Познавая неизвестное.
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности для 3-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneur_deyat_zheleznova.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти
«Школа №2 имени Героя Социалистического Труда И.В.Комзина»
Утверждаю. Согласовано: Рассмотрено.
Директор МБУ Школа №2 Зам. директора по УВР На заседании МО
_____Н.Ф.Тихонова _____ _О.П.Юрковец Протокол №
« » _______ 20__ « » _______ 20__ « » _______ 20__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Познавая неизвестное» для 3 - 4 классов
учителя Железновой Натальи Николаевны
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Познавая неизвестное» составлена на основе Закона РФ «Об образовании», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Кружок «Познавая неизвестное» призван содействовать развитию познавательных возможностей учащихся по многим учебным предметам. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Программа направлена на развитие логического мышления и речи. Она разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей ребят, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах и дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе логического и творческого мышления. Программа призвана помочь детям стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности
I. Нормативно-правовая и документальная основа:
Нормативно-правовой основой введения в учебный процесс общеинтеллектуального курса по внеурочной деятельности «Познавая неизвестное» являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 69 от 31 января 2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом от 5 марта 2004 г. N 1089».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137.
II.Актуальность программы
В рамках перехода на ФГОС педагогический коллектив нашей школы столкнулся с необходимостью поиска новых решений для организации неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельности учащихся. На стадии введения Стандартов второго поколения перед педагогами возникли следующие задачи:
• разработать программу внеурочной деятельности, удовлетворяющую интересам детей и отвечающую социальному заказу родителей;
• расширить доступ обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения через использование очно-дистанционных технологий;
• максимально включить во внеурочную деятельность системно-деятельностный и практико-ориентированный подход в обучении, использование современных образовательных технологий.
Именно очно-дистанционная форма организации внеурочной деятельности способствует решению вышеизложенных задач, расширяет рамки школьных учебников, повышает заинтересованность учащихся в глубоком изучении программного материала, содействует интеллектуальному и духовно- нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности. Система дистанционного образования, основанная на принципах открытости и доступности, позволяет привлечь к совместной деятельности педагогов и учащихся находящиеся на расстоянии друг от друга посредством телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет и это не дань моде, а требование современного мира.
Преимущества программы очно-дистанционного кружка внеурочной деятельности «Познавая неизвестное»
Образовательное учреждение получает:
• Возможность организовать дистанционную форму обучения на базе школы.
•Возможность общеобразовательного учреждения участвовать в сетевых проектах.
• Возможность минимизировать расходы общеобразовательного учреждения на организацию внеурочной деятельности.
Учитель получает:
• Приобретение опыта организации дистанционной формы обучения.
• Повышение своей квалификации .
• Возможность стать участником сетевого проекта.
• Возможность заниматься проектной деятельностью.
Для родителей и учащихся актуально будет:
• Совместное проведение времени с ребёнком за учебно-познавательным процессом.
• Ранняя профориентация по способностям своего ребёнка.
• Эффективная организация времени ребёнка.
• Формирование соответствующего круга друзей, среди которых ребёнок чувствует интерес к учёбе.
Сами ученики в свою очередь:
• Приобретают навыки работы в информационно-образовательном пространстве.
• Развивают навыки ведения проектной деятельности.
• Формирую своё личное электронное портфолио.
• Школьникам прививается культура использования Интернет-ресурсов.
III. Цели и задачи
Цель программы :
разработка системы мероприятий общеинтеллектуальной направленности для подготовки учащихся начальных классов к предметным олимпиадам.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- решение нестандартных логических задач;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
IV Описание места курса в учебном плане
Общий объем учебного времени кружка «Познавая неизвестное» в 3 и 4 классах составляет по 68 часов, 2 часа в неделю.
Процесс освоения программы построен на сочетании очных и дистанционных мероприятий.
Кружок “Познавая неизвестное»» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 9 до 10 лет. Состав группы постоянный, до 26 человек.
