Контроль результатов учебной деятельности учеников нач. школы.
статья по математике по теме

Статья способах и приёмах контроля успеваемости по различным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol_rezultatov_uchebnoy_deyatelnosti_uchenika.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Результативность деятельности педагогического коллектива определяется прежде всего глубиной и прочностью знаний учащихся, систематичностью их получения, уровнем развития и воспитанности младших школьников. Поэтому система контроля, учёта и оценки учебных достижений младших школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса, без которой невозможно определить уровень достигнутых результатов, выявить основательность усвоения материала по учебным предметам и степень прочности сформированности навыков и умений.

Результаты учебной деятельности младших школьников выражаются через:

- систему знаний и умений по учебным предметам;

- общеучебные умения и навыки;

- познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности;

- творчество, инициативу и самостоятельность в осуществлении учебных действий;

- адекватность самооценки;

- основные ценностные ориентиры, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности и обеспечивает усвоение нравственных норм поведения;

-  воспитанность.

Основные виды контроля

•   По месту в процессе обучения:

поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала; носит обучающий характер; результаты поурочного контроля дают возможность учителю вовремя реагировать на недочёты, выявлять их причины и принимать необходимые меры к их устранению, возвращаться к недостаточно освоенным способам, операциям и действиям, ликвидировать пробелы в знаниях;

тематический контроль позволяет осуществить проверку результативности усвоения учащимися содержания определённой темы или раздела учебной программы; проводится после изучения наиболее значимых тем учебной программы и позволяет выявить степень овладения учащимися изученным материалом.

•   По содержанию:

прогностический, или планирующий, контроль определяет последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

пооперационный контроль управляет правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

контроль по результату осуществляется после выполнения учебного действия.

•   По субъектам контрольно-оценочной деятельности:

внешний контроль осуществляется педагогом или учащимися (взаимоконтроль и взаимооценка);

внутренний, или рефлексивный, контроль осуществляется учащимся (самоконтроль и самооценка).

Методы и формы контроля

Различаются между собой способами получения и обработки данных. С учётом содержания и специфики учебных предметов осуществляется устный (учебный диалог, фронтальный и индивидуальный опросы), письменный (различные виды письменных заданий, самостоятельных, проверочных и контрольных работ, включая различные виды и типы тестов) и практический контроль (практические работы по трудовому обучению, изобразительному искусству и др.). В отдельных случаях используется программированный контроль (с применением компьютерных программ).

Устный опрос осуществляется с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной формы. Следует учитывать, что монологическая речь учащихся начальных классов только формируется, поэтому злоупотреблять индивидуальным устным опросом младших школьников недопустимо. Цель устного опроса заключается не только в проверке качества знаний учащегося по определённой теме, но и в оценке уровня развития его мыслительной деятельности, речи способности рассуждать, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Учебный диалог позволяет проверить знания учащихся в процессе общения как с одним учеником, так и со всем классом. При этом очень важно заранее продумать систему вопросов, предлагаемых учащимся, их доступность.

Самостоятельные работы проводятся в рамках осуществления поурочного контроля и позволяют фиксировать степень усвоения учебного материала во время его изучения.

Проверочные работы по теме направлены на проверку усвоения отдельных вопросов учебной темы. В соответствии с учебной программой учитель определяет по каждой теме объём знаний и характер специальных умений и навыков, на основе чего составляются и проводятся проверочные работы.

Контрольные работы по теме проводятся после изучения наиболее значимых тем учебной программы, направлены на выявление результативности усвоения учащимися материала определённой темы или раздела учебного курса.

Тестовые работы позволяют при минимальной затрате времени получить объективную информацию об усвоении учебного материала, осуществить оперативную проверку наличия или отсутствия у учащихся определённых знаний и умений, степень освоения пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть в рамках изучения учебной темы.

Контрольные работы проводятся в соответствии с требованиями Инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь.

Все контрольные, самостоятельные и проверочные работы в классе проводит только учитель. Если на уроке присутствуют проверяющие (методист, инспектор, специалист отдела (управления) образования или представитель руководства общеобразовательного учреждения), то они наблюдают за проведением урока, анализируют его и по результатам письменных работ делают выводы об уровне знаний и умений учащихся, устанавливают объективность выставленных учителем отметок.

Количество контрольных работ и их объём определяется Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи учащихся, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь. Тексты контрольных работ должны включать основные понятия по теме, способствовать проверке вновь приобретённых знаний и умений, а также обеспечивать проверку прочности ранее изученного материала.

Отметка за устные ответы выставляется за один развёрнутый монологический ответ учащегося или 5-6 кратких ответов на вопросы учителя по ходу всего урока.

Отметки за самостоятельные и проверочные работы в классный журнал выставляются по усмотрению учителя.

Отметки за контрольные работы выставляются в классный журнал в обязательном порядке.

Для комментария выставленных отметок учитель использует развёрнутые оценочные суждения, которые не только отражают уровень овладения знаниями и умениями, указывают на правильность ответа, но и раскрывают те показатели, по которым этот уровень устанавливался: освоение учеником определённого способа действия (научился записывать слова под диктовку, находить сумму и др.), количество допущенных ошибок, самостоятельность учебных действий, умение объяснить свои действия и т.д.

Результаты письменных работ анализируются учителем и фиксируются в таблицах, схемах, протоколах. Количественный и качественный анализ ошибок даёт общую картину состояния успеваемости учащихся. Важно организовать тщательный анализ результатов проведенных контрольных работ самим учителем, заместителем директора общеобразовательного учреждения методическим объединением — для своевременной ликвидации возможных пробелов в знаниях и умениях учащихся.

Особенности организации контроля по русскому (белорусскому) языку

Контроль качества знаний и умений учащихся по русскому (белорусскому) языку проводится в форме устных опросов и письменных работ.

Устные опросы учащихся позволяют учителю судить об осознанности усвоения изучаемого материала: умении подтверждать ответ (правило, определение) своими примерами, находить в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, части слова), определять склонение, падеж, род, число и др., выделять слова на определённые правила, объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений.

При оценке устных ответов учащихся во внимание принимаются следующие критерии: полнота и правильность ответа; степень осознанности усвоения излагаемых знаний; последовательность изложения и культура речи.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней сложности и должны быть рассчитаны на возможность правильного написания их всеми учащимися.

Текст диктанта должен содержать достаточное количество изученных орфограмм. Нецелесообразно включать в диктанты слова, правописание которых изучается на момент проведения диктанта. В тексты также не должны включаться слова на неизученные правила; слова с непроверяемым написанием, не входящие в список словарных слов для данного класса; слова, трудные в смысловом отношении или с осложнённым морфологическим составом. Если использование таких слов в тексте необходимо, то учитель выписывает их на доске до того, как начнёт диктовать текст, или во время диктанта чётко проговаривает их орфографически.

Учитель диктует текст  в соответствии с орфоэпическими нормами русского (белорусского) языка. Сначала он читает весь текст медленно и выразительно. Учащиеся внимательно слушают его, уясняют содержание. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи каждого предложения после того, как оно до конца прочитано учителем. (Желательно, чтобы перед записью дети повторили предложение «про себя» или вслух.) Диктуя предложения. учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, читает слова громко и внятно. Чтение не должно быть подсказывающим.

После записи учащимися всего текста учитель вновь читает его целиком, делая небольшие паузы между отдельными предложениями. Дети следят по тетрадям, проверяя написанное. В случае необходимости после непродолжительного отдыха (физкультминутка, упражнения для глаз) ученикам даётся 3-5 минут на самостоятельную проверку текста.

Контрольный диктант с грамматическим заданием состоит из текста для записи под диктовку и 2-3 заданий, которые даются с целью определения степени осознанности учащимися изученного грамматического материала и проверки умения использовать полученные знания на практике. Задания должны отражать требования учебных программ к знаниям и умениям учащихся на данном этапе обучения. Все задания учитель записывает на доске до начала контрольной работы.

