Конспект современного урока, для проведения в классе, имеющем в составе детей с ОВЗ.
план-конспект урока (2 класс) на тему
Предмет | ИЗО |
Класс | 2 класс |
Тип урока | Урок формирования первоначальных предметных знаний и навыков овладения предметными умениями. |
Тема | История возникновения русской матрёшки. Роспись матрёшки. |
Цель | Формировать художественно-эстетическое представления младших школьников на основе знакомства с историей возникновения русской матрёшки и её росписью. |
Задачи урока | Образовательные задачи: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России. Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение, фантазию; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к искусству, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе, чувство прекрасного и доброту. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
|
Форма работы | Коллективная, групповая. |
Основные термины и понятия | Роспись, матрёшка |
Планируемый результат и уровень усвоения (УУД) | *личностные: обучающийся ценит и принимает следующие базовые ценности: «природа», «красота»; учится видеть прекрасное вокруг себя. *регулятивные: обучающийся самостоятельно организовывает свое рабочее место; определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяет план выполнения задания под руководством учителя; использует в работе художественные инструменты и материалы (гуашь); оценивает свое задание по следующим параметрам: «легко выполнять», «возникли сложности при выполнении»; *познавательные: обучающийся познакомится с историей возникновения матрешки; *коммуникативные: обучающийся участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения по теме урока.
|
Оборудование | Карточки (для детей с ОВЗ), компьютер, диск, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация. Доклады детей. Шаблон матрёшки, краски, кисточки, альбом, тряпочка, ёмкость с водой. Зрительный ряд: различные образцы матрёшки, вырезанные солнышки для каждого ученика.
|
План урока |
|
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1. Мотивационный компонент. Цель: создать условия для внутренней потребности включения в деятельность. | - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в далёкое прошлое и поговорим и старинном символе России. Но прежде чем туда отправится проверьте всё ли у вас на партах (баночки с водой, бумага, акварельные и гуашевые краски, кисти, тряпочка и шаблоны). -Давайте вспомним правила урока! | Проверка готовности к уроку и коллективный рассказ стихотворения: Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре – | |
2. Актуализация знаний. Цель: готовность мышления и осознание потребности к знаниям. | - А вот что же это за старинный символ России? Вы узнаете, когда отгадаете загадку, а детям с ОВЗ загадки даются на карточках (учитель зачитывает, когда весь класс думает над загадкой прочитанной ранее) Рядом разные подружки Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.
- Кто это? -Правильно, матрёшка! (на интерактивной доске появляется большая матрёшка слайд 1.) - Молодцы! Учитель показывает игрушки- матрёшки. Детям с ОВЗ даются матрёшки лично на парту в руки. - Рассмотрите её внимательно.
| Учащиеся отвечают, отгадывая загадку
- Матрёшка или матрёшки.
- Матрёшки!!!
Все внимательно смотрят. А «особые» детки внимательно её рассматривают, трогают руками и разбирают, собирают матрёшку.
| |
3. Создание проблемной ситуации. Цель: создать положительный эмоциональный настрой для усвоения нового материала. | -Почему же её называют русской красавицей? -Знаете? -Хотите выяснить и узнать? - Поэтому тема сегодняшнего урока посвящена Русской красавице известной во всём мире, талисману России – матрёшке! -На сегодняшнем уроке мы познакомимся с историей русской матрёшки и научимся красиво расписывать одежду матрёшки. | Учащиеся отвечают на вопросы - Не знаем? - Очень хотим.
Слушают учителя. | |
4. Совместное открытие новых знаний. (презентация + доклад) Постановка решения учебной задачи. | - Сегодня для нашего урока дети из каждой группы приготовили доклады.( На доске появляется слайд 2. Темы докладов.) - Что же такое матрёшка? Расскажет…
- Молодец! Спасибо за доклад!
- Как вы думаете, матрешка – исконно русская игрушка или нет? (Рассказ учителя) - Прообразом русской матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурумы, которую привезли из Японии с острова Хонсю, в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Фукурума - добродушный лысый мудрец, один из семи богов удачи. (Слайд 3.)
- Кто же создал матрёшку? Расскажет…
- Молодец! Спасибо за доклад! (Рассказ учителя) - В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрешку наградили бронзовой медалью « За лучшее воплощение идеи сохранения и объединения семьи». Игрушка так понравилась в России и за границей, что началось массовое производство матрешек. Популярность матрешки привела к тому, что их стали делать не только в Сергиевом Посаде, но и в других областях России. Постепенно появились разные стили росписи любимой народом игрушки. Кроме сергиево-посадских, появились семёновские матрёшки, вятские, полхов-майданские. Сергиево-посадская похожа на людей. У нее всегда прорисованы ручки, есть полный костюм: рубаха, сарафан, передник. Эта матрёшка – работница: она, как правило, с предметами – курицей, узелком, поросёнком, кошкой, ребёнком, корзинкой. В посадской матрешке цвета разнообразные, яркие и сам цвет распределён равномерно. (Слайд 5.) Загорские матрешки - круглолицые девушки в платках, передниках и сарафанах. Они расписаны простыми цветами, листочками и точками. Обычно используют три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий. Контуры рисунка обводят черным. (Слайд 6) Семеновская матрёшка появилась в селе Семеново, в поволжье на 20 лет позже сергиево-посадской. Самая нарядная часть – фартук с яркими цветами. В росписи семеновской матрешки используют всего три цвета – красный, жёлтый и зелёный. У семёновской матрёшки не всегда прописаны ручки и нет дополнительных деталей. Семеновская матрёшка была почти в каждой семье. (Слайд 7). Формой полховская матрешка заметно отличается от своих сестер. У нее вытянутая фигурка с маленькой, головкой или почти ровный столбик. Полховская матрёшка самая цветастая, но и самая грубо прописанная. У неё часто отсутствуют в рисунке ручки, нет дополнительных деталей. Роспись полховских матрешек строится на сочетании несочетаемых цветов: малинового – красного, зеленого- желтого, лилового и черного. (Слайдж 8.) Вятская матрёшка самая северная матрёшка. Это голубоглазая девушка с мягкой застенчивой улыбкой. Особенность вятской матрёшки в том, что ее не только расписывают красками, но и украшают соломкой. Мода на матрешку вышла за пределы национальных границ. Появились башкирские и марийские матрешки, расписанные в национальных традициях (Слайд 9).
- Как же появляется на свет матрёшка? Расскажет…
- Молодец! Спасибо за доклад! (Рассказ учителя) - Очень популярны матрешки и по мотивам сказок: Сказка о царе Салтане, Сказка о мертвой царевне Алексанра Пушкина, Конек-Горбунок Павла Ершова и многие другие… Самая большая матрешка высотой один метр состоит из 72-х кукол. Это семёновская матрёшка. По мастерству исполнения её можно сравнить с блохой, которую подковал Левша: стенки каждой куколки полмиллиметра! ( Слайд 10). Самая маленькая матрешечка размером с пшеничное зёрнышко. (Слайд 11). Матрешки вдохновляют современных художников на новые проекты. В 2011 году на русской выставке в Париже были показаны матрешки высотой 5 метров! Каждая представляла один из народных промыслов России: жостово, городецкую роспись, хохлому и другие. Собрания матрешек находятся более чем в 30 странах. В одной американской коллекции их более 6 000. Матрешка обошла не только земной шар, она даже в космосе побывала. Ее взял в полет космонавт Андриян Николаев. Семеновская матрешка «Космос взят!» На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958г. наша матрёшка получила золотую медаль. -Давайте на время представим себя матрешками.
| Учащиеся у доски выступают с докладами, все остальные внимательно слушают. Ученик1. - Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяна, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. В словаре русского языка С. И. Ожёгова есть определение : Что такое матрёшка? « Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера» Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление!
Предположение детей.
Ученик 2. Японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад - это была круглолицая румяная девушка в цветном платке, сарафане, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Самым распространённым на Руси именем было Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным. Первая матрешка цела до сих пор и находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде (Слайд 4)
Учащиеся внимательно рассматривают слайды и слушают)
Ученик 3. - У каждого мастера есть свой секрет. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, берёза, осина. Первой на свет появляется маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Когда тело матрёшки готово, начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись. Сначала мастер точит самую маленькую матрешечку. Заготовку надо выточить из дерева, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше... Самой популярной является пятиместная матрешка. Но часто встречаются матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Современные художники делают матрешек в стиле лаковой миниатюры Палеха или Федоскинской росписи. Сейчас в жизни матрешек самый интересный период. Наступило время авторской игрушки. Но места ее производства остались прежними.