V Структура
Структура программы:
Кружок «Познавая неизвестное» (60 часов) ,
внеклассные мероприятия (8 часов)
Программа кружка «Познавая неизвестное» состоит из двух предметных разделов:
I раздел. Математика. Информатика ( Решение и анализ задач по математике и информатике, посещение музеев ) (30 часов + 4 часа выездных мероприятий)
II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.( Выполнение и анализ олимпиадных заданий по литературному чтению , русскому языку, окружающему миру, посещение библиотек) (30 часов + 4 часа выездных мероприятий).
Внутри каждого раздела предусмотрены выездные мероприятия (посещение музеев, выставок , библиотек)
VIФормы проведения кружка «Познавая неизвестное»
- дистанционные игры
- библиотечные уроки
- конкурсы,
- экскурсии,
- олимпиады,
- научно-исследовательские конференции
Данные формы внеурочной деятельности проводятся очно или дистанционно через:
- Использование электронной почты
- Использование ресурсов Интернет.
- Использование программ Skype.
VIIЛичностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
∙ развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
∙ развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
∙ воспитание чувства справедливости, ответственности;
∙ развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
∙ Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
∙ Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
∙ Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
∙ Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля.
Универсальные учебные действия
∙ Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
∙ Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
∙ Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
∙ Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
∙ Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
∙ Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
∙ Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
∙ использовать критерии для обоснования своего суждения.
∙ Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
∙ Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
VIII Содержание курса
I раздел. Математика. Информатика.
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике конкурса-игры «Кенгуру». Решение задач по информатике для 3-4 классов игры-конкурса «Инфознайка», интеллектуального заочного конкурса «Познание и творчество», эвристической олимпиады «Совёнок». Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года. Посещение краеведческого музея, музея Эйнштейна (г.Тольятти)
II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
Выполнение заданий по русскому языку для 3-4 классов игры-конкурса «Русский медвежонок », интеллектуального заочного конкурса «Познание и творчество». Выполнение заданий по литературному чтению для 3-4 классов интеллектуального заочного конкурса «Муравьишка», дистанционной олимпиады «Нескучная зима», участие в литературном конкурсе «Веснушки». Выполнение заданий по окружающему миру для 3-4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Познание и творчество», дистанционной олимпиады «Нескучная зима», конкурса «Человек и природа» эвристической олимпиады «Совёнок», «Наше наследие». Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года. Поиск информации в энциклопедии. Посещение библиотек.
Учебно- тематический план по внеурочной деятельности «Познавая неизвестное»(общеинтеллектуальное направление) 3 класс
(68часов)
№ | Тема | Всего часов | теория | практика |
I Раздел. (1, 2 ЧЕТВЕРТЬ) Математика. Информатика | 34 | - | 34 | |
1-6 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. | 6 | - | 6 |
7-12 | Решение задач по математике дистанционного интеллектуального конкурса «Муравьишка», « Кенгуру» | 6 | - | 6 |
13-18 | Решение задач игры-конкурса по информатике «Инфознайка» «КИТ». | 6 | - | 6 |
19-24 | Решение задач по информатике интеллектуального заочного конкурса «Познание и творчество». | 6 | - | 6 |
25-27 | Анализ олимпиад по математике текущего года. | 3 | - | 3 |
28-30 | Анализ олимпиад по информатике текущего года. | 3 | - | 3 |
31-34 | Посещение музея Эйнштейна(г.Тольятти) | 4 | - | 4 |
II раздел. (3, 4 ЧЕТВЕРТЬ) Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир. | 34 | - | 34 | |
35-40 | Выполнение заданий по русскому языку заочного интеллектуального конкурса «Познание и творчество». | 6 | - | 6 |
41-46 | Выполнение заданий по русскому языку игры-конкурса «Русский медвежонок ». | 6 | - | 6 |
47-52 | Выполнение заданий по литературному чтению дистанционной олимпиады «Нескучная зима», заочного интеллектуального конкурса «Познание и творчество», конкурса «Веснушки» | 6 | - | 6 |
53-58 | Выполнение заданий по окружающему миру дистанционного интеллектуального конкурса «Муравьишка», дистанционной олимпиады «Нескучная зима», конкурса «Человек и природа». | 6 | - | 6 |
59-60 | Анализ олимпиад по русскому языку текущего года. | 2 | - | 2 |
