Некоторые аспекты подготовки детей к школе в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря.
учебно-методический материал по теме
Некоторые аспекты подготовки детей к школе в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря.
Начало школьного обучения - закономерный этап жизненного пути ребенка. Справиться ли он со школьной нагрузкой? Сможет ли он хорошо учиться? Эти вопросы беспокоят как родителей, так и учителей. Многолетний опыт работы с младшими школьниками показывает, что число учащихся, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, постоянно растёт. В немалой степени успешность школьного обучения зависит от уровня предшкольной подготовки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Некоторые аспекты подготовки детей к школе в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря.
Начало школьного обучения - закономерный этап жизненного пути ребенка. Справиться ли он со школьной нагрузкой? Сможет ли он хорошо учиться? Эти вопросы беспокоят как родителей, так и учителей. Многолетний опыт работы с младшими школьниками показывает, что число учащихся, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, постоянно растёт. В немалой степени успешность школьного обучения зависит от уровня предшкольной подготовки. Таким образом, задача качественной подготовки к школе не теряет своей актуальности.
На базе Троснянской средней школы с целью подготовки детей к обучению в школе реализуется модель работы с будущими первоклассниками в рамках летнего оздоровительного пришкольного лагеря. Главной целью работы в лагере является оказание помощи будущим первоклассникам в преодолении возможных школьных трудностей, в организации работы по освоению детьми новой социальной роли школьника.
Учитывая специфику стартовой готовности детей к обучению к школе, основными направлениями педагогической деятельности в рамках пришкольного лагеря явились: педагогическая диагностика уровня школьной готовности, развитие базовых качеств, входящих в структуру готовности ребёнка к обучению в школе, способности принимать учебную задачу, управлять своим поведением и т.д.
Одним из ведущих направлений предшкольной подготовки в летний период было формирование у детей социальной готовности к школе. Большое внимание уделялось формированию у будущих первоклассников положительного эмоционального отношения к школе и правильных представлений о школе, учении; снятию школьных страхов, формированию опыта учебной деятельности. Для решения этих задач использовались такие формы работы как: экскурсии по школе, чтение рассказов, стихов. Рассказы и стихи о школе подбирались таким образом, чтобы можно было показать детям различные стороны школьной жизни. Активно проводились также беседы с дошкольниками на сравнение образцов правильного и неправильного поведения учеников. Эффективной в формировании школьной мотивации являлись сюжетно- ролевые игры в школу, развивающие занятия по теме «Я — школьник!».
Как на занятиях, так и в ходе неформального общения с будущими первоклассниками велась работа над созданием и сплочением нового детского коллектива, воспитанием у ребят социально-личностных качеств, необходимых в школе.
Уделялось большое внимание определению социального статуса будущих первоклассников в новом детском коллективе, диагностике их самооценки, определению уровня школьной мотивации. Помимо этого важная роль отводилась формированию произвольности общения с взрослыми и сверстниками, адекватного отношения к самому себе, которые напрямую соотносятся с основными структурными компонентами учебной деятельности.
Посещая пришкольный лагерь, дети включались в разнообразные виды деятельности, с дошкольниками проводились игровые занятия. Разумное сочетание игровой занимательности и учебных заданий помогало будущим первоклассникам осваивать роль ученика, заниматься с интересом, быть активными и внимательными на занятиях. Подбирались такие игры или включались такие игровые элементы, которые обеспечивали решение разнообразных учебных задач.
Так, например, на занятиях по развитию фонематического слуха использовались игры и упражнения на звуковой анализ слова, игры на развитие сообразительности, умения выделять отдельные звуки и определять их место в слове. С целью развития мелкой мускулатуры кистей рук детям предлагались различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), различные виды штриховки; с целью развития мышления дети включались разнообразные сюжетно-ролевые, режиссерские игры, использовался прием составления рассказов с придумыванием недостающих частей рассказа (начало события, середина рассказа или конец); с целью развития пространственного мышления детьми выполнялись разнообразные упражнения с палочками (выкладывание фигуры из определенного числа палочек, перенос одной из них, с тем, чтобы получилось другое изображение и др.); с целью развития произвольности регуляции движений детям давались разнообразные графические диктанты: «Нарисуй по точкам», «Нарисуй по клеточкам» и др., проводились разнообразные игры на правила
При развитии способности к обобщению использовались разнообразные игры с игрушками разных размеров и групп (транспорт, дикие, домашние животные, мебель и т.д.). Игры с домино, лото (животные, фрукты и т.д.), ролевые игры «Школа», «Больница» и др.
Важным направлением работы явилось расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. На занятиях, экскурсиях, целевых прогулках проводили наблюдения за объектами природы с использованием развивающих заданий (набрать листья одинаковой величины, похожие листья и т.д.). По результатам прогулок детям предлагалось нарисовать рисунки, сделать практические работы из природного материала. У детей, таким образом, стимулировался интерес к окружающему, формировались умения наблюдать, выделять существенные признаки, находить сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.
Данные занятия в рамках пришкольного летнего лагеря позволили, прежде всего, снять у детей школьные страхи, сплотить будущий школьный коллектив. Между ребятами и учителем сложились доверительные отношения, положительный эмоциональный настрой. В ходе занятий удалось определить уровень развития и стартовой готовности детей к школе, что позволило заранее разработать стратегию дифференцированного подхода к каждому ученику.
Учитель начальных классов
Троснянской средней школы
Ковалькова Любовь Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Подготовка детей к школе в условиях внедрения ФГОС НОО– федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения»
Экспериментальная работа по внедрению ФГОС НОО Организация внеурочной деятельности в 1 классе ФГОС НОО в 2010-2011 учебном году. ...
План работы пришкольного летнего оздоровительного лагеря
План, цели, задачи и режим работы летнего оздоровительного лагеря 2014 г. в МБОУ "СОШ №31" п.Восток Красноармейского района Приморского края....
План работы пришкольного летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
План работы включает в себя массу интересных материалов. Начинаем с фестиваля визиток, где отряды представляют свое название, девиз, отрядную песню. Еще одно крупное мероприятие - фантастический проек...
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря "Весёлый Роджер".
В 2014 году силами начальника и вожатого летнего пришкольного лагеря на базе МКОУ "Медвежьегорская СОШ №3" была разработана увлекательная программа. Суть её заключалась в том, что ребята, "путеш...
План мероприятий пришкольного летнего оздоровительного лагеря.
План культурно-массовых мероприятий пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей...
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Солнечный» с дневным пребыванием детей при МОАУ СОШ №1
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет...
Комплексная программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря
Вданной программе содержится материал о возможных направлениях организации летнего отдыха детей в ГОЛ, цели задачи, направления и формы работы, планирование дейтельности...