Артикуляторно- акустическая форма дисграфии
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему
В учебно - методической разработке " Артикуляторно-акустическая форма дисграфии " представлены : определение понятия " дисграфия " , причины появления данного нарушения , классификация дисграфий , характеристика нарушения устной и письменной речи при артикуляторно- акустической дисграфии , основные направления , задачи и этапы коррекционной работы .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Артикуляторно – акустическая форма дисграфии
Проблема нарушений письменной речи у школьников является одной из актуальных в современной педагогике .
Частичное расстройство письма обозначают термином дисграфия . Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве , а о трудностях овладения письменной речью .Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок , возникновение которых у учащихся общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллекта , ни с нарушениями слуха и зрения , ни с педагогической запущенностью . Встречается полная или почти полная аграфия : дети не знают всех или части букв .В ряде случаев письмо резко замедленно, прежде , чем написать букву ребёнок долго вспоминает её изображение. Письменные работы содержат большое количество ошибок .Наиболее распространёнными среди них являются замены гласных :» дети-дити» , « часто-чосто « и др. Часты аграмматизмы ( искажения окончаний) и расщепления йотированных гласных ёлка-( йолка ) .В большом количестве встречаются ошибки на правописание безударных гласных .На втором месте по распространённости стоят два вида ошибок: пропуски гласных и нарушения выделения слов в предложении .Слова могут состоять из одних согласных ( «машина – мшн» ). Имеет место слитное написание предлогов , раздельное написание частей слова( « идёт- и дёт» ), слитное написание нескольких слов( « идёт в школу- идёвшко-лу « ). Другие специфические ошибки ( замены согласных по акустико-артикуляционному сходству звуков или графическим признакам ) встречаются реже .
Дисграфия обычно встречается в сочетании с дислексией ( нарушением чтения ).
Нарушения письма и чтения могут быть обусловлены целым рядом причин : органическим поражением речевых зон коры головного мозга ( центры Вернике и Брока ), трудностями становления процесса латерализации ( функциональной ассиметрией в деятельности парных сенсомоторных органов ) ,формирования зрительно-пространственных ориентировок, их вербализации (дети не используют в речи предлог» над» и прилагательные « широкий « , « узкий « , « короткий « , « длинный « , « толстый « , « тонкий « ), незрелостью изобразительно- графических способностей .
Исследователи выявляют у детей с нарушениями чтения и письма несформированность произвольной моторики , недостаточность зрительно-моторных координаций и чувства ритма , слабую ориентировку во времени( незнание либо нетвёрдое знание основных временных единиц: времён года, месяцев , дней недели в их последовательности .
Недостаточная сформированность функций речеслухового анализатора при сохранном физическом слухе является причиной затруднений многих детей в различении сходных звуков , отличающихся одним признаком . Трудности в формировании звукового анализа и синтеза слов приводят к пропуску , перестановке букв и слогов .Словарный запас у данной категории детей отличается неполнотой и замедленностью формирования . Трудности в формировании грамматического строя проявляются в бедности синтаксических конструкций и аграмматизмах (ошибках согласования и управления ) .
Ошибки чтения и письма не являются ни постоянными ,ни идентичными для конкретного слова . ни один из патогенетических факторов не является решающим , но каждый имеет значение в совокупности с другими .Невозможно найти универсальное объяснение , применимое ко всем случаям нарушений письменной речи .
Тем не менее продолжаются попытки классификации нарушений письменной речи . Одна из последних разработана ЛГПИ им . Герцена и выделяет следующие формы : артикуляторно- акустическую ; аграмматическую ; оптическую ; дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза ; дисграфию на почве нарушения фонемного распознавания .
В основе данной квалификации лежит несформированность определённых операций письма .
Коррекция дисграфии производится но определённому плану , который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме .
Особенности письменной речи у детей с артикуляторно- акустической формой дисграфии
Нарушения письма при этой форме дисграфии связано с аномальным развитием устной речи . Не все расстройства устной речи в одинаковой мере влияют на овладение письмом . Те из них , которые препятствуют развитию дифференцированных фонематических представлений , дезорганизуют фонематическое восприятие , затрудняют овладение фонематическим анализом , являются наиболее неблагоприятными . Поскольку фонематические представления формируются на основе интеграции артикуляторных и акустических дифференциальных признаков , при подобных нарушениях межанализаторного взаимодействия они оказываются неполноценными . Речевой слух не только не способствует самокоррекции , но и искажается под действием дефектного звукопроизношения .Сочетание таких нарушений приводит к дисграфии: дефекты произношения проявляются в письме , и ребёнок пишет слова так ,как произносит их . У детей этой группы обычно имеются полиморфные нарушения звукопроизношения . Наряду с заменами и смешением встречаются искажения и упрощения звуков . Упрощения звуков количественно преобладают( « чашка- тяшка « , « щенок- сенок « и т.п. ) . Это явление отражает общую незрелость артикуляционного аппарата , что обычно сопровождается артикуляторной диспраксией . В ряде случаев это приводит к нарушению слоговой структуры слова : пропускам и перестановкам слогов . Встречаются замены и смешения звуков , которые ребёнок произносит правильно .
Для детей этой группы характерна повышенная отвлекаемость , слабость произвольной концентрации внимания и волевых процессов .Интеллектуальная сфера неравномерна .Вербально-логические способности гораздо ниже невербальных .В наибольшей степени страдают : способность к воспроизведению ритмов , тонкая пальцевая моторика и сукцессивные функции .
Основными направлениями коррекционной работы при этом виде дисграфии будут : совершенствование речевых навыков , формирование соответствующих предпосылок интеллекта , формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма .
Часто ребёнок , имеющий неполноценную речевую моторику и кинестезию целиком опирается на проговаривание , что является причиной стойких ошибок . Поскольку у ребёнка с артикуляторно-акустической формой дисграфией страдает не только речедвигательный , но и слуховой анализатор работа должна вестись параллельно : над формированием кинестезий и развитием фонематического восприятия .
В процессе коррекции данного вида дисграфии решаются следующие задачи :
-коррекция нарушений звукопроизношения ;
- формирование фонематического восприятия ;
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза ;
- формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза ;
формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза ;
- формирование представлений о различных типах связи в словосочетаниях и предложениях ;
-развитие пространственно- временной ориентации ;
- развитие зрительного и слухового восприятия ;
- развитие связной речи ;
- развитие процессов чтения и письма.
Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи при артикуляторно –акустической дисграфии.
1 . Звуки. Гласные –согласные звуки ;
2 . Гласные 1-2-го ряда ;
3 . Дифференциация гласных А-Я ;
4 . Дифференциация гласных О-Ё ;
5 . Дифференциация гласных У-Ю
6 . Дифференциация гласных Э-Е ;
7 . Дифференциация гласных Ы-И ;
8 . Мягкий знак ;
9 . Твёрдый знак ;
10 . Звуки П-Пь, Б-Бь ;
11 . Звуки ф-Фь, В-Вь ;
12 . Звуки К-Кь , Г-Гь ;
13 . Звуки Т-Ть , Д- Дь ;
14 . Звуки С-Сь , З –Зь ;
15 . Звуки Ш-Ж ;
16 . Звуки С-Ш ;
17 . Звуки З-Ж ;
18 . Звуки Ч-Ть ;
19 . Звуки С-Ц ;
20 . Звуки Ц- ТС ;
21 . Звуки Ч-Щ ;
22 . Звуки Ч- Ц ;
23 . Звуки Р-Рь , Л- Ль ;
24 . Звуки Й- Л-Ль ;
25 . Звуки Л- В
Работа на уровне слога , слова , словосочетания ,предложения , текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных фонем.
К концу обучения дети должны уметь :
-различать гласные и согласные звуки ;
- различать твёрдые и мягкие звуки ;
- различать акустически близкие звуки ;
-различать звонкие и глухие согласные ;
-обозначать смешиваемые звуки схематично ;
- производить фонетический разбор ;
- подбирать слова на заданный звук ;
- объяснять значения слов – паронимов ;
- дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи ;
- писать слуховые и зрительные диктанты ;
- пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи .
Литература :
1. Ястребова А .В . , Бессонова Т.П . Инструктивно- методическое письмо о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе . –М.КОГИТО-ЦЕНТР , 1996
2 . Корнев А. Н .Нарушения чтения и письма у детей . –СПб., 1997
3 .Садовникова И.Н . Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников .-М. 1995
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ГРУПП ОНР(ФФН).