На уроках русского языка проводятся различные виды обучающих диктантов (предупредительный, объяснительный, комментированный, зрительный, слуховой, зрительно-слуховой, творческий, выборочный и т.д.). Методику проведения основных видов обучающих диктантов см. в № 3, 2009 г.

Словарные диктанты целесообразно проводить 1 раз в месяц. Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в учебной программе для каждого класса).

Контрольный словарный диктант, проводится во II классе 1 раз в полугодие, в III и IV классах — 1 раз в четверть. По второму государственному языку контрольные словарные диктанты проводятся в III и V классах 1 раз в полугодие.

Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоения учащимися орфографических и пунктуационных правил, позволяет проверить умение списывать с печатного или письменного текста, обнаруживать орфограммы, определять границы предложений и выделять части текста. Для списывания могут предлагаться связные тексты с пропущенными знаками препинания. Работа может усложняться одним либо двумя дополнительными заданиями.

Контрольная работа по теме включает задания разной степени сложности, позволяющие проверить качество усвоения учебного материала учащимися. По учебному предмету«Русский язык» для проведения контрольной работы по теме отводится 20-25 минут урока.

Проверочные и тестовые работы должны быть небольшими по объёму, на их выполнение отводится не более 15 минут урока. Отметки за данные работы в классный журнал выставляются по усмотрению учителя. Периодичность их проведения также определяется учителем.

Самостоятельные работы выполняют диагностическую функцию и могут служить для учителя ориентиром успешности (или относительной неуспешности) усвоения учащимися учебного материала. Самостоятельные работы должны занимать не более 10 минут урока. Учитель за данные работы отметки в журнал может не выставлять, так как они носят обучающий характер.

Работа по развитию связной речи учащихся проводится систематически в течение учебного года во IIIV классах:

  1. развитие связной устной речи — на каждом уроке;
  1. письменные работы по развитию речи, занимающие часть урока, проводятся не реже 1 раза в 2 недели.

Изложения и сочинения в начальных классах носят только обучающий характер. Целый урок отводится для проведения изложения, начиная со II класса, сочинения — с III класса. Количество данных видов работ регламентируется Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь.

Изложение формирует умения учащихся понимать и передавать основное содержание текста без существенных пропусков, правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии с их значением, орфографически правильно записывать текст, соблюдая нормы и правила русского (белорусского) языка.

Для изложений выбираются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией. Постепенно вводятся элементы описания. Содержание текста должно быть доступно детям младшего школьного возраста.

При проведении изложения учитель вначале читает текст, дети внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Проводится предварительная беседа с учащимися, направленная на осмысленное восприятие ими содержания текста. После повторного чтения текст разбивается на части, коллективно составляется план, который записывается на доске (обычно в форме назывных или нераспространённых предложений). Проводится орфографическая подготовка: трудные слова учитель выписывает на доске, напоминает о правописании слов с безударными гласными в корне и др. Проводится словарно-лексическая работа, опорные слова также записываются на доске. После предварительной подготовки учащиеся устно передают содержание текста. При необходимости можно прочитать текст ещё раз. Затем ученики самостоятельно пишут изложение.

Сочинение предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме. В процессе подготовки и написания сочинения у учащихся формируются умения: собирать, накапливать материал в соответствии с выбранной темой, систематизировать его и располагать в нужной последовательности; определять границы сочинения; составлять план и придерживаться его при написании сочинения; создавать текст и записывать его; использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, подчинять своё сочинение определённой мысли; совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты. При выборе тем обучающих сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей.

При выполнении учениками творческих работ по развитию речи применение черновиков исключается, так как это приводит к необходимости выполнения дополнительной трудоёмкой механической работы.

Особенности организации контроля по математике

Поурочный контроль по математике можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме.

Оценка устного ответа осуществляется на основе следующих критериев: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Письменные работы в рамках поурочного контроля проводятся в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Работы выполняются в рабочих тетрадях. Отметка за такие работы может выставляться всему классу или выборочно отдельным ученикам по усмотрению учителя.

Самостоятельные работы, как правило, однородны по характеру предлагаемых заданий и дают учителю реальные представления об овладении учеником конкретным умением (например, проверка знания таблицы сложения или умножения, умение вычислять площадь фигуры, скорость движения, выполнять письменные приёмы умножения и деления и т.д.). Самостоятельные работы рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю.

Математический диктант является основной формой контроля уровня сформированности навыков устных вычислений.

Устный счёт проводится на каждом уроке математики в соответствии с содержанием учебной программы, 1 раз в неделю — в форме математического диктанта. Контрольный устный счёт проводится 1 раз в полугодие.

Тематический контроль по математике проводится в письменной форме в виде проверочных и контрольных работ, для проведения которых выбираются основные знания и умения, которые должны быть сформированы в результате изучения наиболее важных тем учебной программы.

Общее количество обязательных контрольных работ по математике определено Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях .

Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение учащимся требовалось в I классе до 25 минут, во ІІ-ІV классах примерно 35-40 минут, причём за указанное время учащиеся должны успеть не только выполнить работу, но и проверить её.

Количество обязательных контрольных работ по математике

I класс

II класс

III класс

IV класс

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

Контрольная работа

-

1

2

2

2

2

2

2

Контрольный устный счет

-

1

1

1

1

1

1

1

Комбинированная контрольная работа по математике, как правило, включает материал разных содержательных линий: выражения для проверки вычислительных навыков, уравнения и неравенства, текстовые задачи, работу с геометрическим материалом. Задания, аналогичные тем, которые отмечены в учебнике звёздочками, в контрольные работы не включаются. При выполнении контрольной работы от учащихся не следует требовать краткой записи задачи.

Вместо одной комбинированной работы по математике допускается проведение двух работ, которые дифференцированно проверяют умение решать задачи и сформированность навыков письменных вычислений. Дифференцированные контрольные работы проводятся на отдельных уроках и занимают до 20 минут учебного времени.

При оценке письменных работ важнейшим показателем является правильность выполнения задания. Не следует снижать отметку за грамматические ошибки, нарушение общепринятых форм записи и т.п. Эти показатели являются несущественными при оценивании математической подготовки ученика, так как не отражают её уровень.

Необходимо обратить внимание на организацию и методику проведения контрольных работ. Текст контрольной работы по математике до начала урока записывается на доске (без пояснений и краткой записи). Слабовидящим детям выдаются индивидуальные листы, карточки с текстом контрольной работы.

Текст заданий, записанный на доске, в I и II классах читает учитель без подсказывающей интонации и выделения особо значимых для решения задачи слов. В III и IV классах текст заданий читают по вариантам ученики, сидящие за последней партой, чтобы учитель мог убедиться, что запись на доске хорошо видна всем учащимся. Во время проведения контрольных работ учителю не рекомендуется комментировать ход выполнения работы, помогать учащимся выполнять задания.

Особенности организации контроля по учебному предмету «Окружающий мир»

Специфика учебного предмета «Окружающий мир» определяет содержание и формы контроля, основной целью которого является проверка знания учебного материала, умения делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из окружающей жизни, пользоваться дополнительными источниками информации.

Для осуществления контроля используются индивидуальная и фронтальная устная проверка знаний, различные письменные работы, не требующие развёрнутых ответов с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с контурными картами.

Фронтальный опрос проводится в форме беседы с участием всего класса. Учитель готовит серию вопросов по конкретной учебной теме, на которые учащиеся дают краткие обоснованные ответы. Вопросы должны проверять не только знание фактического материала (умение повторить сведения из учебника, перечислить какие-то факты, вспомнить определённые действия и т.п.), но и умение сопоставлять факты, сравнивать, анализировать, находить причину явлений и т.д. Это позволяет проверить осознанность усвоения учебной программы.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Выделяют следующие виды индивидуального ответа: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание предполагает последовательное,  логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. Критериями для его оценки служат полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретённые знания в нестандартной ситуации с применением таблиц, схем. Этот вид опроса позволяет установить уровень развития логического мышления, воображения, связной речи учащегося.

