Рабочая учебная программа «Математика» в 3 классе школы I вида
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Булашова Наталья Александровна

Рабочая учебная программа по предмету «Математика» в 3 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_3_klass.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

                                                 Рекомендовано методсоветом                                                             Утверждаю:

                                                 к реализации                                                                                          Директор  

                                                 Протокол № _____ от ______ 20__ г.                                                  Сиприкова С.А. __________

                                                                                                                                                                  « _____ » __________20___ г.

 

Рабочая учебная программа

по курсу «Математика» в 3 классе

2011-2012 учебный год

                                                                                                                                               

Составитель:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Булашова Н.А.

                                                                                                                                               

Хабаровск, 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по предмету «Математика» в 3 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ № 29/2065-п от 10.04.2001 г.), и  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Математика»  Авторы И.В. Больших, О.И Кукушкина).

Согласно базисному учебному плану на изучение математики в 3 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего – 170 часов в год.

Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Начальный курс математики в 3 классе представляет собой интегрированный курс: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.  Основными задачами программы третьего года обучения являются  отработка табличного (на уровне автоматизированного навыка) и внетабличного умножения и деления, устное и письменное сложение и вычитание в пределах 1000 и в конце года – ознакомление с умножением и делением трехзначного числа на однозначное число. В третьем классе учащиеся также научатся находить неизвестный компонент арифметического действия; усвоят правила порядка выполнения действий в числовых выражениях (со скобками и без скобок); с понятиями периметр и нахождение периметра прямоугольника (квадрата); научатся решать  текстовые задачи новых видов и уравнения на умножение и деление.

Наряду с этим важное место в программе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Программа предполагает также формирование у детей пространственных представлений в тесной связи с уроками ППО, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, ознакомление с простейшими чертёжными и измерительными приборами.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволит повысить у неслышащих обучающихся  уровень формируемых обобщений, будет способствовать развитию у них абстрактного мышления, что особенно важно для детей с нарушенным слухом.

Структуру программы составляет соотношение тематических разделов курса, задач обучения и соответствующих им видов деятельности детей, этапов обучения и их последовательности, типовых заданий и упражнений, помогает определить необходимы объем математических терминов и типовых фраз, которые должна быть освоены детьми.

Материал в программе сгруппирован таким образом, чтобы ребенок последовательно изучал связанные между собой понятия, действия, математические задачи. Освоение предшествующего материала служит основой для изучения последующего.

В результате обучения математике реализуются следующие цели:

  1. развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  2. освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  3. воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр), выявлять изменения, происходящие с объектами, и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

Основные задачи начального курса математики:

  1. формирование понятия о натуральном числе;        

• формирование умений производить устные и письменные вычисления с целыми положительными числами в пределах 1000

  1. формирование умений анализировать действительность, выделяя значимые для математического анализа параметры;        

• развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать математические факты;

     • формирование умений использовать полученные математические знания для решения практических (житейских) задач, соответствующих уровню развития и возрастным интересам детей. 

 

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

  1. Арифметические действия
  2. Табличное умножение и деление
  3. Внетабличное умножение и деление
  4. Нумерация (числа от 1 до 1000)
  5. Повторение

Арифметические действия: устные приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000; письменные приёмы сложения и вычитания, письменные приёмы умножения и деления на однозначное число; единица массы: грамм, соотношение грамма и килограмма; решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.

Табличное умножение и деление: таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; умножение числа 1 и на 1, умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0; нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного, сравнение чисел с помощью деления; примеры взаимосвязей между величинами (цена-количество-стоимость и др.); решение подбором уравнений вида: х:4=9, 27:х=9; периметр; сантиметр, дециметр, метр, соотношение между ними; единицы времени: год, месяц, сутки, соотношение между ними.

Внетабличное умножение и деление: умножение суммы на число, деление суммы на число; устные приёмы внетабличного умножения и деления; деление с остатком; проверка умножения и деления, проверка деления с остатком; уравнения вида х:8=12, 64:х=16 и их решение на основе знаний взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

Нумерация (числа от 1 до 1000): образование и названия трёхзначных чисел, порядок следования чисел при счёте; запись и чтение трёхзначных чисел, представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение чисел; увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.