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Тема занятия | Часы | Направления работы | ||
Фонетика | Лексика | Грамматика | ||
Первый этап60-80 часов | ||||
Подготовительный этап 15 часов | ||||
Развитие фонематического слуха | 2 | Игры, упражнения на развитие фонематического слуха. Коррекция звукопроизношения. | Словарь на тему «Игрушки» | Предложение из 2-ух слов |
Развитие фонематического анализ | 2 | Игры и упражнения на развитие фонематического анализа. Коррекция звукопроизношения. | Словарь на тему «Мебель» | Предложение из 2-ух слов |
Развитие фонематического восприятия | 3 | Игры, упражнения на развитие фонематического восприятия. Коррекция звукопроизношения. | Словарь на тему «Посуда» | Предложение из 2-ух слов |
Развитие зрительно-пространственного восприяти | 2 | Игры и упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия. Коррекция звукопроизношения. | Словарь на тему «Продукты» | Предложение из 2-ух слов |
Развитие наглядно-образного мышления | 2 | Игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления. Коррекция звукопроизношения | Словарь на тему «Одежда» | Предложение из 2-ух слов |
Развитие графо-моторных навыков | 1 | Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации .Коррекция звукопроизношения. | Словарь на тему «Обувь» | Предложение из 2-ух слов |
Развитие сукцессивных способностей | 2 | Игры и упражнения на развитие сукцессивных способностей. Коррекция звукопроизношения | Словарь на тему «Части тела» | Предложение из 2-ух слов |
Развитие способностей к концентрации распределению и переключению внимания | 2 | Игры и упражнения на развитие внимания. Коррекция звукопроизношения | Словарь на тему «Школьные принадлежности» | Предложение из 2-ух слов |
Речь. Предложение. «Семья» | 1 | Развитие фонематического восприятия. Выделение предложений из потока речи. | Словарь на тему «Семья» | Предложение из 2-3 -х слов |
Предложение. Слово. «Игры и забавы детей.» | 1 | Развитие фонематического восприятия. | Роль гласных 2-го ряда в обозначении мягкости согласных. «Игры и забавы детей.» | Составление предложений из 2-х- 3-х слов. |
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Деление слов на слоги. «Осень» | 1 | Развитие фонематического восприятия. Знакомство с признаками гласных и согласных звуков. Слого различительная роль гласных звуков.Дифференциация гласных и согласных. | Словарь на тему «Осень» | Составление предложений из 2-х- 3-х слов |
Твердые и мягкие согласные. Звук и буква «И». « Овощи». | 1 | Развитие фонематического восприятия Роль гласных 2-го ряда в обозначении мягкости согласных. | Словарь на тему «Овощи». | Составление предложений из 2-х- 3-х слов |
Глухие и звонкие согласные »Фрукты». | 1 | Знакомство с признаками звонких и глухих согласных. Дифференциация звонких и глухих согласных. | Словарь на тему «Фрукты». | Составление предложений из 2-х- 3-х слов |
Ударение. «Сад-огород». | 1 | Роль ударения. Выделение ударного слога | Словарь на тему «Сад-огород». | Составление предложений из 2-х- 3-х слов |
Звуки «п-пь».Буква «П» «Природа родного края». | 1 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков «п-пь». Конструирование и реконструирование буквы «П» | Словарь на тему «Природа родного края» | Составление предложений из 2-х- 3-х слов |
Звуки «б-бь».Буква»Б».»В осеннем лесу» | 1 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков «б-бь». Выделение звуков «б -бь» в начале конце середине слова. Укрепление связи звук-буква. Конструирование и реконструирование буквы. | Словарь на тему «В осеннем лесу» | Составление предложений из 2-х- 3-х слов |
Звуки «п-б» «пь-бь».Буквы»П-Б». «Труд людей осенью.» | 1-3 | Сравнительная характеристика звуков. Дифференнциация звуков в слогах словах фразах. Составление слов из 2-ух открытых слогов. Сравнение элементов букв «П-Б».Конструирование и реконструирование букв. Развитие зрительно-моторных координаций. | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Труд людей осенью.» | Составление предложений из 2-х- 3-х слов |
Звуки «т-ть». Буква»Т»Звуки «д-дь» Буква «Д».»Перелетные птицы.» | 3-5 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Сравнение букв Дифференциация звуков в слогах словах предложениях. Составление слов из 3-х открытых слогов. | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Перелетные птицы.» | Составление предложений из 3-хслов(Сущ. в им.п. +согл. глаг. + прям. доп.в вин. п.) |
Звуки «к-кь».Буква»К». Звуки «г-гь». Буква «Г». «Зимующие птицы». | 3-5 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Сравнение букв Развитие зрительно-моторных координаций Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков в слогах, словах , предложениях. Работа со словами состоящими из одного слога | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Зимующие птицы». | Работа с предложением состоящим из 3-х слов(сущ. в им. п. +согл. глаг. +прям. доп. в вин. п. на –у- ю). |
