Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа на тему

Русанова Галина Николаевна

 

                                                      Пояснительная записка

      Программа разработана для занятий с учащимися 2-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, ФГОС ООО, разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования, Уставом МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»,  на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.  и авторской программы педагога  Мартьяновой С. А.

  В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

      Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kruzhku_umelye_ruchki_1.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Пояснительная записка

      Программа разработана для занятий с учащимися 2-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, ФГОС ООО, разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования, Уставом МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»,  на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.  и авторской программы педагога  Мартьяновой С. А.

  В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

      Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

      Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

         Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

     Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

                                         Отличительные особенности программы

Базовые теоретические идеи, ключевые понятия

       Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.

Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).

Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 8 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь

Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

Особенности    возрастной    группы   учащихся начальных классов:

возраст детей и их психологические особенности

Дети 8-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

 - «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Общее количество часов: 210 часов

Из расчёта:

2 часа в неделю:  

  • 2 класс – 70 часов,
  • 3 класс – 70 часов,
  • 4 класс – 70 часов.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

 «Умелые ручки»

Прогнозируемый результат:

Скоординированы движения кистей рук воспитанников;

- развито творческое воображение у воспитанников;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Содержание программы

2 класс, 70 часов

Количество часов

Тема

Материалы

I. Аппликация и моделирование (24 часа)

1-8

Аппликация из листьев и цветов.

Засушенные цветы, листья

9-16

Аппликация из птичьих перьев.

Птичьи перья, картон

17-24

Аппликация из соломы.

Солома, картон

II. Работа с пластическими материалами (16 часов)

1-4

Разрезание смешанного пластилина.

Пластилин, тонкая проволока, картон

5-8

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Пластилин, прозрачные крышки

9-12

Торцевание на пластилине.

Пластилин, гофрированная бумага

13-16

Лепка из солёного теста.

Солёное тесто

III. Поделки из гофрированной бумаги

(10 часа)

1-10

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

Гофрированная бумага, картон

IV. Модульное оригами (20часов)

1-4

Треугольный модуль оригами.

Цветная бумага

5-8

Замыкание модулей в кольцо.

Цветная бумага

9-20

Объёмные фигуры на основе формы «чаша».

Цветная бумага

Календарно – тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Материалы

дата

план

факт

I. Аппликация и моделирование – 24 часов

1 четверть – 18часов

1- 8

8

Аппликация из листьев и цветов.

Засушенные цветы, листья

9 - 16

6

Аппликация из птичьих перьев.

Птичьи перья, картон

17-18

2

Аппликация из пайеток.

Солома, картон

2 четверть – 14часов

19- 32

14

Аппликация из пайеток.

Солома, картон

II. Работа с пластическими материалами – 8  часов

13-14

4

Разрезание смешанного пластилина.

Пластилин, тонкая проволока, картон

15 - 16

4

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Пластилин, прозрачные крышки

3 четверть – 20 часов

33-38

6

Торцевание на пластилине.

Пластилин, гофрированная бумага

39 - 42

4

Лепка из солёного теста.

Солёное тесто

III. Поделки из гофрированной бумаги – 8  часов

43-51

8

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

Гофрированная бумага, картон

IV. Модульное оригами – 20 часов

52-53

2

Треугольный модуль оригами.

Цветная бумага

4 четверть – 18 часов

54-57

4

Замыкание модулей в кольцо.

Цветная бумага

58 - 69

13

Объёмные фигуры на основе формы «чаша».

Цветная бумага

70

1

Итоговое занятие. Выставка «Чему мы научились»

Содержание программы 3 класс (70 часов)

Часы

Темы

Материалы

Раздел 1. Работа с бумагой. 32 часа. По книгам серии «Любимый образ»

1

2

Аппликация с раздвижкой

Журнальная бумага

2

4

Оригами из окрашенной бумаги

Белая бумага, краски

3

4

Симметричное силуэтное вырезание

Цветная бумага

4

4

Транспарантное вырезание

Цветная бумага

5

2

Аппликация из рельефной бумаги

Цветная бумага

6

2

Коллаж из различных материалов

Разные виды бумаги, картон, тесьма.

7

4

Объёмное моделирование из бумаги

Цветная бумага

8

2

Объёмные изделия в технике многослойного торцевания

Гофрированная бумага, проволока

9

4

Веерное гофрирование

Цветная бумага, картон

10

4

Трубочки из гофрированной бумаги

Гофрированная бумага

Раздел 2. Текстильные материалы. 20 часов. По книгам серии «Любимый образ»

1

2

Аппликация из синтепона со сдвижкой

Синтепон, бумага, картон

2

10

Вязание крючком

Пряжа

3

8

Шитьё мягкой игрушки

Ткань, синтепон

Раздел 3. Модульное оригами. 18 часов. По книге «Забавные фигурки. Модульное оригами»

1

8

Конструирование цветов

Цветная бумага

2

5

Конструирование птиц сложной формы

Цветная бумага

3

5

Соединение модулей разного размера в одном изделии.

