Занятие по русскому языку"Фразеологизмы".
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Занятие по курсу "Занимательный русский язык".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.39 КБ |
![]() | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по русскому языку.
Тема: Фразеологизмы
Тип занятия: комбинированный
Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.
На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.
Цели:
- познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;
- развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
- воспитывать любовь к слову и к родному языку;
- совершенствовать навыки связной речи учащихся;
- развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности, чувство слова и языковое чутье учащихся;
- воспитывать интерес к изучению родного языка.
Дидактическое и методическое оснащение занятия:
-словари: толковый, фразеологический;
- презентация.
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Определение темы и постановка целей урока
- Введение нового материала.
- Работа со словарём
- Закрепление материала
- Фразеологическая викторина.
- Подведение итогов занятия.
Круг рассматриваемых вопросов: фразеология; фразеологические единицы.
В конце занятия
учащиеся должны знать:
• определение фразеологических оборотов;
• основные источники появления фразеологизмов;
• значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи;
учащиеся должны уметь:
• объяснять значение устойчивых оборотов речи;
• пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации.
- Находить фразеологизмы в предложениях и определять их синтаксическую роль.
Ход занятия
I.Организационный момент.(слайд1)
- Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сядьте ровно, красиво. Сегодня у нас урок занимательного русского языка. С темой мы определимся немного позже, а сейчас…
II. Самоопределение к деятельности
- Скажите, пожалуйста, что говорят вам ваши мамы, папы, бабушки, когда провожают вас в школу?
-Давайте прочитаем, как провожала мама курица своего сыночка в школу. (слайд 2)
В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
- Чем интересно это стихотворение?
-Что значит ни пуха, ни пера?
-У меня для вас есть ещё такие необычные выражения (слайд 3)
-Кто знает, как называются такие выражения? (Такие выражения называются фразеологизмы). Тема нашего занятия так и звучит: «Фразеологизмы»
-Какие цели мы поставим перед собой? (слайд 4) - Зачем нам нужно употреблять фразеологизмы в речи? К этому вопросу мы вернёмся позже.
III. Работа над новой темой
1. -Кто знает, что такое фразеологизм?
-Если мы не знаем значение слова, что нужно делать? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре и т.д.)
-Давайте посмотрим значение слова фразеологизм в толковом словаре.
Фразеологизмы - словосочетания с самостоятельным значением, , которые нельзя разделить.
-А вот что говорят о себе сами фразеологизмы: (слайд5)
-Вот некоторые из них: (слайды 6 – 11). Наверняка, вы с такими выражениями уже встречались. Вообще, если вы захотите узнать или выучить как можно больше фразеологизмов, узнать значения непонятных некоторых, нужно обратиться к словарю. Посмотрите, какие существуют фразеологические словари для детей.(слайд 12). Учитель показывает фразеологический словарь. Читает 1-2 фразеологизма.
-Сейчас откройте стр. 19. Найдите задание 2. Прочитайте что нужно сделать. Разгадайте криптограмму. (слайд 14, 15) (индивид. работа) (3 минуты). О чем или о ком говорят «сирота казанская»? сейчас мы и поработаем с фразеологическим словарем. Такой словарь есть в нашей библиотеке. Найдите и прочитайте значение фразеологизма «сирота казанская». Историю его происхождения.
Следующее задание 3. Что нужно сделать? Какой фразеологизм у вас получился? Что он обозначает? Как вы думаете, какова история его происхождения? (Во времена парусного флота судну необходим был попутный ветер, надувающий паруса и направляющий судно вперед.)
Физминутка «Кораблик»
Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)
Что нам чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей (руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (ходьба на месте)
Ищем камушки в песке(наклоны)
И сжимаем в кулачке. (сжимают кулачки)
-Работаем в паре. Задание 4. Стр.20 .Отметь карандашом правильное значение фразеологизма. Придумайте предложение с фразеологизмом, который вам понравился больше всего.
А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру.
Игра «Доскажи словечко»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой… (не разольёшь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
поют кто в лес …(кто по дрова).
Ребята слушать их не станут.
От этой песни уши…(вянут).
Игра Что это? (слайд 15)
А) Его вешают, приходя в уныние,
Его суют всюду (нос).(Какие фразеологизмы могут быть отгадкой? Повесить нос, всюду совать свой нос)
Б) Не ладоши, а ими хлопают,
Если что-то не понимают
Не цветы, а вянут (уши). (хлопать ушами, уши вянут)
В) Его советуют искать в поле,
На него бросают слова и деньги,
Кто их не ценит (ветер). (ищи ветра в поле, бросать слова на ветер, бросать деньги на ветер)
-Придумайте предложение, используя фразеологизм «совать всюду свой нос», «уши вянут», «бросать слова на ветер».
Поработаем в группах. Разделитесь на группы.
Задание: вы должны определить какой фразеологизм нарисовал художник, и написать этот фразеологизм письменными красивыми буквами под картинкой. На работу 4 минуты.
Сели все по своим местам.
