Рабочая учебная программа по курсу "Страна этикета" 1-4 классы
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 245.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
По курсу «Страна этикета»
Уровень образования: МГ 1, 2-4-х классов
Количество часов в неделю: 34 часа; в неделю: 1 час.
Учитель Власенко Л.Н.
г. Нерюнгри
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Учитель, наблюдая за поведением и общением учеников, видит: одни из них общаются легко, другие испытывают дискомфорт и свободно себя чувствуют лишь с хорошо знакомыми людьми. Мы обязаны помочь учащимся в познании тайн взаимоотношений, дать им поведенческие ориентиры, без которых человек не может уверенно чувствовать себя в обществе. Эти ориентиры заложены в этикете.
Учителю, обучающему детей правилам этикета, необходимы три условия: любовь и уважение к людям, знание этикета, знание психолого-педагогических основ обучения младших школьников, фантазия и творчество. Школьник и сам многое знает о поведении: от родителей и от педагогов дошкольных учреждений, из книг и из собственных наблюдений за людьми.
Цель настоящей программы:
освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи программы:
Образовательные:
- Сформировать систему нравственных отношений между людьми.
- Сформировать знания о культурном облике человека.
- Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
- Предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру.
Развивающие:
- Развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие.
- Развивать индивидуальные способности детей.
- Научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения.
- Прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Воспитательные:
- Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
- Прививать любовь к труду, учить доводить до конца любое начатое дело.
Отличительная особенность программы позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.
Форма организации учебных занятий – групповая: беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения театра, кинотеатра, музея, кафе, библиотеки.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут, 34 занятия в год.
Место учебного курса в учебном плане
Факультатив является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа в год в микрогруппе детей 1 или 2-4 класса, по 35 минут в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится
предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всѐ это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как еѐ изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Личностные: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение;
классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учѐбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно и или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
воспитать взаимоотношения учащихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое
подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить;__
учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение учащимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином,
социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия учащихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного
учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько
знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону
своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Содержание программы. 1 класс
Раздел I. Я среди людей (7час.)
Понятия «я», «внешний вид», «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище», «верность
Тема 1 Кто я и как выгляжу?
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, уважение человека к себе. Личная гигиена.
Тема 2. Что в нашем имени?
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
Тема 3 Плохо одному
Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.
Тема 4 Товарищи и друзья
Товарищи и друзья
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.
Тема 5 Как завоевывать друзей
Правила общения с товарищами и друзьями.
Тема 6 Бескорыстие в дружбе
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь
Тема 7 Верность слову
Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой
Раздел 2. Речевой этикет (7 час)
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
Тема 1Что такое этика и этикет
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
Тема 2 Роль мимики, жестов и позы в общении
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
Тема 3 О вежливых словах и их применении.
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.
Тема 4 Правила знакомства, представления и обращения
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
Тема 5 Правила приветствия и прощания
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
Тема 6 Правила извинения и просьбы
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
Тема 7 Правила благодарности и отказа
Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.
Раздел 3 Культура поведения (14ч)
Тема 1Отношение к старшим
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
Тема 2 Отношение к учителю
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
Тема 3 Отношение к малышам
Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким
Тема 4 Как вести себя в школе, на переменах
Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
Тема 5 Правила поведения в столовой, за столом
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
Тема 6 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
Тема 7 Искусство делать подарки
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций
Тема 8 Как правильно разговаривать по телефону
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
Тема 9 Правила поведения в общественном транспорте
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
Тема 10 Как вести себя в общественных местах
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
Тема 11 Правила поведения в театре и кино
Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций
Тема 12 Поведение в библиотеке и музее
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
Тема 13 Как вести себя в кафе
Знакомство с правилами поведения в кафе
Тема 14 Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями
Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.
Раздел 4. В мире сказок (3 час.)
Тема 1 Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.
Тема 2 Сказки – волшебство, чудо и правда
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
Тема 3 Сказка – ложь, да в ней намек
Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.
Раздел IV. Итоговое занятие ( 1 час.)
Тема 1 Что мы узнали и чему научились за год
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят
Содержание программы 2-4 класс
Раздел 1. Этика общения (8 часов)
Тема 1. Здравствуйте все!
«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Тема 2. Будем беречь друг друга.
Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.
Тема 3. Дружим с добрыми словами.
Идёт работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
Тема 4. Любим добрые поступки.
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Тема 5. Подари дело и слово доброе.
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.
Тема 6. Умеем общаться.
Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Тема 7. Каждый интересен.
Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 8. Подарок коллективу.
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …
Раздел 2. Этикет (7 часов)
Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.
Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.
Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Тема 11. Школьные правила этикета.
Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
Тема 12. Когда рядом много людей.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
Тема 13. Как решать семейные проблемы.
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.
Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.
Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.
Тема 15. Встречаем Новый год.