Белая и цветная бумага

Тематическое планирование занятий курса «Умелые ручки»

3класс

70 часов

Часы

Темы

Дата

По плану

Фактически

1-2

2

Аппликация с раздвижкой

  3-6

4

Веерное гофрирование, аппликация

7-10

4

Оригами из окрашенной бумаги

11-14

4

Объёмное моделирование из бумаги

15-18

4

Трубочки из гофрированной бумаги

19-22

4

Аппликация из рельефной бумаги

23-24

2

Коллаж из разных материалов

25-26

2

Вязание крючком. Воздушные цепочки

27-30

4

Вязание крючком. Аппликация

31-34

4

Модульное оригами. Конструирование птиц сложной формы

35-38

4

Транспарантное вырезание

39-42

4

Симметричное силуэтное вырезание

43-44

2

Аппликация из синтепона со сдвижкой

45-52

8

Шитьё мягкой игрушки

53-56

4

Вязание крючком. Объёмные цветы

57-60

4

Модульное оригами. Соединение модулей разного размера в одном изделии

61-68

8

Модульное оригами. Объёмные цветы

69-70

2

Объёмные цветы в технике многослойного торцевания

Содержание программы 4 класс (70 часов)

Часы

Тема

Материалы

Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. 26 часов. По книгам серии «Любимый образ»

1

2

Симметричное вырезание

Цветная и белая бумага

2

2

Игрушки из картона с подвижными деталями

Картон, проволока

3

2

Моделирование из конусов.

Цветная бумага

4

2

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе

Гофрированная бумага, проволока

5

4

Объёмное конструирование из деталей оригами

Цветная бумага

6

4

Моделирование из бумажных салфеток

Цветная бумага, салфетки

7

4

Простое торцевание на бумажной основе

Гофрированная бумага, картон

8

4

Многослойное торцевание

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон

9

2

Моделирование из фольги

Фольга, проволока

Раздел 2. Текстильные материалы. 22 часа.

 По книгам серии «Любимый образ»

1

2

Аппликация из резаных нитей

Шерсть, картон

2

6

Изонить

Картон, мулине

3

2

Приклеивание ниток по спирали

Шерсть, картон

4

2

Вышивание по ткани

Ткань, мулине

5

2

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

Ткань, бумага, тесьма

6

2

Аппликация из ткани и ниток

Ткань, шерсть, картон

7

6

Шитьё по выкройкам

Ткань, шерсть, тесьма

Раздел 3. Модульное оригами. 22 часа. По книге «Забавные фигурки. Модульное оригами»

1

6

Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля

Цветная, белая, упаковочная бумага

2

4

Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля

Цветная и белая бумага

3

4

Объёмные изделия из треугольных модулей

Цветная бумага

4

8

Художественные образы из треугольных модулей

Цветная и белая бумага

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Умелые ручки»

4 класс

70 часов

Часы

Темы

Дата

По плану

Фактически

1-2

2

Симметричное вырезание

3-4

2

Игрушки из картона с подвижными деталями

6-7

2

Моделирование из конусов

8-9

2

Моделирование из гофрированной бумаги  на проволочном каркасе

10-14

4

Объемное конструирование из деталей оригами

15-18

4

Моделирование из бумажных салфеток

19-22

4

Простое торцевание на бумажной основе

23-26

4

Многослойное торцевание

27-28

2

Моделирование из фольги

29-30

2

Приклеивание ниток по спирали

31-36

6

Изонить

37-38

2

Аппликация из резаных  нитей

39-40

2

Вышивание по ткани

41-42

2

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

43-44

2

Аппликация из ткани и ниток

45-50

6

Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля

51-56

6

Шитьё по выкройкам

57-60

4

Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы

61-64

4

Объёмные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны

65-70

6

Художественные образы из треугольных модулей


Список пособий:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru 

6. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru 






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам;   знакомит детей с терминологией, техниками работы по...

Рабочая программа "Очумелые ручки"

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...

рабочая программа "Золотые ручки"

Программа "Золотые ручкаи" для внеурочных занятий с учщимися 1-4 классов. Цель: гармоничное развитие учащимся средствами художественного творчества....

Рабочая программа "Умелые ручки". 1 класс

 Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общекультурного направления «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовател...