Открытый урок по чтению во 2 классе по теме :"В гостях у дедушки Крылова".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Цель урока асширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве  И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к  прочитанному.



Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:     В гостях у дедушки Крылова. 
Предмет:  Литературное чтение 

Класс:  
2
Автор урока: 
Чухлебова Татьяна Владимировна. 
                                         

   Тип урока:   Изучение нового материала

Цели урока - познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и лисица».

- продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;

- продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней;

- дать образец выразительного чтения басни.
Задачи урока:

 Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве  И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к  прочитанному.

 Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.

 Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.
Планируемые результаты

            Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне;

-регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;                                                                

-эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

- расширять знания учащихся о жанре «басня»; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания басни, морали.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.


Необходимое оборудование и материалы

Учебник: Горецкий, «Родная речь. В 2–х частях: 2 класс», М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М:  Просвещение, 2012 г.
Презентация, набор словарных слов, аудиозапись басни.

                                                   Ход урока.

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

 Слайд 1 - На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

Наш урок пройдёт под девизом :Не стыдно не знать.стыдно не учиться.

2. Проверка домашнего задания 

-Что было задано на дом?

- Какие строчки басни стали крылатым выражением?

( Пословица из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться») объясните, как вы их понимаете?     

- В ком же лучше найти недостатки: в себе или в других?

( В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим)

- Что (какой порок) И.А. Крылов высмеивает в этой басне?

-Прежде чем перейти к изучению новой темы, проведем речевую разминку.

3. Речевая разминка

У Бори бинт, у Вити винт.

- Прочитайте медленно.

- Прочитайте орфографически.

- Прочитайте медленно, а затем с ускорением.

Прочитать пословицу слева направо.

Глаза страшатся, а руки делают.

4.   Постановка темы и цели урока

Слайд  (портрет И.А. Крылова) - Посмотрите на портрет. Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? Определите работу на урок.

-   Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях. Что вы знаете о писателе? Расскажите. Стихотворение о Крылове читает ученик

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

 В каком жанре писал Крылов? Что такое басня?  (слайд    )

- Мы поработаем с еще одной басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Разберем ее смысл.                           (слайд  )

- Мы сегодня должный найти в басне «Ворона и Лисица» мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басне И.А. Крылов.

5. Работа по теме урока

1) Первичное знакомство с басней

 –Откройте учебник. Найдите басню. А теперь сядьте удобно и послушайте басню

 ( аудиозапись басни)

2) Восприятие прослушанной басни.

- Понравилась вам басня?

- Какая же история приключилась с Вороной?

Физминутка. (побываем в лесу, где они живут) Изобразим ворону- машут крыльями. Изобразим лисицу - идет, виляя хвостом. Скрылась, тихо сели.

 

3) Словарная работа

- Какие слова вам встретились впервые?

-Прочитайте самостоятельно басню и отметьте эти слова.

  (слайд )

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;

Пленил – привлек внимание, привели в восторг;

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
           Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

4) Чтение басни учащимися

-Кто хотел бы прочитать басню вслух?

5) Беседа.

Работа с текстом басни.

- Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (
это обман)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (
в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)

- Опишите внешний вид лисы. Какая она? (
ответы детей)     Слайд

- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.

- Опишите, какова Ворона по внешнему виду (
ответы детей).

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (
 Нет).

- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

(
Голубушка, как хороша

 Ну что за шейка, что за глазки!  

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! какой носок!)

- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (
Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).                  


- А что говорила о голосе Вороны Лиса? 
(И, верно, ангельский быть должен голосок!)

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.

(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло»)

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (
 Чтобы понравиться ей.  Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (
от своей глупости)
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? 
(ответы детей)

- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

- О чём предупреждает И.А. Крылов своих читателей? 
(Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).

6) Физкультминутка для глаз

 

7) Работа с иллюстрациями

Слайд  

-Посмотрите внимательно на иллюстрации. Прочитайте отрывок, который соответствует данной иллюстрации.

8) Инсценировка басни

-Ребята подготовили для вас инсценировку басни. Посмотрите и представьте настоящую лисицу и ворону.


9) Рефлексия деятельности на уроке
Закончите предложения:
Слайд
«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

«Урок дал мне для жизни…..»

10) Итог урока
- Вспомните вопрос, который вы задали себе в начале урока.

- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?

- Что высмеивают, обличают басни Крылова?

- В чем сила басен И.А. Крылова?

Вот и подошел к концу наш урок. Слайд

- Солнышко по–прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столе лежат солнышки – грустные и веселые, покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению после проведенного урока.

11). Домашнее задание

Выучить басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» наизусть;

нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Открытый урок по чтению. 1 класс.Тема: статья В.Н.Крупина " Первый букварь"

Урок удовлетворяет современным требованиям. В основе урока системно-деятельностный подход. Урок направлен на формирование умения работать с текстом, рзвитие творчества, коммуникативные универсальные н...

Презентация к уроку чтения во 2 классе по теме"В гостях у дедушки Крылова".

  Цель  урока:         познакомить детей с баснями  И.А. Крылова ; продолжить  обучению вдумчивому чтению; продемонстрировать сложность и неоднознач...

технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс по теме :" В гости к весне" (2-й урок)

материал содержит технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне",...

Конспект внеклассного мероприятия во 2 классе по теме "В гостях у Дедушки Мороза"(Игра-викторина)

Конспект внеклассного мероприятия во 2 классе по теме "В гостях у Дедушки Мороза"(Игра-викторина)...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...