61-62 | Анализ олимпиад по литературному чтению текущего года. | 2 | - | 2 |
63-64 | Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года. | 2 | - | 2 |
65-68 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Посещение детской библиотеки №6. | 4 | - | 4 |
Итого | 68 | - | 68 |
Учебно- тематический план по внеурочной деятельности «Познавая неизвестное»(общеинтеллектуальное направление) 4 класс
(68часов)
№ | Тема | Всего часов | теория | практика |
I Раздел. (1, 2 ЧЕТВЕРТЬ) Математика. Информатика | 34 | - | 34 | |
1-6 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. | 6 | - | 6 |
7-12 | Решение задач по математике дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ-Эрудит», « Кенгуру» | 6 | - | 6 |
13-18 | Решение задач игры-конкурса по информатике «Инфознайка» «КИТ». | 6 | - | 6 |
19-24 | Решение задач по информатике интеллектуального заочного конкурса «Познание и творчество». | 6 | - | 6 |
25-27 | Анализ олимпиад по математике текущего года. | 3 | - | 3 |
28-30 | Анализ олимпиад по информатике текущего года. | 3 | - | 3 |
31-34 | Посещение краеведческого музея (г.Тольятти) | 4 | - | 4 |
II раздел. (3, 4 ЧЕТВЕРТЬ) Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир. | 34 | - | 34 | |
35-40 | Выполнение заданий по русскому языку заочного интеллектуального конкурса «Познание и творчество», эвристической олимпиады «Совёнок» | 6 | - | 6 |
41-46 | Выполнение заданий по русскому языку игры-конкурса «Русский медвежонок ». | 6 | - | 6 |
47-52 | Выполнение заданий по литературному чтению дистанционной олимпиады «Нескучная зима», заочного интеллектуального конкурса «Познание и творчество», конкурса «Веснушки», олимпиады «Наше наследие» | 6 | - | 6 |
53-58 | Выполнение заданий по окружающему миру дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ», дистанционной олимпиады «Нескучная зима», конкурса «Человек и природа», олимпиады «Наше наследие» | 6 | - | 6 |
59-60 | Анализ олимпиад по русскому языку текущего года. | 2 | - | 2 |
61-62 | Анализ олимпиад по литературному чтению текущего года. | 2 | - | 2 |
63-64 | Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года. | 2 | - | 2 |
65-68 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Посещение детской библиотеки | 4 | - | 4 |
Итого | 68 | - | 68 |
IX Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык.
Способы определения результативности занятий кружка внеурочной деятельности "Познавая неизвестное":
∙ диагностика проводится в начале и конце учебного года;
участие обучающихся:
∙ в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях;
∙ математических декадах (составление кроссвордов, викторин и т. д.);
∙ интеллектуальных играх (КВН, "Парад умников", "брейн-ринг" и т. д.);
∙ исследовательских проектах.
X Описание материально-технического обеспечения
Список рекомендуемой литературы:
1. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 1-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2012.
2. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2011.
3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2010.
4. Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.
5. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2015 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
5. Математика. 1-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2012. 6. Олимпиадные задания по русскому языку. 1-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2013.
7. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16 8. Русский медвежонок – 2014. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2014.
9. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2014 – 2015 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm 10. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме "Познавая - удивляй!"
Из опыта работы учителя Горшковой А.Д....
Программа внеурочной деятельности "Учимся общаться, познавая родной край"
Программа «Учимся общаться, познавая родной край» предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. В программе описываются цели и задачи внеурочн...
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя
Презентация разработана к уроку математики в 4 классе (УМК "Школа России")...
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного лелимого, неизвестного делителя
Урок математики в 4 классе по теме: "Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя" определяет цели: познакомить с решением уравнений с неизвестными мн...
Урок математики на тему: Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делителя.
Открытый урок на тему: Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делителя....
Технологическая карта урока по математике на тему «Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя»
Тип урока: ознакомление с новым материалом (технология деятельностного метода)Тема урока: «Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя»Цель урока: позна...