Виды и формы организации учебного процесса (классификация М.А.Данилова, Б.П.Есипова)

  1. Уроки сообщения  и усвоения новых знаний, уроки закрепления, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля знаний, комбинированные уроки;
  2. фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

 Формы контроля в процессе обучения: математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

45 часов

   к.р. – 3; м.д. – 3; с. р. – 3

2 четверть

35 часов

  к.р. – 2; м.д. – 2; с. р. – 3

3 четверть

50 часов

  к.р. – 3; м.д. – 3; с. р. – 3

4 четверть

40 часов

  к.р. – 3; м.д. – 3; с. р. – 3

Итого:

170 часов (5 часов в неделю)

  к.р. – 11; м.д. – 11; с. р. – 9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

обучающимися к окончанию 3 класса

Неслышащие  учащиеся

 должны знать:

  1. нумерацию многозначных чисел в пределах 1000;
  2. названия и последовательность чисел до 1000;
  3. меры длины, массы, времени, соотношения между ними;
  4. названия компонентов и результатов умножения и деления;
  5. правила порядка выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
  6. таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления – на уровне автоматизированного навыка.

   должны уметь:

  1. читать и записывать многозначные числа;
  2. выполнять устно все арифметические действия в пределах 100 (сложение, вычитание, умножение, деление);
  3.  выполнять письменно сложение и вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000; умножение и деление  на однозначное число;
  4. решать простейшие уравнения на основе знаний зависимости между компонентами и результатами действий;    
  5. решать основные типы простых задач (решаемых одним действием) с прямой формулировкой условия;
  6. решать составные задачи в 2—3 действия по вопросам и с объяснением каждого действия;
  7. составлять простые и составные задачи по рисунку (схеме, краткой записи условия, вопросу);
  8. решать примеры, включающие в себя 3—4 действия со скобками и без скобок;
  9. выполнять действия с числами с указанными  мерами;
  10. чертить отрезок, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, угол;
  11. измерять длину отрезка, длины сторон геометрических фигур;
  12. представлять трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  13. пользоваться изученной математической терминологией;
  14. выполнять вычисления с нулем;
  15. находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата);

   использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
  2. сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости;
  3. определения времени пор часам (в часах и минутах);
  4. решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями(покупка, измерение, взвешивание и др.);

Учебно-методический комплект

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:

Программа

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Сборник 1. Подготовительный, 1-7 классы. М., «Просвещение», 2005

Раздел программы

Математика. И.В. Больших, О.И Кукушкина

Учебник

Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 3 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010, 96 с.

Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 3 класса начальной школы, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2010, 96 с.

Дидактические средства

Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010  

Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2010  

Методическая литература

Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 3 класс. М.: ВАКО, 2011, 432 с. (В помощь школьному учителю)

Сухова В.Б. Обучение математике в подготовительном-IV классах школ для глухих и слабослышащих детей. М.: ACADEMA, 2002, 184 с.

Материалы для проведения проверочных работ

Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009, 80 с.  

Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 3 класс. М.: ВАКО, 2011, 432 с. (В помощь школьному учителю)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. 7 класс. Школа VIII вида.

В рабочей программе по математике для школы VIII вида есть пояснительная записка, основное содержание, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа для 4 класса "Школа России"

Рабочая учебная программа для 4 класса составлена для УМК "Школа России" и включает задания для ККО...

Рабочие учебные программы специального (коррекционного) класса 8 вида, 1 класс "Особый ребёнок"

Рабочие учебные программы   специального образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости "Особый ребёнок" для 1 класса по предметам : математика, письмо и обучение грамоте, ...

Рабочая адаптированная программа "Математика 2 класс" для обучающихся специальных коррекционных школ I и II видов

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:1.         формирование элементов...

Рабочая учебная программа Математика 3 класс, начальное общее образование

ния математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществл...

Рабочая программа по математике. 3 класс школы 8 вида.

Рабочая программа по математике с подробным календарно-тематическим планированием....

Рабочая программа по математике. 4 класс школы 8 вида.

Рабочая программа по математике с развернутым календарно-тематическим плнированием....