Дидактические аспекты подготовки будущих учителей начальных классов к реализации ФГОС (на примере учебного предмета «Русский язык»)
статья на тему
В статье рассмотрена возможность использования разработанного курса на факультетах подготовки учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2_1.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические аспекты подготовки будущих учителей начальных классов к реализации ФГОС (на примере учебного предмета «Русский язык»)
Российское образование сегодня переживает очередной этап своего развития. Перед преподавателями высших учебных заведений стоит экстренная задача: подготовить студентов – будущих учителей к работе в новых условиях, связанных с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Одним из инструментов подготовки будущего учителя начальной школы к введению ФГОС начального общего образования (НОО) в предметной области «Русский язык» является курс «Методика обучения русскому языку» (МОРЯ).
Основой для разработки специального курса по выбору «Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами учебного предмета "Русский язык"», содержательно и организационно дополняющего подготовку будущего учителя начальных классов к работе в современных условиях
При определении учебного содержания, ориентированного на изучение особенностей реализации требований ФГОС НОО, важно учитывать необходимость формирования у студентов представлений о дидактических требованиях стандарта к современному уроку; выработки умений методически грамотно проектировать уроки математики разной целевой направленности; определять УУД, формируемые при изучении определённой темы; приобретения собственного опыта практической разработки уроков русского языка с учётом требований ФГОС.
Спецкурс направлен на решение следующих специфических задач:
– знакомство с концепцией развития универсальных учебных действий (УУД) в системе начального образования;
– формирование терминологической грамотности в тезаурусе «универсальные учебные действия»;
– знакомство с классификацией УУД согласно материалам образовательных стандартов второго поколения;
– практическая реализация личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД младших школьников при изучении предмета «Русский язык».
Тематическое планирование специального курса «Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами учебного предмета "Русский язык"»
№ п/п | Тема занятия | Всего | Лекции | Практ. занятия | Самост. работа |
Цели, задачи и направления развития начального образования | 2 | 2 | |||
Основные проблемы современного лингвистического образования младших школьников | 4 | 2 | 2 | ||
Концепция развития УУД в системе начального образования | 4 | 2 | 2 | ||
Понятие «универсальные учебные действия». Виды УУД | 2 | 2 | |||
Личностные УУД | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Регулятивные УУД | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Познавательные УУД | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Коммуникативные УУД | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Структура учебной деятельности. Место и роль УУД в системе лингвистического образования младших школьников | 2 | 2 | |||
Технология деятельностного подхода как инструмента целенаправленного формирования УУД в курсе русского языка ной школы | 4 | 2 | 2 | ||
Система заданий, направленная на формирование УУД | 6 | 2 | 4 | ||
Задания для поэтапной диагностики УУД | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Проектирование урока русского языка с учётом требований формирования УУД | 8 | 2 | 6 | ||
Итого | 72 | 26 | 18 | 28 |
При определении учебного содержания, ориентированного на изучение особенностей реализации требований ФГОС НОО, мы учли необходимость формирования у студентов представлений о дидактических требованиях стандарта к современному уроку; выработки умений методически грамотно проектировать уроки математики разной целевой направленности; определять УУД, формируемые при изучении определённой темы; приобретения собственного опыта практической разработки уроков русского языка с учётом требований ФГОС.
Для приобщения студентов к реалиям будущей педагогической деятельности в условиях вуза следует шире использовать различные формы и методы активного обучения: проблемные лекции и семинары, спецкурсы, учебную практику и курсовое проектирование, деловые игры, решение ситуационных задач, использование реальных ситуаций для создания учебных проблем.
Описанная в статье организация занятий позволяет преподавателю развивать у студентов познавательную самостоятельность, даёт представление о дидактических требованиях ФГОС к современному уроку, учит определять УУД, формируемые в образовательной области «Русский язык», совершенствует умения практической разработки урока русского языка с учётом требований стандарта и приближает будущих учителей начальной школы к управлению собственной познавательной деятельностью для самостоятельного продвижения в знаниях и умениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
Рекомендации учителей начальных классов по реализации ФГОС
Рекомендациипо подготовке и проведению современного урока в условиях реализации ФГОС НООРекомендации к оснащению современного учебного кабинета в условиях реализации ФГОС НОО Рекоменда...
Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов для реализации ФГОС
Профессиональная компетентность учителя для реализации ФГОС...
Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов для реализации ФГОС
Выступление на МО учителей...
Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по русскому языку для 1 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ (базовый уровень):Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. «Русский язык». 1 клас...
Методические рекомендации для учителей начальных классов по теме "Использование речевых игр на уроках русского языка".
В материале даются описание речевых игр, которые можно испьзовать на уроках русского языка....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»
Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...