Мастер-класс по теме "Познавая - удивляй!"
методическая разработка по чтению по теме
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме:
«Познавая – удивляй!»
Познанье – сердца яркий свет, защита от житейских бед.
(Персидская пословица.)
Учитель: Горшкова Анжела Дмитриевна
Место работы: МАОУ «СОШ №16» г.Альметьевска
Цель: Обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве.
Задачи:
1.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
2. Показать приёмы работы со сказкой.
3. Совершенствовать умение учителей рефлексировать.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, авторская презентация, карточки с опорными словами, «Дерево творчества».
Результат мастер-класса: коллективная авторская сказка.
Ход проведения мастер-класса
Вступительное слово.
Слайд 1 (Тема мастер-класса) - мелодия
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд 2 (Пословица) - мелодия
- Приглашаю Вас посетить педагогическую мастерскую «Познавая – удивляй!»
- Персидская пословица гласит: «Познанье – сердца яркий свет, защита от житейских бед»
Самоопределение к деятельности.
Слайд 3 (Хорошее настроение) – песня «От улыбки»
- Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы, и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Улыбнитесь друг другу. Молодцы!
- У каждого из нас свой мир. Мир, полный тайн и загадок, мир удивительных приключений и открытий. И, наверное, каждому когда-то хотелось его изменить, сделать лучше.
- А что может сделать ваш мир лучше? (Ответы коллег.)
- А вот мир ребёнка становится ярче и красочнее, когда в нём появляются сказки.
Слайд 4 (Что такое сказка?) – мелодия «В гостях у сказки»
- Я хотела бы узнать, что такое сказка?
Слайд 5 (Коллаж «Сказки») - мелодия «В гостях у сказки»
Постановка проблемы
В сказке обычно происходит что-нибудь необыкновенное, волшебное. Это мир фантазии. Есть сказочники, которые сочиняют их, и есть ученые, которые собирают сказки и пытаются их разгадать. Сказочники народ непростой. Они прятали в сказках какую-нибудь мудрость, надеясь, что пытливые умы сумеют ее разгадать. Потому сказки так и заканчивались «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Иногда эта мудрость могла так сильно быть зашифрована, что годами сказка рассказывалась, а ее так никто и не понимал. На нашем занятии мы с вами будем разгадывать сказку и попробуем зашифровать в ней мудрость.
Слайд 6 (Сказка «Мудрая черепаха») - мелодия
А сейчас вспомним старинную африканскую сказку «Мудрая черепаха», которая поможет нам познать мудрость и удивить ею.
Но перед этим немножко разомнемся.
Артистическая разминка
- Сейчас каждый из вас вытянет жребий с названием героя сказки. Это будет ваша роль в сказке «Мудрая черепаха».
Пластика тела.
- Образуем круг и идём все по кругу. Я называю героя, а вы будете его изображать. Покажите пластикой походку героя.
Слайд 7 (Животные) – мелодия «В мире животных»
Озвучивание.
- Остановились, повернулись в кругу и, озвучьте своего героя: рычите, мяукайте, лайте.
Блок информации. Основные элементы опыта.
Слайд 8 (Черепаха) - мелодия
- А теперь послушайте сказку "Мудрая черепаха".
(Сказка читается ведущим.)
Жила-была мудрая черепаха. И вот однажды черепаха задумалась, почему одни богатые, другие бедные, одни жадные, другие щедрые, одни злые, другие добрые. Думала, думала и решила, что это от недостатка мудрости. Тогда она сказала себе: «Пойду по свету, соберу всю мудрость, может тогда что-нибудь изменится». Сказано-сделано, взяла она большой тыквенный сосуд и пошла по свету мудрость искать.
Слайд 9 (Заяц) – мелодия зайчика
Шла-шла, видит заяц бежит, только пятки сверкают. Окликнула она зайца и спросила: «Уважаемый заяц, скажи, в чем твоя мудрость? Заяц, не останавливаясь, крикнул: «В моих быстрых лапах» – и умчался в лес. Черепаха быстренько эту мудрость поместила в свой сосуд.
Слайд 10 (Орёл) – мелодия орла
Только заяц скрылся в кустах, как следом появился орел. Он летел, раскинув свои большие крылья. Увидел, что заяц скрылся и хотел схватить черепаху. Но черепаха сказала: «Уважаемый орел, не трогай меня, пожалуйста. Я занимаюсь очень важным для всех делом, собираю мудрость. Скажи, в чем твоя мудрость?». Орел гордо расправил свои крылья и проговорил: «В моих больших крыльях» – и взлетел в небо.
Начало игры в сказку.
- Вспомните ещё раз своего героя, вытянутого по жребию. Подумайте, в чём может быть его мудрость и разыграйте с нами диалог вашего героя.
Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса.