Классный «Огонек» с праздничным столом.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)
Тема 16. Душа – это наше творение.
Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»
Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.
Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.
Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.
Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Тема 20. Помоги понять себя.
Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.
Тема 21. О настоящем и поддельном.
Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.
Тема 22. Тепло родного дома.
Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».
Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа.
Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.
Тема 25.Когда солнце тебе улыбается.
Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (7 часов)
Тема 26. Чтобы быть коллективом.
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.
Тема 27. Коллектив начинается с меня.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Тема 28. Подарок коллективу.
Занятие проводится по традиционной методике.
Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.
Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».
Тема 30. Скажи себе сам.
Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.
Тема 31. Вот и стали добрей и умней.
Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.
Тема 32-34. Школе посвящается.
Тематическое планирование 1 класс
Разделы программы | Количество часов |
Я среди людей | 7 часов |
Речевой этикет | 7 часов |
Культура поведения | 14 часов |
В мире сказок | 3 часов |
Итоговое занятие | 1 час |
ИТОГО | 32часа |
Тематическое планирование 2-4 класс
Разделы программы | Количество часов |
Этика общения | 8 часов |
Этикет | 7 часов |
Этика отношений с окружающими | 10 часов |
Этика отношений в коллективе | 9 часов |
ИТОГО | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование курса в 1 классе
№ пп. | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Элементы содержание | Дата по плану | Дата факт. |
1. | Я среди людей | 7 | |||
1.1. | Кто я и как выгляжу? | 1 | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | 6.09 | |
1.2. | Что в нашем имени? | 1 | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | 13.09 | |
1.3. | Плохо одному | 1 | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 20.09 | |
1.4. | Товарищи и друзья | 1 | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | 27.09 | |
1.5. | Как завоевывать друзей | 1 | Правила общения с товарищами и друзьями. | 11.10 | |
1.6. | Бескорыстие в дружбе | 1 | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 18.10 | |
1.7. | Верность слову | Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову. | 25.10 | ||
2. | Речевой этикет | 7 | |||
2.1. | Что такое этика и этикет | 1 | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. | 2.11 | |
2.2. | Роль мимики, жестов и позы в общении | 1 | Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 9.11 | |
2.3. | О вежливых словах и их применении. | 1 | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. | 23.11 | |
2.4 | Правила знакомства, представления и обращения | 1 | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | 30.11 | |
2.5. | Правила приветствия и прощания | 1 | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 6.12 | |
2.6. | Правила извинения и просьбы | 1 | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | 13.12 | |
2.7. | Правила благодарности и отказа | 1. | Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. | 20.12 | |
3. | Культура поведения | 14 | |||
3.1. | Отношение к старшим | 1 | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 10.01 | |
3.2. | Отношение к учителю | 1 | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 17.01 | |
3.3. | Отношение к малышам | 1 | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | 24.01 | |
3.4. | Как вести себя в школе, на переменах | 1 | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 31.01 | |
3.5. | Правила поведения в столовой, за столом | 1 | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 7.02 | |
3.6. | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | 1 | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | 1.02 | |
3.7. | Искусство делать подарки | 1 | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 28.02 | |
3.8. | Как правильно разговаривать по телефону | 1 | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 7.03 | |
3.9. | Правила поведения в общественном транспорте | 1 | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | 1.03 | |
3.10. | Как вести себя в общественных местах | 1 | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 21.03 | |
3.11 | Правила поведения в театре и кино | 1 | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | 28.03 | |
3.12 | Поведение в библиотеке и музее | 1 | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | 4.04 | |
3.13 | Как вести себя в кафе | 1 | Знакомство с правилами поведения в кафе | 18.04 | |
3.14 | Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями | 1 | Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни. | 25.04 | |
4. | В мире сказок | 3 | |||
4.1. | Добро и зло в сказках | 1 | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 2.05 | |
4.2. | Сказки – волшебство, чудо и правда | 1 | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 16.05 | |
4.3. | Сказка – ложь, да в ней намек | 1 | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 23.05 | |
5 | Итоговые занятия | 1 | |||
5.1 | Что мы узнали и чему научились за год | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». | 30.05 |