-Один человек попробовал разделить фразеологизм на отдельные слова. Вот, что у него получилось. Слайд 17. Давайте попробуем восстановить фразеологизмы.
Рез. Слайд 18
-Зачем же нужны в речи фразеологизмы? Послушайте рассказ, может он вам поможет ответить на этот вопрос.
- - Вова не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Вова стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Вова стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Вовы молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Вова заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа улыбнулся и сказал:
- Какая живая, интересная у нашей бабушки речь. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
-Какие фразеологизмы вы услышали в речи бабушки?
-Так для чего нам нужны фразеологизмы? ( Они делают нашу речь более живой, интересной, эмоциональной).
IV. Рефлексия
-Наше занятие подходит к концу.
-Продолжите, пожалуйста, любую из фраз, которые вы видите на экране. (слайд 19)
V. Итог занятия
-Как вы поняли, что такое фразеологизмы?
-Зачем они нужны в нашей речи?
И последнее хочется рассказать о происхождении фразеологизма «Ни пуха, ни пера». Это выражение досталось нам от охотников. Под пером подразумевали птицу, под пухом – зверя. Желая ни того и ни другого, стремились задобрить и обмануть злых духов. Это выражение служило своеобразным паролем. А отзывом звучало: «К черту!» Тоже – во избежание сглаза. Якобы, обман удавался, равно как и охота – знатная!
Если желаете человеку добра, говорите лучше ему в напутствие: «С Богом!»
Желаю вам всего самого хорошего, доброго и светлого! ( слайд 20)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рано утром мама – квочка В класс отправила сыночка. Говорила: не дерись, Не дразнись, не петушись, Поспеши, уже пора, Ну ни пуха, ни пера. Через час едва живой Петушок идёт домой. Ковыляет еле-еле Он со школьного двора, А на нём и в самом деле Нет ни пуха, ни пера .
Бить баклуши Повесил нос Съесть пуд соли Работать спустя рукава Витать в облаках Задать головомойку Семи пядей во лбу Тема: Фразеологизмы
Цели: 1. Узнать , что такое фразеологизмы. 2. Познакомиться со значением некоторых фразеологизмов и историей их происхождения. 3. Научиться употреблять фразеологизмы в своей речи.
Фразеологизмы – это словосочетания с самостоятельным значением, которые нельзя разделить.
Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять. Прямо так употреблять ! Фразеологизмы
Расшифруй фразеологизм , пользуясь кодом. 6 , 1 , 10 , 2 , 7 , 3. 8 , 3 , 9 ,3 , 5 , 6 , 8 , 3 , 4. И О А Я Н С Т К З Р 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Словари
Физминутка «Кораблик» Волны плещут в океане. Что нам чудится в тумане? Это мачты кораблей. Пусть плывут сюда скорей! Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, Ищем камушки в песке И сжимаем в кулачке.
Игра «Что это?» А) Его вешают, приходя в уныние. Его суют всюду. Б) Не ладоши, а ими хлопают, Если что-то не понимают. Не цветы, а вянут. В) Его советуют искать в поле. На него бросают слова и деньги те, к то их не ценит.
Глеб у доски повесить , нос , Краснеть , корни , до волосы. Он в этот час , как говорится, Готов земля , сквозь , провалиться. О чём же думал он вчера , Когда баклуши , бить с утра? повесил нос . Краснеет до корней волос. сквозь землю провалиться. баклуши бил
Тест «О каком человеке говорят?..». У него денег куры не клюют: А) бедный; Б) богатый. Он сухим выйдет из воды: А) ловкий; Б) робкий. Он звёзд с неба не хватает: А) умный; Б) не очень умного У него семь пятниц на неделе: А) ненадёжный; Б) надёжный. 5) Он перебивается с хлеба на квас: А) богатый; Б) бедный
C егодня я узнал… Я понял, что… Теперь я могу … Я научился… У меня получилось … Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось…
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-139895-1352392648.jpg)
Конспект факультативного занятия по русскому языку в 4 классе по теме Фразеологизмы- народная мудрость
материал предназначен для проведения дополнительных занятий по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-156754-1354546898.jpg)
Внеклассное занятие по русскому языку «Фразеологизмы».
Обогащение словарного запаса учащихся.Развитие речи учащихся. 3. Воспитание интереса к...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/24/picture-772709-1458836350.jpg)
Внеклассное занятие по русскому языку «Ох уж эти фразеологизмы». Защита проектов.
Внеклассное занятие по русскому языку «Ох уж эти фразеологизмы».1. Защита проектов.Первой будет защищать свой проект группа «Фразесы»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/19/picture-998501-1516388678.jpg)
Занятие по русскому языку. Фразеологизмы. 2 класс
Занятие по русскому языку. Фразеологизмы. 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/16/picture-1117838-1550320547.jpg)
Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"
-Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, по...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/16/picture-1117838-1550320547.jpg)
Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"
-Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, по...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/11/picture-1297933-1607709919.jpg)
Внеурочное занятие по русскому языку «Фразеологизмы о животных и растениях»
Цель занятия: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных и растений....