Календарно-тематический план для групп ОНР ( ФФН ) .Профилактика нарушений письменной речи .
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
В календарно-тематическом планировании представлена система работы по профилактике нарушений письменной речи у детей с ОНр и ФФН .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Представлена система работы по профилактике нарушений письменной речи для детей с ОНР и ФФН | 35.94 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ГРУПП ОНР(ФФН).
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Тема занятия | Часы | Направления работы | ||
Фонетика | Лексика | Грамматика | ||
Первый этап60-80 часов | ||||
Подготовительный этап 15 часов | ||||
Развитие фонематического слуха | 2 | Игры, упражнения на развитие фонематического слуха. Коррекция звукопроизношения. | Словарь на тему «Игрушки» | Предложение из 2-ух слов |
Развитие фонематического анализ | 2 | Игры и упражнения на развитие фонематического анализа. Коррекция звукопроизношения. | Словарь на тему «Мебель» | Предложение из 2-ух слов |
Развитие фонематического восприятия | 3 | Игры, упражнения на развитие фонематического восприятия. Коррекция звукопроизношения. | Словарь на тему «Посуда» | Предложение из 2-ух слов |
Развитие зрительно-пространственного восприяти | 2 | Игры и упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия. Коррекция звукопроизношения. | Словарь на тему «Продукты» | Предложение из 2-ух слов |
Развитие наглядно-образного мышления | 2 | Игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления. Коррекция звукопроизношения | Словарь на тему «Одежда» | Предложение из 2-ух слов |
Развитие графо-моторных навыков | 1 | Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации .Коррекция звукопроизношения. | Словарь на тему «Обувь» | Предложение из 2-ух слов |
Развитие сукцессивных способностей | 2 | Игры и упражнения на развитие сукцессивных способностей. Коррекция звукопроизношения | Словарь на тему «Части тела» | Предложение из 2-ух слов |
Развитие способностей к концентрации распределению и переключению внимания | 2 | Игры и упражнения на развитие внимания. Коррекция звукопроизношения | Словарь на тему «Школьные принадлежности» | Предложение из 2-ух слов |
Речь. Предложение. «Семья» | 1 | Развитие фонематического восприятия. Выделение предложений из потока речи. | Словарь на тему «Семья» | Предложение из 2-3 -х слов |
Предложение. Слово. «Игры и забавы детей.» | 1 | Развитие фонематического восприятия. | Роль гласных 2-го ряда в обозначении мягкости согласных. «Игры и забавы детей.» | Составление предложений из 2-х- 3-х слов. |
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Деление слов на слоги. «Осень» | 1 | Развитие фонематического восприятия. Знакомство с признаками гласных и согласных звуков. Слого различительная роль гласных звуков.Дифференциация гласных и согласных. | Словарь на тему «Осень» | Составление предложений из 2-х- 3-х слов |
Твердые и мягкие согласные. Звук и буква «И». « Овощи». | 1 | Развитие фонематического восприятия Роль гласных 2-го ряда в обозначении мягкости согласных. | Словарь на тему «Овощи». | Составление предложений из 2-х- 3-х слов |
Глухие и звонкие согласные »Фрукты». | 1 | Знакомство с признаками звонких и глухих согласных. Дифференциация звонких и глухих согласных. | Словарь на тему «Фрукты». | Составление предложений из 2-х- 3-х слов |
Ударение. «Сад-огород». | 1 | Роль ударения. Выделение ударного слога | Словарь на тему «Сад-огород». | Составление предложений из 2-х- 3-х слов |
Звуки «п-пь».Буква «П» «Природа родного края». | 1 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков «п-пь». Конструирование и реконструирование буквы «П» | Словарь на тему «Природа родного края» | Составление предложений из 2-х- 3-х слов |
Звуки «б-бь».Буква»Б».»В осеннем лесу» | 1 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков «б-бь». Выделение звуков «б -бь» в начале конце середине слова. Укрепление связи звук-буква. Конструирование и реконструирование буквы. | Словарь на тему «В осеннем лесу» | Составление предложений из 2-х- 3-х слов |
Звуки «п-б» «пь-бь».Буквы»П-Б». «Труд людей осенью.» | 1-3 | Сравнительная характеристика звуков. Дифференнциация звуков в слогах словах фразах. Составление слов из 2-ух открытых слогов. Сравнение элементов букв «П-Б».Конструирование и реконструирование букв. Развитие зрительно-моторных координаций. | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Труд людей осенью.» | Составление предложений из 2-х- 3-х слов |
