Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
-Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, поездка)
- Как называются такие слова? ( Синонимы)
- Что такое синонимы?(Это слова, которые произносятся и пишутся по- разному, но имеют одинаковое или близкое значение)
- Итак, мы побывали в городе Синонимов ( учитель показывает на карте) и снова продолжаем путь. Ждут нас разные препятствия
горы высокие и…….( низкие)
реки широкие и…….( узкие)
будет нам то жарко, то ……..( холодно),
то трудно, то……..( легко)
А это в какой город мы попали? ( город Антонимов)
-Что это за слова? ( Эти слова имеют противоположное значение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 4 классе
« Весёлые фразеологизмы»
Цель: создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку.
Задачи:
- познакомить детей с богатейшим пластом русской лексики- фразеологизмами;
-развивать речь детей, внимание, мышление;
-воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении;
- воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи;
Оборудование, материалы, средства наглядности : медиа проектор, презентация, карта Страны Слов, С. И. Ожегов « Толковый словарь русского языка», В. П. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка», конверты с заданиями, картинки животных, костюмы для героев сценки, бельевая верёвка, на которой висят нарисованные уши, нос, платья.
Ход внеклассного занятия.
- Актуализация знаний.
Учитель:
-Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, поездка)
- Как называются такие слова? ( Синонимы)
- Что такое синонимы?(Это слова, которые произносятся и пишутся по- разному, но имеют одинаковое или близкое значение)
- Итак, мы побывали в городе Синонимов ( учитель показывает на карте) и снова продолжаем путь. Ждут нас разные препятствия
горы высокие и…….( низкие)
реки широкие и…….( узкие)
будет нам то жарко, то ……..( холодно),
то трудно, то……..( легко)
А это в какой город мы попали? ( город Антонимов)
-Что это за слова? ( Эти слова имеют противоположное значение)
2. Проблемная ситуация.
- Готовы дальше путешествовать? Н, что ж, в путь! Расскажите, с чего начался ваш день?
Ученица: Встали мы чуть свет, на скорую руку позавтракали и со всех ног бросились в школу. На свежую голову , слушаем новую тему, и всё у нас идёт как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боимся мы лицом к лицу, нос к носу с трудностями встретиться, потому что светлые у нас головы!
- Стоп! Причём здесь масло, зубы, головы? Куда это мы с вами попали?
Почему уши висят рядом с бельём?
Учитель:
- Замените выражения:
-чуть свет
на скорую руку
всё как по маслу
- Как бы вы назвали такие сочетания слов? ( Ответы детей)
Вот и оказались мы в городе фразеологизмов.
- Рассказ о фразеологизмах.
Учитель:
- Это крылатые выражения, которые называются фразеологизмами. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава. Например: выражение « золотые руки». Что оно означает? ( ответы детей) Можем ли мы сказать алмазные или бриллиантовые руки, ведь алмазы и бриллианты дороже? Почему?
Значит фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать, и чем больше вы будете знать фразеологизмов ( или крылатых выражений) тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.
- Часто крылатые выражения можно заменить одним словом. Например: держать язык за зубами – молчать. Попробуйте и вы выполнить такое задание:
1 команда: в час по чайной ложке(медленно)
раз, два и обчёлся (мало)
2 команда: рукой подать ( близко)
водить за нос ( обманывать)
3 команда: повесить нос( загрустить)
втирать очки ( обманывать)
- А теперь наоборот:
1 команда: как говорят об очень худом человеке( кожа да кости)
2 команда: как говорят об удачливом счастливом человеке ( в рубашке родился)
3 команда: как говорят о человеке который плохо работает( спустя рукава)
Учитель:
- Мы охотно употребляем фразеологизмы в речи, сами того не замечая. Послушаем стихи, в которых встречаются крылатые выражения.
1. Замолчи, Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.
- Оказался молодцом.
Смог осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
- Ежатки – детки хоть куда
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых рукавицах.
- Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И верёвку и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.
Задание для гостей. « На загадку дай отгадку»
- Не цветы, а вянут . Не ладоши, а ими хлопают, если чего- то не понимают. Не бельё, а их развешивают. Они чрезмерно доверчивые и любопытные.
- Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, зазнаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
- Он бывает в голове. Его советуют искать в поле. На него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане.
- Его проглатывают, упорно не желая говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко. За него тянут или дёргают, заставляя высказаться. Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
- Ёё заваривают, а потом расхлебывают.
