Статья для выступления на МО "Превентивное обучение"
методическая разработка на тему

Джурко Вера Николаевна

Новая область педагогической деятельности, в которой переплетаются современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики, направленная на образование в области охраны здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon za_zdorovyy_obraz_zhizni.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Мы за здоровый образ жизни.

                                                                                                 

       Превентивное обучение – это новая область педагогической деятельности, в которой переплетаются современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики, направленная на образование в области охраны здоровья.

    В своей работе по превентивному обучению использую « Полезные привычки», которые разработаны группой авторов под руководством О.Л.Романовой.

 Цель: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

1.Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе.

2.Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

3.Учить детей общаться.

4.Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственное решение.

   Планов уроков в «Полезных привычках» всего 32. Для каждой возрастной  ступени разработаны восемь уроков, разделенных на четыре блока, по два урока в каждом. Содержание уроков в «Полезных привычках» развивается по спирали. Первые три блока (или шесть уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей, а последние два – информации о табаке и алкоголе. Для успеха обучения важна психологическая атмосфера. При превентивном обучении эффективнее использовать метод обучения в группе. Методы обучения в группе – это кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения-

энергизаторы.

                                                   Урок. 4класс.

        Друзья детей оказывают большое влияние на их поступки. Чаще всего употребление табака и других психоактивных веществ начинается с давления дружеской компании, предлагающей попробовать. Поэтому обсуждение сопротивления давлению является необходимым условием превентивного обучения.

                                Тема. Учусь сопротивляться давлению.

                                            Принятие решений.

Цель урока:

Обсудить давление и способы сопротивления давлению.

Задачи урока:

1.Познакомить с видами давления.

2.Обсудить способы давления.

                                                Ход урока.

1.Знакомство с темой урока.

-Приведите примеры ситуаций, когда:

  1. вас просят (убеждают) сделать что-то такое, чего делать вы не хотите;
  2. от вас требуют (заставляют) сделать что-то такое, чего вы сделать не можете;
  3. вам угрожают.

Каждый человек может оказаться в ситуациях, которые были перечислены. Это есть давление.

-Что такое давление?

Обращение к словарю. ( Давление - это когда заставляют сделать что-то такое, чего ты не хочешь).      

2.Ролевое моделирование.

   - Давление проявляется по-разному. Предлагаю вам посмотреть ролевую игру и записать все виды давления, которые будут показаны.

Ситуация: ученик не хочет петь, но одноклассники сговорились заставить его.

Раздаются карточки с репликами учащимся. Ученик, стоящий в центре круга, будет объектом давления группы. Желательно в центр круга поставить ученика, который в состоянии уверенно сопротивляться давлению. Члены группы стараются заставить его спеть, а класс фиксирует методы давления (или слова, которыми группа заставляет стоящего в центре спеть).

Примеры карточек:

1.Спой, пожалуйста. У тебя такой красивый голос, лучше, чем у Аллы Пугачевой. (лесть)

2. Спой, пожалуйста. Учительница пения говорила, что у тебя самый красивый голос в школе. (ссылка на авторитет)

3.Спой! А если не споешь, я расскажу учительнице, что ты наделал. (шантаж)

4. Спой! А если не споешь, я тебе не дам послушать новую кассету. (угроза)

5. Спой, пожалуйста. У меня болит голова, а от твоего пения боль сразу пройдет. Если ты не споешь, мне станет совсем плохо. (чувство вины)

6. Спой, будь другом! Ты же знаешь, как мне нравится твое пение. (дружеское давление)

7.Если ты споешь, я подарю тебе игру, о которой ты давно мечтаешь. (обещание награды)

 -Перечислите способы давления, которые использовала группа.

Вопрос ученику, который сопротивлялся давлению группы.

-Трудно ли тебе было отказаться? В каком случае труднее всего?

- Важно уметь разбираться в давлении, чтобы самостоятельно принимать решения, не наносящие ущерба здоровью.

-Как следует вести себя в ситуации давления?

Ответы фиксируются на доске.

Вывод: неагрессивно настаивать на своем, сказать «нет», уйти, отказать и честно объяснить свое отношение к такой просьбе и др.

-Прочитайте способы сопротивления давлению в рабочей тетради.

3.Задание 15 из рабочей тетради выполняется в группах по четыре.

Предлагаются ситуации решения, которых группы могут представлять в виде коротких сценок или традиционных ответов.

-Что я должен знать, чтобы сопротивляться давлению?

(В разных ситуациях давления требуются соответствующие способы сопротивления).

Выводы:

ְ●Давление на человека могут оказывать по-разному.

 ●Необходимо сопротивляться давлению.

 ●Чтобы успешно сопротивляться давлению, надо самостоятельно решить, как поступить в каждом случае.  

4.Оценка урока.

-Нарисуй клоуну рот, который соответствует твоему настроению после урока.

Что тебе больше всего понравилось?

Что меньше всего понравилось?

Закончи предложения:

Я узнал/а…………….

Еще я хотел/а, бы узнать……………

   

     У детей сформировалось положительное отношение к превентивному обучению. На вопрос: Нравятся ли уроки?  92% учащихся ответили утвердительно «да».

Дети овладевали знаниями с формированием здоровых установок  и навыков ответственного поведения в отношении здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для выступления на педагогическом совете "Организация внеурочной деятельности в начальной школе" (декабрь 2014 год)

"Целью данной работы является раскрытие смысла внеурочной деятельности в школе, знакомство коллег с направлениями этой работы....

Статья для выступления на III научно-практической конференции работников образования Центрального округа «ОБРАЗОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА» 25 – 27 августа 2015 года

ОБЩИЙ РЕГЛАМЕНТ III КОНФЕРЕНЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА КРУГЛЫЙ СТОЛ № 2 «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ...

Здоворьесберегающая педагогика, статья для выступления перед родителями

        Физическая культура – единственный предмет в школе , который выполняемый именно эти задачи....

Статья для выступления (доклад) на заседании РМО на тему: «Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку»

   Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится п...

Статья "Коррекционная и практическая направленность обучения", Статья"Развитие коммуникативных умений и навыков"

В настоящее время очень актуальна проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в связи с этим, мы считаем важным определить основную цель своей коррекционно-пед...