Семинар по теме: Гласные звуки и буквы" 1 класс
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Лисман Ирина Владимировна

- закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];

- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

- учить выделять гласный звук в слове;

   - учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];

- закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, О, Э.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в течение всего занятия;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

 Оборудование: картинка с гласными звуками, красный гномик, буквы, презентация, бабочки трёх цветов, цветы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_zvuki_i_bukvy_seminar.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ивановская СОШ»

Тема:

«Гласные звуки и буквы 1 класс»

                                                 Подготовила учитель-логопед I категории

                                                                                                  Лисман И. В.

        2016 г.

Тема: Гласные звуки и буквы 1 класс

Цели занятия:

Образовательные:

- закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];

- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

- учить выделять гласный звук в слове;

   - учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];

- закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, О, Э.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в течение всего занятия;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

 Оборудование: картинка с гласными звуками, красный гномик, буквы, презентация, бабочки трёх цветов, цветы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

1.Психогимнастика (ЗЕРКАЛА)

Ребята, у нас сегодня гости. Вы рады видеть гостей? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают радость). Молодцы! Давайте улыбнёмся гостям и самим себе. Хорошо! А теперь садимся и начинаем наше занятие. Посмотрите, на столах у вас лежат бабочки 3 цветов. Красного, желтого и синего. На доске висят 3 цветочка: роза, ромашка и василёк. Давайте определим  какое у вас настроение в начале нашего занятия. Красная бабочка-хорошее  настроение и живет она на красной розе, желтая бабочка-настроение не очень и живёт она на ромашке, синяя бабочка-настроение плохое и живёт она на васильке. Поселите бабочек на цветы. Дети выходят по очереди к доске. Хорошо!

2. Ребята, но у нас есть ещё одна гостья. (1 СЛАЙД) Это Маша. Она, как и вы пошла  в школу.  И  пришла сегодня к нам на занятие не просто так, ей хочется посмотреть, как вы справитесь с её заданиями. Давайте покажем Маше чему мы научились,  Ещё Маша  принесла с собой коробку, но открыть мы сможем её только в конце занятия.

2. Артикуляционная гимнастика. (ЗЕРКАЛА)

Прежде чем начать занятие повторим правила

Наши ушки  слушают.

Ротик- на замочке

Рука- ключик к замочку. Наши глазки всё замечают и запоминают.

Говорим  чётко, громко, красиво

Для этого потренируем органы речи

  1. Лопаточка
  2. Накажем непослушный язык
  3. Заборчик. Заборчик - трубочка
  4. Иголочка
  5. Часика
  6. Качели
  7. Лопаточка
  8. Вкусное варенье
  9. Забей мяч в ворота

Молодцы!

3. Послушайте меня внимательно и  повторите ритмический рисунок.

1-2                 2-1                2-2-1                 1-1-2                2-2                 2-1-2                

Ребята, посмотрите на столах у вас лежат тарелочки с манкой, сейчас мы с вами поиграем с Машей.

4. Угадать звук по артикуляции, обозначить буквой

А теперь Маша покажет вам звуки, а вы их должны отгадать по губам. А на  тарелочках  с манкой напишите букву, которая обозначает этот звук.

(2-6 СЛАЙДЫ)

Что за звуки загадала Маша?                                ГЛАСНЫЕ

Догадались, о каких звуках мы будем сегодня говорить на занятии?

А какие ещё звуки бывают?                                СОГЛАСНЫЕ

Чем отличаются гласные от согласных?                        МОЖНО ПЕТЬ, НЕТ ПРЕГРАДЫ

А сейчас послушайте загадки, на столе лежат отгадки-картинки, вы должны будете отгадать загадку, найти картинку и вывесить её на доску.

Загадки:

Круглый, полосатый,

 С огорода  взятый,

 Алый, сахарный,

 Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

С ушами, но не заяц,

 Серый, но не волк,

 У него есть хвост

 И четыре копыта. (ослик)

Что это у Галочки?

 Ниточка на палочке.

 Палочка в руке.

 Ниточка в реке.

 Обменяет ей река

 Окунька на червяка. (удочка)

Бежит свинка,

 Стальная спинка,

 Льняной хвостик,

 Всех одевает, а себя никогда. (иголка)

На лучинке, в бумажке,

 В шоколадной рубашке,

 В руки просится само.

 Что же это? (эскимо)

Эту букву знаешь ты?

 Есть она в словах: "кроты,

 "Бусы", "сыр" и в слове "мы".

 Ты запомни букву Ы.

Молодцы! Хорошо!

Посмотрите на доску и назовите первый звук во всех словах. А, О , У, И, Э. И звук Ы не может стоять в начале, он стоит в словах в середине и конце.

А сейчас поиграем «Выдели звук в слове». У каждого ребёнка волшебная птичка (головка, туловище, хвостик), если звук стоит в начале поднимаем головку, в середине-туловище, в конце хвостик. Молодцы!

5. Выделение гласных из середины слова  (7 СЛАЙД)

1. Помогите Маше выделить гласные из названия картинок.

