Подготовка к ВПР : фонетический аспект
методическая разработка на тему

Данный материал содержит материалы для отработки фонетики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_vpr._foneticheskiy_aspekt.docx884.34 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.biorepet-ufa.ru/wp-content/uploads/2017/06/citata-l.n.tolstogo.jpg

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы  качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации

Чтобы сдать экзамен по любому предмету, надо знать не предмет, а то, что знают сами и требуют знать от тебя твои экзаменаторы. 
Стас Янковский

  Подробнее хочу акцентировать внимание на подготовке к ВПР по рус.языку,  конкретно по теме «Фонетика. Орфоэпия», которую я проводила до момента написания детьми проверочной работы

алгоритм подготовки к ВПР по данной теме был следующий:

1.Выписала перечень планируемых результатов по предмету

2. Составить входную проверочную работу по данной теме с целью выявления пробелов в знаниях, умениях и навыках детей.

№ п/п

Проверяемые элементы содержания

№ задания

1.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

1, 2, 3

2.

Различать звонкие и глухие согласные звуки.

          4, 5

3.

Сопоставлять количество звуков и букв в словах.

         6, 7, 8

4.

Определять ударный слог в словах.

9, 10, 11

5.

Знать правила соответствия написания слова его произношению.

12

6.

Знать правила соотношения гласных звуков и слогов.

13

7.

Знать правила соотношения звуков и букв.

14, 15

8.

Отличать правильную транскрипцию слов.

16

Тест на тему «Фонетика»

Обвести кружком номер правильного ответа:

       1. Все согласные звуки  мягкие в словах группы:

      1) линейки, печки                             3) пастила, чижики

      2)  юнец, чудо                                    4) пояс, лещ

  1. Все согласные звуки твёрдые в словах группы:
  1. заяц, озеро                                 3) олень, клюв
  2. пирожки, хлеб                           4) роза, трава

    3. Слова, которые заканчиваются на твердый, глухой согласный звук:

         1) суп, рот                        3) ветер, ель

2) бег, день                         4) нос, печь

    4. Слово, в котором все согласные звуки звонкие:

      1) слой                                         3) голуби

      2) арбуз                               4) мышка

               5. Слово, в котором все согласные звуки  глухие:

                  1)  мороз                                            3) рыба

                  2) шкаф                                              4) чайник    

                           

  1. Звуков больше, чем букв.      
  1. ёжик, юла                              3) алыча, карандаш
  2. якорь, ямка                            4) грядка, ёлка.

      7. Букв больше, чем звуков в словах группы:

         1) меньше, лента                                   3) осень, коньки

                  2)  подъезд, зайчик                              4) денёк, поезд

  1. Количество звуков и букв совпадает:

 1)  храбрость                                        3)  огоньки

 2)  мир                                                  4)  енот

 9. Ударение падает на один и тот же слог в словах группы:

     1) рыбалка, ловить                          3) перепёлка, камыш

      2) азбука, сказочник                       4)  язык, красный

       10. Ударение падает на 3 слог:

                  1) алфавит                                      3) поход

                  2) малина                                       4) библиотека

       

        11. Слова с ударением на втором слоге:

         1) Москва, школа                      3) сорока, капуста

         2) линейка, ветер                      4)морковь, лист

       12. Слово, написание которого не соответствует его произношению:

          1) пудра,                              3)  зубки

          2) кончик                             4) буква

        13. Может ли быть в слове:

          1) 1 слог, 2 согласных и 2 гласных звука?   3) 0 слогов, 2 гласных и 2 согласных звука?

            2) 2 слога, 2 гласных и 2 согласных звука?      4) 2 слога и 1 гласный звук и мягкий знак.

        14. Найдите правильное утверждение:

 1) В слове звуков может быть больше, чем букв.

 2) В слове количество звуков и букв всегда совпадает.

 3) В слове звуков может быть больше, чем звуков.

 4) В слове букв всегда больше, чем звуков.

       15. Найдите правильное утверждение:

       1) В русском языке все согласные имеют пару по звонкости – глухости.

       2) В русском языке не все согласные имеют пару по звонкости – глухости.

       3) В русском языке звуки [л], [м], [н], [р], [й’] – глухие, у них нет звонкой пары.

