Формирование УУД в начальной школе.
статья на тему

Коварская Полина Николаевна
Эти странные три буквы «УУД», над формированием которых призывает нас работать Стандарт нового поколения, есть не что иное, как разносторонняя структура модели «Я и цель». Если представить все виды универсальных учебных действий в этой модели, то вот как можно было бы, на наш взгляд, «расшифровать» или классифицировать виды универсальных учебных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kovarskaya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД в начальной школе.

Автор: Коварская Полина Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга

Эти странные три буквы «УУД», над формированием которых призывает нас работать Стандарт нового поколения, есть не что иное, как разносторонняя структура модели «Я и цель». Если представить все виды универсальных учебных действий в этой модели, то вот как можно было бы, на наш взгляд,  «расшифровать» или классифицировать виды универсальных учебных действий:

- личностные  (я вижу цель и хочу её достичь);

- регулятивные  (я вижу цель и могу проложить маршрут, чтобы достичь её);

- познавательные (я вижу цель, могу проложить маршрут к ней и не боюсь трудностей, ожидающих на пути);

- коммуникативные (я вижу цель и у меня есть единомышленники).

Как же работать над формированием этих самых УУД? Распишем все поэтапно.

Начнем с подготовительного этапа, где учителю необходимо понаблюдать  за поведением первоклассников на уроках, во внеурочной деятельности, на прогулке  и в свободном общении. Можно провести небольшие психологические тесты,  результаты которых помогут сделать предварительные выводы: кто уже показал себя лидером,  кто может и умеет решать свои проблемы переговорами, а не кулаками и слезами, кто нацелен на получение новых знаний. Когда вы составили некую общую картину индивидуальных возможностей ваших учеников, тогда можно приступать к основной работе.

Первый этап - работа в парах постоянного состава. Начинать работу над данным этапом необходимо уже в первом классе. Ученикам, сидящим за одной партой, предлагается выполнить задание вместе. Это небольшие по объёму, несложные задания, одинаковые для всего класса. Порядок выполнения даётся учителем. Проверка коллективная вместе с учителем.

На втором этапе ученики в парах могут обсудить порядок выполнения задания без помощи учителя.

Следующий этап - работа в парах сменного состава. Дети сами выбирают задания и партнёра, производится взаимопроверка, затем проверка учителем совместно с учениками, работающими в паре.

После работы в парах можно переходить к работе  в группе постоянного состава. Распределение ролей в группе и составление плана работы группы над заданием производит учитель. Задания одинаковые для всего класса. Проверка осуществляется вместе с учителем.

Следующей ступенью может быть также работа в группе постоянного состава, но задания разноуровневые, распределение ролей и составление плана работы над заданием обсуждается в группе под руководством капитана. Взаимопроверка и проверка осуществляется капитаном команды, могут быть использованы дополнительные источники.

И, наконец, работа в группе сменного состава, где дети сами выбирают членов команды и капитана, задания, дополнительные источники. Вся работа команды над заданием полностью самостоятельна, включая проверку и оценивание результата выполнения задания и работы команды.

Ниже представлены все вышеперечисленные  виды, этапы или ступени работы над формированием УУД более подробно, с пояснениями и комментариями, а также принципы, особенности и преимущества работы в команде.

Работа в группах постоянного и сменного состава.

  • Выбор капитанов команд.
  • Капитанов выбираем все вместе, сроком на одну неделю. Капитаном должен поработать  каждый.
  • Выбор капитанами игроков в свою команду.
  • Каждый капитан по очереди выбирает участников своей команды
  • Работа в парах постоянного и сменного состава.
  • Работа в группах постоянного и сменного состава.
  • Дежурство команд по различным видам деятельности на уроке.
  • «Словари» - выбор дополнительной информации к уроку в различных словарях.
  • «Компьютер» - все задания, которые выполняются в тетради, один из членов команды выполняет на компьютере. К моменту фронтальной проверки эти задания выводятся на большой экран для проверки и обсуждения ошибок.
  • «Доска» - часть заданий член этой команды (или несколько человек по очереди) выполняют на обычной доске.
  • «Класс» - общее дежурство по классу, включающее в себя и помощь учителю в раздаче дополнительных материалов к уроку или занятию.
  • График дежурства команд составляем вместе на занятии «Информатика».
  • Игра «Объясни».
  • Обсуждение выполнения задания в команде, выслушивание мнения каждого, выработка коллективного решения.                                        
  • Игра « Цепочка».
  • Выполнение заданий разного рода командой «по цепочке».
  • Игра «Учитель-ученик».
  • «Учитель» получает карточку с несколькими заданиями разного уровня и ответами к ним. «Ученик» выбирает задание, выполняет его  с подробным устным объяснением, получает оценку в свой личный рейтинг и переходит к другому «Учителю».
  • Игра «Ларец».
  • Сбор информации по данному вопросу: «Знаю. Умею. Хочу узнать».
  • Составление плана по сбору новой информации «Хочу узнать». Помощь учителя в составлении вопросов, который могут требовать как знаний, так и понимания и осмысления.
  • Работа по «добыванию» новой информации в различных источниках.
  • Игра «Мозаика».
  • Тема делится на части учителем. Каждая команда получает свою часть темы.
  • Каждый участник команды получает свою часть подтемы.
  • Помощь учителя в выборе источников информации и дополнительных материалов.
  • Каждый участник команды объясняет свою часть темы в команде, отвечает на вопросы.
  • Каждая команда представляет свою часть темы, отвечает на вопросы.
  • Самопроверка  и взаимопроверка.
  • Фронтальная проверка. Каждый может задать любой вопрос по теме. И каждый может на него ответить.
  • Самопроверка и взаимопроверка в команде.
  • При проверке могут использоваться дополнительные справочные материалы.
  • Окончательная проверка в команде проводится капитаном.
  • Проверка капитаном.
  • Капитан отвечает за всё!
  • Подведение итогов, подсчёт баллов.
  • Каждое задание оценивается определённым количеством баллов. Это зависит от сложности задания. Каждый ученик знает, за что могут быть сняты баллы. После выполнения и проверки каждого задания ученики выписывают себе свой личный рейтинг, уточнённый капитаном команды. Затем команда подсчитывает свой общий рейтинг.
  • Рейтинг команд
  • За несколько минут до окончания урока капитаны выписывают на карточке рейтинг своей команды и выстраиваются  по порядку. Капитаны команд, занявших последние места, объясняют причину слабой работы команды.
  • Записи в тетради заканчиваются фразой: «Я доволен (не доволен) своей командой. Всем спасибо!

Принципы работы в команде:

  1. Ориентация на конечный результат.
  2. Сотрудничество и взаимопомощь
  3. Слушать и убеждать
  4. Уважать  себя и других
  5. Договариваться и убеждать
  6. Передача полученных знаний друг другу
  7. Разнообразные  и разноуровневые заданий
  8. Отвечать за себя и за всех

Особенности работы в команде:

  1. Организационные
  1. Все могут общаться
  2. Рабочий шум
  3. Смена рабочего места
  1. Дидактические
  1. Ученики обучают друг друга
  2. Полная самостоятельность
  3. Сотрудничество
  4. Разный уровень заданий и темп выполнения
  5. Применение полученных знаний сразу после усвоения
  1. Развивающие
  1. Каждый учится рассуждать, убеждать, доказывать, отстаивать своё мнение
  2. Каждый может выбрать задание по силам и по интересам
  3. Каждый может попробовать выступить в роли как ученика, так и учителя.
  1. Воспитательные
  1. Работа на себя и на других
  2. От успехов каждого зависит успех команды и класса в целом.

Итак, грамотно продумав и организовав пространство образования через поэтапную работу в парах, в группе, в команде, мы  формируем, таким образом,  те самые универсальные учебные действия, которые требует от нас Федеральный государственный образовательный стандарт. Модель «Я и цель» оправдана, если все вышеперечисленные принципы и особенности работы в команде служат достижению этой самой цели. Главным же преимуществом представленной нами работы является возможность учителя  больше времени уделять индивидуальной работе с каждым учеником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Формирование УУД в начальной школе

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позвол...

Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.

Описание  работ  по формированию информационных умений на примере формирования умения выделять главное в информационном источнике и умение составлять план информационного сообщения....

ПРОЕКТ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»

  В условиях перехода школ Российской Федерации на ФГОС НОО возникает необходимость организации деятельности младших школьников с их личными Портфолио. Форма представления опыта – инновационный проект...

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Формирование УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО

Универсальные учебные действия. Функции. Виды. Условия обеспечивающие развитие УУД. Связь УУД с содержанием учебных предметов. Преемственность при формировании УУД....