Квн "Басни дедушки Крылова" (для 3 класса)
методическая разработка (3 класс) на тему
Внеклассное мероприятие "Басни дедушки Крылова" проводится в форме КВН и является итоговым в рамках изучения творчества писателя. Разнообразие конкурсных игровых заданий направлено на выявление уровня понимания текста произведений, помогает учащимся лучше осознать афористичность, глубину авторской мысли, богатство и красоту русской речи. Дети получают возможность для самовыражения в творческих конкурсах (инсценировка) и учатся работать в команде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КВН по басням И.А. Крылова
для третьеклассников
(в рамках Недели начальной школы)
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о писателе И.А. Крылове и его произведениях басенного жанра, изученных на уроках литературного чтения.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, формировать установку на личностное понимание творчества баснописца, закрепить навыки работать в группе.
Воспитательные: воспитывать любовь к литературному творчеству, интерес к сатире, воспитывать стремление к самовыражению.
Оборудование: портреты Крылова, высказывания, выставка детских рисунков-иллюстраций к басням, костюмы детей, таблички с цитатами: «Книга мудрости самого народа»… (Н.Гоголь), «Его басни переживут века:::» (К.Батюшков).
ТСО: мультимедиа.
Ход КВН:
СЛАЙД 1.
Ведущий. Приветствую всех собравшихся в этом гостеприимном зале.Темой нашего сбора является творческое наследие великого русского баснописца И.А.Крылова, которого наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым.
Сегодня мы вспомним героев басен Крылова и проверим, насколько вы знакомы с произведениями великого баснописца. Мы, потомки великого писателя, посвящаем наше мероприятие грядущей 248 годовщине со дня его рождения.
А сейчас небольшая экскурсия по жизни и творчеству писателя. Слово- ученикам 3 «А» класса.
Крылов Иван Андреевич, русский баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г .в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери. Семья его жила очень бедно, поэтому в возрасте 10 лет ему пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. Иван обучался дома грамоте, математике, молитвам. В 1782 г. переезжает в Петербург, где устраивается на работу мелким чиновником в Казенной палате. Продолжает заниматься самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки. Вскоре Крылов начинает издавать популярный сатирический журнал. Писатель около 30 лет работал.
За свою долгую творческую жизнь Иван Андреевич создал 236 басен. Басни Крылова смешны. А с помощью смеха легко донести до читателя мысль о вреде дурных привычек и свойств характера.
Популярность басен Ивана Андреевича Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и зачитывались императоры. Многие меткие выражения в баснях Крылова стали пословицами .
Постепенно Иван Андреевич стал «Дедушкой Крыловым» - так прозвал своего любимца народ за простоту, добродушие, внимание к простым людям.
Cлайд 2-3
Па́мятник Крыло́ву был установлен в 1855 году в Летнем саду в Санкт-Петербурге на добровольно собранные средства горожан. Автор бронзовой скульптуры - известный скульптор барон фон Клодт.
Иван Андреевич Крылов изображен в будничной одежде. Он непринужденно сидит, держа в руках раскрытую книгу, будто пожилой человек присел отдохнуть и задумался. Быть может о сюжете новой басни? Пьедестал со всех сторон окружен фигурками животных- героев басен, выполненных из бронзы.
Поэт Михаил Исаковский так писал об Иване Андреевиче Крылове:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Итак, мы начинаем нашу игру-КВН. (звучит музыка)
Сегодня у нас присутствуют 4 команды третьеклассников.
Просим команды представиться. Команда 3 «А»- «Книголюбы», 3»Б»- «Знатоки»,
3»В»- «Читатели» , 3 «Г»- «Мудрецы».
(Каждая команда представляет себя.)
Ведущий. За каждое выполненное задание команда будет получать баллы. Призываем вас быть активными. Самому активному участнику игры будет вручен приз «Лучшего знатока басен».
Ведущий. Очередность определим в результате быстрого ответа на следующие вопросы:
- Ответьте одним словом: как называется жанр литературы - небольшой рассказ, обычно в стихах, нравоучительного характера. (Басня)
- Как называется поучительный вывод, который размещается либо в начале , либо в конце басни? (Мораль)
- Кто такой Эзоп? (Древнегреческий баснописец, раб)
Ведущий. Мы установили очерёдность.
Конкурс «Разминка».
Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего.
В случае ,если первая команда не знает ответа, отвечает другая команда, получая балл.
- Узнайте басню по ее началу
-Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
А выйдет из него не дело, только мука….(«Лебедь, Щука и Рак») Слайд 4
- Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться. («Ларчик»)
- Проказница Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет… («Квартет») Слайд 5
4.- Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна: но только
все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок… («Ворона и Лисица») Слайд 6
Конкурс 2.
Ведущий. Героями басен Крылова обычно бывают животные, но под образами зверей и птиц мы угадываем людей, узнаём человеческие отношения. Это называется АЛЛЕГОРИЕЙ.
У каждого героя басни свой характер и, может быть, свой порок, который они позаимствовали у людей, и с узнаваемыми чертами характера они встречаются в разных баснях. Попробуйте их узнать.
- Кого Крылов в басне назвал вещуньей? (Ворону из басни «Ворона и Лисица»)
- … попрыгуньей? (Стрекозу – «Стрекоза и Муравей»)
- … проказницей? (Мартышку – «Квартет»)
- … обжорой и злодеем? (Кота – «Кот и повар»)
Ведущий: Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире, разговаривают они на одном языке, великолепно понимая друг друга, по- одинаковому думают, хитрят, обманывают, вызывая наш негодование, сочувствие, жалость, смех.
Конкурс 3 «Кто сказал такие слова?»
Если команда ошибается или нет ответа, то переход хода.
Каждой команде предлагается вопрос. К данным фразам надо подобрать соответствующего персонажа. (просигналить карточкой) (За каждый правильный ответ – по баллу)
- «При красоте такой и петь ты мастерица!
Ведь ты б у нас была царь-птица!» (Лисица, «Ворона и Лисица)
2. «Все про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них» (Мартышка, «Мартышка и очки»)
3. Ничуть меня то не тревожит;
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею. (Свинья, «Свинья под дубом»)
4. «Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите» (Мартышка, «Квартет»)
5. «Соседка, перестань срамиться,-
Тебе ль со Слоном возиться?!» (Шавка, «Слон и Моська»)
6. «Друзья!Хоть вы охрипните,хваля друг дружку,-
Всё ваша музыка плоха!..» (Воробей, «Кукушка и Петух»)
7. «Не стыдно ль средь бела дня попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело» (Голубь, «Чиж и Голубь»)
8. Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей! (Стрекоза, «Стрекоза и Муравей»)
9. Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь. (Лисица, «Лисица и Виноград»)
10. Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа. (Обезьяна, «Зеркало и Обезьяна»)
11. Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью…(Ягнёнок, «Волк и Ягнёнок»)
Ведущий. Героями басен Крылова обычно бывают животные, но под образами зверей и птиц мы угадываем людей, узнаём человеческие отношения. Это называется АЛЛЕГОРИЕЙ.
У каждого героя басни свой характер и, может быть, свой порок, который они позаимствовали у людей, и с узнаваемыми чертами характера они встречаются в разных баснях. Попробуйте их узнать.
Конкурс для болельщиков «Доска объявлений» Слайды 12-13
Конкурс «Отыщи пару».
Командам выдаются карточки с именами героев басен. Нужно сложить верные пары, склеив их части. Побеждает команда, которая сделает это быстрее. (На каждой карточке одно имя).
Волк | Журавль |
Свинья | Дуб |
Моська | Слон |
Повар | Кот |
Ворона | Лисица |
Ягнёнок | Волк |
Кукушка | Петух |
Муравей | Стрекоза |
Чиж | Голубь |
Кошка | Соловей |
Конкурс «Закончи фразу»
Задача игроков - найти конец фразы, назвать басню (за каждый правильный ответ жетон-сыр).
- А Васька слушает… (да ест). «Кот и повар»
- Да только воз… (и ныне там). «Лебедь, Рак и Щука»
- А ларчик просто… (открывался). «Ларчик»
- Ты виноват уж тем… (что хочется мне кушать). «Волк и Ягненок»
- Оглянуться не успела… (как зима катит в глаза). «Стрекоза и Муравей»
- Чтоб музыкантом быть…(так надобно уменье) «Квартет»
- А вы, друзья, как ни садитесь… (все в музыканты не годитесь) «Квартет»
- Кукушка хвалит Петуха (за то, что хвалит он Кукушку) «Кукушка и Петух»
- Чем кумушек считать, трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?) «Зеркало и Обезьяна»
- Ай, Моська! знать, она сильна… (что лает на Слона) «Слон и Моська»
Конкурс капитанов. (Звучит музыка, приглашаются капитаны)
Ведущая 2: Величайший знаток русского слова И.А.Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами, поговорками. Используя некоторые фразы, мы даже не задумываемся, что эти слова произнесли впервые герои Крылова.
«Крылатые выражения». АФОРИЗМЫ. Слайд 7
Ведущий .Многие выражения из басен Крылова стали пословицами. Капитаны по очереди называют крылатые выражения. Проигрывает капитан, который остановится.
(Например: Слона-то я и не приметил; А ларчик просто открывался; Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши; А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь; Вперед чужой беде не смейся, Голубок… ; Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку; У сильного всегда бессильный виноват; Чем кумушек считать, трудиться …; Да только воз и ныне там; А Васька слушает да ест; Недаром говорится, что дело мастера боится и др.)
Конкурс «Угадай басню по иллюстрации». Слайды 8-11
Сейчас на экране появятся фрагменты иллюстраций из басен. Игроки команд по нескольким фрагментам должны определить, какая басня изображена на иллюстрации.
Ведущий. Героями басен Крылова обычно бывают животные, но под образами зверей и птиц мы угадываем людей, узнаём человеческие отношения. Это называется АЛЛЕГОРИЕЙ.