       4) В русском языке звуки [х], [ц], [ч’], [щ’], [ш] - глухие, у них нет звонкой пары.

         16. Правильная транскрипция слова «клюв»:

        1) [клув]                                        3) [кл’ ув]

        2) [кл’ юф]                                     4) [кл ‘уф]

    Знание типичных трудностей и  проведенное систематическое повторение позволит

 учителям подготовить своих учеников к написанию итоговой работы по  русскому языку.

  В зависимости от полученных результатов провожу  повторение по разделам учебной предметной программы. Веду учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

«Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).

Во время изучения материала  для  меня важно, чтобы учащиеся принимали активное и по возможности самостоятельное участие в его изучении - обучали и проверяли друг друга.

Хочу обратить  внимание на те планируемые результаты, достижение которых вызывает трудности:

-трудность вызывает планируемый результат «умение различать звуки и буквы». Активно со звуковой формой слова учащиеся работают в 1 и 2 классе, в последующих классах акцент смещается на буквенную форму слова. При этом для успешного обучения русскому языку и в начальной, и в основной школе важно, чтобы учащиеся  продолжали обращать внимание на звуковую оболочку слова, на различение звуков и букв. Целесообразно на всем протяжении обучения в начальной школе предлагать задания на сравнение звуковой и буквенной формы слова, обращать внимание на случаи расхождения, а в конце 4 класса организовать углубленное повторение «Фонетики»  в целом и отработку именно этого результата. Важно еще раз обратить внимание на буквы, которые могут обозначать два звука (я, е, е, ю), на буквы, которые звука не обозначают (ь, ъ), очень важно организовать повторение, обратив особое внимание на непарные по твердости — мягкости согласные звуки, звуки [ж], [ш], [ц] — твердые согласные,

 [ч’] [щ’] [й’] — мягкие согласные

Задания позволяют проверить достижение планируемого результата на базовом уровне и на повышенном уровне. В стандартной и нестандартной ситуации.

Используются различные типы заданий: с кратким или развернутым ответом, с выбором верных ответов…

Анализ разнообразных по содержанию и форме заданий разного уровня сложности, выполненных учащимися, позволит учителю сделать обоснованные предположения о возможных успехах и трудностях при выполнении итоговых проверочных работ.

  • Основная цель тренировочных заданий — систематизация знаний и умений по учебному предмету, приобретенных учащимися за время обучения в начальной школе. Для более глубокого повторения наиболее целесообразным является повторение по разделам. Именно так структурированы тренировочные задания
  • После того как будут выполнены все тренировочные задания раздела, учащимся предлагаются мини-работы. Они состоят из 4-6 заданий и рассчитаны на 10-15 минут. Выполнение этих работ способствует систематизации знаний учащихся. Все мини-работы содержат по одному заданию (базового уровня) к каждому планируемому результату данного раздела курса, включают одно задание повышенного уровня к одному из планируемых результатов. Таким образом, педагог может получить информацию о способности четвероклассника применить знания в стандартной и нестандартной ситуации.

В зависимости от того, какие результаты продемонстрировал класс при выполнении мини-работы,  принимаю  решение о необходимости коррекционной работы по данному разделу. Если практически все учащиеся справились с мини-работой, класс переходит к работе со следующим разделом, а учитель индивидуально работает с отдельными учащимися, не справившимися с работой. Если много учащихся не выполнили работу или какие-либо задания в ней, педагог принимает решение о возврате к отработке всего раздела или того планируемого результата, овладение которым не было продемонстрировано.

 

 

В процессе изучения фонетики в начальной школе используются традиционные и нетрадиционные приёмы. Традиционными считаются приёмы, которые в течение многих лет применяются в процессе обучения русскому языку, методика работы с ними широко известна. Они направлены на освоение одного раздела русского языка – фонетики. Характер работы с ними – преимущественно репродуктивный. Степень сложности приблизительно одинакова в течение всех лет обучения. Самый распространённый традиционный приём – звуко-буквенный анализ слов.

  Нетрадиционные приёмы – это приёмы, используемые в обучении фонетике сравнительно недавно, направленные на освоение и развитие знаний по нескольким разделам русского языка одновременно, всегда содержат поисковую ситуацию, имеют характер постепенного усложнения задействованных мыслительных операций.

