Урок литературного чтения во 2-м классе. (1-4 кл.) "В гостях у дедушки Крылова"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме
Литературное чтение во 2-м классе (1-4) по теме «В гостях у дедушки Крылова».
Данный урок- урок усвоения новых знаний. Дети учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам. На уроке использованы различные формы работы, наглядные и интерактивные средства обучения. Урок способствует развитию творческого потенциала учащихся, расширению читательского кругозора, воспитанию ответственности, позитивного межличностного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie._2_kl..doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «В гостях у дедушки Крылова».
Цели:
- ознакомить учащихся с творчеством И. А. Крылова, баснями «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей»;
- расширить читательский кругозор, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль);
- развивать навыки выборочного и выразительного чтения, творческий потенциал, умение слушать;
- воспитывать интерес к чтению басен, ответственность за принятые решения.
Оборудование:
- портреты И.А. Крылова, Эзопа;
- фотопрезентация жизни и творчества И.А. Крылова;
- интерактивная доска;
- мультимедиа;
- компьютеры;
- иллюстрации, рисунки к басням;
- книжная выставка;
- электронные тесты;
- аудиозапись: зима, вьюга.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Гимнастика для глаз.
2. Речевая разминка.
1- вариант
Еж жевал в своем жилье
Ежевичное желе.
2- вариант
Купила Марусе бусы бабуся,
На рынке споткнулась бабуся о гуся.
Не будет подарка у внучки Маруси –
Все бусы склевали по бусинке гуси.
3. Введение в тему.
- Ребята, послушайте отрывки и постарайтесь вспомнить из каких они произведений и кто автор?
Четыре ученика читают наизусть отрывки из басен И. А. Крылова.
а) «И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.»
(«Ворона и Лисица»)
б) «Пускай же говорят собаки:
Ай, Моська знать она сильна,
Что лает на Слона.»
(«Слон и Моська»)
в) «За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха?
За то, что хвалит он кукушку.»
(«Кукушка и петух»)
г) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней –
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.»
(«Квартет»)
Ответы детей.
- Сообщение темы, цели.
- Сегодня мы побываем в гостях у дедушки Крылова и познакомимся с новыми баснями. Будем учиться выразительно читать басни, находить главную мысль – мораль басни.
5. Изучение нового материала.
а) Рассказ учителя о биографии и творчестве И. А. Крылова.
Фотопрезентация (интерактивная доска).
- Посмотрите на портрет.
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. И. А. Крылов любил все русское и великое: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. И мы знаем его, как великого русского поэта-баснописца.
- Родился И. А. Крылов 13 февраля 1769 г. в Москве в офицерской семье. Отец закончил службу капитаном. Мать не знала грамоты, но была доброй и умной женщиной. После смерти отца, в 10 лет, Крылову пришлось устроиться на работу, чтобы обеспечивать семью. Образование И. А. Крылов в детстве получил недостаточное, но обладал исключительными способностями и настойчиво занимался самообразованием на протяжении всей жизни и стал одним из самых образованных людей того времени. Уже в 14 лет Крылов сочинял стихи, потом оперы, трагедии, комедии. Когда ему исполнилось 18 лет, умерла мать. И. А. Крылов решил заняться журналистикой. Он выпускал журналы, где публиковал первые басни. («Почта духов», «Зритель», «Санкт - Петербуржский Меркурий»)
Крылов много ездил по России, много писал. В 37 лет он обратился к жанру басни. Иван Андреевич написал более 200 басен, изданных в 9 книгах. Его книги были переведены на десятки языков мира. И большая известность к Крылову пришла в 40 лет.
Иван Андреевич не создавал басни специально для детей, но, благодаря интересным сюжетам, ярким образам героев, точным языковым выражениям, многие басни вошли в круг детского чтения: «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Волк и Ягненок», «Лисица и Виноград», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Свинья под Дубом», «Кукушка и Петух» и др.
Выставка книг, иллюстраций.
- В 43г. Иван Андреевич поступил на службу в Публичную библиотеку, в которой проработал около 30 лет. В библиотеке много времени он проводил в обществе знаменитых людей: Жуковского, Пушкина, Брюллова. У Крылова учились такие мастера слова как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.
- Ребята, И. А. Крылов тоже учился на трудах Эзопа (портрет), жившего в Греции в VI в. до н.э. Считают, что он первым стал писать басни, только не в стихах.
По завещанию, после смерти Крылова, его друзья и знакомые по почте получили экземпляр новой книги басен.
б) О баснях. (Уголок всезнаек: басня, баснописец, мораль, аллегория, олицетворение).