Звуки «с-сь».Буква «С». Звуки «з-зь».Буква «З». «Зима. Зимние развлечения» | 3-5 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков .Сравнительная характеристика звуков .Дифференциация звуков в слогах словах предложениях. Работа с 2-х сложными словами(откр. + закр.). | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Зима. Зимние развлечения» | Работа с предложением из 4-х слов(им.п.сущ.+согл.глаг.+2-а зависимых от глагола слова(вин. п. ед. ч.+ дат. п.ед.ч.)) |
Звуки»ш « «Ж». Буквы «Ш» «Ж».»Домашние животные».»Забота о животных.» | 2-5 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков .Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков в слогах словах предложениях. Работа с 2-х сложными словами(закр. слог +закр. слог). | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему: «Домашние животные». «Забота о животных.» | Работа с предложением из 4-х слов(им.п.сущ. в ед.ч.+согл.глаг.+2-а зависимых от глагола слова(вин. п. ед.ч. +ТВ. п.ед.ч. |
Звуки «с-сь».Буква»С». Звук «Ш». «Дикие животные .Охрана природы» | 3-4 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Развитие фонематического восприятия. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков в слогах словах предложениях. Работа с 3-х сложными словами»(откр. +откр. + закр.) восприятия. | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие животные. Охрана природы» | Составление предложений из 4-х слов по картинкам. |
Звуки «з-зь», «ж».Буквы «З», «Ж».«На реке. Речные обитатели.» | 3-4 | Сравнительная характеристика звуков. Закрепление звуко -буквенных связей. Сравнение букв. Развитие зрительно-моторных координаций в .Дифференциация звуков в слогах словах предложениях. Работа с 3-х сложными словами(закр. +откр. +откр | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему: «На реке. Речные обитатели.» | Предложение с предлогом «В» |
Звуки «ч» ,«ть».Буквы «Ч» ,«Т». «Наш город». | 3-4 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Закрепление звуко-буквенных связей. Сравнение букв. Дифференциация звуков в слогах словах предложениях | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему» «Наш город». | Предложения с предлогом «НА». |
Звуки «ц», «с».Буквы»Ц» «С». «Москва-столица России». | 3-4 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Закрепление звуко- буквенных связей. Сравнение букв. Развитие зрительно-моторных координаций. Дифференциация звуков в слогах словах предложениях Работа с 3-х сложными словами(закр. +закр. +откр.) | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему « Москва-столица России». | Предложения с предлогом «Под» |
Звуки «ч», «щ».Буквы «Ч» «Щ». «Профессии». «Профессии родителей». | 3-4 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Сравнение букв. Закрепление звуко-буквенных связей Дифференциация звуков в слогах словах предложениях Работа с односложными словами со стечениями согласных в начале или середине слова | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Профессии». «Профессии родителей». | Составление предложений по вопросам(все пройденные конструкции) |
Звуки «Ч», «Ц».Буквы «Ч», «Ц». «Транспорт». | 3-4 | Сравнительная характеристика звуков Закрепление звуко-буквенных связей. Сравнение букв.. Дифференциация звуков в слогах словах предложениях Работа с 2-у сложными словами с двумя стечениями согласных. | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Транспорт». | Составление предложений по сюжетным картинкам(все пройденные конструкции) |
Звуки « Ф -ФЬ» .Буква «Ф». Звуки «в -вь».Буква «В». «Весна.Труд людей весной.» | 3-4 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях Работа с 4-хсложными словами (откр. +откр.+ откр.+откр.) | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему: «Весна. Труд людей весной.» | Составление предложений из 3-х-5-и слов(им.п.сущ.+согл.глаг.+инфинитив+1или 2-а слова в косвенных падежах.) |
Буквы «Ь», «Ъ». «Растения сада.» | 1 | Звук не соответствует букве. Развитие фонематического восприятия Обозначение мягкости согласных при помощи «ь». Работа со словами различной слоговой структуры. | Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Растения сада.» | Восстановление деформированных предложений |
Звуки «л –ль».Буква «Л».Звуки «р-рь» Буква « Р». «Машины- помощники человека.» | 3-5 | Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Закрепление звуко-буквенных связей. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях. | Уточнение и расширение словаря на тему: «Машины- помощники человека.» | Восстановление деформированных предложений |
| 2-й этап (35-45 часов) | |||
Органы речи. Звуки речи.»Человек и его имя» | 1 | — развитие фонематического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия; | Уточнение и расширение словаря на тему: «Человек и его имя» | Составление предложений из 2-ух слов (повторение). |