В заданиях первого направления поисковая деятельность осуществляется в рамках одного  раздела  русского языка: фонетики

Приём 1 Задание. Посмотрите на рассыпанные буквы. Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки по убыванию в них количества звуков.

а)              к в а е т с к н к а Она к нам весело пришла – Зима ручьями истекла.

б)              с п у е г р с у о х б   Встал в пургу он на пути – Ни проехать, ни пройти.

Правильный ответ: сугроб, весна.

   При выполнении данного упражнения у младших школьников не только формируются фонетические знания, но и совершенствуются аналитико-синтетические умения, развиваются внимание, память, устная речь.

Приём 2 Задание. Прочитайте предложения. Запишите их, ориентируясь на количество гласных, обозначающих два звука. В первом предложении один, во втором их три, в третьем – два. Подчеркните слова, в которых имеется гласный, обозначающий два звука .

  Вскоре из круглого зеленого бутона развернулся яркий, красивый жёлтеющий цветок.

Листья выросли на нем большие, круглые.

Ранней весной Демьян посадил на грядке четыре семечка подсолнечника и только одно пошло в рост.

 Правильный ответ: Ранней весной Демьян посадил на грядке четыре семечка подсолнечника и только одно пошло в рост. Листья выросли на нем большие, круглые. Вскоре из круглого зеленого бутона развернулся яркий, красивый жёлтеющий цветок.

Выполняя данное упражнение, наряду с определением количества гласных, обозначающих два звука в словах, школьники совершенствуют свои умения в осуществлении операций анализа и синтеза. Данные умения являются важной составляющей процесса обучения в целом, так как, овладевая этим умением в совершенстве, у учащихся улучшается процесс усвоения новых знаний не только по русскому языку, но и по другим учебным дисциплинам.

 

 Приём 3. Задание . Прочитайте. Найдите и выпишите слова, в каждом из которых имеется по  2 глухих непарных звука.

  Циркуль, шарф, щавель, хищный, курица, чистый, чаща, холм, цирк, чехол, чечётка.

Правильный ответ: хищный, чаща, чехол, чечётка.

  Выполнение упражнения начинается с анализа слов, представленных в задании. Дальнейшая аналитическая работа продолжается в нахождении в каждом слове указанных данных, а именно, двух глухих непарных звуков. Результатом выполнения данного упражнения является нахождение указанных слов и совершенствование умения в проведении аналитико-синтетических операций.

  Приём 4 Задание. Прочитайте предложения. Рассмотрите схему. Сформулируйте задание и выполните его. Выпишите слова, в которых все согласные имеют одинаковую характеристику по глухости-звонкости и подчеркните во всех словах буквы, обозначающие мягкость предыдущего согласного.

   Днём с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. Пришла долгожданная весна. Причина ------> Следствие

Правильный ответ: Пришла долгожданная весна. Днем с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. Крыш – капели.

 Основная мыслительная операция при выполнении такого рода упражнений сводится к установлению причинно-следственных связей между двумя предложениями. Формирование, собственно, фонетических знаний, осуществляется в процессе выполнения операций анализа и синтеза.

 

  В заданиях второго направления поисковая деятельность осуществляется в рамках двух разделов русского языка: фонетики и морфемики. Задания по морфемике и фонетике направлены на взаимосвязанное углубление знаний по структурному и звукобуквенному анализу слова. Эти два вида анализа в значительной мере сочетаются друг с другом и обеспечивают совершенствование как фонетических, так и знаний по морфемике.

  Приём 5 Задание. Прочитайте слова. Выделите в этих словах корень и приставку. Выпишите слова, в корне которых больше звуков, чем в приставке

 Пролетел, отдал, напечатал, дочитал, съел, прибежал, передумал, нарисовал.

Правильный ответ: на¬печат∩ал, до¬чит∩ал, на¬рис∩овал.

Выполнение данного упражнения требует от учащегося максимальной сосредоточенности и распределения внимания. Наряду с ними активно работает оперативная память и устная речь. Интеллект, морфемика и фонетика совершенствуются во взаимосвязи и взаимообусловленности.