2. Помогите найти Машинам картинкам свой домик (8-11СЛАЙДЫ)

 Ребята, звук мы слышим, а букву видим и пишем. Обозначим звук буквой. У вас на столах лежат буквы, я произношу звук, а вы поднимаете соответствующую букву. Хорошо!

6. Физкультминутка (12 слайд)

7. Работа со слогами (13 СЛАЙД)

Помогите Маше подняться по ступенькам к Медведю.

Какая буква не меняется? М- гласный или согласный?

Спустимся со ступенек. Какая буква не меняется? У- гласный или согласный? Почему?

Прочитайте нижние слоги. Какой слог не подходит к другим? Почему?

(УР- начинается с гласного; МО- нет буквы Р)

Найдите слово, которое спряталось в ступеньках. ( Маша)

Если бы мы стали записывать это слова, то с какой буквы записали? ( с заглавной) Почему?

Выделите гласные в этом слове.

8. Работа в парах. Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в парах, определите свои пары, хлопнули в ладоши. Каждой паре я раздам листок  и вы должны будете выполнить задания по листочку. Понятно? Молодцы!

9. Работа в тетради.   Напишем Буквы: А, У, О, И, Ы, Э. (14 СЛАЙД)

1.        Маша решила загадать вам слово.

          В слове 4 звука

3 звук - О

Последний звук  Т

2 звук - Р

слово начинается со звука К

Какое это слово? (крот) (15 СЛАЙД)

Кто такой крот? (Небольшой зверёк, живёт под землёй. Питается насекомыми и личинками. Приносит пользу - разрыхляет почву. Если много кротов– вред - уничтожает червей, засыхают растения, нарушается внешний дизайна.)

Подчеркните гласную букву красным карандашом. Давайте сделаем звуковую схему слова КРОТ. Один ребёнок у доски, все остальные на местах.

2.        Маша просит составить слово по первым звукам названий картинок ( 16 СЛАЙД)

        Что это? (кукла) Выделите гласные (У-А). Первый звук.(К)

        (рыба)-                                Ы - А                         - Р

        (арбуз)-                                А - У                        - А

        (ножницы)-                                О –И - Ы                - Н

Запишите слово, которое просит составить Маша.

Какой вы знаете кран? (водопроводный, подъёмный) (17 СЛАЙД)

Для чего нужен водопроводный кран? (Открывать и закрывать воду)

Для чего нужен подъёмный кран? (для подъёма и перемещения грузов)

Маша просит составить предложение со словом КРАН.

( Папа починил водопроводный кран. Подъёмный кран работает на стройке. )

Сделайте звуковую схему слова кран. (18 СЛАЙД) 

3.        Маша утверждает, что все эти слова подходят к данной схеме. Она права?

 (18 СЛАЙД)

 Какие слова лишние?     УТРО, МАМА

 Какое бывает утро? (летнее, раннее, холодное)

 Какая может быть мама? (любимая, добрая, ласковая)

10. Работа в группах.  Делимся на группы. Ребята, посмотрите внимательно на образец. Давайте назовём геометрические фигуры. В каждой геометрической фигуре  написана буква, давайте назовём фигуру и букву. А дальше внизу пустые геометрические фигуры, вот вы сейчас должны своей группой правильно вписать буквы в геометрическую фигуру, глядя на образец.

                     

11. Итог

- Какие звуки мы вспомнили сегодня на занятии?

- Какие это звуки? Почему?

- Чем звуки обозначаются на письме?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

- Что вызвало у вас  трудности?

А теперь, посмотрите у вас у каждого на столах лежат круги с цифрами и буквами, посмотрите внимательно на цифру и напротив букву. Сейчас я буду хлопать цифру, а вы должны в тетрадях записать  соответствующую букву и в итоге у нас получится слово, а какое мы с вами узнаем. Готовы?

МОЛОДЦЫ!

 (СЛАЙД 19)

      12. Рефлексия. Работа с бабочками. Музыка. (слайд 20).  Озеро «Доброты и желаний». Ребята, сейчас мы с вами подарим частичку своих сердец нашим гостям. Раздаю каждому ребёнку свечку и зажигаю её, дети опускают свечу в «озеро доброты и желаний». Мы хотим пожелать гостям и дети по очереди желают: здоровья, счастья, любви, удачи, благополучия, везения, мира, хорошего настроения!

А что же в коробке? Маша дарит вам воздушные шарики (каждый берёт по шарику).

Молодцы! Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме "Гласные звуки" для 2 класса по ФГОСам

тест для учащихся 2 класса по программе "Школа России" к учебнику Канакиной...

Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....

Конспект урока по чтению в 1 классе по теме "Гласный звук э, буквы Э,э."

Урок по УМК  Школа России, программный материал....

Учебно-методический комплект + раздаточный материал по русскому языку за 1 класс на тему "Гласные звуки. Буквы обозначающие гласные звуки." (Школа России)

учить различать гласные звуки и гласные буквы, формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков....

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...