Звуки «т-ть». Буква»Т»Звуки «д-дь» Буква «Д».»Перелетные птицы.» | 3-5 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Сравнение букв Дифференциация звуков в слогах словах предложениях. Составление слов из 3-х открытых слогов. | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Перелетные птицы.» | Составление предложений из 3-хслов(Сущ. в им.п. +согл. глаг. + прям. доп.в вин. п.) |
Звуки «к-кь».Буква»К». Звуки «г-гь». Буква «Г». «Зимующие птицы». | 3-5 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Сравнение букв Развитие зрительно-моторных координаций Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков в слогах, словах , предложениях. Работа со словами состоящими из одного слога | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Зимующие птицы». | Работа с предложением состоящим из 3-х слов(сущ. в им. п. +согл. глаг. +прям. доп. в вин. п. на –у- ю). |
Звуки «с-сь».Буква «С». Звуки «з-зь».Буква «З». «Зима. Зимние развлечения» | 3-5 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков .Сравнительная характеристика звуков .Дифференциация звуков в слогах словах предложениях. Работа с 2-х сложными словами(откр. + закр.). | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Зима. Зимние развлечения» | Работа с предложением из 4-х слов(им.п.сущ.+согл.глаг.+2-а зависимых от глагола слова(вин. п. ед. ч.+ дат. п.ед.ч.)) |
Звуки»ш « «Ж». Буквы «Ш» «Ж».»Домашние животные».»Забота о животных.» | 2-5 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков .Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков в слогах словах предложениях. Работа с 2-х сложными словами(закр. слог +закр. слог). | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему: «Домашние животные». «Забота о животных.» | Работа с предложением из 4-х слов(им.п.сущ. в ед.ч.+согл.глаг.+2-а зависимых от глагола слова(вин. п. ед.ч. +ТВ. п.ед.ч. |
Звуки «с-сь».Буква»С». Звук «Ш». «Дикие животные .Охрана природы» | 3-4 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Развитие фонематического восприятия. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков в слогах словах предложениях. Работа с 3-х сложными словами»(откр. +откр. + закр.) восприятия. | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие животные. Охрана природы» | Составление предложений из 4-х слов по картинкам. |
Звуки «з-зь», «ж».Буквы «З», «Ж».«На реке. Речные обитатели.» | 3-4 | Сравнительная характеристика звуков. Закрепление звуко -буквенных связей. Сравнение букв. Развитие зрительно-моторных координаций в .Дифференциация звуков в слогах словах предложениях. Работа с 3-х сложными словами(закр. +откр. +откр | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему: «На реке. Речные обитатели.» | Предложение с предлогом «В» |
Звуки «ч» ,«ть».Буквы «Ч» ,«Т». «Наш город». | 3-4 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Закрепление звуко-буквенных связей. Сравнение букв. Дифференциация звуков в слогах словах предложениях | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему» «Наш город». | Предложения с предлогом «НА». |
Звуки «ц», «с».Буквы»Ц» «С». «Москва-столица России». | 3-4 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Закрепление звуко- буквенных связей. Сравнение букв. Развитие зрительно-моторных координаций. Дифференциация звуков в слогах словах предложениях Работа с 3-х сложными словами(закр. +закр. +откр.) | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему « Москва-столица России». | Предложения с предлогом «Под» |
Звуки «ч», «щ».Буквы «Ч» «Щ». «Профессии». «Профессии родителей». | 3-4 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Сравнение букв. Закрепление звуко-буквенных связей Дифференциация звуков в слогах словах предложениях Работа с односложными словами со стечениями согласных в начале или середине слова | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Профессии». «Профессии родителей». | Составление предложений по вопросам(все пройденные конструкции) |
Звуки «Ч», «Ц».Буквы «Ч», «Ц». «Транспорт». | 3-4 | Сравнительная характеристика звуков Закрепление звуко-буквенных связей. Сравнение букв.. Дифференциация звуков в слогах словах предложениях Работа с 2-у сложными словами с двумя стечениями согласных. | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Транспорт». | Составление предложений по сюжетным картинкам(все пройденные конструкции) |
Звуки « Ф -ФЬ» .Буква «Ф». Звуки «в -вь».Буква «В». «Весна.Труд людей весной.» | 3-4 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях Работа с 4-хсложными словами (откр. +откр.+ откр.+откр.) | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему: «Весна. Труд людей весной.» | Составление предложений из 3-х-5-и слов(им.п.сущ.+согл.глаг.+инфинитив+1или 2-а слова в косвенных падежах.) |
Буквы «Ь», «Ъ». «Растения сада.» | 1 | Звук не соответствует букве. Развитие фонематического восприятия Обозначение мягкости согласных при помощи «ь». Работа со словами различной слоговой структуры. | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Растения сада.» | Восстановление деформированных предложений |
Звуки «л –ль».Буква «Л».Звуки «р-рь» Буква « Р». «Машины- помощники человека.» | 3-5 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Закрепление звуко-буквенных связей. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях. | Уточнение и расширение словаря на тему: «Машины- помощники человека.» | Восстановление деформированных предложений |
| 2-й этап (35-45 часов) | |||
Органы речи. Звуки речи.»Человек и его имя» | 1 | — развитие фонематического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия; | Уточнение и расширение словаря на тему: «Человек и его имя» | Составление предложений из 2-ух слов (повторение). |
Артикуляция звуков. Звуки гласные и согласные. « Части тела человека.» | 1 | — развитие фонематического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия; | Уточнение и расширение словаря на тему: « Части тела человека.» | Составление предложений состоящих из 3-5 слов. |
Различение гласных и согласных звуков по способу образования и звучанию. «Семья» | 1 | — развитие фонематического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия; | Уточнение и расширение словаря на тему «Семья» | Составление предложений из 3-5 слов (повторение) |
Выделение гласных звуков из слогов. Слогообразующая роль гласных. «Время» | 1 | — развитие фонематического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия; | Уточнение и расширение словаря на тему «Время» | Составление предложений из 4-5 слов(повторение) |
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. «Времена года. Осень» | 1 | — развитие фонематического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему «Времена года. Осень» | Составление предложений из 4-5 слов. (повторение) |
Графическое изображение слогов. «Природа родного края» | 1 | — развитие фонематического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему «Природа родного края» | Упражнения в распространении простого предложения однородными членами. |
Слово. Слова обозначающие предмет. «Дикие животные» | 2 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие животные» | Упражнения в распространении простого предложения однородными членами. |
Слова, обозначающие действия предметов. « Домашние животные» | 2 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему « Домашние животные» | Упражнения в согласовании глагола с существительным в роде и числе. |
Слова ,обозначающие признаки предметов. «Дикие и домашние животные» | 2 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие и домашние животные» | Упражнения в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе. Упражнения в распространении предложения словосочетанием |
Образование слов посредством суффиксов. « Профессии» | 5 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему « Профессии» Упражнения в образовании слов посредством суффиксов | Упражнения в распространении предложения словосочетаниями. |
Образование слов при помощи приставок. « Зима. Зимние развлечения» | 5 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему « Зима. Зимние развлечения» Упражнения в образовании слов посредством приставок...). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. | Упражнения в составлении сложносочиненного предложения с противопоставлением со словами «сначала….,а потом…»;сложносочиненного предложения с союзом «или.» |
Родственные слова. Корень. « Дикие животные холодных стран» | 5 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие животные холодных стран» Упражнения в подборе родственных слов, выделении корня | Упражнения в составлении сложных предложений с союзами «и, а, но.»(Ответы на вопросы, завершение предложений, составление предложений с опорой на слова; составление предложений из 2-ух простых ,используя союзы «и, а, но.»;подстановка нужного союза в предложения.) |