 Приём 6 Задание. Прочитайте слова. Выпишите слово, в приставке которого первый звук имеет такую характеристику: согласный, глухой, парный, твердый, парный. Выделите морфему.

 Заполнить, въехать, запить, вспомнить.

 Правильный ответ: Вс¬помнить.

  При выполнении этого упражнения учащиеся должны выявить всего одно слово, но при этом им необходимо проанализировать морфемный состав всех слов и установить звуко-буквенный состав всех приставок. Аналитическая деятельность усиливает языковой аспект учебных действий школьников. В результате выигрывает и интеллект, и лингвистика. При выполнении приемов третьего направления, у учащихся параллельно совершенствуются знания и умения по трем разделам русского языка: фонетике, морфемике и морфологии. Данный подход позволяет экономно расходовать драгоценное время урока и усилить обучающее-развивающий аспект выполняемых детьми упражнений.

Приём 7. Задание. Прочитайте предложения. Найдите в них глаголы. Первым запишите предложение, в котором окончание глагола имеет три звука.

Эти животные живут небольшими стадами. За окном уже вечереет.

Правильный ответ: За окном уже вечереет. Эти животные живут небольшими стадами. В окончании глагола вечереет буква е обозначает два звука, так как стоит после гласной.

Приём 8 Задание. Прочитайте предложения. Выпишите предложение, в котором существительные в корне и суффиксе имеют одинаковое количество звуков.

Дети всегда рады помочь родителям. Дедушка и бабушка любят делать подарки своим внукам. Брат и сестра помогли друзьям достать котенка с крыши дома.

Правильный ответ: Дедушка и бабушка любят делать подарки своим внукам. В именах существительных бабушка и дедушка корень и суффикс имеют по 3 звука.

Приём 9 Задание. Прочитайте слова. Выпишите глаголы, в корне которых все согласные звонкие. Выделите эти звуки.

 Берёза, писать, верил, лимон, горевать, умный, направлять, дарил, звонил, мечта. Правильный ответ: Верил, горевать, дарил, звонил.

 

Часть 2 ВПР содержит 13 заданий.

Упражнения в классификации согласных звуков.

Прочитай слова.

Вода, друг, зарядка, виноград, поздний, выдра.

Запиши, сколько в этих словах:

звуков [ д ] ____________

букв д ________________

Обведи номер слова, в котором третий звук – мягкий согласный.

лыжи 3) огоньки

поляна 4) зацепить

3) Обведи номер верного утверждения о слове чайки.

1) В слове чайки все согласные мягкие.

2) В слове чайки три слога.

3) В слове чайки букв больше, чем звуков.

4) В слове чайки нет звонких согласных.

4) Прочитай названия столбцов и строчек таблицы. Запиши данные слова в нужную часть таблицы.

Лейка, зелень, весёлый, решить, чаща, метели.

____________________

В слове не все согласные звуки мягкие

______________________

Выпиши слова того ряда, в котором все слова начинаются с твёрдого согласного звука.

ветка, нитки, вулкан, петух.

живот, дубок, шило, пишет.

лимон, цепочка, берёза, тюлень.

Упражнения для развития умения разбирать слова по составу.

Прочитай слова. Выпиши только родственные слова к слову море.

Моряк, морской, морем, морщинка, морж, (о) море, приморский, уморительно, (к) морю, мордочка.

Обведи номер слова, в котором есть приставка.

доброта 3) доучить

доктор 4) доченька

3) Найди схему, которая соответствует слову раскраска.

1) 3)

2) 4)

4)Выпиши слова с нулевым окончанием.

Алмазный, (в) лесу, конь, клён, (по) степи, степь, читает, завыл, туман, сила, силач, пишешь, снеговик.

5) В «сказочном» языке есть слово бокаушка.

У этого слова есть родственные слова: бокаушить, кауша, каушок, рокауш.

В словах бокаушка, нюфечка, цезялка одинаковый суффикс.

В словах бокаушка, боремка, боус одинаковая приставка.

Слово бокаушка изменяется так: бокаушка, бокаушки, бокаушке.

Разбери по составу слово бокаушка.

Упражнения для развития умения распознавать значение конкретного слова по тексту и формулировать значение слова в письменной форме.

