Занятие по русскому языку"Фразеологизмы".
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Занятие по курсу "Занимательный русский язык".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_russkomu_yazyku._frazeologizmy._2_klass.docx | 83.39 КБ |
zanyatie_po_russkomu_yazyku._frazeologizmy._2_klass.pptx | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по русскому языку.
Тема: Фразеологизмы
Тип занятия: комбинированный
Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.
На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.
Цели:
- познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;
- развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
- воспитывать любовь к слову и к родному языку;
- совершенствовать навыки связной речи учащихся;
- развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности, чувство слова и языковое чутье учащихся;
- воспитывать интерес к изучению родного языка.
Дидактическое и методическое оснащение занятия:
-словари: толковый, фразеологический;
- презентация.
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Определение темы и постановка целей урока
- Введение нового материала.
- Работа со словарём
- Закрепление материала
- Фразеологическая викторина.
- Подведение итогов занятия.
Круг рассматриваемых вопросов: фразеология; фразеологические единицы.
В конце занятия
учащиеся должны знать:
• определение фразеологических оборотов;
• основные источники появления фразеологизмов;
• значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи;
учащиеся должны уметь:
• объяснять значение устойчивых оборотов речи;
• пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации.
- Находить фразеологизмы в предложениях и определять их синтаксическую роль.
Ход занятия
I.Организационный момент.(слайд1)
- Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сядьте ровно, красиво. Сегодня у нас урок занимательного русского языка. С темой мы определимся немного позже, а сейчас…
II. Самоопределение к деятельности
- Скажите, пожалуйста, что говорят вам ваши мамы, папы, бабушки, когда провожают вас в школу?
-Давайте прочитаем, как провожала мама курица своего сыночка в школу. (слайд 2)
В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
- Чем интересно это стихотворение?
-Что значит ни пуха, ни пера?
-У меня для вас есть ещё такие необычные выражения (слайд 3)
-Кто знает, как называются такие выражения? (Такие выражения называются фразеологизмы). Тема нашего занятия так и звучит: «Фразеологизмы»
-Какие цели мы поставим перед собой? (слайд 4) - Зачем нам нужно употреблять фразеологизмы в речи? К этому вопросу мы вернёмся позже.
III. Работа над новой темой
1. -Кто знает, что такое фразеологизм?
-Если мы не знаем значение слова, что нужно делать? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре и т.д.)
-Давайте посмотрим значение слова фразеологизм в толковом словаре.
Фразеологизмы - словосочетания с самостоятельным значением, , которые нельзя разделить.
-А вот что говорят о себе сами фразеологизмы: (слайд5)
-Вот некоторые из них: (слайды 6 – 11). Наверняка, вы с такими выражениями уже встречались. Вообще, если вы захотите узнать или выучить как можно больше фразеологизмов, узнать значения непонятных некоторых, нужно обратиться к словарю. Посмотрите, какие существуют фразеологические словари для детей.(слайд 12). Учитель показывает фразеологический словарь. Читает 1-2 фразеологизма.
-Сейчас откройте стр. 19. Найдите задание 2. Прочитайте что нужно сделать. Разгадайте криптограмму. (слайд 14, 15) (индивид. работа) (3 минуты). О чем или о ком говорят «сирота казанская»? сейчас мы и поработаем с фразеологическим словарем. Такой словарь есть в нашей библиотеке. Найдите и прочитайте значение фразеологизма «сирота казанская». Историю его происхождения.
Следующее задание 3. Что нужно сделать? Какой фразеологизм у вас получился? Что он обозначает? Как вы думаете, какова история его происхождения? (Во времена парусного флота судну необходим был попутный ветер, надувающий паруса и направляющий судно вперед.)
Физминутка «Кораблик»
Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)
Что нам чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей (руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (ходьба на месте)
Ищем камушки в песке(наклоны)
И сжимаем в кулачке. (сжимают кулачки)
-Работаем в паре. Задание 4. Стр.20 .Отметь карандашом правильное значение фразеологизма. Придумайте предложение с фразеологизмом, который вам понравился больше всего.
А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру.
Игра «Доскажи словечко»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой… (не разольёшь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
поют кто в лес …(кто по дрова).
Ребята слушать их не станут.
От этой песни уши…(вянут).
Игра Что это? (слайд 15)
А) Его вешают, приходя в уныние,
Его суют всюду (нос).(Какие фразеологизмы могут быть отгадкой? Повесить нос, всюду совать свой нос)
Б) Не ладоши, а ими хлопают,
Если что-то не понимают
Не цветы, а вянут (уши). (хлопать ушами, уши вянут)
В) Его советуют искать в поле,
На него бросают слова и деньги,
Кто их не ценит (ветер). (ищи ветра в поле, бросать слова на ветер, бросать деньги на ветер)
-Придумайте предложение, используя фразеологизм «совать всюду свой нос», «уши вянут», «бросать слова на ветер».
Поработаем в группах. Разделитесь на группы.
