Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников
рабочая программа (1 класс) на тему

Казакевич Светлана Дмитриевна

Программа «Я - школьник» составлена на основании программы формирование индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников «Профессия – школьник» авторов

 Среди детей, обучающихся в массовой школе, нет таких, которые были бы не способны к обучению, усвоению значительного объёма учебных знаний и навыков. Низкие школьные результаты, отсутствие достижений связано со многими внешними и внутренними причинами, и важное место среди них занимает неумение детей опираться в учебной работе на особенности и возможности своей психики. Для того чтобы учебная деятельность детей была более успешной и предлагается данная  программа

Цель: создание социально – психологических условий для формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников.

Задачи:

  • Формировать у детей необходимую позитивную мотивацию.
  • Формировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и рефлексии.
  • Дать школьникам возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий.
  • Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представление о способах их развития.

Курс рассчитан на детей 6-7 лет. Предлагаемые занятия по своей сути являются уроками, хотя и предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждение в круге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professiya_shkolnik.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тальжинская основная общеобразовательная школа»

МОУ «Центр психолого – медико-педагогической помощи  подросткам»

Новокузнецкого района

Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников

Профессия - школьник

программа курса для обучающихся 1 классов

________ часов, _______ час в неделю

 Составители: Новикова Л.В., психолог

                                                                                Казакевич С.Д.,

                                                                                          зам.директора по ВР

                                                                                         МБОУ «Тальжинская ООШ»

                                       

Тальжино

2011

Пояснительная записка

        Программа «Я - школьник» составлена на основании программы формирование индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников «Профессия – школьник» авторов

 Среди детей, обучающихся в массовой школе, нет таких, которые были бы не способны к обучению, усвоению значительного объёма учебных знаний и навыков. Низкие школьные результаты, отсутствие достижений связано со многими внешними и внутренними причинами, и важное место среди них занимает неумение детей опираться в учебной работе на особенности и возможности своей психики. Для того чтобы учебная деятельность детей была более успешной и предлагается данная  программа

Цель: создание социально – психологических условий для формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников.

Задачи:

  1. Формировать у детей необходимую позитивную мотивацию.
  2. Формировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и рефлексии.
  3. Дать школьникам возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий.
  4. Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представление о способах их развития.

Курс рассчитан на детей 6-7 лет. Предлагаемые занятия по своей сути являются уроками, хотя и предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждение в круге.

Результаты:

  1. Позитивная мотивация у детей к учебной деятельности.
  2. Умение проводить самоанализ и рефлексию.
  3. Умение опираться на свои сильные стороны познавательной деятельности в процессе учебных занятий.

Тематическое планирование

Раздел

Тема  занятия

Раздаточный материал

Время  

1. Какой я?

1. Введение в тему

Рабочая тетрадь.

40 мин

2. Мои сильные и слабые стороны

Рабочая тетрадь.

40 мин

 3. Что я могу и чего не могу?

Рабочая тетрадь.

40 мин

4. Познание себя – познание других.

Рабочая тетрадь. Тест.

40 мин

5. Итоговый урок по теме, «Какой я?»

Рабочая тетрадь. Тест.

40 мин

2. Познавательные процессы

Память

6. Знакомься: твоя память

Рабочая тетрадь.

40 мин

7. Учусь запоминать

Рабочая тетрадь.

40 мин

8. Учусь запоминать (продолжение)

Рабочая тетрадь, карточка с набором слов.

40 мин

9. Как я слышу слово

Рабочая тетрадь, памятка

40 мин

10. Как мне легче запоминать: составляем истории

Рабочая тетрадь.

40 мин

11. Как мне легче запоминать: ищем новые способы

Рабочая тетрадь. Карточка с набором слов.

40 мин

12. Итоговый урок по теме «Память»

Рабочая тетрадь. Тест.

40 мин

Внимание

13. Знакомься: Твоё внимание.

Рабочая тетрадь.

40 мин

14. Внимание: продолжаем знакомиться

Рабочая тетрадь.

40 мин

15. Наш пострел везде поспел

Рабочая тетрадь.

40 мин

16. Внимание и интерес

Рабочая тетрадь.

40 мин

17. Я знаю, как быть внимательным

Рабочая тетрадь.

40 мин

18. Итоговый урок по теме «Внимание»

Рабочая тетрадь. Тест.

40 мин

Восприятие

19. Знакомься: твоё восприятие

Рабочая тетрадь.

40 мин

20. Что я могу воспринимать?

Рабочая тетрадь.

40 мин

21. Свойства моего восприятия

Рабочая тетрадь.

40 мин

22. Слушатель, зритель, деятель – кто я?

Рабочая тетрадь.

40 мин

23. Итоговое занятие по теме «Восприятие»

Рабочая тетрадь. Тест.

40 мин

Мышление

24. Что такое мышление?

Рабочая тетрадь.

40 мин

25. Игра – загадка.

Рабочая тетрадь. Текст с загадками.

40 мин

26. Игра «Найди такой же»

Рабочая тетрадь. Дидактический материал

40 мин

27. Игра «Аналогии»

Рабочая тетрадь.

40 мин

28. Итоговое занятие по теме «Мышление».

Рабочая тетрадь. Тест.

40 мин

3. Ведущее полушарие мозга

29. Знакомься: твоя правая рука, твоя левая рука

Рабочая тетрадь. Бланк для психолога.

40 мин

30. Кто я: левша или правша?

Рабочая тетрадь.

40 мин

31. Теперь я знаю, кто я

Рабочая тетрадь.

40 мин

32. Итоговое занятие по теме «Ведущее полушарие мозга»

Рабочая тетрадь. Тест.

40 мин

Итоговое занятие

33.  Теперь я знаю себя!

Рабочая тетрадь.

40 мин

Содержание программы

  1.   Вводный раздел.

Цель: ознакомление детей с задачами и формами работы, сплочение группы, создание в ней доброжелательной атмосферы, формирование первичных навыков самоанализа и познания себя как субъекта учебной деятельности.

  1. Раздел «Познавательные процессы».

Цель: ознакомление детей с особенностями процессов восприятия, внимания, мышления и памяти, помочь выработать эффективные приёмы управления этими процессами в учебной деятельности.

  1. Раздел «Ведущее полушарие мозга».

Цель: ознакомление с познавательной деятельностью, которая связана с доминированием определённого полушария головного мозга.

Структура занятия:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Рефлексия предыдущего занятия и анализ домашнего задания.
  4. Основное содержание занятия.
  5. Рефлексия текущего занятия.
  6. Прощание.

       Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю. Продолжительность 40 минут. По ходу занятия обязательно проводятся минутки отдыха.

Методическое пособие:

  1. Битянова, М.Р. Азарова, Т.В. Земских, Т.В. Профессия – школьник. [Текст]: учебно – методическое пособие для школьных психологов/ под редакцией М.Р. Битяновой. – М.: Генезис,2000. – 107с.
  2. Битянова, М.Р. Азарова, Т.В. Земских, Т.В. Профессия – школьник. [Текст]: Пособие для родителей/ под редакцией М.Р. Битяновой. – М.: Генезис,2000. – 107с.
  3. Битянова, М.Р. Азарова, Т.В. Земских, Т.В. Профессия – школьник. [Текст]: Рабочая тетрадь школьника/ под редакцией М.Р. Битяновой. – М.: Генезис,2000. – 107с.

      Все задания, как классные, так и домашние ученик выполняет в этой тетради. В методическом пособии для психолога даны разработки 33 уроков и рекомендации по их проведению.

Раздел «Какой я?»

Занятие 1. Введение в тему

Задачи:

  1. Познакомить школьников с целями и задачами данной работы.
  2. Помочь сформировать первичные навыки самоанализа.
  3. Помочь детям усвоить основную идею урока: за простыми и естественными человеческими проявлениями стоят важные психологические механизмы.

Ход занятия

1. Приветствие. Ребята, давайте друг друга по приветствуем. Сделать это можно кому как нравится.

2. Разминка.

3. Основное содержание занятия.

Уроки психологии – что это такое и зачем они? Психология – это наука о человеческой душе (психике). Она изучает особенности характера, поведения. На наших занятиях мы будем рассматривать различные свойства людей, прежде всего те, которые помогают людям учиться, узнавать что-то новое, приобретать различные умения. Мы будем с помощью различных упражнений, игр и тестов выяснять, есть ли у нас те или иные свойств и как мы их применяем в учёбе и в общении с другими людьми. Наша основная задача – научиться использовать свои возможности для того, чтобы хорошо учиться. Откройте, пожалуйста, ваши новые тетради по психологии на странице 5. слева крупными буквами написаны те вопросы, на которые мы должны ответить на наших занятиях:

- Какой я?