Прочитай текст.

В детстве мы с бабушкой часто пекли калитки. Прошло много лет, а я отлично помню вкус этих маленьких открытых пирожков из ржаной муки. Начинку мы чаще всего делали из картофеля или крупы. Как жаль, что сейчас почти никто не печёт калитки!

Из текста можно понять значение слова калитки. Запиши, что значит это слово.

Калитки - _______________________________________________

________________________________________________________

Прочитай предложения.

Командир заставы часто посылал нескольких бойцов в секрет. Они прятались и следили, чтоб никто не перешёл границу.

В толковом словаре есть три слова секрет.

Секрет – то, что держится в тайне, скрывается от других.

Секрет – военный наблюдательный сторожевой пост.

Секрет – вещество, вырабатываемое некоторыми клетками.

Как ты считаешь, какое из этих слов употреблено в предложении? Докажи свой ответ.

__________________________________________________________

___________________________________________________________

3)Заполни пропуски, выбрав подходящее слово в скобках.

Бабушка приготовила _________ (сытый, сытный) обед.

Рыжий ________( соседский, соседний ) кот любит лакомиться сметаной.

Кремль был обнесён высокими ___________(каменными, каменистыми) стенами.

Упражнения для развития умения распознавать части речи и их грамматические признаки в предложении.

Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений.

Очнулась бабочка и закружилась над поляной. Повсюду была только

серая трава. Покружила она и села на гладкий камень.

Выпиши все словосочетания, в которых есть имя существительное женского рода,3–го склонения, в форме творительного падежа.

Пятно на скатерти, гордится книгой, любуется молодёжью, боится мыши, ловить сетью, тихим светом, поздней осенью.

Прочитай предложение.

Дорожка была засыпана опавшими берёзовыми листочками.

Определи грамматические признаки подчёркнутого имени существительного, заполни пропуски в его характеристике.

Это имя существительное ________________ рода, ________ склонения, употреблено в предложении в форме _______________числа, _______ падежа.

Прочитай предложение.

В воинскую часть пришла женщина и рассказала о поступке молодого бойца.

Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Обведи номер ответа.

В форме м.р., ед.ч., И.п.

В форме ж.р., ед.ч., В.п.

В форме м.р., ед.ч., В.п.

В форме ж.р., ед., И.п.

5) Прочитай. Спиши, вставляя буквы и выдели окончания прилагательных. Определи падеж.

У сердит…. юноши, от скрипуч…. дерева, о внезапн… успехе, к пуглив… ягнёнку, в чист… озере, без сытн… ужина, по покат… крыше.

6)Найди и подчеркни глаголы в начальной форме.

Гуляет, гуляем, гулять, думаем, думаешь, думать, ходят, ходить, ходим, мечтаю, мечтать, мечтаешь.

Запиши предложения, заменив множественное число единственным.

Летит самолёт. Деревья растут. Корабли плывут. Жужжат пчёлы. Снег тает.

Выпиши глаголы 1 спряжения.

Люб…шь, хвал…ть, держ…шь, исполня…м, мечта…м, изуча…те, дума…м, дар…шь, рассказыва…т, уч…м, лета…т, скач…м.

Прочитай предложение.

Однажды ранней весной я бродил по ельнику.

Определи, в какой форме употреблён в предложении выделенный глагол. Обведи номер правильного ответа.

В начальной форме.

В форме прош.вр., ед.ч., м.р.

В форме прош.вр., ед.ч., ж.р.

В форме наст.вр., ед.ч., 3-го лица.

10) Выпиши предложение, в котором есть глагол в форме настоящего времени, ед.ч., 3-го лица.

1) Ты идёшь сегодня на спектакль?

2) Летом на юге звезды сияют очень ярко.

3) Рано утром вода в лужах замёрзла.

