Внеклассное занятие по русскому языку «Фразеологизмы».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Семенова Ирина Валентиновна
  1.  Обогащение словарного запаса учащихся.
  2. Развитие речи учащихся.  

                         3.   Воспитание интереса к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку

«Фразеологизмы».

                    4 класс.

Учитель Семенова Ирина Валентиновна.

Цель.   1. Обогащение словарного запаса учащихся.

  1. Развитие речи учащихся.
  2. Воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование.  Иллюстрации к играм, лото (на плакате и карточках), карточки к пословицам, разрезанные пополам.

Ход занятия (план).

  1. Организованное начало занятия.
  2. Вводная беседа.
  3. Игры.
  4. Обобщение.

Ход занятия.

  1. Организационное начало занятия.
  2. Вводная беседа.

а)        Словарь Ожегова.

Фразеология - раздел языкознания — наука об устойчивых выражениях и конструкциях в русском языке.

          б)Фразеологизмы выражают те или иные мысли образно, эмоционально. Они обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.

Я не нашел себе места и встал в проходе.                          Отец не находил себе места от волнения.

Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом .                   Весна уже не за горами.

в) Встречаются не только в повседневной речи, но и в литературных произведениях.

«Наш корабль стоял на якоре у берега Африки.» (Л. Толстой)

«Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой -

И с той поры к Демьяну ни ногой.»

3. Игры.

  1. «Найди фразеологизм».
  1. Определить, какое из двух сочетаний является фразеологизмом и почему:

медвежья берлога - медвежья услуга;

золотые часы — золотые руки;

важная деталь — важная птица.

  1.  «Шутка».

-        Пятилетний Андрей взялся за карандаш и нарисовал, как он представляет некоторые фразеологизмы.

Иллюстрации:

а)        Папа с головой окунулся в работу.

б)        Соседка уже час висит на телефоне.

в)        Покупка ударила папу по карману.

г)        Моряки сушат весла.

д)        Лошадь в яблоках.

  1. Почему ошибся мальчик?

  1. Игра «В двух словах».

а)        Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает, и планер.

Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)

б)        Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришел.
Что говорят в этом случае? (Легок на помине)

           в)        Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным.

     Как говорят об этом? (Вышел сухим из воды)

  1. Игра «Одним словом».
  1. Выразить смысл фразеологизма одним словом:

          Валять дурака - дурачиться;

Вылетело из головы — забыл;

Вешать нос - унывать;

В час по чайной ложке - очень медленно;

Во все горло - громко;

Не за горами - близко;

Во весь дух, со всех ног - быстро.

  1. «Загадки-складки». Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь.

     О них обычно говорят:

     Водой не ...

      Мы исходили городок Буквально вдоль и ...

     И так устали мы в дороге, Что еле ...

     Наш сосед не знает скуки,

     У него ведь золотые ...

     Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки.

     Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь ...

     Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто ...

     Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши ...

Ежатки - детки хоть куда,

И что же здесь дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых ...

Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней ...

Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю ...

О чем же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра?

Говорил товарищ мой с утра,

Что в кино давно сходить пора.

Только я хотел уж собираться,

Как ему взбрело на ум купаться.

По дороге передумал он,

Стал тащить меня на стадион.

- Что ты, - закричал я, - в самом деле!

У тебя семь пятниц ...!

6.        «Отгадай выражение».

1        вариант.

 ~ об ~.  Из ~ вон плохо. Сбыть с ~.  Мастер на все ~.  Золотые ~. Сидеть сложа ~.

          2 вариант.  

          Как в ~ канул. Толочь ~ в ступе. Решетом ~ носить. Тише ~, ниже травы.  Выйти сухим из ~.

          7.«Загадки-шутки».       

Что это?

а)        Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют,вмешиваясь не в свое дело.

б)        Не цветы, а вянут;  не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают;  не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивое и легкомысленные.

в)        Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез ; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

  1. Выборочный диктант.

Отец Пети с головой ушел в работу.

Под дождем мы вымокли с головы до ног.

Была сильная гроза и лил дождь, как из ведра.

Его и хлебом не корми, только книгу дай.

Весной на счету каждый день: важно не упустить время.

А лисы и след простыл.

  1. «Угадай произведение».

а) В какой сказке А.С. Пушкина использованы следующие выражения:

В путь-дорогу снарядился.

Глаз не сводит.

Всю правду доложи.

Спору нет.

Подмигивать глазами.

         б) В баснях И.А. Крылова встречаются фразеологические сочетания:        

         I.  Быть в диковинку...

             Отколе не возьмись...

             Лезть в драку...

             Придавать духу...

             Без драки попасть в большие забияки...

        II.  А воз и ныне там.

        III. А Васька слушает да ест.

  1. «Окончи фразеологизмы».

золотые ... ломать ... утереть ... как снег на ... плестись в ... не сводить ...

  1. Пословицы и поговорки.

      Пословицы и поговорки также являются фразеологизмами, обогащающими нашу речь, делающими ее яркой, меткой и выразительной.

   Пословица не на ветер молвится.

   Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

   Красна речь пословицей.

  1. Игра «Закончи пословицу».

На двух карточках написаны две части пословицы:

Какова пряха,                                   такова и рубаха.

Ум - хорошо,                                 а два лучше.

Старый друг                                 лучше новых двух.

Дружба дружбой,                         служба службой.

Готовь сани летом,                        а телегу – зимой.

Маслом каши                                 не испортишь.

Не рой другому яму,                         сам в нее попадешь.

С миру по нитке –                        голому рубашка.

Делу время –                                 потехе час.

Поспешишь —                                людей насмешишь.

Работа проводится по карточкам в парах.

4.Обобщение.

- Чему научились?

Литература.

  1. Вартаньян Э.А. Крылатые слова: Кн. для внеклассного чтении. – Тула: ООО «Родничок», 2001.
  2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – Москва, «Просвещение», 1967.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку:"Фразеологизмы"

- расширить знания учащихся по теме «Использование фразеологизмов». - развитие речевой и мыслительной деятельности; готовности к речевому взаиморазвитию и взаимопониманию. - обогащение актив...

Презентация по русскому языку "Фразеологизмы"

Презентация применяется при изучении и закреплении изучаемого материала...

Занятие по русскому языку"Фразеологизмы".

Занятие по курсу "Занимательный русский язык"....

Занятие по русскому языку. Фразеологизмы. 2 класс

Занятие по русскому языку. Фразеологизмы. 2 класс...

Внеурочное занятие по русскому языку «Фразеологизмы о животных и растениях»

Цель занятия: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных и растений....

Технологическая карта урока по русскому языку "Фразеологизмы. Значение фразеологизмов" (2 класс, УМК "Школа XXI века")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о неизвестных фразеологизмах, навыков употребления их в речи.Задач...