Внеклассное занятие по русскому языку «Фразеологизмы».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Развитие речи учащихся.
3. Воспитание интереса к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по русскому языку
«Фразеологизмы».
4 класс.
Учитель Семенова Ирина Валентиновна.
Цель. 1. Обогащение словарного запаса учащихся.
- Развитие речи учащихся.
- Воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование. Иллюстрации к играм, лото (на плакате и карточках), карточки к пословицам, разрезанные пополам.
Ход занятия (план).
- Организованное начало занятия.
- Вводная беседа.
- Игры.
- Обобщение.
Ход занятия.
- Организационное начало занятия.
- Вводная беседа.
а) Словарь Ожегова.
Фразеология - раздел языкознания — наука об устойчивых выражениях и конструкциях в русском языке.
б)Фразеологизмы выражают те или иные мысли образно, эмоционально. Они обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.
Я не нашел себе места и встал в проходе. Отец не находил себе места от волнения.
Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом . Весна уже не за горами.
в) Встречаются не только в повседневной речи, но и в литературных произведениях.
«Наш корабль стоял на якоре у берега Африки.» (Л. Толстой)
«Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой -
И с той поры к Демьяну ни ногой.»
3. Игры.
- «Найди фразеологизм».
- Определить, какое из двух сочетаний является фразеологизмом и почему:
медвежья берлога - медвежья услуга;
золотые часы — золотые руки;
важная деталь — важная птица.
- «Шутка».
- Пятилетний Андрей взялся за карандаш и нарисовал, как он представляет некоторые фразеологизмы.
Иллюстрации:
а) Папа с головой окунулся в работу.
б) Соседка уже час висит на телефоне.
в) Покупка ударила папу по карману.
г) Моряки сушат весла.
д) Лошадь в яблоках.
- Почему ошибся мальчик?
- Игра «В двух словах».
а) Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает, и планер.
Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)
б) Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришел.
Что говорят в этом случае? (Легок на помине)
в) Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным.
Как говорят об этом? (Вышел сухим из воды)
- Игра «Одним словом».
- Выразить смысл фразеологизма одним словом:
Валять дурака - дурачиться;
Вылетело из головы — забыл;
Вешать нос - унывать;
В час по чайной ложке - очень медленно;
Во все горло - громко;
Не за горами - близко;
Во весь дух, со всех ног - быстро.
- «Загадки-складки». Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой не ...
Мы исходили городок Буквально вдоль и ...
И так устали мы в дороге, Что еле ...
Наш сосед не знает скуки,
У него ведь золотые ...
Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь ...
Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто ...
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши ...
Ежатки - детки хоть куда,
И что же здесь дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых ...
Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней ...
Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю ...
О чем же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра?
Говорил товарищ мой с утра,
Что в кино давно сходить пора.
Только я хотел уж собираться,
Как ему взбрело на ум купаться.
По дороге передумал он,
Стал тащить меня на стадион.
- Что ты, - закричал я, - в самом деле!
У тебя семь пятниц ...!
6. «Отгадай выражение».
1 вариант.
~ об ~. Из ~ вон плохо. Сбыть с ~. Мастер на все ~. Золотые ~. Сидеть сложа ~.
2 вариант.
Как в ~ канул. Толочь ~ в ступе. Решетом ~ носить. Тише ~, ниже травы. Выйти сухим из ~.
7.«Загадки-шутки».
Что это?
а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют,вмешиваясь не в свое дело.
б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивое и легкомысленные.
в) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез ; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
- Выборочный диктант.
Отец Пети с головой ушел в работу.
Под дождем мы вымокли с головы до ног.
Была сильная гроза и лил дождь, как из ведра.
Его и хлебом не корми, только книгу дай.
Весной на счету каждый день: важно не упустить время.
А лисы и след простыл.
- «Угадай произведение».
а) В какой сказке А.С. Пушкина использованы следующие выражения:
В путь-дорогу снарядился.
Глаз не сводит.
Всю правду доложи.
Спору нет.
Подмигивать глазами.
б) В баснях И.А. Крылова встречаются фразеологические сочетания:
I. Быть в диковинку...
Отколе не возьмись...
Лезть в драку...
Придавать духу...
Без драки попасть в большие забияки...
II. А воз и ныне там.
III. А Васька слушает да ест.
- «Окончи фразеологизмы».
золотые ... ломать ... утереть ... как снег на ... плестись в ... не сводить ...
- Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки также являются фразеологизмами, обогащающими нашу речь, делающими ее яркой, меткой и выразительной.
Пословица не на ветер молвится.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Красна речь пословицей.
- Игра «Закончи пословицу».
На двух карточках написаны две части пословицы:
Какова пряха, такова и рубаха.
Ум - хорошо, а два лучше.
Старый друг лучше новых двух.
Дружба дружбой, служба службой.
Готовь сани летом, а телегу – зимой.
Маслом каши не испортишь.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
С миру по нитке – голому рубашка.
Делу время – потехе час.
Поспешишь — людей насмешишь.
Работа проводится по карточкам в парах.
4.Обобщение.
- Чему научились?
Литература.
- Вартаньян Э.А. Крылатые слова: Кн. для внеклассного чтении. – Тула: ООО «Родничок», 2001.
- Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – Москва, «Просвещение», 1967.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку:"Фразеологизмы"
- расширить знания учащихся по теме «Использование фразеологизмов». - развитие речевой и мыслительной деятельности; готовности к речевому взаиморазвитию и взаимопониманию. - обогащение актив...
Презентация по русскому языку "Фразеологизмы"
Презентация применяется при изучении и закреплении изучаемого материала...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Фразеологизмы»
Обобщение знаний о фразеологизмах....
Занятие по русскому языку"Фразеологизмы".
Занятие по курсу "Занимательный русский язык"....
Занятие по русскому языку. Фразеологизмы. 2 класс
Занятие по русскому языку. Фразеологизмы. 2 класс...
Внеурочное занятие по русскому языку «Фразеологизмы о животных и растениях»
Цель занятия: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных и растений....
Технологическая карта урока по русскому языку "Фразеологизмы. Значение фразеологизмов" (2 класс, УМК "Школа XXI века")
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о неизвестных фразеологизмах, навыков употребления их в речи.Задач...