Для оказания помощи учащемуся в построении индивидуального ответа учитель может задавать ученику наводящие вопросы, предлагать план ответа, опорные слова.

Для письменной проверки знаний используют тестовые задания. Это может быть поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

Интересной формой организации письменного контроля являются графические работы и работы с индивидуальными карточками-заданиями. Учащимся предлагается заполнить таблицу, дополнить схему. Такие задания целесообразно использовать для организации дифференцированной работы с учащимися.

Особенности организации контроля по литературному чтению

Поурочный контроль по литературному чтению осуществляется в форме индивидуального или фронтального устного опроса: это чтение текста произведения, пересказ содержания (полный, краткий, выборочный), выразительное чтение наизусть.

Отметка за чтение в классе выставляется на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика.

Объём прочитанного на отметку должен быть не менее:

-  1/4 страницы учебной книги для чтения — во II классе;

-  1 /3 страницы — в III классе;

-  1/2 страницы — в IV классе.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы (раздела учебника) и может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа может быть проведена в виде тестовых заданий.

Проверку навыка чтения осуществляет только учитель, работающий в данном классе, а не представитель руководства общеобразовательным учреждением или проверяющей организации. Для проверки подбираются доступные по содержанию незнакомые тексты, по степени сложности аналогичные текстам, помещённым в учебнике для соответствующего класса.

При контроле за формированием навыка чтения желательно в первую очередь обратить внимание на то, как отрабатывается навык в целом и каждый из составляющих его компонентов в отдельности.

Основными показателями навыка чтения вслух являются: способ чтения; темп чтения; правильность чтения; осознанность. Судить о навыке чтения только по одной какой-либо его стороне неправильно. Окончательные суждения об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из показателей. Если ученик читает текст в несколько замедленном темпе, но при этом пользуется продуктивным способом чтения, не делает ошибок, читает правильно, выразительно, осознанно, то общая оценка может быть только положительной.

Существует несколько способов проверки навыка чтения. Процедура проверки различается в зависимости от наличия или отсутствия предварительного этапа «вчитывания» в текст.

Вариант 1. Проверка без предварительного этапа «вчитывания». Контроль осуществляется с момента начала чтения.

Вариант 2. Проверка с предварительным «вчитыванием» в текст. Текст, предназначенный для проверки, делится условно на две части: для первоначального «вчитывания» (1-2 предложения или 1 абзац текста) и для контрольного чтения. Весь текст ученик читает вслух только один раз. При этом учитель предлагает ученику прочитать весь текст до конца (или его часть) и не объясняет учащемуся про этапы «вчитывания» и контроля.

Наиболее предпочтительной является проверка с предварительным этапом «вчитывания», который позволяет ученику снять возможное напряжение.

После окончания чтения учитель задаёт ученику 2-3 вопроса по содержанию прочитанного текста.

По форме организации контроля различают фронтальную и индивидуальную проверку. При фронтальной проверке текст делится на примерно равные части. Учитель по очереди вызывает учащихся для чтения вслух законченных фрагментов текста. Все ученики сидят на своих рабочих местах и следят за чтением вызванных учащихся. Таким образом, вся процедура контроля проходит в привычной для школьников обстановке. Учитель в рабочем порядке фиксирует результаты проверки в специальной таблице.

Для индивидуальной формы проверки навыка чтения выбирается небольшой рассказ или отрывок из произведения, который по очереди прочитывается всеми учащимися класса. Индивидуальная форма проверки позволяет получить более объективные результаты, поскольку она, во-первых, строго персонифицирована, во-вторых, все ученики поставлены в равные условия, так как читают один и тот же контрольный текст, и, в-третьих, такие результаты можно сопоставлять.

Важное значение для ученика имеет его местонахождение во время индивидуального опроса. Возможны следующие варианты:

  1. учитель сидит за своим рабочим столом, ученик стоит рядом с учителем;
  1. учитель сидит за своим рабочим столом, ученик сидит за партой перед учительским столом;
  1. учитель и ученик сидят за одной партой.