У каждого героя басни свой характер и, может быть, свой порок, который они позаимствовали у людей, и с узнаваемыми чертами характера они встречаются в разных баснях. Попробуйте их узнать.
Конкурс для болельщиков «Доска объявлений» Слайды 12-13
Конкурс «Инсценировка любимой басни».
Команды показывают домашнее задание: инсценировку басни Крылова. Оценивается артистичность, оригинальность, творчество, костюмы.
Ведущий. Каждой команде в качестве домашнего задания было предложено инсценировать любую понравившуюся басню И.А. Крылова.
Подготовка к данной части КВН была проведена заранее. Дети сами выбрали басни, распределили роли, подготовили выразительное чтение и приготовили костюмы. Давайте посмотрим, что придумали наши участники. Просим артистов 1-й (название) команды на сцену. (Поочередно выступают все команды.)
Команды показывают домашнее задание. Оценивается артистичность, оригинальность, творчество, костюмы. Максимальное количество баллов за это задание — 5. Рекомендуем поставить командам равное количество очков, т.к. наверняка все команды очень старались при подготовке этого конкурса. Самый лучший «актер» получает «Медаль артиста».
Ведущий. Поблагодарим наших уважаемых актеров за их выступление (все аплодируют).
«Угадай кроссворд»
Представители команд должны по очереди подходить и заполнять кроссворд. ( Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)
(Вниманию детей предоставляется кроссворд, выполненный на ватмане, который висит на доске).
Кроссворд «И.А.Крылов»
Слова в кроссворде пишем в именительном падеже.
1. «На ту беду… близехонько бежала» (Лиса)
2. «Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть… (Квартет)
3. «Знать она сильна, что лает на Слона.» Кто она? (Моська)
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это?(Ворона)
5. «Вороне где- то бог послал кусочек…» (Сыр)
6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон)
7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки)
8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надо же беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал …» (Волк)
Слайд 14 ( с ключевым словом).
Итог. Чему учат людей басни ИА. Крылова ? Слайд 15
Ведущий: Я хочу поблагодарить вас всех за игру, интересную, напряжённую. И ещё раз повторить, что произведения И.А.Крылова не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Потому что это подлинно народный писатель, художник огромной силы. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.
Подсчёт очков. Объявление победителей.
Награждение победителей и участников игры. (Дети награждаются призами, проигравшие команды награждается «за участие».) А сейчас, уважаемые ребята, приглашаем вас посетить нашу выставку детских рисунков. Приложение. Задания раздаются командам. | |
Свинья | Дуб |
Моська | Слон |
Повар | Кот |
Ворона | Лисица |
Ягнёнок | Волк |
Кукушка | Петух |
Муравей | Стрекоза |
Чиж | Голубь |
Кошка | Соловей |
Конкурс «Отыщи пару».
Волк | Журавль |
Свинья | Дуб |
Моська | Слон |
Повар | Кот |
Ворона | Лисица |
Ягнёнок | Волк |
Кукушка | Петух |
Муравей | Стрекоза |
Чиж | Голубь |
Кошка | Соловей |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памятник И.А.Крылову в Санкт-Петербурге
конкурс: Объяснялки ( ответьте: из какой басни фраза?) «Лебедь, Щука и Рак»
«Ворона и Лисица».
1 .«А Васька слушает, да ест…» 2«...Чем кумушек считать, трудиться,не лучше ль на себя,кума оборотиться…» 3.«А воз и ныне там » 4 .« Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2-м классе. (1-4 кл.) "В гостях у дедушки Крылова"
Литературное чтение во 2-м классе (1-4) по теме «В гостях у дедушки Крылова». Данный урок- урок усвоения новых знаний. Дети учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам. На у...
Литературная гостинная к юбилею И.А. Крылова "В гостях у дедушки Крылова".
Обобщение знаний воспитанников о жизни и творчестве И.А. Крылова. Знакомство с интересными фактами его биографии и творчества. Занимательная викторина, которая может использоваться, как материал для и...
Презентация к уроку чтения во 2 классе по теме"В гостях у дедушки Крылова".
Цель урока: познакомить детей с баснями И.А. Крылова ; продолжить обучению вдумчивому чтению; продемонстрировать сложность и неоднознач...
Открытый урок по чтению во 2 классе по теме :"В гостях у дедушки Крылова".
Цель урока :расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к ...
Игра "Басни дедушки Крылова" для 3-4 классов
Слайдовая презентация для учащихся 3-4 классов по басням И.А. Крылова включает 15 вопросов на выбор ответа. соотнесене, определение произведения по строкам и иллюстрациям, узнавание автора по портрету...
Урок по литературному чтению "Памятник «дедушке» Крылову в Москве и композиция на тему "Басни Крылова".
Цель: Обобщение знаний обучающихся о творчестве И.А.Крылова. ...
Квест для учащихся начальных классов «Басни дедушки Крылова»
формирование интереса к чтению посредством игрового и занимательного материала...