Развитие регулятивных УУД у первоклассников
учебно-методический материал на тему
Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Одним из основных блоков УУД являются регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность обучающегося организовать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_regulyativnyh_uud_u_pervoklassnikov_2.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие регулятивных УУД у первоклассников
Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Одним из основных блоков УУД являются регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность обучающегося организовать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
РУУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Формирование регулятивных УУД идёт от простого к сложному, в 1 классе - под руководством учителя.
Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.
Важно, начиная с первого урока первого класса создавать условия для целеполагающей деятельности учащихся. Так первый урок начинаю с беседы:
- Зачем дети идут в школу?
- Для чего вы пришли в школу?
- Какова ваша цель? (Специально употребляю это слово).
На последующих уроках стараюсь показать учащимся важность изучаемой темы. Учу, что цели могут быть близкими и далёкими. Ученикам задаю такие вопросы:
- Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему?
- С чего начнем? А что будем делать потом?
- Почему?
- С какой целью выполняем это задание?
Обязательно вместе с учащимися определяем тему урока и ставим цели (сначала - общую учебную цель, а затем уже свою собственную):
- Что должны узнать на уроке?
- Чему научиться?
- Какова цель сегодняшнего урока?
- А ваша личная цель?
Важно образовательный процесс делать открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, ставятся те или иные цели и задачи.
В конце урока обязательна рефлексия!
- Какие цели ставили?
- Достигли ли своей цели? Почему?
- Что получилось?
- Над чем стоит еще поработать?
Для обучения приёмам целеполагания в первом классе использую таблицы, в которых условными значками разного цвета учащиеся обозначают, какую цель на данном уроке поставили и в какой мере её достигли.
Планирование происходит с введения понятия «план». Это порядок, последовательность действий. Со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий - заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку. Постепенно дети учатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.
План решения учебной задачи я предлагаю в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой. Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, даю графический план урока из условных обозначений учебника.
Например, работа со сказкой:
- Как вы думаете, почему мы заговорили о сказках? Чему будет посвящён наш урок? Как можно сформулировать тему нашего урока? Давайте составим план, что мы будем делать? (Пункты плана дети называют самостоятельно, я помогаю формулировать и выстраивать по порядку)
Примерный план
- Работа с рисунками.
- Составление схем слов.
- Составление схем предложений.
- По заданным схемам составлять предложения.
- Составление устных рассказов.
- Обводим предметы (рисунки), штрихуем их.
- Написание наклонных линий с петлёй внизу и вверху (я дополняю ).
- Инсценировка сказки (я дополняю).
- Ребята, что мы сейчас сделали? (Мы спланировали свою работу на урок.) Кому из вас уже легко составлять план? А зачем мы это делаем?
План урока или его этапа должен быть рабочим: стараюсь по ходу урока периодически возвращаться к плану, учу детей отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»
Мастер-класс разработан для:учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);для педагогов-психологов общеобр...
Организация самостоятельной работы на уроках, как средство развития регулятивных УУД.
Презентация педагогического проекта....
Развитие регулятивных УУД на уроках в начальной школе.
В наши дни целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достиж...
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных уч...
Доклад «Развитие Регулятивных УУД на примере урока русского языка «Словоизменение и словообразование»
Доклад «Развитие Регулятивных УУД на примере урока русского языка «Словоизменение и словообразование»...