Рабочая учебная программа «Математика» в 3 классе школы I вида
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» в 3 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_3_klass.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
Рекомендовано методсоветом Утверждаю:
к реализации Директор
Протокол № _____ от ______ 20__ г. Сиприкова С.А. __________
« _____ » __________20___ г.
Рабочая учебная программа
по курсу «Математика» в 3 классе
2011-2012 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Булашова Н.А.
Хабаровск, 2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» в 3 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ № 29/2065-п от 10.04.2001 г.), и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Математика» Авторы И.В. Больших, О.И Кукушкина).
Согласно базисному учебному плану на изучение математики в 3 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего – 170 часов в год.
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Начальный курс математики в 3 классе представляет собой интегрированный курс: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Основными задачами программы третьего года обучения являются отработка табличного (на уровне автоматизированного навыка) и внетабличного умножения и деления, устное и письменное сложение и вычитание в пределах 1000 и в конце года – ознакомление с умножением и делением трехзначного числа на однозначное число. В третьем классе учащиеся также научатся находить неизвестный компонент арифметического действия; усвоят правила порядка выполнения действий в числовых выражениях (со скобками и без скобок); с понятиями периметр и нахождение периметра прямоугольника (квадрата); научатся решать текстовые задачи новых видов и уравнения на умножение и деление.
Наряду с этим важное место в программе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Программа предполагает также формирование у детей пространственных представлений в тесной связи с уроками ППО, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, ознакомление с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволит повысить у неслышащих обучающихся уровень формируемых обобщений, будет способствовать развитию у них абстрактного мышления, что особенно важно для детей с нарушенным слухом.
Структуру программы составляет соотношение тематических разделов курса, задач обучения и соответствующих им видов деятельности детей, этапов обучения и их последовательности, типовых заданий и упражнений, помогает определить необходимы объем математических терминов и типовых фраз, которые должна быть освоены детьми.
Материал в программе сгруппирован таким образом, чтобы ребенок последовательно изучал связанные между собой понятия, действия, математические задачи. Освоение предшествующего материала служит основой для изучения последующего.
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр), выявлять изменения, происходящие с объектами, и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
Основные задачи начального курса математики:
- формирование понятия о натуральном числе;
• формирование умений производить устные и письменные вычисления с целыми положительными числами в пределах 1000
- формирование умений анализировать действительность, выделяя значимые для математического анализа параметры;
• развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать математические факты;
• формирование умений использовать полученные математические знания для решения практических (житейских) задач, соответствующих уровню развития и возрастным интересам детей.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
- Арифметические действия
- Табличное умножение и деление
- Внетабличное умножение и деление
- Нумерация (числа от 1 до 1000)
- Повторение
Арифметические действия: устные приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000; письменные приёмы сложения и вычитания, письменные приёмы умножения и деления на однозначное число; единица массы: грамм, соотношение грамма и килограмма; решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Табличное умножение и деление: таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; умножение числа 1 и на 1, умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0; нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного, сравнение чисел с помощью деления; примеры взаимосвязей между величинами (цена-количество-стоимость и др.); решение подбором уравнений вида: х:4=9, 27:х=9; периметр; сантиметр, дециметр, метр, соотношение между ними; единицы времени: год, месяц, сутки, соотношение между ними.
Внетабличное умножение и деление: умножение суммы на число, деление суммы на число; устные приёмы внетабличного умножения и деления; деление с остатком; проверка умножения и деления, проверка деления с остатком; уравнения вида х:8=12, 64:х=16 и их решение на основе знаний взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Нумерация (числа от 1 до 1000): образование и названия трёхзначных чисел, порядок следования чисел при счёте; запись и чтение трёхзначных чисел, представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение чисел; увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Виды и формы организации учебного процесса (классификация М.А.Данилова, Б.П.Есипова)
- Уроки сообщения и усвоения новых знаний, уроки закрепления, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля знаний, комбинированные уроки;
- фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Формы контроля в процессе обучения: математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 45 часов | к.р. – 3; м.д. – 3; с. р. – 3 |
2 четверть | 35 часов | к.р. – 2; м.д. – 2; с. р. – 3 |
3 четверть | 50 часов | к.р. – 3; м.д. – 3; с. р. – 3 |
4 четверть | 40 часов | к.р. – 3; м.д. – 3; с. р. – 3 |
Итого: | 170 часов (5 часов в неделю) | к.р. – 11; м.д. – 11; с. р. – 9 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
обучающимися к окончанию 3 класса
Неслышащие учащиеся
должны знать:
- нумерацию многозначных чисел в пределах 1000;
- названия и последовательность чисел до 1000;
- меры длины, массы, времени, соотношения между ними;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- правила порядка выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления – на уровне автоматизированного навыка.
должны уметь:
- читать и записывать многозначные числа;
- выполнять устно все арифметические действия в пределах 100 (сложение, вычитание, умножение, деление);
- выполнять письменно сложение и вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000; умножение и деление на однозначное число;
- решать простейшие уравнения на основе знаний зависимости между компонентами и результатами действий;
- решать основные типы простых задач (решаемых одним действием) с прямой формулировкой условия;
- решать составные задачи в 2—3 действия по вопросам и с объяснением каждого действия;
- составлять простые и составные задачи по рисунку (схеме, краткой записи условия, вопросу);
- решать примеры, включающие в себя 3—4 действия со скобками и без скобок;
- выполнять действия с числами с указанными мерами;
- чертить отрезок, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, угол;
- измерять длину отрезка, длины сторон геометрических фигур;
- представлять трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- выполнять вычисления с нулем;
- находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости;
- определения времени пор часам (в часах и минутах);
- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями(покупка, измерение, взвешивание и др.);
Учебно-методический комплект
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:
Программа | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Сборник 1. Подготовительный, 1-7 классы. М., «Просвещение», 2005 |
Раздел программы | Математика. И.В. Больших, О.И Кукушкина |
Учебник | Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 3 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010, 96 с. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 3 класса начальной школы, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2010, 96 с. |
Дидактические средства | Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010 Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2010 |
Методическая литература | Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 3 класс. М.: ВАКО, 2011, 432 с. (В помощь школьному учителю) Сухова В.Б. Обучение математике в подготовительном-IV классах школ для глухих и слабослышащих детей. М.: ACADEMA, 2002, 184 с. |
Материалы для проведения проверочных работ | Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009, 80 с. Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 3 класс. М.: ВАКО, 2011, 432 с. (В помощь школьному учителю) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. 7 класс. Школа VIII вида.
В рабочей программе по математике для школы VIII вида есть пояснительная записка, основное содержание, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая учебная программа для 4 класса "Школа России"
Рабочая учебная программа для 4 класса составлена для УМК "Школа России" и включает задания для ККО...
Рабочие учебные программы специального (коррекционного) класса 8 вида, 1 класс "Особый ребёнок"
Рабочие учебные программы специального образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости "Особый ребёнок" для 1 класса по предметам : математика, письмо и обучение грамоте, ...
Рабочая адаптированная программа "Математика 2 класс" для обучающихся специальных коррекционных школ I и II видов
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:1. формирование элементов...
Рабочая учебная программа Математика 3 класс, начальное общее образование
ния математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществл...
Рабочая программа по математике. 3 класс школы 8 вида.
Рабочая программа по математике с подробным календарно-тематическим планированием....
Рабочая программа по математике. 4 класс школы 8 вида.
Рабочая программа по математике с развернутым календарно-тематическим плнированием....