Формирование УУД в начальной школе.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kovarskaya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД в начальной школе.
Автор: Коварская Полина Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга
Эти странные три буквы «УУД», над формированием которых призывает нас работать Стандарт нового поколения, есть не что иное, как разносторонняя структура модели «Я и цель». Если представить все виды универсальных учебных действий в этой модели, то вот как можно было бы, на наш взгляд, «расшифровать» или классифицировать виды универсальных учебных действий:
- личностные (я вижу цель и хочу её достичь);
- регулятивные (я вижу цель и могу проложить маршрут, чтобы достичь её);
- познавательные (я вижу цель, могу проложить маршрут к ней и не боюсь трудностей, ожидающих на пути);
- коммуникативные (я вижу цель и у меня есть единомышленники).
Как же работать над формированием этих самых УУД? Распишем все поэтапно.
Начнем с подготовительного этапа, где учителю необходимо понаблюдать за поведением первоклассников на уроках, во внеурочной деятельности, на прогулке и в свободном общении. Можно провести небольшие психологические тесты, результаты которых помогут сделать предварительные выводы: кто уже показал себя лидером, кто может и умеет решать свои проблемы переговорами, а не кулаками и слезами, кто нацелен на получение новых знаний. Когда вы составили некую общую картину индивидуальных возможностей ваших учеников, тогда можно приступать к основной работе.
Первый этап - работа в парах постоянного состава. Начинать работу над данным этапом необходимо уже в первом классе. Ученикам, сидящим за одной партой, предлагается выполнить задание вместе. Это небольшие по объёму, несложные задания, одинаковые для всего класса. Порядок выполнения даётся учителем. Проверка коллективная вместе с учителем.
На втором этапе ученики в парах могут обсудить порядок выполнения задания без помощи учителя.
Следующий этап - работа в парах сменного состава. Дети сами выбирают задания и партнёра, производится взаимопроверка, затем проверка учителем совместно с учениками, работающими в паре.
После работы в парах можно переходить к работе в группе постоянного состава. Распределение ролей в группе и составление плана работы группы над заданием производит учитель. Задания одинаковые для всего класса. Проверка осуществляется вместе с учителем.
Следующей ступенью может быть также работа в группе постоянного состава, но задания разноуровневые, распределение ролей и составление плана работы над заданием обсуждается в группе под руководством капитана. Взаимопроверка и проверка осуществляется капитаном команды, могут быть использованы дополнительные источники.
И, наконец, работа в группе сменного состава, где дети сами выбирают членов команды и капитана, задания, дополнительные источники. Вся работа команды над заданием полностью самостоятельна, включая проверку и оценивание результата выполнения задания и работы команды.
Ниже представлены все вышеперечисленные виды, этапы или ступени работы над формированием УУД более подробно, с пояснениями и комментариями, а также принципы, особенности и преимущества работы в команде.
Работа в группах постоянного и сменного состава.
- Выбор капитанов команд.
- Капитанов выбираем все вместе, сроком на одну неделю. Капитаном должен поработать каждый.
- Выбор капитанами игроков в свою команду.
- Каждый капитан по очереди выбирает участников своей команды
- Работа в парах постоянного и сменного состава.
- Работа в группах постоянного и сменного состава.
- Дежурство команд по различным видам деятельности на уроке.
- «Словари» - выбор дополнительной информации к уроку в различных словарях.
- «Компьютер» - все задания, которые выполняются в тетради, один из членов команды выполняет на компьютере. К моменту фронтальной проверки эти задания выводятся на большой экран для проверки и обсуждения ошибок.
- «Доска» - часть заданий член этой команды (или несколько человек по очереди) выполняют на обычной доске.
- «Класс» - общее дежурство по классу, включающее в себя и помощь учителю в раздаче дополнительных материалов к уроку или занятию.
- График дежурства команд составляем вместе на занятии «Информатика».
- Игра «Объясни».
- Обсуждение выполнения задания в команде, выслушивание мнения каждого, выработка коллективного решения.
- Игра « Цепочка».
- Выполнение заданий разного рода командой «по цепочке».
- Игра «Учитель-ученик».
- «Учитель» получает карточку с несколькими заданиями разного уровня и ответами к ним. «Ученик» выбирает задание, выполняет его с подробным устным объяснением, получает оценку в свой личный рейтинг и переходит к другому «Учителю».
- Игра «Ларец».
- Сбор информации по данному вопросу: «Знаю. Умею. Хочу узнать».
- Составление плана по сбору новой информации «Хочу узнать». Помощь учителя в составлении вопросов, который могут требовать как знаний, так и понимания и осмысления.
- Работа по «добыванию» новой информации в различных источниках.
- Игра «Мозаика».
- Тема делится на части учителем. Каждая команда получает свою часть темы.
- Каждый участник команды получает свою часть подтемы.
- Помощь учителя в выборе источников информации и дополнительных материалов.
- Каждый участник команды объясняет свою часть темы в команде, отвечает на вопросы.
- Каждая команда представляет свою часть темы, отвечает на вопросы.
- Самопроверка и взаимопроверка.
- Фронтальная проверка. Каждый может задать любой вопрос по теме. И каждый может на него ответить.
- Самопроверка и взаимопроверка в команде.
- При проверке могут использоваться дополнительные справочные материалы.
- Окончательная проверка в команде проводится капитаном.
- Проверка капитаном.
- Капитан отвечает за всё!
- Подведение итогов, подсчёт баллов.
- Каждое задание оценивается определённым количеством баллов. Это зависит от сложности задания. Каждый ученик знает, за что могут быть сняты баллы. После выполнения и проверки каждого задания ученики выписывают себе свой личный рейтинг, уточнённый капитаном команды. Затем команда подсчитывает свой общий рейтинг.
- Рейтинг команд
- За несколько минут до окончания урока капитаны выписывают на карточке рейтинг своей команды и выстраиваются по порядку. Капитаны команд, занявших последние места, объясняют причину слабой работы команды.
- Записи в тетради заканчиваются фразой: «Я доволен (не доволен) своей командой. Всем спасибо!
Принципы работы в команде:
- Ориентация на конечный результат.
- Сотрудничество и взаимопомощь
- Слушать и убеждать
- Уважать себя и других
- Договариваться и убеждать
- Передача полученных знаний друг другу
- Разнообразные и разноуровневые заданий
- Отвечать за себя и за всех
Особенности работы в команде:
- Организационные
- Все могут общаться
- Рабочий шум
- Смена рабочего места
- Дидактические
- Ученики обучают друг друга
- Полная самостоятельность
- Сотрудничество
- Разный уровень заданий и темп выполнения
- Применение полученных знаний сразу после усвоения
- Развивающие
- Каждый учится рассуждать, убеждать, доказывать, отстаивать своё мнение
- Каждый может выбрать задание по силам и по интересам
- Каждый может попробовать выступить в роли как ученика, так и учителя.
- Воспитательные
- Работа на себя и на других
- От успехов каждого зависит успех команды и класса в целом.
Итак, грамотно продумав и организовав пространство образования через поэтапную работу в парах, в группе, в команде, мы формируем, таким образом, те самые универсальные учебные действия, которые требует от нас Федеральный государственный образовательный стандарт. Модель «Я и цель» оправдана, если все вышеперечисленные принципы и особенности работы в команде служат достижению этой самой цели. Главным же преимуществом представленной нами работы является возможность учителя больше времени уделять индивидуальной работе с каждым учеником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе
Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...
Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Формирование УУД в начальной школе
Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позвол...
Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.
Описание работ по формированию информационных умений на примере формирования умения выделять главное в информационном источнике и умение составлять план информационного сообщения....
ПРОЕКТ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»
В условиях перехода школ Российской Федерации на ФГОС НОО возникает необходимость организации деятельности младших школьников с их личными Портфолио. Форма представления опыта – инновационный проект...
Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".
Программа формирования здоровья учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...
Формирование УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО
Универсальные учебные действия. Функции. Виды. Условия обеспечивающие развитие УУД. Связь УУД с содержанием учебных предметов. Преемственность при формировании УУД....