статья "Обучение детей с ЗПР: как предупредить ошибки чтения и письма."
статья (1 класс) на тему

Кузьмина Юлия Владимировна

У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи , период словоДети с ЗПР испытывают трудности  при чтении  предложений и текста: искажают окончания прочитанных слов, теряют строчки при считывании, не понимают смысла прочитанного, не умеют выделять главное, читают медленно, невыразительно. Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с данной категорией детейтворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с ЗПР: как предупредить ошибки чтения и письма.

За последние годы число классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) в России неуклонно растет. Потребность в их открытии обусловлена постоянно увеличивающимся количеством детей с пониженной обучаемостью, в том числе и детей с задержкой психического развития(ЗПР). Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.

Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.

Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития. Так, для детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста характерны бедность и неточность словаря, недостаточная дифференцированность слов по семантике, повторы слов, неадекватное их использование, ограниченный круг используемых частей речи, затруднения в словообразовании.

         На особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Л.Ф. Спировой, Н.А. Цыпиной, Р.Д. Тригер, Н.А. Никашиной и др. Они указывают на то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях.

У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи , период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме.

Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.

Работая в коррекционном классе, в котором обучаются дети с ЗПР, можно выявить трудности в овладении процессами чтения и письма, а также их причины.

Дети с ЗПР испытывают трудности на этапе овладения слоговым способом чтения: затруднения в  сливании букв в слоги, пропускают и переставляют буквы, не понимают значения прочитанного; пропускают буквы в письменных работах, у них неразвита орфографическая зоркость.

Дети с ЗПР испытывают трудности на этапе чтения целым словом: не могут читать длинные слова целым словом, читают слова орфографически, показывают двойное чтение; плохо списывают с доски, не дописывают слова до конца.

Дети с ЗПР испытывают трудности  при чтении  предложений и текста: искажают окончания прочитанных слов, теряют строчки при считывании, не понимают смысла прочитанного, не умеют выделять главное, читают медленно, невыразительно. Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с данной категорией детей. В связи с этим, считаю необходимым начинать работу по предупреждению нарушений чтения и письма с детьми 5-7 - летнего возраста, а с учащимися класса КРО проводить систематически  по нескольким направлениям:

1.Формирование звукопроизношения.

2.Развитие фонематического слуха.

3.Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4.Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5.Формирование связной речи.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7.Развитие тактильных ощущений.

8.Расширение «поля зрения» ребенка.

Решение всех задач поможет сформировать базу для успешного овладения навыками чтения и письма. Начать работу целесообразно с предупреждения ошибок на уровне буквы.

На этом этапе развиваем у детей ориентировку в пространстве, на листе бумаги. Можно использовать игры: выкладывание различных фигур на полу, игра «электронная муха», «паук и паутина», графические диктанты, выкладывание букв из палочек, ощупывание картонных букв с закрытыми глазами, обведение букв по трафарету, предъявление букв разного шрифта, угадывание буквы, «написанной» на спине, придумывание слов на заданную букву, нахождение букв в геометрических фигурах.

На втором этапе проводим работу по профилактике ошибок на уровне слога. Можно использовать следующие упражнения: придумывание слов на заданный слог в определенной позиции, составление схем слогов, чтение слогов по слоговым таблицам, игра «живые буквы».

На третьем этапе предупреждаем ошибки чтения и письма на уровне слова. Вначале даем понятие «слово», слова бывают длинные и короткие, состоящие из одной буквы, составляем предложения, используя предметные картинки, между которыми есть союз или предлог. Заучиваем считалки, дирижируя, отгадываем ребусы, подбираем слова к смысловому ряду (предмет по его признакам), делим слова на слоги, выделяем ударный слог, составляем звуковые схемы. Можно использовать следующие упражнения: исключение лишних слов, составление слова  из данных слогов, замена звука в слове, чтение слов в обратном порядке, составление из двух слов одного, подбор слов к данной рифме, подбор синонимов, антонимов, работа со словарными словами, работа с неизменяемыми словами, работа с изографами. Можно использовать игры: «слово рассыпалось», «буква потерялась», «кто быстрее, кто больше?».

На четвертом этапе предупреждаем ошибки на уровне словосочетания.

Можно использовать упражнения: подбор существительного к прилагательному, существительного к глаголу, к числительному.

На пятом этапе ведем работу по предупреждению ошибок на уровне предложения. Можно использовать упражнения: составление предложений по схемам, по интонационным схемам, пропуск слов, перестановка слов, выделение границ предложений в тексте, выделение слов и предложений в слитном тексте.

И шестой, заключительный этап – предупреждение ошибок на уровне текста. Можно использовать следующие упражнения: чтение деформированных текстов, составление связного рассказа из двух текстов, написанных вперемежку, составление связного рассказа из словосочетаний, составление рассказов по картине, по серии картин, по опорным сигналам, чтение текста с конца.

Приведенные выше развивающие упражнения можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, уроках развития речи, групповых и индивидуальных коррекционных занятиях для младших школьников с использованием программного учебного материала. Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития  должна проводиться системно, поэтапно, предусматривать  использование целого комплекса специально подобранных дидактических игр и упражнений, которые могут  применяться в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания и как результат обеспечивать возможность лучшего усвоения учащимися  учебного материала, развитие устной речи,  освоение основ грамоты и   формирование интереса к учебной деятельности в целом.

Работая в коррекционном классе 7 вида, я использую на практике приведенные дидактические игры и упражнения и отмечаю положительные результаты, которых добиваются учащиеся. Так, постепенно устраняются недостатки речевого развития, дети учатся формулировать нужные выражения для передачи своих мыслей, понимать прочитанное,  развивается умение слушать, обогащается словарный запас, повышается качество запоминания учебного материала, уровень зрительного анализа и самоконтроля.

Как показывает практика, большинства трудностей,  испытываемых детьми с ЗПР при обучении чтению и письму, можно избежать, если своевременно и грамотно организовать работу по предупреждению дисграфии и дислексии.

Литература

  1. Аксенова А.К. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевых высказываний старшими дошкольниками с ЗПР: Дис. … канд. пед. наук – М., 1983.
  3. Власова Т.А. и др. Обучение детей с задержкой психологического развития.

- М.: Просвещение. 1981.

  1. Овчарова О.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1998.
  2. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. – М., 2007.
  3. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. – М.: ВАКО, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению чтению и письму."

Дополнительная образовательная программа интегрированного курса по подготовке к обучению чтению и письму для детей 5-6 лет "33веселых буквы"(2009). Программа адресована педагогам,воспитателям образова...

Тематическое планирование работы учителя-логопеда с группой детей с нарушениями чтения и письма во 2 классе

В планировании раскрываются тема, задачи и содержание работы с группой детей с нарушениями чтения и письма 2 класса. Данная работа может помочь для составления планирования, а также конспектов и прове...

Коррекция чтения и письма у детей с задержкой психического развития

Коррекция чтения и письма у детей с задержкой психического развития...

Конспект урока во 2 классе с группой детей с нарушением чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным ОНР

Данный урок расчитан на категорию детей, обучающихся в массовой школе, посещающих логопункт. В конспекте подробно описывается прохождение материала по теме "Мягкий знак", наглядно представлены деионст...