Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа на тему
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 2-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, ФГОС ООО, разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования, Уставом МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа», на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kruzhku_umelye_ruchki_1.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 2-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, ФГОС ООО, разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования, Уставом МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа», на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Отличительные особенности программы
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 8 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:
возраст детей и их психологические особенности
Дети 8-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Общее количество часов: 210 часов
Из расчёта:
2 часа в неделю:
- 2 класс – 70 часов,
- 3 класс – 70 часов,
- 4 класс – 70 часов.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы
2 класс, 70 часов
Количество часов | Тема | Материалы |
I. Аппликация и моделирование (24 часа) | ||
1-8 | Аппликация из листьев и цветов. | Засушенные цветы, листья |
9-16 | Аппликация из птичьих перьев. | Птичьи перья, картон |
17-24 | Аппликация из соломы. | Солома, картон |
II. Работа с пластическими материалами (16 часов) | ||
1-4 | Разрезание смешанного пластилина. | Пластилин, тонкая проволока, картон |
5-8 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки |
9-12 | Торцевание на пластилине. | Пластилин, гофрированная бумага |
13-16 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто |
III. Поделки из гофрированной бумаги (10 часа) | ||
1-10 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | Гофрированная бумага, картон |
IV. Модульное оригами (20часов) | ||
1-4 | Треугольный модуль оригами. | Цветная бумага |
5-8 | Замыкание модулей в кольцо. | Цветная бумага |
9-20 | Объёмные фигуры на основе формы «чаша». | Цветная бумага |
Календарно – тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Материалы | дата | |
план | факт | ||||
I. Аппликация и моделирование – 24 часов | |||||
1 четверть – 18часов | |||||
1- 8 | 8 | Аппликация из листьев и цветов. | Засушенные цветы, листья | ||
9 - 16 | 6 | Аппликация из птичьих перьев. | Птичьи перья, картон | ||
17-18 | 2 | Аппликация из пайеток. | Солома, картон | ||
2 четверть – 14часов | |||||
19- 32 | 14 | Аппликация из пайеток. | Солома, картон | ||
II. Работа с пластическими материалами – 8 часов | |||||
13-14 | 4 | Разрезание смешанного пластилина. | Пластилин, тонкая проволока, картон | ||
15 - 16 | 4 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки | ||
3 четверть – 20 часов | |||||
33-38 | 6 | Торцевание на пластилине. | Пластилин, гофрированная бумага | ||
39 - 42 | 4 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто | ||
III. Поделки из гофрированной бумаги – 8 часов | |||||
43-51 | 8 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | Гофрированная бумага, картон | ||
IV. Модульное оригами – 20 часов | |||||
52-53 | 2 | Треугольный модуль оригами. | Цветная бумага | ||
4 четверть – 18 часов | |||||
54-57 | 4 | Замыкание модулей в кольцо. | Цветная бумага | ||
58 - 69 | 13 | Объёмные фигуры на основе формы «чаша». | Цветная бумага | ||
70 | 1 | Итоговое занятие. Выставка «Чему мы научились» |
Содержание программы 3 класс (70 часов)
№ | Часы | Темы | Материалы |
Раздел 1. Работа с бумагой. 32 часа. По книгам серии «Любимый образ» | |||
1 | 2 | Аппликация с раздвижкой | Журнальная бумага |
2 | 4 | Оригами из окрашенной бумаги | Белая бумага, краски |
3 | 4 | Симметричное силуэтное вырезание | Цветная бумага |
4 | 4 | Транспарантное вырезание | Цветная бумага |
5 | 2 | Аппликация из рельефной бумаги | Цветная бумага |
6 | 2 | Коллаж из различных материалов | Разные виды бумаги, картон, тесьма. |
7 | 4 | Объёмное моделирование из бумаги | Цветная бумага |
8 | 2 | Объёмные изделия в технике многослойного торцевания | Гофрированная бумага, проволока |
9 | 4 | Веерное гофрирование | Цветная бумага, картон |
10 | 4 | Трубочки из гофрированной бумаги | Гофрированная бумага |
Раздел 2. Текстильные материалы. 20 часов. По книгам серии «Любимый образ» | |||
1 | 2 | Аппликация из синтепона со сдвижкой | Синтепон, бумага, картон |
2 | 10 | Вязание крючком | Пряжа |
3 | 8 | Шитьё мягкой игрушки | Ткань, синтепон |
Раздел 3. Модульное оригами. 18 часов. По книге «Забавные фигурки. Модульное оригами» | |||
1 | 8 | Конструирование цветов | Цветная бумага |
2 | 5 | Конструирование птиц сложной формы | Цветная бумага |
3 | 5 | Соединение модулей разного размера в одном изделии. | Белая и цветная бумага |
Тематическое планирование занятий курса «Умелые ручки»
3класс
70 часов
№ | Часы | Темы | Дата | |
По плану | Фактически | |||
1-2 | 2 | Аппликация с раздвижкой | ||
3-6 | 4 | Веерное гофрирование, аппликация | ||
7-10 | 4 | Оригами из окрашенной бумаги | ||
11-14 | 4 | Объёмное моделирование из бумаги | ||
15-18 | 4 | Трубочки из гофрированной бумаги | ||
19-22 | 4 | Аппликация из рельефной бумаги | ||
23-24 | 2 | Коллаж из разных материалов | ||
25-26 | 2 | Вязание крючком. Воздушные цепочки | ||
27-30 | 4 | Вязание крючком. Аппликация | ||
31-34 | 4 | Модульное оригами. Конструирование птиц сложной формы | ||
35-38 | 4 | Транспарантное вырезание | ||
39-42 | 4 | Симметричное силуэтное вырезание | ||
43-44 | 2 | Аппликация из синтепона со сдвижкой | ||
45-52 | 8 | Шитьё мягкой игрушки | ||
53-56 | 4 | Вязание крючком. Объёмные цветы | ||
57-60 | 4 | Модульное оригами. Соединение модулей разного размера в одном изделии | ||
61-68 | 8 | Модульное оригами. Объёмные цветы | ||
69-70 | 2 | Объёмные цветы в технике многослойного торцевания |
Содержание программы 4 класс (70 часов)
№ | Часы | Тема | Материалы | |
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. 26 часов. По книгам серии «Любимый образ» | ||||
1 | 2 | Симметричное вырезание | Цветная и белая бумага | |
2 | 2 | Игрушки из картона с подвижными деталями | Картон, проволока | |
3 | 2 | Моделирование из конусов. | Цветная бумага | |
4 | 2 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | Гофрированная бумага, проволока | |
5 | 4 | Объёмное конструирование из деталей оригами | Цветная бумага | |
6 | 4 | Моделирование из бумажных салфеток | Цветная бумага, салфетки | |
7 | 4 | Простое торцевание на бумажной основе | Гофрированная бумага, картон | |
8 | 4 | Многослойное торцевание | Гофрированная бумага, цветная бумага, картон | |
9 | 2 | Моделирование из фольги | Фольга, проволока | |
Раздел 2. Текстильные материалы. 22 часа. По книгам серии «Любимый образ» | ||||
1 | 2 | Аппликация из резаных нитей | Шерсть, картон | |
2 | 6 | Изонить | Картон, мулине |
3 | 2 | Приклеивание ниток по спирали | Шерсть, картон |
4 | 2 | Вышивание по ткани | Ткань, мулине |
5 | 2 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу | Ткань, бумага, тесьма |
6 | 2 | Аппликация из ткани и ниток | Ткань, шерсть, картон |
7 | 6 | Шитьё по выкройкам | Ткань, шерсть, тесьма |
Раздел 3. Модульное оригами. 22 часа. По книге «Забавные фигурки. Модульное оригами» | |||
1 | 6 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | Цветная, белая, упаковочная бумага |
2 | 4 | Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля | Цветная и белая бумага |
3 | 4 | Объёмные изделия из треугольных модулей | Цветная бумага |
4 | 8 | Художественные образы из треугольных модулей | Цветная и белая бумага |
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Умелые ручки»
4 класс
70 часов
№ | Часы | Темы | Дата | |
По плану | Фактически | |||
1-2 | 2 | Симметричное вырезание | ||
3-4 | 2 | Игрушки из картона с подвижными деталями | ||
6-7 | 2 | Моделирование из конусов | ||
8-9 | 2 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | ||
10-14 | 4 | Объемное конструирование из деталей оригами | ||
15-18 | 4 | Моделирование из бумажных салфеток | ||
19-22 | 4 | Простое торцевание на бумажной основе | ||
23-26 | 4 | Многослойное торцевание |
27-28 | 2 | Моделирование из фольги | ||
29-30 | 2 | Приклеивание ниток по спирали | ||
31-36 | 6 | Изонить | ||
37-38 | 2 | Аппликация из резаных нитей | ||
39-40 | 2 | Вышивание по ткани | ||
41-42 | 2 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу | ||
43-44 | 2 | Аппликация из ткани и ниток | ||
45-50 | 6 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | ||
51-56 | 6 | Шитьё по выкройкам | ||
57-60 | 4 | Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы | ||
61-64 | 4 | Объёмные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны |
65-70 | 6 | Художественные образы из треугольных модулей |
Список пособий:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Сайт Страна Мастеров
6. Сайт Всё для детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Умелые ручки"
Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Умелые ручки"
Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам; знакомит детей с терминологией, техниками работы по...
Рабочая программа "Очумелые ручки"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...
рабочая программа "Умелые ручки"
рабочая программа...
рабочая программа "Золотые ручки"
Программа "Золотые ручкаи" для внеурочных занятий с учщимися 1-4 классов. Цель: гармоничное развитие учащимся средствами художественного творчества....
Рабочая программа "Умелые ручки". 1 класс
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общекультурного направления «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовател...
Рабочая программа "Умелые ручки"
рабочая программа...