Статья для выступления на III научно-практической конференции работников образования Центрального округа «ОБРАЗОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА» 25 – 27 августа 2015 года
опыты и эксперименты на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики
в соответствии с требованиями ФГОС
Одно из основных современных назначений школы – помочь каждому ребенку найти себя в этом мире и научиться с этим миром безопасно и эффективно взаимодействовать. Для решения названной задачи обучающемуся необходимо приобрести знания, освоить определенные способы действий, стили поведения.
ФГОС заявляет о целях общего образования. Одна из основных целей - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Всегда ли дети и взрослые могут выразить свою мысль? Возможно ли на уроках формировать коммуникативную компетентность? Должна ли математика быть исключением?
Актуальной педагогической проблемой, «блокирующей» качество математического образования в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, выстроить логичный ответ, успешно взаимодействовать при групповой работе. Развитие коммуникативных компетенций должно помочь решить эту проблему.
Совместная деятельность обучающихся на уроках в практике начального обучения пока недооценивается. Необходимо введение специально организованных заданий на уроках математики по формированию коммуникативных компетенций, что способствует получению устойчивых положительных результатов. Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации. Для развития у детей самостоятельности и умения сотрудничать применяют структуру уроков по технологии деятельностного метода, учат самостоятельности и собранности. Помимо этих типов уроков используют: комбинированный урок; урок закреплений знаний; контрольный урок; тренировочный урок; урок с использованием технических средств обучения; урок-игра; урок-путешествие; интегрированный урок; урок – интеллектуальный марафон-решение проектных задач.
Для развития коммуникативных компетенций важна хорошо развитая речь. Курсы, чтение методической литературы, наблюдения, участие в различных семинарах помогают понять, что необходимо соблюдать условия: создавать ситуации, вызывающие потребности высказываний; подбирать задания по интересам; совершенствовать знания о математическом языке.
Для создания речевой ситуации используют: игры, проблемные вопросы; задания для групповой работы; придумывание задачи по схеме, выражению; загадки, ребусы. Коммуникативные компетенции обучающихся зависят от развития диалогической и монологической речи.
ель
ность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Основные принципы формирования коммуникативных компетенций: целенаправленность и систематичность работы. Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Учитель обязательно отслеживает уровень владения умениями коммуникации и навыками коллективного труда у школьников. Для этого целесообразно вести сводную таблицу, в которую заносятся те микро умения, из которых и складываются общие умения коммуникации и навыки коллективного труда. При работе в групповой форме, ребенок учится рассуждать по данной задаче, отстаивать свою точку зрения, предлагать несколько вариантов решения той или иной задачи, задавать вопросы на понимание.
Проблема сочетания урочной и внеурочной деятельности беспокоила меня и раньше. ФГОС НОО, подтолкнул меня к детальному рассмотрению этого вопроса.
Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников являются проектные задачи. Такая форма работы позволяет добиваться высокой мотивации, прочности знаний; развивает творчество и фантазию, коммуникабельность; способствует активной жизненной позиции; развивает командный дух, свободу самовыражения; взаимоуважение; акцент на деятельность; демократичность. Чем выше коммуникативные навыки, тем более успешным и уверенным чувствует себя обучающийся. Он терпимее относится к своему оппоненту, ведет конструктивный диалог, спокойно отстаивает свою точку зрения и принимает чужую, речь его понятна, связна, лаконична. Это относится не только к предметной линии, но и жизненных ситуаций в-целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
Выступление по ЗОЖ научно-практическая конференция
"Исследование проблем тревожности в отечественной психологии"...
Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения"
Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения" по теме "Виды прогулок"....
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»на тему:"Формирование универсальных учебных действий"
Все изменения, которые происходят в жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Учебный процесс при изучении всех ра...
Выступление на республиканской научно-практической конференции "Современное образование: новые методы и технологии в организации образовательного процесса"
Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образовани...
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...
Статья.Выступление на городском научно-практическом семинаре "Практические методы развития инновационного образовательного поведения школьника"
Потенциал УМК "Школа России2, как ресурса формирования функциональной грамотности школьника. Формирование читательской грамотности ( от читательских действий к пониманию текста)...