
  4. Метод личностно ориентированной театрализации (подробно разработана И. Л. Масандиловой) нацелен  на включение учеников начальной школы в театрализацию литературного произведения. Речь идет о определенном внедрение элементов театра (или просто сценического реквизита) для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности учащихся, а так же их интереса.
  5. Метод творческого самоутверждения (Куницына В.Н.) может помочь ученикам начальных классов найти «собственное» место в культуре, «своих» писателей и поэтов. Для этого учителю следует обеспечить учеников всей необходимой информацией об участии в различных творческих конкурсах, театрализациях, подготовить учеников к достойному выступлению.

Таким образом, развитие у учеников начальной школы интереса к чтению классической литературы является сложным процессом, включающим в себя множество аспектов. Представленные выше методы  помогают создать на уроках литературы атмосферу заинтересованности в учебном процессе, эмоциональной открытости, которая способствует развитию лучших личностных качеств учеников начальной школы, вынуждает их быть небезразличными к тому, что происходит вокруг, повышает читательский интерес, формирует интерес к чтению классической литературы. Кроме этого, так же необходимо видоизменение и доработка самого процесса преподавания литературы. Особо важных считается  создание внешних условий для развития интереса к чтению у учеников начальной школы, так как этот процесс является одним из главнейших в формировании полноценной и зрелой личности.   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы повышения уровня развития интереса к чтению на уроках в начальной школе и дома.

Материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям ГПД, родителям младших школьников. Статья содержит приемы повышения читательского интереса у младших школьников....

Система дифференцированных заданий для развития познавательного интереса обучающихся начальной школы

Дифференцированное обучение является важным фактором развития познавательного интереса школьников. В данной статье представлена система дифференцированных заданий для развития познавательного интереса...

Статья на тему: «Важность развития читательского интереса у обучающихся начальной школы»

Изменения в системе образования в последние десятилетия и исследования в области литературоведения, педагогики и психологии создают благоприятные условия для поиска новых путей в области развития инте...