Игровое продолжение сказки.
Слайд 11 (Лев)
- Итак, пошла черепаха дальше и видит перед собой льва.
- В чем твоя мудрость?
- Я царь – и в этом моя мудрость!
- И он медленно пошёл к воде, а Мудрая черепаха быстро затолкала его мудрость в свою тыквенную бутылку.
Слайд 12 (Леопард)
- Едва она сделала это, как показался леопард.
- И спросила черепаха леопарда.
- В чём твоя мудрость?
- Ты не знаешь? Моя мудрость в клыках, в когтях, в прыжке!
- И он исчез. А черепаха и его мудрость спрятала в сосуд.
Слайд 13 (Слон и черепаха)
- И вот пришёл слон.
- В чём твоя мудрость?
- Моя мудрость в силе и спокойствии!
- Сказал и удалился.
Обмен идеями. Образная интерпретация.
- Уважаемые коллеги! Как вы думаете, какую мудрость не высказал каждый из остальных героев? Расшифруйте, пожалуйста. Каждый герой называет себя.
Слайд14 (Обезьяна)-мелодия
Обезьяна – мудрость в силе ума и интеллекта
Петух – мудрость в силе голоса
Лошадь – мудрость в проворности и быстроте
- Вы согласны с названной мудростью?
- Продолжаем слушать сказку.
Так черепаха обошла всех и, наконец, повстречалась с гвинейской курицей. Хоть курица и славилась своей глупостью, но черепаха была мудрой и решила, что важно у всех спросить.
Слайд 15 (Курица) – мелодия
Она обратилась к курице и спросила: «Скажи, уважаемая курица, в чем твоя мудрость?». Но курица была так глупа, что ничего не ответила. Черепаха решила, что собрала всю мудрость и полезла на дерево, чтобы немного отдохнуть. Лезет и скатывается, лезет и скатывается. Тут курица засмеялась и сказала: «Уж, если ты хочешь залезть на дерево, перекинь свой сосуд на спину». Черепаха так замерла и подумала ….
Слайд 16 (О чём подумала черепаха?)
- затем на словах «и она подумала…» сказка прерывается, и ведущий задает вопрос участникам: «О чем подумала черепаха?». Участники предлагают свои варианты ответа. Потом ведущий досказывает сказку.
Завершение сказки.
А подумала черепаха о том, что если ей, мудрой черепахе, самая глупая курица смогла дать очень умный совет, то видно невозможно собрать всю мудрость. Залезла она на дерево и кинула свой сосуд вниз. Сосуд упал, разбился на мелкие кусочки, а вся мудрость раскатилась по всей земле.
Слайд 17 (Вечная мудрость)- мелодия
И с тех пор, кто захочет найти мудрость должен наклониться к земле и поискать её.
Практикум.
- Давайте и мы с вами, уважаемые участники, попробуем сочинить сказку и зашифруем в ней народную мудрость. Разделимся на две группы. Я предлагаю использовать опорные слова. Они одинаковы для обеих групп. А потом мы сравним, какая группа лучше справилась с заданием. Обязательно придумайте слова автора, озвучьте героев.
Работа с залом
- Пока команды выполняют задание, вспомним русскую народную сказку «Курочка Ряба».
Слайд 18 – 24 (Курочка Ряба) – мелодия сказочная
Попробуем по слайдам восстановить текст этой сказки.
- Кто закончит сказку по-другому?
- Итак, наши команды готовы. Послушаем их сказки.
- Поаплодируем командам. По силе аплодисментов побеждает команда…
- Уважаемые зрители, в чём мудрость этих сказок?
Рефлексия
- Я надеюсь, что наш мастер-класс вам поможет в каждой сказке находить мудрость и ею удивлять.
Слайд 25(Слова Ж.-Ж.Руссо)
- Вы очень хорошо поработали. Говоря словами Ж.-Ж.Руссо «Вы - талантливы все!»
- Я думаю, что сегодня каждый из вас познал себя в данной работе, и удивил своим творением нас, зрителей.
- Я надеюсь, что вам было интересно работать. И всё что мы рассмотрели на мастер-классе, пригодятся вам в вашей практике.
Слайд 26 (Дерево Творчества)
- Приглашаю Вас к «Дереву Творчества». Выразите своё впечатление от мастер-класса на этом дереве:
«Дерево Творчества»
(Участники прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды)
- Если вы не совсем удовлетворены работой, то прикрепите на дереве зелёный листик.
- Если вам наша работа понравилась, то пусть зацветут на дереве цветы.
- А если мастер-класс прошёл плодотворно и с пользой – пусть на дереве творчества появятся плоды.
- Всем большое спасибо. Мне было с вами легко и интересно работать.
Слайд 27(Спасибо за работу!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...
сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"
Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родите...