Календарно-тематическое планирование курса во 2-4 классах
№ | Содержание (разделы, темы) | Характеристика деятельности учащихся. | Даты проведения | ||
план | факт | ||||
1 | Здравствуйте все! | Познавательная беседа. Игра. | 2.9 | ||
2 | Будем беречь друг друга. | Путешествие в сказку. Конкурс рисунков | 9.9 | ||
3 | Дружим с добрыми словами. | Рисунки. | 16.9 | ||
4 | Любим добрые поступки. | Познавательная беседа. Участие в акции. | 23.9 | ||
5 | Подари дело и слово доброе. | Участие в концерте. | 30.09 | ||
6 | Умеем общаться. | Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах. | 14.10 | ||
7 | Каждый интересен. | Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценированные. | 21.10 | ||
8 | Подарок коллективу. | Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра. | 28.10 | ||
9 | Премудрости дедушки Этикета. | Сценки-миниатюры | 29.10 | ||
10 | За столом с дедушкой Этикетом. | Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина. | 11.11 | ||
11 | Школьные правила этикета. | Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города. | 25.11 | ||
12 | Когда рядом много людей. | Путешествие на лесную полянку. | 02.12 | ||
13 | Как решать семейные проблемы. | Праздник. | 09.12 | ||
14 | Чистый ручеек вашей речи. | Познавательная беседа. Игра | 16.12 | ||
15 | Встречаем Новый год. | Познавательная беседа. Игра | 23.12 | ||
16 | Душа – это наше творение. | Познавательная беседа. Игра | 13.01 | ||
17 | Отворите волшебные двери добра и доверия. | Познавательная беседа. Участие в концерте для ветеранов. Сувениры. | 20.01 | ||
18 | Хорошие песни к добру ведут. | Дискуссия | 27.01 | ||
19 | Вглядись в себя, сравни с другими. | Познавательная беседа. Практическое занятие. | 03.02 | ||
20 | Помоги понять себя. | Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма. | 10.02 | ||
21 | О настоящем и поддельном. | Праздник. Рисунки. Конкурсы. | 17.02 | ||
22 | Тепло родного дома. | Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами. | 03.03 | ||
23 | Поздравляем наших мам. | Познавательная беседа. Путешествие на детский остров. | 10.03 | ||
24 | Цветы, цветы – в них Родины душа. | Познавательная беседа. Игра | 17.03 | ||
25 | Когда солнце тебе улыбается. | Познавательная беседа. Игра | 24.03 | ||
26 | Чтобы быть коллективом. | Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки. | 31.03 | ||
27 | Коллектив начинается с меня. | Познавательная беседа. Игра | 07.04 | ||
28 | Подарок коллективу. | Путешествие в весенний парк. Практическая работа. | 21.04 | ||
29 | Секретные советы девочкам и мальчикам. | Экскурсия. | 28.04 | ||
30 | Скажи себе сам. | Урок – сюрприз. | 05.05 | ||
31 | Вот и стали добрей и умней. | Познавательная беседа. Игра. Посещение типографии. | 12.05 | ||
32 | Школе посвящается. | Познавательная беседа. Игра | 19.05 | ||
33 | Школе посвящается. | Познавательная беседа. Игра | 26.05 | ||
34 | Школе посвящается. | Познавательная беседа. Игра | |||
ИТОГО: |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА:
Опись имущества кабинета начальных классов №246
№ | Наименование имущества | Количество |
Доска магнитная, меловая | 1 штука | |
Стол ученический двухместный регулируемый | 15 штук | |
Стул ученический регулируемый | 30 штук | |
Стол учительский | 1 штука | |
Стул учительский | 1 штука | |
Шкафы книжные | 5 штук | |
Стол компьютерный | 1 штука | |
Тумба для компьютера | 1 штука | |
Жалюзи | 3 штуки | |
Стенд «Классный уголок» | 1 штука | |
Стенд «Моя Россия» | 1 штука | |
Стенд по ПДД, ППБ, ОБЖ | 1 штука | |
Часы | 1 штука | |
Цветы | 15 штук |
Техническое оснащение кабинета
№ | Наименование ТСО | Марка | Год приобретения | Кол-во |
1 | Компьютер | 2014г | 1 штука | |
2 | Принтер | «Canon» | 2014г | 1 штука |
3 | Проектор | «EPSON» | 2010г | 1 штука |
4 | Интерактивная доска | «iq Board» | 2011г | 1 штука |
Список литературы
- Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
- Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
- Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/10/picture-37368-1533932728.jpg)
Рабочая учебная программа по математике 3 класс (Школа 2100)
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской учебной программы по математике Л.Г.Петерсон, входящей в Образовательную систему «П...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-253888-1705345515.jpg)
Рабочая учебная программа «Математика» в 3 классе школы I вида
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» в 3 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)...
Рабочие учебные программы по предметам 3 класс УМК "Гармония"
Рабочие учебные программы по всем предметам для 3 класса на 2013-2014 учебный годсоставлены на основе Программы общеобразовательных учреждений. Программа 1-4 классы. Поурочно- темати...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230007-1364475766.jpg)
Рабочая учебная программа по математике 4 класс "Школа России"
Дана полная пояснительная записка к предмету, а также тематическое планирование с УУД и планируемыми результатами...
Рабочая учебная программа по математике, 1 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Программа по математике....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-283595-1580986502.jpg)
Рабочая учебная программа по математике 4 класс Авторы: А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, примерной программы по мате...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-690703-1445155131.jpg)
Рабочая учебная программа "Технология" 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Приказ Министерства образования и науки Российской...