- Что я могу делать хорошо, и как мне этому научиться?

- Чего я не умею делать и как мне этому научиться?

Знакомство с рабочей тетрадью.

         В этой тетради вы будете выполнять задания на занятиях и дома. Если вам будет трудно, в школе помогу вам я, а дома – родители, которые уже знают о том, какие интересные и трудные занятия вам предстоят и чего вы хотите добиться. А какая цель стоит перед нами? Понять, какими психологическими свойствами мы обладаем и как нам использовать их в учебе. И ещё – как нам научиться тому, чего мы сегодня не умеем. В этой тетради вы будете и писать, и рисовать, и раскрашивать. В ней есть специальные странички () – на них можно рисовать в то время, когда я что-нибудь объясняю, если вам так удобнее слушать и запоминать. В ней есть игры. Упражнения на понятливость и многое другое. Сейчас вы можете её полистать и задать вопросы, если что-то очень вас заинтересует.

Работа в тетради (задание1,  стр.5)

Сегодня мы с вами поговорим о том, какие же психологические свойства есть у всех людей. Читаем то, что написано под цифрой 1. Теперь давайте подумаем, как можно одним словом, в целом назвать эти способности: радоваться, огорчаться, плакать, злиться, бояться? Как всё это можно назвать одним словом – чувства. Давайте подумаем и закончим предложение: «Всё это я могу, потому что умею… чувствовать». Запишите окончание этой фразы в тетрадь.

Аналогично проводим обсуждение пунктов 2 (думать) и 3 (действовать).

Итак, что же могут все люди, какими тремя основными психологическими свойствами, способностями они обладают?

Подвижная игра «Что чувствуют, что думают и что делают люди?».

Выбирается водящий, которому предстоит в начале угадать, какие чувства изображают дети, затем объяснить, что помогло ему догадаться. Водящий выходит из класса. Каждому ребёнку предлагается определённое чувство (обида, гнев, радость, страх, удивление и т.п.) Далее дети без слов показывают ведущему своё чувство. Водящий называет предполагаемое чувство и говорит, какие особенности поведения ребёнка помогли ему догадаться. После игры дети записывают под цифрами 1-3 на странице 6 названия трёх основных способностей, которыми обладают люди.

 Домашнее задание.  

        Обратите внимание, на этой странице вас ждёт первое домашнее задание:

5. Рефлексия текущего занятия.

6. Прощание.

1. Приветствие.

2. Разминка.

3. Рефлексия предыдущего занятия и анализ домашнего задания.

4. Основное содержание занятия.

5. Рефлексия текущего занятия.

6. Прощание.

1. Приветствие.

2. Разминка.

3. Рефлексия предыдущего занятия и анализ домашнего задания.

4. Основное содержание занятия.

5. Рефлексия текущего занятия.

6. Прощание.

1. Приветствие.

2. Разминка.

3. Рефлексия предыдущего занятия и анализ домашнего задания.

4. Основное содержание занятия.

5. Рефлексия текущего занятия.

6. Прощание.

Литература

  1. Дубровина,  И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: ИЦ «Академия», 2001. – 160 с.
  2. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. -  Ярославль, Академия развития, 1996. – 240 с.
  3. Светлова, И.Е. Тренируем память [Текст]: учеб. пособие для родителей и педагогов / И.Е. Светлова. - М.: Эксмо, 2004. – 102 с.
  4. Светлова, И.Е. Развиваем логику [Текст]: учеб. пособие для родителей и педагогов / И.Е. Светлова. -  М.:  Эксмо, 2004. – 64 с.
  5. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.В. Черемошина. - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
  6. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.В. Черемошина.  - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных технологй в целях повышения познавательной деятельности у младших школьников. "Дифференциация звуков С-З"

Презентация  фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков С-З"Использование мультимедийных технологий в целях повышения познавательной деятельности у младших школьников....

Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики

Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики...

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.С помощью нетрадиционных уроков можно решить ...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНИК»

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на осмысленном использовании имеющихся в...

Формирование индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников – важный способ индивидуализации.

Формирование индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников - важный способ индивидуализации....

Доклад «Формирование познавательной деятельности у младших школьников»

Доклад «Формирование познавательной деятельности у младших школьников»...

«Формирование познавательной деятельности у младших школьников»

quot;Формирование познавательной деятельности у младших школьников"...