Программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_1.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Отличительные особенности программы
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:
возраст детей и их психологические особенности
Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 135 часов
Из расчёта:
1 час в неделю:
- 1 класс – 33 часа,
- 2 класс – 34 часа,
- 3 класс – 34 часа,
- 4 класс – 34 часа.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Тематическое планирование
1 класс, 33 часа
Количество часов | Тема | Материалы |
I. Аппликация и моделирование, рисование (16часов) | ||
1 | Вводное занятие. Экскурсия. | |
2 - 4 | Аппликация из природных материалов на картоне. | Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка |
5 - 6 | Аппликация из геометрических фигур. | Цветная бумага, картон |
7 - 8 | Рисование нетрадиционным методом | Соломка, нитки, картон |
9-10 | Аппликация из пуговиц. | Пуговицы, картон |
11-12 | Аппликация из салфеток. | Салфетки, картон |
13 – 14 | Аппликация на дисках | Диски, паетки |
15-16 | Объёмная аппликация. | Гофрированная бумага, цветная бумага, картон |
II. Работа с пластическими материалами (10 часов) | ||
1-4 | Рисование пластилином. | Пластилин, картон |
5-8 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки |
9-10 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто |
III. Аппликация из деталей оригами (6 часов) | ||
1-3 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | Цветная бумага, картон |
4-6 | Коллективные композиции в технике оригами. | Цветная бумага, картон |
2 класс, 34 часа
Количество часов | Тема | Материалы |
I. Аппликация и моделирование (12 часов) | ||
1-4 | Аппликация из листьев и цветов. | Засушенные цветы, листья |
5-8 | Аппликация из птичьих перьев. | Птичьи перья, картон |
9-12 | Аппликация из соломы. | Солома, картон |
II. Работа с пластическими материалами (8 часов) | ||
1-2 | Разрезание смешанного пластилина. | Пластилин, тонкая проволока, картон |
3-4 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки |
5-6 | Торцевание на пластилине. | Пластилин, гофрированная бумага |
7-8 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто |
III. Поделки из гофрированной бумаги (4 часа) | ||
1-4 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | Гофрированная бумага, картон |
IV. Модульное оригами (10 часов) | ||
1-2 | Треугольный модуль оригами. | Цветная бумага |
3-4 | Замыкание модулей в кольцо. | Цветная бумага |
5-10 | Объёмные фигуры на основе формы «чаша». | Цветная бумага |
3 класс, 34 часа
Количество часов | Тема | Материалы |
I. Работа с природными материалами (4 часа) | ||
1-4 | Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. |
II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов) | ||
1-6 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. | Гофрированная бумага, картон |
7-10 | Мозаика из ватных комочков. | Вата, картон |
11-14 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | Картон, цветная бумага |
15-18 | Многослойная аппликация. | Открытки, картинки, картон |
III. Работа с пластическими материалами (6 часов) | ||
1-4 | Мозаичная аппликация на стекле. | Пластилин, стекло |
5-6 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто |
IV. Модульное оригами (6 часов) | ||
1-6 | Игрушки объёмной формы. | Цветная бумага |
4 класс, 34 часа
Количество часов | Тема | Материалы |
I. Работа с природными материалами (4 часа) | ||
1-4 | Коллективные композиции, индивидуальные панно. | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки |
II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа) | ||
1-2 | Многослойные аппликации. | Открытки, картинки, картон |
3-6 | Мозаика из квадратных модулей. | Картон, цветная бумага |
7-8 | Элементы квиллинга. | Картон, цветная бумага |
9-14 | Аппликации в технике квиллинг. | Картон, цветная бумага |
15-18 | Техника изонить. Заполнение круга, угла. | Картон, цветные нитки |
19-24 | Аппликации в технике изонить. | Картон, цветные нитки |
III.Поделки на основе нитяного кокона (6 часов) | ||
1-6 | Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. | Нитки, напальчник, цветная бумага |
Список пособий:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Сайт Страна Мастеров
6. Сайт Всё для детей
Календарно – тематическое планирование 1 класс
№ | Тема | Материалы | Сроки | Примечание |
I. Аппликация и моделирование, рисование (16часов) | ||||
1 | Вводное занятие. Экскурсия. | |||
2 | Аппликация из природных материалов на картоне. Цветы | Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка | ||
3 | Аппликация из природных материалов на картоне. Веер. | |||
4 | Аппликация из природных материалов на картоне. Чебурашка. | |||
5 | Аппликация из геометрических фигур. Лесенка. | Цветная бумага, картон | ||
6 | Аппликация из геометрических фигур. Дом. | |||
7 | Рисование нетрадиционным методом. Листопад. | Соломка, нитки, картон | ||
8 | Рисование нетрадиционным методом. Радуга. | |||
9 | Аппликация из пуговиц. Светофор. | Пуговицы, картон | ||
10 | Аппликация из пуговиц. Змейка. | |||
11 | Аппликация из салфеток. Дубовый лист. | Салфетки, картон | ||
12 | Аппликация из салфеток. Кленовый лист. | |||
13 | Аппликация на дисках. Зимняя сказка. (часть 1) | Диски, паетки | ||
14 | Аппликация на дисках. Зимняя сказка. (часть 2) | |||
15 | Объёмная аппликация. Елочка. | Гофрированная бумага, цветная бумага, картон | ||
16 | Объёмная аппликация. Новогодняя игрушка. | |||
II. Работа с пластическими материалами (10 часов) | ||||
17 | Рисование пластилином. Снеговик. | Пластилин, картон | ||
18 | Рисование пластилином. Сани | |||
19 | Рисование пластилином. Деревья. | |||
20 | Рисование пластилином. Лес. | |||
21 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки | ||
22 | Обратная мозаика на прозрачной основе. Корабль. | |||
23 | Обратная мозаика на прозрачной основе. Тюльпаны. | |||
24 | Обратная мозаика на прозрачной основе. Мимоза | |||
25 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто | ||
26 | Лепка из солёного теста. Ваза. | |||
III. Аппликация из деталей оригами (6 часов) | ||||
27 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | Цветная бумага, картон | ||
28 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. Букет. | |||
29 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. Регата. | |||
30 | Коллективные композиции в технике оригами. | Цветная бумага, картон | ||
31 | Коллективные композиции в технике оригами. Планирование. | |||
32-33 | Презентация коллективных композиций в технике оригами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Программа по внеурочной деятельности «Очумелые ручки».
программа на 4 года обучения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности на 1 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100...
Авторская программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" (2 класс)
В данной программе "Умелые ручки" предусмотрена работа по расширению знаний и умений детей по обработке различных материалов. Дети знакомятся с такими операциями, как резание, плетение, с...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
программа разработана для внеурочной деятельности 1-4 классы "Умелые ручки"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Умелые ручки" 2 класс
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса, планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование....