«Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»
методическая разработка на тему
Мастер-класс разработан для:
- учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);
- для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС НОО.
Цели мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов начального общего образования по вопросу использования технологии рефлексии в педагогическом процессе, как средства развития регулятивных УУД младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»
1слайд. -Добрый день, уважаемые педагоги!
2 слайд. -Свое выступление позволю себе начать следующими словами:
В одно окно смотрели двое
Один увидел дождь и грязь,
Другой - листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое!
В одно окно смотрели двое…
-Главная суть строчек состоит в том, что каждый человек все происходящее с ним воспринимает и оценивает субъективно, по-своему. Недаром говорят - сколько людей, столько и мнений. Каждый из нас имеет на это полное право, в том числе и право на ошибку в суждениях, ведь на ошибках учатся.
3 слайд. -Давайте посмотрим на наших первоклашек, которые из года в год приходят в школу 1 сентября, и составим небольшой портрет современного ученика, продолжив строчки:
Итак, современный первоклассник более (коммуникативен, развит, более информирован о мире и жизни в нем)
Рано…(взрослеет)
Требует…(уважительного отношения, партнерского отношения на равных)
Любит…(информационные технологии)
-Теперь ответьте на вопрос: глядя на то, что наши дети стали более информированными, коммуникативными, развитыми и так далее… есть ли у них право как и у взрослых иметь свою точку зрения и принимать активное участие в оценке собственной деятельности?
4 слайд.
-Конечно, есть. Активное вовлечение учащихся в диалог с учителем по поводу оценивания и прогнозирования результатов их собственной деятельности и предлагает нам новый ФГОС, требующий к концу начальной школы сформированности у детей 4-х ключевых видов УУД.
5 слайд.
-Какие это УУД? (коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные)
-Как вы думаете, к какому из этих видов УУД относится умение учащихся планировать, адекватно оценивать, контролировать и в дальнейшем корректировать собственную деятельность? (к регулятивным УУД).
-Согласитесь ли вы с тем, что прежде, чем как-то корректировать результат своей деятельности, мы должны уметь его адекватно оценить?
-Конечно, в этих условиях самооценка деятельности, как один из компонентов регулятивных УУД выходит на первое место.
6 слайд. – И поэтому я предлагаю развивать регулятивные УУД учащихся через обучение приемам самооценки собственной деятельности во внеурочное время.
7 слайд. Для начала ознакомьтесь с понятием САМООЦЕНКИ, представленным на слайде.
-Одна из приоритетных задач учителя, обучающего детей по новому стандарту – научить учеников не только самостоятельно добывать знания, но и самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика.
-Но, как говорят, легко сказать – достаточно сложно сделать. Привлечь ученика, а главное научить его адекватно оценивать свою деятельность – это трудная задача для каждого учителя, реализации которой, несомненно, нужно учиться.
8 слайд. Чтобы структурировать мое выступление по данной теме, предлагаю построить его в виде ответов на 3 вопроса:
- Когда начинать работу по формированию самостоятельной оценочной деятельности детей?
- Где?
- И как?
Первый вопрос. Когда? Сейчас попрошу вас вспомнить ребенка в возрасте 3-х лет.
9 слайд. -Давайте составим его небольшой портер, каким он становится к 3 годам? (вредное, своенравное, упрямое, капризное существо).
-Этот возраст называют периодом «первой любви» к себе, ребенок испытывает новое для него чувство – «Я сам!». При помощи этого, он проявляет свою самостоятельность и активность в познании окружающего мира.
-Да, он совершает ошибки, но именно при помощи этих ошибок в возрасте уже 3 лет он начинает учиться самостоятельно оценивать свою деятельность в форме обозначения последствий своих действий, например, если я затрону горячий чайник, то мне будет больно.
-Что зачастую делают взрослые? Надевают на ребенка колпак и не позволяют осваивать окружающий мир самостоятельно, путем проб и ошибок. Все делают за него, предостерегают и оберегают.
-К чему это ведет? Формирование самостоятельной оценочной деятельности детей тормозится. От ребенка при поступлении в школу начинают требовать самостоятельности, а он не готов, потому что все делали за него.
10 слайд. -Новый стандарт призывает нас учить детей не бояться жизни… То есть препосылки к формированию у детей самостоятельной оценочной деятельности возникают в возрасте уже 3 лет.
11 слайд. И отсюда вытекает ответ на 2 вопрос: ГДЕ необходимо начинать формировать у детей самостоятельность прежде всего? (в семье).
-Конечно, в семье, родителями.
-Мы как учителя, с первых дней ребенка в школе должны уже продолжать формировать его самостоятельную контрольно-оценочную деятельность на более профессиональном уровне. Для того чтобы обеспечить систему и эффективность данной работы целесообразно использовать возможности внеучебной деятельности, так как на уроках учителя ограничены рамками учебной программы.
-Итак, мы установили, что формировать адекватную самооценочную деятельность нужно в семье, в школе. А где еще каждодневно ребенок черпает какие-то знания? (в жизни)
-Конечно в жизни. Я предлагаю сейчас это доказать. Возьмем любую ситуацию из жизни… Обучаясь в школе, я любила ходить в походы. Приходилось часто собирать чемодан, рюкзак.
12 слайд. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Чему учит желтый чемоданчик?» с позиции нового ФГОС. Какие УУД формирует? Поработаем одну минуту в группе.
1я группа попробует определить, какие коммуникативные и регулятивные УУД формируются при элементароном сборе чемодана.