При выборе варианта осуществления индивидуальной формы проверки следует понимать, что наибольший стресс ученик испытывает, если стоит во время чтения рядом с учителем. Нарушается привычное для чтения расстояние между книгой и глазами, ребёнок сутулится, прибегает к слежению пальцем, хотя уже давно читает без дополнительной фиксации строк. Ученик нервничает, от волнения страдает качество чтения. К сожалению, как показывает практика, многие учителя используют именно эту форму проверки.

При расположении учителя и ученика за одной партой многие дети испытывают дискомфорт из-за очень близкого и пристального, на их взгляд, контроля. Ребёнок очень чутко улавливает каждое движение учителя и волнуется, когда педагог делает какие-то пометки в своих записях (например, отмечает ошибки, которые допускает ученик).

Местонахождение ученика за первой партой перед учительским столом даёт возможность и ученику, и учителю иметь своё пространство для работы, что делает эту форму проверки наиболее предпочтительной. Для организации работы заранее освобождается первая парта перед учительским столом.

Учитель вправе сам выбирать варианты осуществления контроля.

Оптимальной является индивидуальная проверка навыка чтения с предварительным «вчитыванием» в текст и размещением ученика за свободной партой перед учительским столом.

Проверка уровня сформированности читательских умений учащихся осуществляется в форме тестового контроля. Тесты обычно включают пять занятий, сложность которых постепенно нарастает и отражает уровни овладения читательскими умениями: от узнавания литературного произведения до понимания его основной мысли.

Тестовые задания по литературному чтению выполняются  под руководством учителя.

Процедура тестирования такова:

•        каждый ученик получает индивидуальный лист с тестовыми заданиями;

•        учитель читает первое задание вслух, ученики следят за чтением педагога по тексту задания;

•        учитель объясняет и показывает на доске способ фиксации ответа (без подсказки правильного ответа);

•        ученики самостоятельно прочитывают это задание, выполняют его и отмечают правильный ответ.

После того как первое задание будет выполнено всеми учащимися, учитель зачитывает следующее задание, и процедура тестирования повторяется до окончания всей работы. Если тест содержит задания, в которых допускается не один, а два правильных ответа, это отдельно оговаривается с учащимися.

Контроль внеклассного чтения осуществляется следующим образом. В течение четверти учитель руководит самостоятельным внеурочным чтением учащихся. Исходя из возможностей книжного фонда школьной, районной (городской) детской библиотеки учитель рекомендует школьникам осуществлять самостоятельно выбор и чтение книг по определённой теме. На уроке внеклассного чтения подводится итог работы учащихся с книгами, газетами, журналами за истёкший период их внеурочной самостоятельной деятельности.

Обращаем внимание учителей начальных классов и руководителей общеобразовательных учреждений, что ведение читательского дневника с письменной формой записи впечатлений о прочитанной книге или краткого содержания прочитанного произведения проводить нецелесообразно в силу специфики возраста учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинг результатов учебной деятельности обучающихся, как способ формирования самооценки и самоконтроля младших школьников

В статье описывается способ  внедрения рейтинговой системы оценивания результатов учебной деятельности, которая способствует созданию условий, направленных на формирование у школьников адекватной...

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

"Графомоторное рисование в учебной деятельности учеников начальной школы с ОВЗ".

Использование приемов графомоторного рисования в учебной деятельности младших школьников позволяет добиться улучшения навыков письменной речи. Небольшие занятия могут проводиться во время урока для уч...

Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса

Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка...

Обученность и обучаемость как параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика. (ИСУД ученика)

Мастер - класс по определению уровня обучаемости ученика. Данный материал может полезен учителям  в отборе содержания учебного  материала для учащихся , позволяет осуществлять личностно-орие...

Буклет. Методические приёмы на этапе контроля за процессом и результатом учебной деятельности учащихся.

Методические приёмы на этапе контроля за процессом и результатом учебной деятельности учащихся в виде буклета....

Педагогические технологии контроля и оценки учебной деятельности в начальной школе

В данной статье представлен опыт работы  по технологиям контроля и оценки учебной деятельности в начальной школе с использованием методики А.Б.Воронцова "Педагогическая технология контр...