ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
В этой статье раскрывается тема формирования орфографических умений у учеников с задержкой психического развития. Предложен метод работы над трудными словами. Благодаря этой методике, учащиеся стали реже допускать ошибки при написании слов с непроверяемыми гласными. Проявляют интерес на уроках русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В начальных классах изучается более половины важнейших правил орфографии. У школьников с задержкой психического развития возникают значительные трудности в усвоении орфографических правил и применении их в практической деятельности, так как знания и представления об окружающем мире у них неполноценны, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, познавательные интересы выражены крайне слабо, речь не сформирована до необходимого уровня. В связи с этим дети с задержкой психического развития допускают множество ошибок, особенно в словах с непроверяемыми написаниями. Для повышения грамотности учеников с задержкой психического развития, а конкретно в работе над словами с непроверяемыми написаниями, была разработана и апробирована система упражнений, учитывающая индивидуальные и возрастные особенности детей с задержкой психического развития. Система этих упражнений позволила повысить эффективность работы со словами, в которых есть непроверяемые написания.
Нужно сказать, что задержка психического развития – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости в интеллектуальной сфере.
Для увеличения грамотности учащихся учителем на каждом уроке русского языка проводится лексико-орфографическая работа, которая имеет большое значение, так как у учеников с задержкой психического развития скудный словарный запас, неустойчивая память, они допускают много ошибок.
Формы методы работы над трудными словами разнообразны. Выбор их зависит от конкретных условий: характера материала, подготовленности учеников, особенностей их познавательной и волевой сферы.
Я исследовала основные приемы введения лексического значения слова и упражнения для запоминания его написания. Это имитативные упражнения (списывание), диктанты, грамматико-орфографическое комментирование, этимологический анализ (некоторые слова с непроверяемыми написаниями можно проверить на основе знания этимологии этих слов). Но наибольший интерес вызвала адаптивная методика, которую разработала Ольга Леонидовна Соболева. Суть адаптивной методики заключается в следующем: ребенку предлагается запомнить слово удобным ему способом при помощи стихотворения, сказки, ассоциации. Таким образом происходит соединение двух подходов – логического и ассоциативного; конкретное слово с непроверяемым написанием связывается у ребенка с ассоциацией (с картинкой, стихотворением, сказкой).
Таким образом, каждому ученику предлагалось запомнить написание «словарного» слова различными интересными для него способами.
Например, написание слова «собака» предлагалось запомнить с помощью сказки: «Жила-была когда-то давно «бака». Она умела лаять, сторожить дом и любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о». И грызть бублик, похожий на букву «о». В общем, она очень полюбила букву «о». А когда полюбила, то захотела писаться с этой буквой. И стали ее писать с «о», вот так: с«о»бака. А потом и просто «собака». Так до сих пор и пишут.
Написание слова «пенал» предлагается запомнить с помощью стихотворения:
Петя в руку взял пенал,
Только крышку приподнял –
Из пенала лезет пена!!!
Вот она уж по колено,
Вот под пеной Петя скрылся!
Тут пенал вдруг сам закрылся –
Сразу вся исчезла пена,
Петя вырвался из плена
И сейчас же написал
Слово трудное «ПЕНАЛ»
Через «Е», как слово «ПЕНА»,
Так и нужно, несомненно!
И с тех пор его пенал
Больше пены не пускал.
Благодаря этой методике учащиеся стали реже допускать ошибки при написании слов с непроверяемыми написаниями, проявляют интерес на уроках русского языка, стали более усидчивыми.
Индивидуальный подход к каждому ученику в работе над словами с непроверяемыми написаниями также дал положительный результат. Отмечаются тенденции в развитии памяти, несколько повысилась работоспособность.
Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что формирование умения писать слова с непроверяемыми написаниями у третьеклассников с ЗПР повысится в результате соблюдения двух условий: выбор приема работы со словами должен учитывать лингвистические особенности этого слова и специфику речевого и индивидуального развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического слуха у детей с задержкой психического развития
Фонематический слух - это способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.В понятие фонематический слух входит:- умение различать твердые и мягкие...
"Своеобразие формирования трудовых умений и навыков у детей с задержкой психического развития"
Анализ научной литературы по проблеме формирования трудовых умений и навыков у детей с ЗПР...
Презентация «Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития»
В презентации представлен материал по теме «Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития»...
"Формирование учебной мотивации у детей с задержкой психического развития"
Данный материал предназначен для учителей с целью оказания помощи при формировании мотивации у детей с ОВЗ....
Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития
В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....
Презентация по теме: "Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития"
В настоящее время в современном школе остро стоит задача повышения эффективности обучения. При правильном построении коррекционной работы важную роль в развитии учебной мотивации начинает играть урове...
Обогащение лексического запаса и приёмы формирования и развития орфографической зоркости в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с задержкой психического развития
Выпускник научится:¢применять правила правописания;¢определять написание слова по орфографическому словарю;¢безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;¢писать под диктовку текс...