2я группа попробует поработать над познавательными и личностными УУД.
(коммуникативные – умение договориться, чтобы помогли донести;
регулятивные – есть цель, спланировать, как правильно уложить вещи и отобрать нужные;
личностные – самоопределение – мне это нужно, так как буду путешественником – осознание своей роли;
познавательные – общеучебные, например, установление причинно-следственной связи: вещи не помещаются, потому что я взял лишнее, далее анализ – что выложить, прогнозирование – без чего я обойдусь.)
- Таким образом, любая жизненная ситуация, действие с предметом, так или иначе, формирует у учащихся различные УУД, в том числе и самостоятельную контрольно-оценочную деятельность.
13 слайд. -Сделаем вывод нашей работы:… не только школа, жизнь – сама учитель!
-Итак, подведем промежуточный итог: мы ответили на 1 и 2 вопрос и выяснили, что самостоятельная контрольно-оценочная деятельность формируется в семье родителями, начиная с 3-летнего возраста, в школе – учителем с первых дней пребывания ребенка в школе и каждодневно в любых жизненных ситуациях, рассмотрев пример с желтым чемоданчиком.
-Осталось ответить на главный 3 вопрос: КАК формировать самостоятельную контрольно-оценочную деятельность учащихся?
-Мы кратко рассмотрим поэтапный АЛГОРИТМ данной работы, а также некоторые приемы формирования самооценки собственной деятельности учащихся.
14 слайд. -Начнем с АЛГОРИТМА. Формировать контрольно-оценочную деятельность учащихся предлагают в 4 этапа. Этапы представлены на слайде. КОРОТКО РАССМОТРИМ каждый. Но сначала я попрошу вас снова поработать в группе и стрелочками на данных карточках установить соответствие между каждым этапом и его целью.
- На 1 этапе ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя
- На 2 этапе ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей
- На 3 этапе ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию
- На 4 этапе цель учителя организовать преемственную работу при переходе из начальной школы в основную.
15 слайд. Спасибо за работу. Познакомимся с тем, что же должен предпринять учитель для реализации целей каждого из перечисленных этапов.
На 1 этапе формирования самостоятельной контрольно-оценочной деятельности учащихся, цель которого представлена на слайде учитель должен:
ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
сообщать, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения контроля;
выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критериев оценивания;
просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;
просить оценить деятельность товарища, опираясь на критерии;
научить пользоваться различными видами проверки.
16 слайд. Для реализации цели 2го этапа учителю следует:
предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения;
приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю;
демонстрировать учащимся типичные ошибки для самоконтроля.
Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести самооценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.
17 слайд. На 3 этапе ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
С этой целью учитель должен:
вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приёмы;
не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;
не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке;
приучать учащихся контролировать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех письменных, зачётных работ с указанием полученных результатов;
формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности; предлагать задания разной сложности.
Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).
Последний этап 4й тесно связан с 3им. Суть его состоит в том, чтобы организовать преемственную работу при переходе из начальной школы в основную.
При такой этапности формирования самооценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности.
-С алгоритмом формирования самооценочной деятельности мы познакомились. Предлагаю рассмотреть некоторые конкретные ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, так называемые приемы рефлексии.
- Данные приемы, наверняка, вам известны. Поэтому прежде, чем перечислить их, я предлагаю сначала вам в ваших группах обсудить, какие приемы рефлексии используете вы в своей практичекой деятельности:
1я группа – для самооценки учащимися собственной деятельности;
2я группа – для оценки учащимся деятельности других учеников.
Через пол-минутки мы заслушаем ваши ответы.
18 слайд.
-Спасибо за вашу работу. В практических пособиях и рекомендациях для учителя по внедрению нового стандарта рекомендованы следующие приемы, содействующие формированию у учащихся регулятивных УУД, представленные на слайде.
-Сейчас проведем небольшую практическую работу по использованию данных приемов. Мы в течение нашего мастре-класса уже ни раз поработали в группе. Оцените свой вклад в работу группы пользуясь данными приемами.
- Итак, первый прием «Лесенка».
- «Волшебная линеечка»
- «Светофор»
- «Символы»
- «Балловая оценка»
19 слайд. -Ну и в конце, чтобы мотивировать вас на внедрение в свою работу данного опыта, сделаем некоторые ВЫВОДЫ:
- За обучением самостоятельному контролю учащихся - будущее
- В самостоятельной контрольно-оценочной деятельности происходит реальное развитие оценочных умений учащихся
- Снижается уровень общей и учебной тревожности
- Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения
- Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой
-Сложно, затратно по времени, как говорится - можно!
20 слайд. В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье – это множество возможностей,
А нежеланье – множество причин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста
Раскрытие понятий "универсальные учебные действия" и "регулятивные универсальные учебные действия", описание способов диагностики регулятивных УУД, а так же путей формирования....
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников
Одной из основных ценностей и целейсовременной системы образования является формирование универсальных учебных действий у младших школьников.В широком значении термин «универсальные учебные действия» ...
Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста
Статья посвящена изучению понятий «универсальные учебные действия» и «регулятивные универсальные учебные действия»; представлена программа формирования регулятивных универсальных учебных действий дете...
Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...
Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.
В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Систе...
Формирование, развитие и отработка регулятивных универсальных учебных действий в младших классах.
Формирование, развитие и отработка регулятивных универсальных учебных действий в младших классах....
Формы работы школьного методического объединения как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Формы работы школьного методического объединения как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников....