Литературная гостинная к юбилею И.А. Крылова "В гостях у дедушки Крылова".
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Обобщение знаний воспитанников о жизни и творчестве И.А. Крылова. Знакомство с интересными фактами его биографии и творчества. Занимательная викторина, которая может использоваться, как материал для итогового занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_dedushki_krylova.docx | 24.63 КБ |
i.a.krylov1.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
В гостях у дедушки Крылова.
Литературная гостиная к юбилею И.А. Крылова в начальной школе.
Цели и задачи урока:
- Расширить знания учащихся о биографии и творчестве И.А. Крылова.
- Развивать связную устную речь учащихся, пополнять их словарный запас.
- Развивать творческие, индивидуальные способности учащихся через инсценировку басен.
- Способствовать развитию интереса к литературному чтению.
Оборудование.
- Мультимедийная установка.
- Выставка книг И. А. Крылова.
- Декорации к инсценировкам.
Подготовка к мероприятию.
- Чтение и обсуждение басен И. А. Крылова.
- Подготовка инсценировки, костюмов, декораций.
(выбор басен для инсценировки предоставляется ученикам и педагогам, порядок выступления определяется по жребию)
3.Ведущие: воспитатель и ученики 3 класса.
Ход мероприятия.
Сл. №1
Ученик 1. Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни "Букварь" постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. М. Исаковский.
Ведущий: Вот уже много лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках литературного чтения. Творчество Крылова постоянно живо и драгоценно для нас, а в этом году особенно уместно вспомнить жизнь и творчество великого баснописца. Ведь 13 февраля исполняется 245 лет со дня его рождения.
И сегодня наша литературная гостиная посвящена именно этому событию. Мы услышим его бессмертные произведения, поговорим о его биографии и творчестве, узнаем некоторые занимательные факты его жизни.
сл.№2. Ученик 2. В нашей речи используем много разных интересных слов, иногда заимствованных из других языков. Например, слово мозаика означает узор из соединенных друг с другом кусочков твердого материала (стекла, дерева, камешков). Когда произносят слово попурри, то подразумевают какое – либо музыкальное произведение, составленное из отрывков общеизвестных мелодий и песен. А в литературе есть такое слово, которое, наверно, многие из нас даже не слышали – это слово центон. Сл.№3 Откуда пошло это название, центон? Так называлось одеяло из разноцветных лоскутов у древних римлян. В литературном мире центон – это стихотворение, удачно сложенное из строк и отрывков, заимствованных из разных произведений. Чаще всего это юмористическое сочинение.
Предлагается раскрыть центон (из каких басен он составлен).
сл.№4 Ученик 3 1.Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осел, Козел да Косолапый Мишка
Вести с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,
У кого, что силы стало,
В ушах у гостя затрещало –
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,
Тебя без скуки слушать невозможно».
(«Лебедь, Рак и Щука», «Квартет», «Соловей»)
сл.№5 Ученик 4 2.Зубастой щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки
Рассказывать, так прямо сказки!
Отколь такой берется голосок
И чист, и нежен, и высок»
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился. («Щука и Кот», «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль»)
Ученик 1
Мы приглашаем вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант
И показать, как исполняем роли.
Ведущий: К сегодняшнему мероприятию каждый класс подготовил инсценировку понравившейся им басни И.А. Крылова. Мы предоставляем слово и приглашаем на сцену учеников 2Б класса. В их исполнении мы увидим и услышим басню «Мартышка и очки »
Инсценировка басни «Мартышка и очки» 2Бкласса.
Ведущий: А сейчас мы немного поговорим о жизни великого баснописца.
Биография Ивана Крылова
Сл.№6 1 ученик. Родился Ванечка Крылов в лютые февральские морозы, 2 февраля 1769 года (13 февраля по новому стилю) в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был беден и неудачлив в карьере: долгое время прозябал в чине армейского капитана, а офицерский чин получил только после долгой и изнурительной тринадцатилетней солдатской службы. Мать, Марья Алексеевна, был очень набожной, тихой и скромной женщиной. После того, как в 1775 отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии.
2 ученик. Бедная семья, перебиваясь с копейки на копейку, не могла обеспечить Ивану достойное образование, но от отца ему достался целый сундук книг, а сам мальчик был очень способным и упорным. Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени.
Вскоре умирает его отец, оставляя семейство без всяких средств к существованию. На этом беззаботное детство Ванюши Крылова закончилось: ему пришлось идти работать на должность писца в Тверской суд, несмотря на то, что ему тогда исполнилось всего 10 лет! Его скудного заработка не хватало, а поэтому мать приняла решение уехать в Петербург, чтобы там выхлопотать себе пенсию по потере мужа.
Инсценировка басни «Ворона и Лисица» 1Б класса.
Сл.№7 3 ученик. В северной столице мать так ничего и не добилась, но Крылов удачно устроился канцеляристом в Казённую палату, а затем начал активно заниматься литературным творчеством. Его первые пьесы имели большой успех в петербургском обществе и сделали его имя знаменитым в литературных и театральных кругах.
Сл.№8 Здесь же он начал свою журналистскую деятельность, открывая один за другим сатирические журналы, которые поднимали для обсуждения самые злободневные вопросы того времени. Чуткая цензура то и дело прикрывала их, но терпеливый и упорный Крылов с завидной настойчивостью тут же открывал новый журнал. В конце концов здоровье, нервная система баснописца не выдержали, и он отправился путешествовать по городам и весям необъятной России.
Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей» 1А класса
4 ученик.Почти 10 лет своей жизни (1791-1801) посвятил Крылов путешествиям по провинциям, деревенькам и маленьким городкам. Он побывал на Украине, в Тамбове, Нижнем Новгороде, Саратове и везде находил для своих басен новые сюжеты. Он ни на минуту не переставал писать, но его произведения подвергались самой жёсткой цензуре и лишь редкие произведения попадали в печать.
Инсценировка басни «Волк и ягненок» 2А класса
Сл.№9
5 ученик.. На истинное призвание свое - баснописца - Крылов напал только в 1808 г., написавши, в подражание Лафонтену, басни "Дуб и Трость" и "Разборчивая невеста». Первое издание его басен, (их было 23), появилось в 1809 г. Затем издания следовали быстро одно за другим, с прибавлением новых басен; последнее, вышедшее при его жизни в 1843 г., содержит их уже 197.
Сл.№10 6 ученик. Всего И.А.Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»
По определению Н.В. Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа».
Инсценировка басни «Квартет» 4 класса.
Ведущий: Иван Андреевич не только писал смешные и поучительные басни, но и в жизни был человеком очень остроумным, обладал большим чувством юмора. И сейчас, в подтверждение этому, вы услышите несколько забавных историй из его жизни.
Сл.№ 11 Позвольте подвинуться
За обеденным столом рядом с Крыловым оказался любитель рыбной ловли. Он рассказывал «потрясающие истории» о своих успехах, в частности о том, какую гигантскую стерлядь поймал. Указывая ее размеры, он развел руки так широко, что коснулся баснописца. Иван Андреевич поспешил отодвинуться со словами: «Позвольте мне подвинуться, чтобы пропустить вашу стерлядь».
Безобразие
Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам -одним словом, мешал слушать):
— Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
— Это относится ко мне? — оживился сосед.
— Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. — Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.
Мне все-равно
В договоре о квартиросъемке Крылова заставили подписать обещание, что в случае пожара по его вине он обязан заплатить владельцу 60 000 рублей. Крылов подписал к указанной сумме еще два нуля и подписался со словами: «Мне все равно. Ни той, ни другой суммы у меня нет».
Лягушки расквакались. Иван Андреевич имел значительный вес и округлые формы. Из-за своей полноты с ним иной раз случались смешные ситуации. Например, однажды Иван Андреевич гулял по скверу и увидел впереди себя компанию молодых людей. Молодежь, заметив Крылова, то ли не узнала его, то ли просто захотела над ним подшутить. И один молодой человек из компании, показывая пальцем на писателя, громко сказал:
- Смотри, смотри! Вон, какая туча надвигается!
Такое замечание еще больше развеселило шутников. Но Иван Андреевич с присущим ему остроумием не растерялся, посмотрел на небо и ответил:
- Да, наверное, дождик будет. Туча еще только надвигается, а лягушки уже расквакались.
7 ученик.С 1812 года стал библиотекарем Публичной библиотеки, которой отдал 30 лет своей жизни: собирал книги, составлял библиографические указатели и стал составителем славяно-русского словаря. Сл.№12. Умер Крылов в возрасте 75 лет 9 ноября 1844 года. Похоронен Иван Андреевич в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Сл.№13
8 ученик. Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в Летнем саду в С.-Петербурге. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.
Ведущий: А теперь давайте посмотрим, как мы знаем басни и биографию И.А. Крылова. Проведем небольшую викторину. (викторина проводится при наличии времени и усмотрению ведущего)
Подведение итогов.
Заключительное слово ведущего.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
мозаика попурри
центон
Иван Андреевич Крылов
Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду
Сатирические журналы, издаваемые И.А. Крыловым
Дуб и Трость
60 000 00
Басни Крылова – «книга мудрости самого народа». Н.В.Гоголь
Похоронен Иван Андреевич в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гостях у дедушки Крылова
Открытое занятие кружков «Грамотей» и «Затейники» по теме: «Вспомним басни И.А. Крылова»...
Урок литературного чтения во 2-м классе. (1-4 кл.) "В гостях у дедушки Крылова"
Литературное чтение во 2-м классе (1-4) по теме «В гостях у дедушки Крылова». Данный урок- урок усвоения новых знаний. Дети учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам. На у...
Открытый урок №1 "В гостях у дедушки Крылова"
Тема: В гостях у дедушки Крылова Цели: •обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, "крылатые" слова;•совершенствовать...
Обобщающий урок-праздник "В гостях у дедушки Крылова".
Урок построен в игровой форме с презентацией. Во время занятия ученики "посетят" литературный клуб, картинную галерею, клуб весёлых и находчивых, а также театр ученического творчества....
В гостях у дедушки Крылова
Данное мероприятие разработано с учетом возрастных особенностей учащихся.Частая смена деятельности позволяет повысить активность учеников.Во время смотра знаний, дети показывают, чему научились ...
Литературная гостиная «В гостях у дедушки Крылова».
Кто не слыхал его живого слова?...
Литературная гостиная " В гостях у дедушки Крылова"
Сценарий общешкольного праздника...