Артикуляция звуков. Звуки гласные и согласные. « Части тела человека.» | 1 | — развитие фонематического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия; | Уточнение и расширение словаря на тему: « Части тела человека.» | Составление предложений состоящих из 3-5 слов. |
Различение гласных и согласных звуков по способу образования и звучанию. «Семья» | 1 | — развитие фонематического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия; | Уточнение и расширение словаря на тему «Семья» | Составление предложений из 3-5 слов (повторение) |
Выделение гласных звуков из слогов. Слогообразующая роль гласных. «Время» | 1 | — развитие фонематического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия; | Уточнение и расширение словаря на тему «Время» | Составление предложений из 4-5 слов(повторение) |
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. «Времена года. Осень» | 1 | — развитие фонематического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему «Времена года. Осень» | Составление предложений из 4-5 слов. (повторение) |
Графическое изображение слогов. «Природа родного края» | 1 | — развитие фонематического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему «Природа родного края» | Упражнения в распространении простого предложения однородными членами. |
Слово. Слова обозначающие предмет. «Дикие животные» | 2 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие животные» | Упражнения в распространении простого предложения однородными членами. |
Слова, обозначающие действия предметов. « Домашние животные» | 2 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему « Домашние животные» | Упражнения в согласовании глагола с существительным в роде и числе. |
Слова ,обозначающие признаки предметов. «Дикие и домашние животные» | 2 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие и домашние животные» | Упражнения в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе. Упражнения в распространении предложения словосочетанием |
Образование слов посредством суффиксов. « Профессии» | 5 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему « Профессии» Упражнения в образовании слов посредством суффиксов | Упражнения в распространении предложения словосочетаниями. |
Образование слов при помощи приставок. « Зима. Зимние развлечения» | 5 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему « Зима. Зимние развлечения» Упражнения в образовании слов посредством приставок...). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. | Упражнения в составлении сложносочиненного предложения с противопоставлением со словами «сначала….,а потом…»;сложносочиненного предложения с союзом «или.» |
Родственные слова. Корень. « Дикие животные холодных стран» | 5 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие животные холодных стран» Упражнения в подборе родственных слов, выделении корня | Упражнения в составлении сложных предложений с союзами «и, а, но.»(Ответы на вопросы, завершение предложений, составление предложений с опорой на слова; составление предложений из 2-ух простых ,используя союзы «и, а, но.»;подстановка нужного союза в предложения.) |
Предлоги. « Дикие животные жарких стран» | 7 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Развитие временных и пространственных отношений. Упражнения в дифференцированном употреблении приставок и предлогов. Уточнение и расширение словаря на тему « Дикие животные жарких стран» | Составление словосочетаний по типу управления(Винительный падеж прямого объекта. Творительный совместности и орудия. Дательный косвенного падежа. Родительный части и принадлежности. Предложный мысли ,чувства, речи и места. Работа с деформированным предложением. |
Антонимы. «Цирк» | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Упражнения в подборе антонимов Уточнение и расширение словаря на тему «Цирк» | Составление словосочетаний по типу управления(подбор слов парами, вставка предлогов) Упражнения в составлении сложных предложений с союзом «потому что». |
Синонимы. «Отдых» | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Упражнения в подборе синонимов Упражнения в подборе антонимов Уточнение и расширение словаря на тему «Отдых» | Упражнения в подборе синонимов. Составление словосочетаний по типу управления(Закрепление всех падежных конструкций. Вставка пропущенных слов, ответы на вопросы)Упражнения в составлении сложных предложений с союзом «чтобы». Развитие временных и пространственных отношений я в подстановке наречий в предложении. Упражнения в составлении сложных предложений с союзом «что». |
Многозначные слова. «Взаимопомощь Дружба» | 5 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Упражнения в различении прямого и переносного значения слов | Составление словосочетаний по типу примыкания на материале наречий. Пространственные наречия -близко, высоко, справа, слева….Наречия, обозначающие бытовое время: вчера, сегодня….Наречия образа действия: быстро, тихо, медленно, громко, шумно…Развитие пространственно-временных отношений. Упражнения в подстановке наречий в предложения. Упражнения в составлении сложных предложений с союзом «что». |
Третий этап (21 час | ||||
Разговорная речь. Диалог. «Игры и развлечения детей.» | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Словарь по теме занятия | Игры-диалоги. Действия с диалогом. Инсценированные диалоги. Чтение диалогов. Чтение по ролям. |
Текст. | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Словарь по теме занятия | Составление текста из предложений. Сравнение текста и набора слов; текста и набора предложений. Составление плана рассказа. Составление рассказа-описания. Составление рассказа по началу, концу, опорным словам ,серии картин. Составление рассказа по плану. |
Подробный пересказ текста. | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Словарь по теме занятия | Деление текста на части; озаглавливание; словесное рисование; составление текста из частей; из предложений; сравнение текста и его искаженных различных вариантов( пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений ,раскрывающих основную мысль текста) |
Краткий пересказ текста. | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Словарь по теме занятия | Упражнения в сжатии текста, предложений. Развитие умений и навыков анализировать текст(установление смысловой зависимости между предложениями) |
Творческий пересказ текста | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Словарь по теме занятия | Упражнения в составлении рассказа по аналогии. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания(упражнения в подборе языковых средств, адекватных замыслу высказывания) |
Устные сочинения. | 3 | — развитие фоне матического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия | Словарь по теме занятия | Упражнения в составлении рассказов по серии сюжетных картинок; по началу; по аналогии с прочитанным текстом; по опорным словам. Упражнения в подборе средств выразительного оформления фразы. |
Предварительный просмотр:
Дифференциация твердых и мягких согласных.
Одной из трудоёмких тем в работе учителя-логопеда, работающего над устранением нарушений письменной речи является тема « Дифференциация твердых и мягких согласных « . Все усилия учителя и логопеда при объяснении темы « Обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда» будут тщетны , если ребенок на слух не слышит разницы между твердым и мягким согласным . Овладение дифференциальными признаками твердость-мягкость представляет некоторые трудности , в связи нечеткостью кинестетических ощущений .Понятия твердость – мягкость являются коррелятивными .В русском языке по этим признакам соотносится большинство согласных фонем. Этим определяется важность овладения четкими представлениями о данных дифференциальных признаках . С целью воспитания умений различать твердые и мягкие согласные на основе кинестетических ощущений выделяется три доступных для ощущений положения органов артикуляции ,возникающих при произнесении мягких : прижатие кончика языка к передним зубам ( преимущественно нижним ); поднятие спинки языка к твердому небу ; растянутые в улыбку , вследствие чего прижатые к зубам , губы .Ощутимой является и общая напряженность мышц артикуляционного аппарата .
В работе над этими дифференцировками широко используются навыки правильного произношения звуков т- ть , д –дь , н –нь . й.
В содержание работы включается : повторение названий органов артикуляции ,обеспечивающих дифференциацию звуков по твердости и мягкости , усвоение этих понятий и воспроизведение основных положений речевого аппарата , обеспечивающих дифференцировку пар звуков ; воспитание умения контролировать эти положения .
С целью воспитания достаточно четких представлений о данных дифференциальных признаках широко используются словесные инструкции( «Прижмите кончик языка к нижним зубам « , Растяните губы в улыбку « и т.п .); воспроизведение положения органов артикуляции по подражанию, сравнение артикуляций твердого и мягкого согласного ( т-ть , п-пь ) с акцентированием внимания на разнице в положении кончика языка , спинки языка и губ , напряженности мышц ; словесный отчет об ощущениях , возникающих при произнесении мягких ;сравнение ощущений , возникающих при произнесении пар звуков ( т-ть , д – дь); различение мягких и твердых согласных на основе слухового восприятия в речи логопеда и своей ( предлагаются слоги и слова типа та-тя, да-дя, ат- ать , сад-сядь )повторение за логопедом с одновременной маркировкой звуков синим и зеленым цветом ( « Рисуем бусы « ) , записыванием слогов , слов с твердыми и мягкими согласными .
Успех в овладении дифференциальными признаками твердых и мягких согласных достигается при максимальной опоре на кинестетические и слуховые ощущения . В связи с тем , что поднятие средней части языка является малоощутимым моментом произнесения звука , необходимо использовать соответственно артикулируемые предшествующие и последующие звуки . Таким звуком может быть звук « И «( иди , нити ) , который обеспечивает высокий подъём средней части языка.
Сформированные таким образом представления о дифференциальных признаках твердость-мягкость используются в процессе воспитания правильного произношения отдельных звуков и с целью предупреждения и преодоления ошибок на письме . Для их закрепления используются следующие упражнения :
Упражнения с использованием наглядных опор
1 . « Камень-вата «Холмик кисти руки означает произнесение мягких согласных , расслабление её – воспроизведение твердых звуков ) ;
2 . « Солнышко « (плотно сжатые кончики пальцев обозначают произнесение мягких губных согласных , их разведение служит знаком для воспроизведения твердого варианта звука );
3 . «Сигнальщики « ( сигнал пробкой от бутылки синего цвета в ответ на произнесение твердого звука , зелёного цвета – мягкого согласного );
4 . « Рисуем бусы « (маркировка звуков синим и зеленым цветом );
5 . « Немое кино « ( различение « мягкий- твердый звук « по беззвучной артикуляции)
Упражнения на дифференциацию твердых и мягких согласных в слогах :
1 . « Скажи наоборот « ( с перебрасыванием мяча )
Та- тя , ка- кя , са – ся , за , зя , фя- фа , вя – ва , ля – ла , ря – ра и т.
2 . Чтение прямых слогов с сочетанием согласного попарно с гласными первого и второго ряда ( ма- мя , мэ – ме , мо – мё , му – мю , мы – ми и т. П . )
3 . Письмо слогов под диктовку в две колонки под точки синего либо зеленого цвета соответственно твердости – мягкости :
- запись только гласной ( ма – а , мя – я , мэ – э , ме – е , мо – о , мё – ё , му – у , мю – ю , мы – ы , ми – и и т. П . ) ;
-запись слогов ( ма- мя , мэ- ме , мо – мё , му- мю , мы – ми и т. П. )
4 .-« Доверши словечко « ( устно , с перекидыванием мяча ):
- « слова заканчиваются на слог « ма « или на слог « мя «( ма -……, и-….., ра-….., вре-…., То-….,те-….,Ди-…., се-…., пле-……,зи-……., и т.д .)
-составление и чтение , письмо под диктовку слов , начинающихся на одинаковый слог : ма-ки,ло , ша , ма , ты ,шу , жу , як , зут , ляр , рал ; мя – чи , та ,со , ли ,киш , коть , теж
- составление и чтение , письмо под диктовку слов , заканчивающихся на одинаковый слог : и ,те , вре , се , пле , бре , стре , вы – мя ;
5 . « Путаница « ( составление и записывание слов из данных в беспорядке слогов ) : мар , о ; мар , ко ; мять, раз ; ка , мян , стре ; мян , ка , вре ;
6 . Чтение и записывание слов с пропущенным слогом а\ под соответствующей картинкой б\ без картинки : …..ки ( маки ) , …..ты (маты),….ляр (маляр), …..чи ( мячи ) , ….та ( мята ) , …..со ( мясо )
7 . Составление и записывание слов ,составленных из слогов взятых из слов : корма ( 2 ) , катер ( 1 ) , аэродром ( 3 ) , нырок ( 1 ) -макароны ;
8. Чтение слов и определение количества слогов а\ с твердой согласной б \ с мягкой согласной :
Мял мяли замяли
Мал малы малыши
Упражнения на дифференциацию твердых и мягких согласных в словах :
1 . Объяснить смысловое различие данных слов . Определить какими буквами различаются эти слова ( мал – мял , мол – мёл , мыл – мил ), составить предложения с каждым из них .
2 . Прочитать ряды слов . Объяснить чем близки эти слова .Назвать общую часть в этих словах .
