"Графомоторное рисование в учебной деятельности учеников начальной школы с ОВЗ".
статья (3 класс) на тему

Использование приемов графомоторного рисования в учебной деятельности младших школьников позволяет добиться улучшения навыков письменной речи. Небольшие занятия могут проводиться во время урока для учеников с ОВЗ в инклюзивных класса в качестве отдыха от основного вида учебной деятельности. Также графомоторное рисование полезно для всех обучающихся начальной школы с разным уровнем интеллектуального развития. Графомоторное рисование является вспомогательным средством для развития и коррекции речи на основе сенсорного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл графомоторное рисование18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.

Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.

Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком.

Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык. При знакомстве с написанием букв работа ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов, а не над ее целостным написанием.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы обучения письму, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь обращаться к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения.

Количество учащихся в младшем школьном возрасте с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом.

Ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». В лингвистическом понятии «графика» определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв.

В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.А. Агаркова, 1978; М.М. Безруких, 2001; О.Б. Иншакова, 2003; Р.Д. Тригер, 1998; Н.С. Пантина, 1967; О.С. Филиппова, 1999 и др.). Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.

Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений.

Особенно важна проблема формирования графомоторных навыков у младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения. Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания педагогов дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.

А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин указывают, что недостаточное развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графомоторных навыков учеников с интеллектуальными нарушениями (искажение формы и размеров букв, не соблюдение расположения букв по линии строки, ломанность и «заборность» письма, другое).

По мнению Г.Н. Рахмаковой, Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер существенно сниженный уровень сенсорных процессов учащихся с интеллектуальными нарушениями приводит к несформированности навыка зрительно-двигательных образов буквенных знаков, а так же связан с затруднениями на письме, например, выражается в неумении писать буквы связно.

Несмотря на достаточную изученность вопроса развития графомоторных навыков детей младшего школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Данная проблема была положена в основу нашего исследования.

В связи с актуальностью данной проблемы цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, обосновании и практической апробации приемов их коррекции.

Объект исследования – процесс развития графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования – приемы коррекции графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

1) дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;

2) раскрыть научные основы исследования взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков;

3) охарактеризовать типичные нарушения графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта и причины их возникновения;

4) выявить нарушения графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта;

5) раскрыть приемы коррекции нарушений графомоторных навыков у детей на уроках письма в коррекционной школе VIII вида;

6) проанализировать результаты коррекции нарушений графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования: процесс развития графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта будет эффективным, если реализуется коррекционно-развивающая работа, основанная на:

- изучении уровня развития графического навыка у младших школьников с нарушением интеллекта и индивидуальных трудностей;

- комплексе специально организованных коррекционно-развивающих занятий, направленных на устранение типичных ошибок и целенаправленное научение детей графомоторным навыкам.

Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы нами были использованы следующие методы научного исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;

- эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, эксперимент, специальные авторские методики.

Методологической основой исследования являются положения философии, педагогики, психологии о видах деятельности, об этапах ее развития (А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин); о сложности процесса психического развития ребенка, о зависимости его как от внешних (характер обучения), так и от внутренних (внутренний мир ребенка) факторов (Г.Н. Рахмакова, Е.И. Скиотис, Р.Д. Триггер); о взаимосвязи уровня развития мышления и графомоторных навыков у ребенка (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова).

С детьми, страдающими нарушениями речи, я считаю целесообразным проводить специальную логопедическую работу, позволяющую развивать не только речь, но и моторные навыки, восприятие и воображение.

   («Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищева, метод. Пособие Смирновой Л. Н., практическое пособие «Волшебные рисунки» к.п.н., доцент А. Зарин, практическое пособие Никитиной А. В. «Рисование веревочкой»)

   Актуальность использования графомоторных упражнений:

- возможность применения в процессе воспитания младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития,

- высокий коррекционно-развивающий потенциал упражнений.

Цель: развитие и коррекция речи на основе сенсорного воспитания.

Задачи:

- формирование перцептивных действий и сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

- формирование умений самостоятельно применять сенсорные эталоны в практической и познавательной деятельности.

   Нетрадиционные техники рисования:

- печатание ладошками,

- пальчики - палитра,

- тампонирование (губкой, штампиками, трафарет),

- оттиск (пробкой, ластиком, картофелем, смятой бумагой, спичечными коробками, пенопластом, зубной щеткой),

- набрызг,

- «Волшебная клеточка»,

- «Проведи по линии»,

- «Рисуй по точкам»,

- «Повтори узор»,

- «Дорисуй картинки»,

- «Повтори рисунок».

   Графомоторные упражнения направлены на:

- совершенствование зрительного и слухового восприятия,

- развитие зрительно-моторной координации,

- формирование плавности, ритмичности и точности движений,

- развитие мелкой моторики и воображения,

- совершенствование произносительных умений и навыков,

- совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков связной речи.

   Моторика детей с ОВЗ отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью. Дети отстают от сверстников в ловкости и точности движений. Как правило испытывают затруднения при письме. Наиболее ярко недостаточность моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения.

   Приемы здоровьесберегающей технологии, такие как Су-Джок терапии. Детям предлагалось поочередно надевать массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики, зажимать кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука, работать по инструкции взрослого. Эти упражнения развивают мелкую моторику пальцев рук, а также способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создают функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц. Использование в работе аппликатора Кузнецова вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение и улучшает деятельность ЦНС. Занятия проводятся в игровой форме в виде игры на фортепиано.

   Ниткография – средство развития зрительно-моторной координации – это рисование с помощью веревочек,

Который реализует следующее: совершенствует зрительное восприятие, развивает зрительно-моторную координацию, формирует готовность и точность движений, совершенствует навыки письма, закрепляет интерес к рисованию, развивает мелкую моторику и воображение, а также развивает связную речь.

Литература:

  1. Азова О. И. Развитие орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. Логопедия: методические традиции и новаторство под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. – 336 с.
  2. Безруких М.М., Ефимов С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму/ Безруких М. М., Ефимова С. П. – Тула: Арктоус, 1997. – 88 с.
  3. Бот О. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи/ О. Бот – М., «Дефектология», 1983

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль результатов учебной деятельности учеников нач. школы.

Статья способах и приёмах контроля успеваемости по различным предметам....

проектная деятельность учеников начальной школы

В статье ставится проблема проектов  в начальной школе. Предлагаются пути реализации проекта, цели,  ресурсы его реализации....

проектная деятельность учеников начальной школы

В статье ставится проблема проектов  в начальной школе. Предлагаются пути реализации проекта, цели,  ресурсы его реализации....

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Первые шаги к учебному успеху ученика начальной школы

Для педагога ФГОС являются уникальной «инструкцией», соблюдение которой приведет к достижению всех уровней результатов. Но какой бы полной и качественной инструкция ни была, положительный результат, в...

Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса

Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка...

индивидуальная карта учета внеурочной деятельности ученика начальной школы

индивидуальная карта учета внеурочной деятельности ученика начальной школы...