Предлоги. « Дикие животные жарких стран» | 7 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Развитие временных и пространственных отношений. Упражнения в дифференцированном употреблении приставок и предлогов. Уточнение и расширение словаря на тему « Дикие животные жарких стран» | Составление словосочетаний по типу управления(Винительный падеж прямого объекта. Творительный совместности и орудия. Дательный косвенного падежа. Родительный части и принадлежности. Предложный мысли ,чувства, речи и места. Работа с деформированным предложением. |
Антонимы. «Цирк» | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Упражнения в подборе антонимов Уточнение и расширение словаря на тему «Цирк» | Составление словосочетаний по типу управления(подбор слов парами, вставка предлогов) Упражнения в составлении сложных предложений с союзом «потому что». |
Синонимы. «Отдых» | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Упражнения в подборе синонимов Упражнения в подборе антонимов Уточнение и расширение словаря на тему «Отдых» | Упражнения в подборе синонимов. Составление словосочетаний по типу управления(Закрепление всех падежных конструкций. Вставка пропущенных слов, ответы на вопросы)Упражнения в составлении сложных предложений с союзом «чтобы». Развитие временных и пространственных отношений я в подстановке наречий в предложении. Упражнения в составлении сложных предложений с союзом «что». |
Многозначные слова. «Взаимопомощь Дружба» | 5 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Упражнения в различении прямого и переносного значения слов | Составление словосочетаний по типу примыкания на материале наречий. Пространственные наречия -близко, высоко, справа, слева….Наречия, обозначающие бытовое время: вчера, сегодня….Наречия образа действия: быстро, тихо, медленно, громко, шумно…Развитие пространственно-временных отношений. Упражнения в подстановке наречий в предложения. Упражнения в составлении сложных предложений с союзом «что». |
Третий этап (21 час | ||||
Разговорная речь. Диалог. «Игры и развлечения детей.» | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Словарь по теме занятия | Игры-диалоги. Действия с диалогом. Инсценированные диалоги. Чтение диалогов. Чтение по ролям. |
Текст. | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Словарь по теме занятия | Составление текста из предложений. Сравнение текста и набора слов; текста и набора предложений. Составление плана рассказа. Составление рассказа-описания. Составление рассказа по началу, концу, опорным словам ,серии картин. Составление рассказа по плану. |
Подробный пересказ текста. | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Словарь по теме занятия | Деление текста на части; озаглавливание; словесное рисование; составление текста из частей; из предложений; сравнение текста и его искаженных различных вариантов( пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений ,раскрывающих основную мысль текста) |
Краткий пересказ текста. | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Словарь по теме занятия | Упражнения в сжатии текста, предложений. Развитие умений и навыков анализировать текст(установление смысловой зависимости между предложениями) |
Творческий пересказ текста | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Словарь по теме занятия | Упражнения в составлении рассказа по аналогии. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания(упражнения в подборе языковых средств, адекватных замыслу высказывания) |
Устные сочинения. | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Словарь по теме занятия | Упражнения в составлении рассказов по серии сюжетных картинок; по началу; по аналогии с прочитанным текстом; по опорным словам. Упражнения в подборе средств выразительного оформления фразы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...
Профилактика нарушений письменной речи у первоклассников
Презентация для родительскокого собрания в первом классе первое полугодие, по проблеме нарушений письменной речи учителя-логопеда....
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Данный материал включает в себя опыт совместной работы логопеда и родителей по предупреждению дисграфии у первосклассников....
Профилактика нарушений письменной речи
о нарушениях письменной речи...
Профилактика нарушений письменной речи
Профилактика нарушений письменной речиСпецифическое нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия)- одна из наиболее распространенных проблем, встречающихся у учащихся начальных классов в общеобраз...
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...