Мял- смял – замял ; мёл – смёл ; мыл – смыл – замыл – перемыл – отмыл ( записать слова , подчеркнув зеленым карандашом мягкую согласную вместе с последующей гласной и синим карандашом твердую согласную вместе с последующей гласной )
3 . Придумать слова , начинающиеся на мягкий согласный ( мь- мёд , мёл , мил , мир , Миша , миска , мяч , мясо , мята , мех , метро, мюсли , мера , метка , метла , механик ,механизм )
4 . Придумать слова , начинающиеся на твердый звук ( м- мол , мох , мор , молоко , море , мороженое , Москва , мама , матрешка , мамонт , макароны , машина , муха , мука , мышь )
5 . Устный диктант ( услышав слово , поднять соответствующую букву а- я , э- е , о-ё , у- ю , ы – и ):
Мал , мял , мат , мять , матч , мяч , мел , мэр , мот , мёд ,мост , смёл, муж, мыл , мил )
6 . Записать слова в две колонки под точками синего и зелёного цвета в соответствии с твёрдостью или мягкостью звука :
Мал , мял , мат , мять , матч , мяч , мел , мэр , мот , мёд ,мост , смёл, муж, мыл , мил
7 .выборочно записать из ряда диктуемых слов те , которые содержат мягкий звук мь :
Макароны , время , дом , имя , сова , бремя , кровать , семена , порода , гремит ;
8 . выборочно записать из ряда диктуемых слов те , которые содержат твердый звук м :
Мяч , мох , сумка , время , солома , зонт , кромка , крахмал , мёд , клеймо , самокат;
9 . Работа с цифровым рядом -определение места звука в слове ( выдвинуть соответствующую цифру ):
М-ремонт ,карман , солома , панорама , макраме , аэродром ,гамак , кардиограмма ;
Мь- мир , домино ,стремя , парламент ,карамель , немец , кремень , хомяк ,соломинка ;
10 .вписать пропущенный слог ма или мя :
И- , вре - , пана-, стре- , -кароны , соло- , пле- , - газин , те - , пла - , - лина , бре - , -кет , -чик ;
Упражнения на дифференциацию твердых и мягких согласных в предложениях :
1 . Прочитать и записать предложения , вставляя пропущенные гласные . Подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные вместе с последующим гласным цветными карандашами :
А-я : М-ша ела яйца всм-тку . В-ля в-жет жакет . В в-зе зав-ли в-сильки . Дети встали р-но на зар-дку . Д-ша тащит санки- лед-нки . Дети видели д-тла в саду на д-че . М-ша м-ло ест м-са . М-ленькие кот-та жалобно м-укали .
О-ё : Бокс-р занимается бокс-м .Т-ма пустилась наут-к . Спрос-нок вскочил порос-нок . Ам-ба м-жет двигаться в воде . Плаксу называют « р-ва- кор-ва «. Мама купила сл-йки и масл-нку .
У-Ю : Не прячь р-ки в бр-ки . Л-ше нужна гл-коза . На бл-де лежит рахат-л-кум . На этом болоте л-чшая кл-ква . Мама налила в кр-жку кр-шон . В сумке лежит кл-ч от кл-ба .
Литература :
1 .Савченко М.А .Пути повышения эффективности преодоления дефектов произношения \Дефектология . -1978 . № 6 .- с. 41- 42 .
2 . Гусева А. Н . Дифференциация твёрдых и мягких согласных на логопедических занятиях с умственно отсталыми детьми \Дефектология . -1985 . -№ 2.- с. 46 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя-логопеда "Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях"
В работе представлены упражнения, направленные на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии. Представлен конспект открытого логопедического занятия по коррекции данного нарушения. Брошюра б...
Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.
Всем известно, что невозможно получить полноценное образование при несформированном навыке письма. Способность человека грамотно писать имее...
«Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников»
Рекомендую применять для учеников 2-4 классов .Планирование подходит для работы,но не считаю его идеальным из года в год веду работу над её коррекцией....
Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников»
Рабочая программа....
Конспект логопедического занятия по устранению артикуляторно – акустической дисграфии во 2 классе.
Конспект логопедического занятия по устранению артикуляторно – акустической дисграфии во 2 классе. ...
Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.
Способность человека грамотно писать имеет огромное значение не только для успешного обучения в школе и для поступления в высшее учебное зав...
«Развитие творческой активности у обучающихся с ОВЗ на занятиях по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии. Педагогические привычки, как способ мотивации к обучению».
В публикации освещены некоторые приёмы работы с обучающимися с ОВЗ на занятиях по артикуляторно-акустичнской дисграфии. Цель публикации- рассказать о тех педагогических привычках, которые помогают орг...
- Мне нравится (2)