Обратим внимание на те планируемые результаты, достижение которых вызывает трудности

Трудность вызывает планируемый результат «умение различать звуки и буквы». Активно со звуковой формой слова учащиеся работают в 1 и 2 классе, в последующих классах акцент смещается на буквенную форму слова. При этом для успешного обучения русскому языку и в начальной, и в основной школе важно, чтобы учащиеся  продолжали обращать внимание на звуковую оболочку слова, на различение звуков и букв. Целесообразно на всем протяжении обучения в начальной школе предлагать задания на сравнение звуковой и буквенной формы слова, обращать внимание на случаи расхождения, а в конце 4 класса организовать углубленное повторение «Фонетики»  в целом и отработку именно этого результата. Важно еще раз обратить внимание на буквы, которые могут обозначать два звука (я, е, е, ю), на буквы, которые звука не обозначают (ь, ъ), очень важно организовать повторение, обратив особое внимание на непарные по твердости — мягкости согласные звуки, звуки [ж], [ш], [ц] — твердые согласные,

 [ч’] [щ’] [й’] — мягкие согласные

Задания позволяют проверить достижение планируемого результата на базовом уровне и на повышенном уровне. В стандартной и нестандартной ситуации.

Используются различные типы заданий: с кратким или развернутым ответом, с выбором верных ответов…

Анализ разнообразных по содержанию и форме заданий разного уровня сложности, выполненных учащимися, позволит учителю сделать обоснованные предположения о возможных успехах и трудностях при выполнении итоговых проверочных работ.

  • Основная цель тренировочных заданий — систематизация знаний и умений по учебному предмету, приобретенных учащимися за время обучения в начальной школе. Для более глубокого повторения наиболее целесообразным является повторение по разделам. Именно так структурированы тренировочные задания

  • После того как будут выполнены все тренировочные задания раздела, учащимся предлагаются мини-работы. Они состоят из 4-6 заданий и рассчитаны на 10-30 минут. Выполнение этих работ способствует систематизации знаний учащихся. Все мини-работы содержат по одному заданию (базового уровня) к каждому планируемому результату данного раздела курса, включают одно задание повышенного уровня к одному из планируемых результатов. Таким образом, педагог может получить информацию о способности четвероклассника применить знания в стандартной и нестандартной ситуации.

В зависимости от того, какие результаты продемонстрировал класс при выполнении мини-работы, педагог принимает решение о необходимости коррекционной работы по данному разделу. Если практически все учащиеся справились с мини-работой, класс переходит к работе со следующим разделом, а учитель индивидуально работает с отдельными учащимися, не справившимися с работой. Если много учащихся не выполнили работу или какие-либо задания в ней, педагог принимает решение о возврате к отработке всего раздела или того планируемого результата, овладение которым не было продемонстрировано.

 

 

В процессе изучения фонетики в начальной школе используются традиционные и нетрадиционные приёмы. Традиционными считаются приёмы, которые в течение многих лет применяются в процессе обучения русскому языку, методика работы с ними широко известна. Они направлены на освоение одного раздела русского языка – фонетики. Характер работы с ними – преимущественно репродуктивный. Степень сложности приблизительно одинакова в течение всех лет обучения. Самый распространённый традиционный приём – звуко-буквенный анализ слов.

  Нетрадиционные приёмы – это приёмы, используемые в обучении фонетике сравнительно недавно (последние два десятилетия), направленные на освоение и развитие знаний по нескольким разделам русского языка одновременно, всегда содержат поисковую ситуацию, имеют характер постепенного усложнения задействованных мыслительных операций. Нетрадиционные приёмы обучения фонетике классифицируются по трем направлениям. В приёмах первого направления учащиеся осуществляют поисковую операцию в рамках одного раздела русского языка, в данном случае, фонетики. Варианты заданий по фонетике:

Приём 1 Задание. Посмотрите на рассыпанные буквы. Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки по убыванию в них количества звуков. а)              к в а е т с к н к а Она к нам весело пришла – Зима ручьями истекла. б)              с п у е г р с у о х б Встал в пургу он на пути – Ни проехать, ни пройти. Правильный ответ: сугроб, весна. При выполнении данного упражнения у младших школьников не только формируются фонетические знания, но и совершенствуются аналитико-синтетические умения, развиваются внимание, память, устная речь.

Приём 2 Задание. Прочитайте предложения. Запишите их, ориентируясь на количество гласных, обозначающих два звука. В первом предложении один, во втором их три, в третьем – два. Подчеркните слова, в которых имеется гласный, обозначающий два звука [2]. Вскоре из круглого зеленого бутона развернулся яркий, красивый жёлтеющий цветок. Листья выросли на нем большие, круглые. Ранней весной Демьян посадил на грядке четыре семечка подсолнечника и только одно пошло в рост. Правильный ответ: Ранней весной Демьян посадил на грядке четыре семечка подсолнечника и только одно пошло в рост. Листья выросли на нем большие, круглые. Вскоре из круглого зеленого бутона развернулся яркий, красивый жёлтеющий цветок. Выполняя данное упражнение, наряду с определением количества гласных, обозначающих два звука в словах, школьники совершенствуют свои умения в осуществлении операций анализа и синтеза. Данные умения являются важной составляющей процесса обучения в целом, так как, овладевая этим умением в совершенстве, у учащихся улучшается процесс усвоения новых знаний не только по русскому языку, но и по другим учебным дисциплинам.

  Приём 3 Прочитайте. Найдите и выпишите слова, в каждом из которых имеется по  2 глухих непарных звука. Циркуль, шарф, щавель, хищный, курица, чистый, чаща, холм, цирк, чехол, чечётка. Правильный ответ: хищный, чаща, чехол, чечётка. Выполнение упражнения начинается с анализа слов, представленных в задании. Дальнейшая аналитическая работа продолжается в нахождении в каждом слове указанных данных, а именно, двух глухих непарных звуков. Результатом выполнения данного упражнения является нахождение указанных слов и совершенствование умения в проведении аналитико-синтетических операций.

  Приём 4 Задание. Прочитайте предложения. Рассмотрите схему. Сформулируйте задание и выполните его. Выпишите слова, в которых все согласные имеют одинаковую характеристику по глухости-звонкости и подчеркните во всех словах буквы, обозначающие мягкость предыдущего согласного. Днём с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. Пришла долгожданная весна. Причина ------> Следствие Правильный ответ: Пришла долгожданная весна. Днем с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. Крыш – капели. Основная мыслительная операция при выполнении такого рода упражнений сводится к установлению причинно-следственных связей между двумя предложениями. Формирование, собственно, фонетических знаний, осуществляется в процессе выполнения операций анализа и синтеза. В заданиях второго направления поисковая деятельность осуществляется в рамках двух разделов русского языка: фонетики и морфемики. Задания по морфемике и фонетике направлены на взаимосвязанное углубление знаний по структурному и звукобуквенному анализу слова. Эти два вида анализа в значительной мере сочетаются друг с другом и обеспечивают совершенствование как фонетических, так и знаний по морфемике.

  Приём 5 Задание. Прочитайте слова. Выделите в этих словах корень и приставку. Выпишите слова, в корне которых больше звуков, чем в приставке [3]. Пролетел, отдал, напечатал, дочитал, съел, прибежал, передумал, нарисовал. Правильный ответ: на¬печат∩ал, до¬чит∩ал, на¬рис∩овал. Выполнение данного упражнения требует от учащегося максимальной сосредоточенности и распределения внимания. Наряду с ними активно работает оперативная память и устная речь. Интеллект, морфемика и фонетика совершенствуются во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Приём 6 Задание. Прочитайте слова. Выпишите те из них, в корне которых все согласные непарные. Объясните, в чем их отличие. Зимний, женская, шерстяной, лень, денёк, вечереет. Правильный ответ: женская, лень. Отличие: в корне «жен» слова женская все согласные непарные. Звук [ж] — непарный по твердости — мягкости, а звук [н] — непарный по глухости-звонкости, лень – звук [л] – согласный, звонкий, непарный и звук [н] – согласный, звонкий, непарный. Созданная в упражнении ситуация поиска указанной учителем морфемы – это своего рода загадка. В отгадке два слова, которые найдены в процессе напряженной работы мысли и речи. А отгадывать загадки – одно из любимых увлечений детей.

 Приём 7 Задание. Прочитайте слова. Выпишите слово, в приставке которого первый звук имеет такую характеристику: согласный, глухой, парный, твердый, парный. Выделите морфему. Заполнить, въехать, запить, вспомнить. Правильный ответ: Вс¬помнить. При выполнении этого упражнения учащиеся должны выявить всего одно слово, но при этом им необходимо проанализировать морфемный состав всех слов и установить звуко-буквенный состав всех приставок. Аналитическая деятельность усиливает языковой аспект учебных действий школьников. В результате выигрывает и интеллект, и лингвистика. При выполнении приемов третьего направления, у учащихся параллельно совершенствуются знания и умения по трем разделам русского языка: фонетике, морфемике и морфологии. Данный подход позволяет экономно расходовать драгоценное время урока и усилить обучающее-развивающий аспект выполняемых детьми упражнений.

Приём 8 Задание. Прочитайте предложения. Найдите в них глаголы. Первым запишите предложение, в котором окончание глагола имеет три звука. Эти животные живут небольшими стадами. За окном уже вечереет. Правильный ответ: За окном уже вечереет. Эти животные живут небольшими стадами. В окончании глагола вечереет буква е обозначает два звука, так как стоит после гласной.

Приём 9 Задание. Прочитайте предложения. Выпишите предложение, в котором существительные в корне и суффиксе имеют одинаковое количество звуков. Дети всегда рады помочь родителям. Дедушка и бабушка любят делать подарки своим внукам. Брат и сестра помогли друзьям достать котенка с крыши дома. Правильный ответ: Дедушка и бабушка любят делать подарки своим внукам. В именах существительных бабушка и дедушка корень и суффикс имеют по 3 звука.

Приём 10 Задание. Прочитайте слова. Выпишите глаголы, в корне которых все согласные звонкие. Выделите эти звуки. Берёза, писать, верил, лимон, горевать, умный, направлять, дарил, звонил, мечта. Правильный ответ: Верил, горевать, дарил, звонил.

 Приём 11 Задание. Прочитайте предложения. Найдите и выпишите 3 глагола единственного числа и  1 глагол множественного числа, в окончании которых количество букв не соответствует количеству звуков. В весеннем лесу ветер свободно гуляет. Он подхватывает пыльцу. Пыльца летит по всему лесу. Солнце освещает яркие и пушистые цветы. Лес пахнет мёдом. Гудят пчёлы и шмели. Прилетают первые бабочки. Как всё нарядно! Правильный ответ: Гуляет, подхватывает, освещает, прилетают. Опыт показывает, что нетрадиционные приемы, направленные на формирование фонетических знаний младших школьников на уроках русского языка, очень разнообразны по содержанию и по способу выполнения. Их применение значительно повышает интерес детей к данной дисциплине, усиливает ее развивающую направленность, помогает улучшить знания школьников по разным разделам лингвистики. Работая с такого рода приемами, дети убеждаются, что русский язык – это особый, очень увлекательный, неповторимый мир, где всегда есть место поиску, размышлениям и бесконечному познанию.

Вывод: в целом, ВПР — это хорошо. Относиться к ним надо спокойно. И очень хочется надеяться, что это, действительно, поможет слабым школам и не очень сильным учителям стать лучше, опытнее и полезнее для своих подопечных, да и для страны в целом, как бы высокопарно это ни звучало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические аспекты подготовки будущих учителей начальных классов к реализации ФГОС (на примере учебного предмета «Русский язык»)

В статье рассмотрена возможность использования разработанного курса на факультетах подготовки учителей начальных классов...

Некоторые аспекты подготовки детей к школе в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря.

Некоторые аспекты подготовки детей к школе в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря.     Начало школьного обучения - закономерный этап жизненного пути ребенка. Спра...

Психологические аспекты подготовки к школьному обучению. Советы учителя родителям

В данной работе мы рассмотрим практические советы психолога Н.О.Зиновьевой, которые учитель может предложить родителям будущих первоклассников на классном собрании....

Предшкольная подготовка- один из аспектов развивающего обучения

Данная статья содержит материал по предшкольной подготовке в аспекте развивающего обучения по системе Занкова и Эльконина Давыдова....

Психологические аспекты подготовки к диктанту. Особенности коррекционной работы с обучающимися с ЗПРР.

laquo;Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С. Выготский.В данном материале предлож...

Презентация «Теоретические основы формирования фонетических представлений у старших дошкольников и фонетических умений у первоклассников»

Презентация: «Теоретические основы формирования фонетических представлений  у старших дошкольников  и фонетических умений  у первоклассников»Подготовка ребенка к школе являе...