- Ребята, вспомним, что такое басня?
Басня – это короткий стихотворный рассказ, где герои чаще животные, растения и предметы, иногда люди, рассказывается об их жизни.
Человек, который пишет басни, называется баснописцем.
Целью каждой басни является нравоучение, поучение, совет – мораль.
Иван Андреевич был добрым человеком и он считал, что недостатки человека следует искоренять смехом, поэтому в баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость, зло и приписываются эти недостатки животным – такой прием называется аллегорией (автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным).
В баснях, как в сказках, используется еще один художественный прием – олицетворение, когда животные, растения, предметы, явления природы наделяются качествами человека: даром речи, чувствами, мыслями.
Крылов широко использует в баснях пословицы и поговорки. Басни написаны живым, разговорным языком.
в) Знакомство с басней «Лебедь, Рак и Щука».
Показ иллюстраций.
- Это герои басни «Лебедь, Рак и Щука.»
- Что общего между ними ?
Дети: Все они живут в воде, на воде.
Чтение басни по методике А. М. Кушнира. Аудиозапись.
Проверка понимания прочитанного:
- О чем, и о ком прочитали басню?
- Случайно ли Крылов подобрал именно этих героев?
Дети: Нет, все они живут в воде и могли бы дружно сдвинуть воз.
- “Однако воз и ныне там”.
- А какое слово подсказывает, что воз они могли бы свезти?
Дети: товарищи, поклажа легка.
Словарная работа:
На доске слова: лад поклажа
воз впряглись
ныне
Повторное чтение басни.
“Жужжащее “ чтение детьми.
Выборочное чтение.
- Найдите и прочитайте слова, которые нам помогут увидеть образы героев.
Дети: Лебедь – стремительный, упрямый, быстрый, « рвется в облака»;
Рак – неповоротливый, нерасторопный, « пятится назад», видит только свою дорогу - идет назад;
Щука – упрямая, «тянет в воду»- только свое дело знает.
- Обратите внимание на слова – действия – глаголы, которые точно передают характер каждого героя.
- А как автор описал усердие героев?
Дети: « из кожи лезут вон».
- Какое отношение вызвали у вас герои?
Дети: Их жалко, они глупые – не знают что делать, не дружные.
- Кто не умеет дружить, тот не умеет уступать. И автор сожалеет, что в товарищах согласья нет.
- Для чего написана басня? Чему учит? (Как поступать, жить, показывает ошибки, учит дружить).
- Найдите мораль – главную часть басни в тексте. (Первые три строчки).
- А выражение «Да только воз и ныне там» стало крылатым выражением. Когда так говорят? (Люди делают что-то вместе, но между ними разлад и поэтому в итоге ничего не получается.)
Электронная физминутка для глаз. (Интерактивная доска).
г) Знакомство с басней «Стрекоза и Муравей».
Инсценировка басни детьми.
Звучит мелодия- наступление зимы.
Проверка понимания, словарная работа.
На доске слова:
кум удручена
кумушка мурава
- О чем и о ком эта басня?
- Сколько действующих лиц в басне?
Давайте охарактеризуем героев. Что можно сказать о стрекозе?
Дети: ленивая, легкомысленная, любит развлекаться, несерьезная, ветреная. - А кому ее жалко?
- А какой муравей?
Дети: серьезный, трудолюбивый, думает о завтрашнем дне.
- Это положительные качества.
- А можно сказать, что он черствый?
Чтение басни учащимися.
- Постараемся найти олицетворения.
Дети: «помертвело чисто поле», «зима катит в глаза», «говорит ей Муравей».
- Понравилась басня?
Вывод учителя:
- Стихотворные строчки певучие, складные, басню легко читать и запоминать. И мы знаем, что басня писалась не ради стрекоз и муравьев.
- Какие недостатки людей высмеиваются в ней? (беспечность, легкомыслие, черствость, надо думать о завтрашнем дне)
-Мораль басни?
6. Закрепление.
а) Прохождение тестов по теме на компьютерах.
б) Работа с пословицами.
7. Итог урока.
Обобщение:
- Итак, И. А. Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше. Многие слова и выражения из его произведений стали крылатыми, то есть со страниц книг перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль.
Оценивание.
Д/з- выучить 1в. – «Лебедь, Рак и Щука»,
2в. – «Стрекоза и Муравей»
* читать басни И.А. Крылова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Урок литературного чтения в 4-м классепо теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...
Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».
Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Формирование навыков продуктивного чтения средствами ИКТ на уроках литературного чтения в 1-х классах
Инструкция по проведению урока с интерактивной доской...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...