Её не сваришь с тем, с кем трудно договориться.
Её «просит» рваная обувь.
Она в голове у путаников.
6. Её толкут в ступе или носят в решете. Её набирают в рот, когда молчат.
Ею нельзя разлучить неразлучных друзей.
В неё прячут концы . Из неё выходят сухими.
- Оно бывает в шляпе, пахнет керосином, оно выгорает в случае успешного завершения
- Они не зайцы, а разбегаются.
Они не цыплята, а вылупляются.
В них пускают пыль, создавая ложное или лучшее впечатление о себе.
Они могут слипаться, разгораться и быть на мокром месте.
Их кладут на полку голодные люди.
Их скалят насмешники.
Их заговаривают, когда хотят ввести в заблуждение, обмануть.
- Физкультминутка
- Покажите часть тела.
-Его задирают зазнаваясь ( нос)
-Не цветы, а вянут (уши)
- Ими машут, как мельница (руки)
- Он длинный и без костей (язык)
- Ими щёлкают от голода (зубы)
-Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)
- Не бельё, а их развешивают доверчивые люди (уши)
- С них сбиваются, когда что – то ищут (ноги)
Молодцы!
5. История фразеологизмов
Учитель:
- Русский язык богат крылатыми словами. А откуда же они появились? Почему так стали говорить? Давайте возьмём фразеологический словарь и найдём значение некоторых выражений. Представьте себе Россию, которой она была три века назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их и внешний вид были иными.
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава
Другой – засучив рукава.
Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см. а у женщин и того длиннее 130-140 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, те. подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что – нибудь лениво, медленно, что они работают спустя рукава. О спором умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.
- Ребята. Посмотрите на эти две поделки и скажите ,какую из них делали засучив рукава, а какую спустя рукава?
6. Закрепление. Занимательные упражнения.
Учитель:
- А теперь я хочу проверить, читаете ли вы книги от доски до доски, от корки до корки. Работу продолжим в группах. За правильный, полный и точный ответ группа будет получать фишку. (работа со слайдами презентации)
1 задание: « Найди пару»
2 задание: « Замени синонимичным фразеологизмом»
3 задание: « Закончи фразеологизм»
4 задание: « Угадай профессию»
- стричь под одну гребёнку ( парикмахер)
- на живую нитку (портной)
-сложить оружие ( военный)
- брать на прицел (охотник)
- играть первую скрипку (музыкант)
- петь с чужого голоса (певец)
- открывать Америку (путешественник)
- ждать у моря погоды (рыбак)
- закусить удила(конюх)
- сгущать краски( художник)
- ход конём (шахматист)
- с больной головы на здоровую (врач)
5 задание: «Узнай по иллюстрации»
6 задание: «Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте»
7 задание: « Объясни смысл фразеологизмов»
Сценка: « Кашу маслом не испортишь»
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит.
- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню.
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Фому, а он про Ерёму. Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано, поздно, уже, все спят.
- Не все, мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь. Что ни слово, то пословица или поговорка.
- Кашу маслом не испортишь!
Учитель: Почему бабушка так сказала? Какой вывод мы с вами делаем?
7. Заключение.
Спасибо за урок!
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку:"Фразеологизмы"
- расширить знания учащихся по теме «Использование фразеологизмов». - развитие речевой и мыслительной деятельности; готовности к речевому взаиморазвитию и взаимопониманию. - обогащение актив...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-156754-1354546898.jpg)
Внеклассное занятие по русскому языку «Фразеологизмы».
Обогащение словарного запаса учащихся.Развитие речи учащихся. 3. Воспитание интереса к...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Фразеологизмы»
Обобщение знаний о фразеологизмах....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/24/picture-772709-1458836350.jpg)
Внеклассное занятие по русскому языку «Ох уж эти фразеологизмы». Защита проектов.
Внеклассное занятие по русскому языку «Ох уж эти фразеологизмы».1. Защита проектов.Первой будет защищать свой проект группа «Фразесы»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/16/picture-1117838-1550320547.jpg)
Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"
-Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, по...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/25/picture-431702-1466818772.jpg)
Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе Устойчивые сочетания слов - фразеологизмы
Цель: 1. Подробное ознакомление с фразеологизмами. 2. К...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/03/picture-1295108-1606984681.jpg)
Внеклассное занятие по русскому языку «Устный журнал «Что такое фразеологизмы?»
Внеклассное занятие по русскому языку «Устный журнал «Что такое фразеологизмы?»...