Презентация «Теоретические основы формирования фонетических представлений у старших дошкольников и фонетических умений у первоклассников»
методическая разработка (1 класс)

Презентация: «Теоретические основы формирования фонетических представлений  у старших дошкольников  и фонетических умений  у первоклассников»

Подготовка ребенка к школе является сложным этапом в его развитии. Готовность к школе определяется рядом параметров, среди которых особое место занимает психологическая зрелость ребенка и развитость его речи. Первоначальным этапом речевого становления ребенка выступает формирование звуковой стороны речи. Только на основании сформированных фонетических навыков, происходит работа над грамматическим и лексическим строем языка, а затем реализуется становление осознанной и связной речи.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретические основы формирования фонетических представлений у старших дошкольников и фонетических умений у первоклассников Автор: Засядько Валентина Константиновна ГБОУ Школа № 1056

Слайд 2

Подготовка ребенка к школе является сложным этапом в его развитии. Готовность к школе определяется рядом параметров, среди которых особое место занимает психологическая зрелость ребенка и развитость его речи. Первоначальным этапом речевого становления ребенка выступает формирование звуковой стороны речи. Только на основании сформированных фонетических навыков, происходит работа над грамматическим и лексическим строем языка, а затем реализуется становление осознанной и связной речи. Актуальность развития фонетических навыков в возрасте, когда осуществляется подготовка к школе, обусловлена тем, что сформированная речь оказывает прямое воздействие на дальнейшее развитие ребенка, определяет его психологическую готовность к обучению в школе и возможность изучения родного языка и литературы.

Слайд 3

Фонетические знания и навыки открывают детям путь к чтению во время становления своих грамматических умений. Фонетическая подготовка отражает: Правильное звуковое произношение; Умение делать акцент на слогах и словах т.е. выделять ударный слог; Соблюдение орфоэпических правил произношения; Преемственность в обучении на всех его стадиях; Осознанное восприятия ребенком языка, его роли и значимости, возможностей выражать свои мысли и чувства, посредством языка; Возможности дальнейшего овладения письменной речью ; Знания о звуковом строении слова; Возможности выявления звуков в словах, последовательности их расположения.

Слайд 4

Фонематическое развитие опирается на формирование правильного слуха, устранение нарушений слухового восприятия. Это необходимо для того, чтобы ребенок правильно воспринимал речь окружающих и свою собственную, чтобы в последствии иметь возможность ее верного воспроизведения. Только поставленный фонематический слух старшего дошкольника, позволяет переходить на следующую стадию речевого развития – лексического и грамматического строения предложений.

Слайд 5

Обучение чтение на этапе начального обучения в школе, во многом, зависит от развитости фонетической стороны речи ребенка. При чтении требуется работа со звуками, которыми ребенок оперирует. Тоже касается и формирования грамматических навыков. Без знаний фонематики и владения техникой работы со звуками, ребенок окажется не способен освоить грамматический строй языка. Роль фонетического развития ребенка в начальной школе обусловлена: Фонетические навыки являются фундаментом развития умения читать и писать в процессе школьного обучения; Фонетические навыки отражают умение правильного произношения и четко поставленной речи; Фонетические умения являются основой развития орфографических навыков в начальной школе.

Слайд 6

Роль фонетических знаний в овладении младшими школьниками устной и письменной речью: 1. С опорой на фонетику первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте; 2. Фонетические знания составляют основу правильного произношения; 3. Фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования орфографических навыков ( правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных и т. п .) 4. Фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логического ударения, пауз и т. д .; 5. Знание звукового состава слова важно для понимания его смысла и правильного употребления в речи

Слайд 7

Комплекс фонетико - графических умений: - распознавать звук и букву ; - отличать гласные звуки от согласных; - узнавать согласные парные по звонкости и глухости, непарные звонкие, непарные глухие; - различать согласные парные по мягкости и твердости, всегда твердые и всегда мягкие; делить слово на слоги, находить и выделять ударный слог; правильно обозначать с помощью гласных букв мягкие и твердые согласные на письме; пользоваться буквой ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным знаком

Слайд 8

Формирование звуковой культуры речи детей в разных возрастных группах ДОУ с учетом ФГОС Распределение программного материала продолжать укреплять артикуляционный аппарат ; упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов; продолжать развивать фонематический слух (учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению ), учить определять место звука в слове (начало, середина, конец ), правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности ; совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание ; показывать образцы литературного произношения слов ; устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи. СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА

Слайд 9

Распределение программного материала 1 класс 1 полугодие Обучение грамоте 2 полугодие Русский язык 2 класс Блок « Как устроен наш язык » Фонетика 10 ч Что изучает фонетика ? Звуки и буквы. Характеристика звуков. Слог. Ударение 3 класс Блок « Как устроен наш язык» Фонетика 3 ч Повторение изученного во 2 классе на основе введения фонетического анализа слова 4 класс Блок «Как устроен наш язык» Фонетика 1 ч Повторение изученного в 3 классе на основе фонетического анализа слова

Слайд 10

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. 1 часть - показ и объяснение артикуляции звука; - упражнения на произношение звука ; 2 часть - упражнения с целью закрепления и дифференциации звуков; 3 часть -упражнения на произношение звука в связной речи 4 часть -произнесение чистоговорок , поговорок, скороговорок, с целью упражнения детей в умении менять силу голоса ( громко,тише ),темп речи.

Слайд 11

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ . К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА РЕБЕНОК ДОЛЖЕН : понимать и использовать в речи термины «звук» и «слово», «предложение »; определять место звука в слове в начале, в середине и в конце; различать гласные , согласные; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки; пользоваться графическим обозначением звуков ( гласные — красные , твердые согласные — синие, мягкие согласные — зеленые ); проводить звуковой анализ слов; читать слова , слоги , предложения , небольшие стихотворные тексты; составлять предложение из двух трех слов, анализировать его.

Слайд 12

Планируемые результаты начального общего образования характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета

Слайд 13

Образовательная система «Школа 2100» - Прочитай слово, поставь ударение; Раздели слово на слоги; Прочитай ударный слог; Прочитай безударные слоги; Назови звуки, какими буквами они обозначены; Дай характеристику звуков; Сосчитай , сколько в слове звуков, сколько букв ;

Слайд 14

Система развивающего обучения Л. В. Занкова производить фонетический разбор: вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков и букв в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов и ударный слог; различать твердые и мягкие согласные; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком и различать эти способы обозначения мягкости согласных: с одной стороны, буквами, которые обозначают звуки, с другой - мягким знаком, который никакого звука не обозначает; различать звонкие и глухие согласные звуки

Слайд 15

«Начальная школа ХХ I века» Характеристика звуков в слове (моделирование звуковой схемы слова) Произношение слова; Произношение с выделением (интонированием) звука; Называние этого звука изолировано; Определить гласный и согласный (грамотные лингвистические термины); Если согласный, определить твёрдый или мягкий; Обозначить фишкой нужного цвета

Слайд 16

При последовательном овладении умениями и навыками в работе со звуками дошкольник учится не только выделять звуки в словах, но и определять количество звуков в слове, их последовательность, позицию звука в слове. У детей развивается фонетический слух, позволяющий уже проводить звуковой анализ слова . С опорой на фонетические знания и умения будущий первоклассник овладеет процессами чтения и письма в период обучения грамоте в школе. Фонетические знания составляют основу правильного произнесения слов. Фонетические знания важны при обучению правописанию. Без фонетики нельзя научить лексике, грамматике, морфемике . Фонетика является важной предпосылкой для изучения всего выше перечисленного. И чем лучше происходит ее изучение в дошкольном возрасте, тем легче детям овладеть фонетикой в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы формирования орфографической зоркости в процессе изучения правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

В материале изложены теоретические основы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка  в начальных классах ....

Теоретические основы формирования коммуникативных умений у младших школьников

Кроме теоретических данных представлены характеристика коммуникативных умений и этапы их формирования у младших школьников, критерии коммуникативной грамотности....

Доклад на педсовете "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников"

Доклад "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников" для выступлеения на педсовете, посвященный развитию экологической культуры в начальной школе.На современном эт...

Теоретические основы формирования письма у детей младшего школьного возраста

Дисграфия. Роль фонематического восприятия в формировании письменной речи. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников...

Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный взгляд на проблему дисграфии.

Нарушения в  формировании письменной речи отрицательно отражаются  на успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в форм...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕТРУДОВЫХ УМЕНИЙ В ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

В данной статье раскрыто значение формирования общетрудовых умений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Презентация: «Теоретические основы развития словаря у старших дошкольников»

Презентация: «Теоретические основы развития словаря у старших дошкольников»Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём сл...