Задание: вы должны определить какой фразеологизм нарисовал художник, и написать этот фразеологизм письменными красивыми буквами под картинкой. На работу 4 минуты.
Сели все по своим местам.
-Один человек попробовал разделить фразеологизм на отдельные слова. Вот, что у него получилось. Слайд 17. Давайте попробуем восстановить фразеологизмы.
Рез. Слайд 18
-Зачем же нужны в речи фразеологизмы? Послушайте рассказ, может он вам поможет ответить на этот вопрос.
- - Вова не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Вова стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Вова стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Вовы молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Вова заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа улыбнулся и сказал:
- Какая живая, интересная у нашей бабушки речь. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
-Какие фразеологизмы вы услышали в речи бабушки?
-Так для чего нам нужны фразеологизмы? ( Они делают нашу речь более живой, интересной, эмоциональной).
IV. Рефлексия
-Наше занятие подходит к концу.
-Продолжите, пожалуйста, любую из фраз, которые вы видите на экране. (слайд 19)
V. Итог занятия
-Как вы поняли, что такое фразеологизмы?
-Зачем они нужны в нашей речи?
И последнее хочется рассказать о происхождении фразеологизма «Ни пуха, ни пера». Это выражение досталось нам от охотников. Под пером подразумевали птицу, под пухом – зверя. Желая ни того и ни другого, стремились задобрить и обмануть злых духов. Это выражение служило своеобразным паролем. А отзывом звучало: «К черту!» Тоже – во избежание сглаза. Якобы, обман удавался, равно как и охота – знатная!
Если желаете человеку добра, говорите лучше ему в напутствие: «С Богом!»
Желаю вам всего самого хорошего, доброго и светлого! ( слайд 20)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рано утром мама – квочка В класс отправила сыночка. Говорила: не дерись, Не дразнись, не петушись, Поспеши, уже пора, Ну ни пуха, ни пера. Через час едва живой Петушок идёт домой. Ковыляет еле-еле Он со школьного двора, А на нём и в самом деле Нет ни пуха, ни пера .
Бить баклуши Повесил нос Съесть пуд соли Работать спустя рукава Витать в облаках Задать головомойку Семи пядей во лбу Тема: Фразеологизмы
Цели: 1. Узнать , что такое фразеологизмы. 2. Познакомиться со значением некоторых фразеологизмов и историей их происхождения. 3. Научиться употреблять фразеологизмы в своей речи.
Фразеологизмы – это словосочетания с самостоятельным значением, которые нельзя разделить.
Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять. Прямо так употреблять ! Фразеологизмы
Расшифруй фразеологизм , пользуясь кодом. 6 , 1 , 10 , 2 , 7 , 3. 8 , 3 , 9 ,3 , 5 , 6 , 8 , 3 , 4. И О А Я Н С Т К З Р 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Словари
Физминутка «Кораблик» Волны плещут в океане. Что нам чудится в тумане? Это мачты кораблей. Пусть плывут сюда скорей! Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, Ищем камушки в песке И сжимаем в кулачке.
Игра «Что это?» А) Его вешают, приходя в уныние. Его суют всюду. Б) Не ладоши, а ими хлопают, Если что-то не понимают. Не цветы, а вянут. В) Его советуют искать в поле. На него бросают слова и деньги те, к то их не ценит.
Глеб у доски повесить , нос , Краснеть , корни , до волосы. Он в этот час , как говорится, Готов земля , сквозь , провалиться. О чём же думал он вчера , Когда баклуши , бить с утра? повесил нос . Краснеет до корней волос. сквозь землю провалиться. баклуши бил
Тест «О каком человеке говорят?..». У него денег куры не клюют: А) бедный; Б) богатый. Он сухим выйдет из воды: А) ловкий; Б) робкий. Он звёзд с неба не хватает: А) умный; Б) не очень умного У него семь пятниц на неделе: А) ненадёжный; Б) надёжный. 5) Он перебивается с хлеба на квас: А) богатый; Б) бедный
C егодня я узнал… Я понял, что… Теперь я могу … Я научился… У меня получилось … Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось…
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект факультативного занятия по русскому языку в 4 классе по теме Фразеологизмы- народная мудрость
материал предназначен для проведения дополнительных занятий по русскому языку...
Внеклассное занятие по русскому языку «Фразеологизмы».
Обогащение словарного запаса учащихся.Развитие речи учащихся. 3. Воспитание интереса к...
Внеклассное занятие по русскому языку «Ох уж эти фразеологизмы». Защита проектов.
Внеклассное занятие по русскому языку «Ох уж эти фразеологизмы».1. Защита проектов.Первой будет защищать свой проект группа «Фразесы»...
Занятие по русскому языку. Фразеологизмы. 2 класс
Занятие по русскому языку. Фразеологизмы. 2 класс...
Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"
-Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, по...
Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"
-Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, по...
Внеурочное занятие по русскому языку «Фразеологизмы о животных и растениях»
Цель занятия: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных и растений....