Учащиеся внимательно слушают и рассматривают слайды. | |
5. Динамическая пауза. | Звучит русская народная музыка. Учитель показывает танцевальные движения. - Вот туловище и ножки разогрелись, а теперь должны разогреться пальчики на руках, что бы легче было выполнять работу. *** Мы весёлые матрёшки Мы танцуем и поем, Никуда от нас не деться, Всех нас вместе в десятерым… | Дети встают и выполняют движения за учителем. Ученики садятся и приготавливают пальчики.
Выполняют движения пальчиками за учителем. | |
6. Самостоятельная работа учащихся. Цель: применение нового, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | -Ребята, у каждого на парте лежат шаблоны матрёшек. Сегодня мы попробуем стать мастерами-художниками и нарисуем и распишем матрешки. Работать мы будем в группах. Первая группа рисует Сергеево –посадских матрёшек. Вторая группа – Загорских матрёшек. Третья группа – Семёновских матрёшек. Четвёртая группа – Полховских матрёшек. - Сначала надо показать лицо и линию волос. Потом аккуратно намечаем глаза, нос и рот, щёки. - Далее рисуем одежду для нашей матрешки: платочек, рукава, передник. Растительный узор на матрёшке вы выполните самостоятельно. Проявите свою фантазию! Для этого вы будете использовать цветочный мир, листья и ягоды. Какие цвета гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. -Желаю всем творческих успехов! Учитель отмечает трудолюбие, аккуратность выполнения, умение подобрать сочетание цвета, индивидуально у каждого ученика. Все матрёшки представлены на слайде 12. | Работа в группах.
Учащиеся выполняют работу вместе и под контролем учителя, опираясь на слайд 12. Детям с ОВЗ учитель уделяет большее внимание при рисовании матрёшки, в подборе узора и подборе цвета.
Учащиеся заканчивают свою работу. | |
7. Включение в систему знаний и повторений. Цель: включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | -Сегодня все были молодцы, все приложили своё старание и умение. Давайте вспомним: (вопросы задаются устно) - Ребята, о ком мы сегодня говорили? - Кто был прообразом русской матрешки? - От какого русского имени названа матрёшка? - Какие виды русских матрешек вы запомнили? Для «особых» детей даются карточки.(Слова в два столбика, нужно соотнести понятия)
| Ответы детей. - О русской красавице – Матрёшке. - Прообразом русской матрёшки стала точёная фигура буддийского святого Фукурмы. - Матрёшка названа в честь самого распространённого имени на Руси – Матрёна или ласково Матрёнушка. - Матрёшки были Сергиево –посадские, загорские, семёновские, полховские и вятские.
Выполняется взаимопроверка «сильные» дети проверяют ответы на карточках) | |
8. Выставка работ. | Организация выставки изготовленных работ для анализа результата. -Ребята, кто выполнил работу, тот может уже прикреплять свои рисунки на доску. И мы все вместе посмотрим, что у вас вышло. Посмотрите, какие замечательные и необычные матрёшки у вас получились!
| Осматривают рисунки, демонстрируют, оценивают достижения свои и других. Находят недочёты и говорят об ошибках. | |
9. Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности, осознание границ применения нового знания. | Молодцы! Вы все справились с работой. Как вы думаете, удалось ли ребятам передать образ русской красавицы - мартёшки? Докажите. Итак, что мы сегодня делали на уроке? Все ли этапы вы соблюдали, когда работали самостоятельно? Сложно ли вам было выполнять работу? В чем были сложности? Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий
Урок подошел к концу, вы большие молодцы. Спасибо за урок!
| Дети отвечают на вопросы.
Дети выставляют солнышко на ступеньку шкалы.
Ученики благодарят учителя за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс
Урок в 1 классе по теме " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...
Конспект современного урока по математике "Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?" 2 класс
Урок разработан в соответствии ФГОС. К уроку составлена технологическая карта, презентация....
Технология построения конспекта современного урока
Технология построения конспекта современного урока...
Открытый урок музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»»
Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»». Тип урока: урок открытия нового знани...
Конспект открытого урока по математике в классе-комплекте (3-4 ) с использованием современных технологий.Тема урока: «Повторение пройденного».
Конспект урока по математике в классе- комплекте(3-4) . Тема"Повторение пройденного"....
Конспект открытого урока в 8-е классе по предмету « Математические представления и конструирование» тема: «Упражнения в узнавании цифр от 1 до 9, в правильном и перевернутом расположении». Составила и провела учитель 1 категории Казачек И.А. Дата проведен
Конспект открытого урока в 8-е классепо предмету « Математические представления и конструирование»тема: «Упражнения в узнавании цифр от 1 до 9, в правильном и перевернутом расположен...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"...