программа обучения детей с ДЦП элементарным математическим представлениям, чтению и письму
методическая разработка на тему

Шевцова Светлана Анатольевна

программа для работы с детьми ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elementarnye_matematicheskie_predstavleniya.doc124 КБ
Microsoft Office document icon rodnaya_rech1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Элементарные математические представления.

               

                           Пояснительная записка.

         

           Данная программа составлена для работы с детьми-инвалидами лёгкой и средней степени умственной отсталости в ГУ ЦРДИ «Феникс», который предназ-начен для оказания детям-инвалидам квалифицированной медико-социальной, пси-холого-педагогической реабилитации и социально-трудовой адаптации в течение одного месяца.

           Один из самых сложных знаний, умений и навыков, включённых в содержа -ние общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлечённый характер, и оперирование ими требует выполнения систе -мы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребё -нок рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения элементарного, но всё же математического, решения. Ему необходимо понимать, что значит много, мало, больше, меньше, поровну; уметь определять количество предметов во множестве.  

           В процессе систематического обучения уже имеющиеся у детей знания, умения и навыки совершенствуются, приобретая новое качество.

           Под математическим развитием надо понимать количественные и качествен- ные изменения в познавательных процессах ребёнка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математичес -ким содержанием, умение использовать его в различных ситуациях.

           Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие труд- ности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвити -ем познавательной деятельности. Без специального обучения они не могут овла -деть даже элементарными математическими представлениями. При длительной, це- ленаправленной, специальным способом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с боль- шими сложностями.

            Трудности особенно ярко проявляются в имеющих математическое содержа ние действиях с предметами, игрушками. Возникновение этих трудностей в значи -тельной мере связано с особенностями психофизического развития данной катего- рии детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двига -тельных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению  и приложению предметов, объёмных и плоскостных моделей.

            Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки. Они испытывают слож –ности при перемещении в пространстве класса, игровой комнаты, в выполнении двигательных упражнений, в определении направлений движения, в нахождении частей собственного тела, в ориентировке на плоскости стола и листа бумаги.

            Как показывают исследования, у детей с выраженной умственной отста -лостью практически не наблюдается ориентировочный этап при решении различ- ных математических заданий. Стереотипные действия с одними предметами меха -нически  переносятся на действия с другими. Учащиеся испытывают значительные трудности в понимании обращённой речи и формулировании собственных выска-зываний. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений значительно осложняет формирование математических представлений, а в некоторых случаях делает это практически невозможным.

            Недоразвитие всех психических функций у ребёнка с выраженной умствен -ной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы рабо ты он не может обучаться даже элементарным основам математики.

            Процесс формирования элементарных математических представлений у уча- щихся с выраженной умственной отсталостью неразрывно связан с решением наи -более важной коррекционной задачи – социально-бытовой адаптацией этой катего- рии детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить прежде всего ярко выраженную практическую на -правленность.

             Занятия по развитию элементарных математических представлений прово -дятся 3 раза в неделю.для обучения создаются такие условия, которые дают возмож ность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самосто- ятельность. Учитель подбирает материал по объёму и компонует по степени слож –ности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребёнка.

             Занятия по формированию элементарных математических представлений необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких воз -можностей использования разных видов деятельности (игровую, элементарно тру -довую, конструктивную, изобразительную), которые будут способствовать расши -рению, повторению и закреплению элементарных математических представлений.

             Дидактический материал должен подбираться в соответствии с содержани -ем и задачами урока-занятия, с учётом уровня развития математических представ- лений и речи детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

             Формирование элементарных математических представлений ведётся в иг- ровой форме, с использованием дидактических игр и разнообразных игровых уп –ражнений.

             Динамика овладения учащимися с выраженной умственной отсталостью математическими представлениями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким оброзом, что расширение объёма изучаемого материала и увели-чение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практи- ческих и игровых ситуациях.

                                                       1 класс.

Уроки-занятия направлены на:

  1. уточнение уровня сформированности элементарных математических представ -                  лений у учащихся;
  2. определение потенциальных возможностей развития элементарных математи -ческих представлений у учащихся, что  даёт возможность учителю создавать для каждого ребёнка индивидуальную программу обучения;
  3. формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
  4. развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
  5. формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого);
  6. развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств);
  7. формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений.

 Содержание.

Количественные представления.

       Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне), ори- ентируясь на признак цвета (красный и жёлтый), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) предметов.

        Выбор соответствующего количества предметов без пересчёта, прикладывая или накладывая одно количество предметов или картинок на другое.

        Выделение одного предмета из множества и группировка предметов во множества.

        Обучение действиям, направленным на соотнесение отдельных единиц мно -жества с пальцами, другими предметами без пересчёта (педагог учит детей прика -саться  к каждому предмету или картинке последовательно пальцем , подготавли -вая детей к последовательному пересчёту количества предметов).

        Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счёт (один – много хлопков, ударов молоточком, ориентируясь на слово, названное учителем).

        Выделение одного – множества предметов на основе тактильного обследова -ния по типу игры «Чудесный мешочек».

        Узнавание и выделение цифры 1.

        Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством пальцев и предметов, объёмных и плоскостных моделей.

      Обучение прорисовыванию цифры по трафарету, по опорным  точкам, самосто- ятельно.

Представления о форме.

        Игры с различными строительными наборами.

        Выбор шара, куба, круга, квадрата по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.

        Обучение объединению фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты).

        Соотнесение плоскостных и объёмных фигур.

        Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объёмных фигур (игры с дидактическим материалом по типу «досок Сегена», «вкладышей Монтес -сори»).

        Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата (сов -местно со взрослым, с частичной помощью педагога и самостоятельно), называние и показ их.

       

Представления о пространстве.     

         Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

         Показ на себе основных частей тела.

         Показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле, затем на мягких игрушках.

         Обводка по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игро -вых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются».

         Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперёд, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

         Перемещение различных игрушек вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

         Необходимо обращать внимание на обучение детей сопровождать речью или жестовыми указаниями свои действия.

         

Временные представления.

        Узнавание и называние простейших явлений и состояний погоды (холодно, тепло, идёт дождь или снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе.

         Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по на -блюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастных времён года: лето и зиму.

       

         

          Предполагаемые результаты обучения (средняя степень).

Ребёнок должен:

  1. Осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне совместно с педагогом, по подражанию, по образцу.
  2. Понимать названия используемых игрушек и словесное обозначение выполня- емых действий с ними.
  3. Выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по под- ражанию и образцу действия взрослого.
  4. Осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.
  5. Перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
  6. Показывать на себе и на кукле основные части тела и лица.
  7. Перемещать различные предметы вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.
  8. Узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюде -ниям в природе, по изображениям на картинках) время года (зима).

 Предполагаемые результаты обучения (лёгкая степень).

 Ребёнок должен:

  1. Осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне совместно с пе -дагогом, по подражанию, по образцу.
  2. Понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выпол -няемых действий с ними.
  3. Выделять признаки цвета (красный и жёлтый), формы (круг, квадрат, шар, куб), величины (большой, маленький) в предметах по подражанию действиям взросло го (задания типа «Найди такой же…»), по образцу и по словесной инструкции.
  4. Понимать и использовать приёмы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств и соотнесение предметов по величине.
  5. Выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.
  6. Узнавать цифру 1 и соотносить её с количеством пальцев и предметов.
  7. Писать цифру 1 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно.
  8. Осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, круг, квадрат) по подра- жанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.
  9. Производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты).
  10. Соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений.
  11. Перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
  12. Показывать на себе и на кукле основные части тела и лица.
  13. Перемещать различные предметы вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.
  14. Узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

                                          2 класс.  

Уроки-занятия направлены на:

  1. уточнение уровня сформированности у учащихся элементарных математи- ческих представлений, изученных на первом году обучения;
  2. определение потенциальных возможностей развития элементарных математи- ческих представлений у учащихся, что даёт возможность учителю создавать для каждого ребёнка индивидуальную программу обучения;
  3. формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
  4. развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам с матема- тическим содержанием;
  5. закрепление умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с функциональным их назначением (совместно со взрослы, по подражанию дейст- виям взрослого, опираясь на образец действий, которые даёт взрослый, по словесной инструкции педагога);
  6. развитие интереса к действиям с педагогом и с детьми по ходу занятия по разви- тию элементарных математических представлений;
  7. развитие и закрепление у детей элементарных социально-бытовых навыков, в которых используются элементарные математические представления.

Содержание.

Количественные представления.

        Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне), ори- ентируясь на цвет (красный, жёлтый и зелёный), форму (куб, шар, треугольную призму, квадрат, круг, треугольник), величину (большой, маленький, длинный, ко -роткий) предметов.

       Выбор соответствующего количества предметов без пересчёта и с пересчётом, с проверкой своих действий с использованием приёмов прикладывания или накла- дывания одного количества предметов или картинок на другое.

       Выделение одного, двух, трёх предметов из множества и группировка мно- жества предметов. Больше трёх без пересчёта.

       Обучение последовательным зрительным и тактильным действиям, направлен- ным на последовательное выделение каждого предмета или картинки (в пределах трёх).

       Выполнение хлопков (ударов молоточком) по заданному количеству, ориенти- руясь на слово, названное учителем.

       Выделение одного, двух, трёх предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

       Выделение цифр 1, 2, 3.

       Соотнесение цифр 1, 2, 3 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно.

Представления о форме.

       Проведение игр и игровых упражнений с различными строительными набора- ми («Цветные шары», «Цветные кубики» и т. д.).

       Выбор шара, куба, треугольной призмы, круга, квадрата, треугольника по под- ражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.

       Объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы, круги, квадраты, треугольники).

       Соотнесение плоскостных и пространственных фигур.

       Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата, тре- угольника (совместно со взрослым, с частичной помощью педагога и самостоятель- но), называние и показ.

       

Представления о величине.

       Определение предметов по величине: большой - маленький, длинный – корот- кий, осуществление проверки с использованием приёмов наложения и приложения.

       Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с по- мощью совместных действий, действий по подражанию) изображений различной величины.

       Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и игро- вых упражнений.

Представления о пространстве.

       Перемещение в пространстве различных помещений с помощью взрослых, по словесной инструкции и самостоятельно.

       Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле, на различных мягких игрушках, изображающих животных.

       Обводка по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, по- каз и соотнесение руки с контурным изображением, соответствующим какому-то положению руки в играх типа «Сделай так же, как нарисовано».

       Выполнение различных игровых упражнений, связанных с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела (поднять руку, вытянуть их впе-  рёд, поднять одну руку и т. д.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

       Перемещение различных игрушек вперёд, назад. В сторону, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

       Педагог обращает внимание детей на то, что действия сопровождаются речью или пантомимическими движениями.

Временные представления.

       Определение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег).

       Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблю- дениям в природе, по изображениям на картинках) контрастных времён года: лето и зима, весна и осень.

       Выделение солнца, луны и звёзд в окружающем пространстве и по иллюстра-циям.

       Рисование по внутренним и внешним краям трафарета изображение солнца, луны, звёзд, туч, облаков.

       Имитация действий, соответствующих действиям людей. Животных и расте- ний в разные части суток: утром, днём и ночью (по подражанию действиям взрос- лого, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции).

       Ориентировка в пространстве и во времени осуществляется в процессе различ- ных наблюдений, дидактических игр и игровых упражнений.

Предполагаемые результаты обучения (средняя степень).

Ребёнок должен:

  1. Осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне совместно с пе -дагогом, по подражанию, по образцу.
  2. Понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выпол -няемых действий с ними.
  3. Выделять признаки цвета (красный и жёлтый), формы (круг, квадрат, шар, куб), величины (большой, маленький) в предметах по подражанию действиям взросло го (задания типа «Найди такой же…»), по образцу и по словесной инструкции.
  4. Понимать и использовать приёмы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств и соотнесение предметов по величине.
  5. Выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.
  6. Узнавать цифру 1 и соотносить её с количеством пальцев и предметов.
  7. Писать цифру 1 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно.
  8. Осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, круг, квадрат) по подра- жанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.
  9. Производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты).
  10. Соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений.
  11. Перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
  12. Показывать на себе и на кукле основные части тела и лица.
  13. Перемещать различные предметы вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.
  14. Узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

          Предполагаемые результаты обучения (лёгкая степень).

Ребёнок должен:

  1. Осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном число- вом уровне в пределах трёх (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции).
  2. Узнавать по названию используемые игрушки и выполняемые с ними действия.
  3. Выделять по образцу (по индивидуальным возможностям и по словесной инструкции) признак: цвета (красный, жёлтый и зелёный), формы (куб, шар, треугольная призма, квадрат, круг, треугольник), величины (большой, малень -кий, длинный, короткий) в предметах (задания типа «Найди такой же»).
  4. Понимать и использовать приёмы наложения и приложения при образовании множеств в пределах трёх и соотнесение предметов по величине.
  5. Выделять от одного до трёх предметов из множества и собирать заданное мно- жество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого.
  6. Узнавать цифры 1, 2, 3 и соотносить их с количеством пальцев и предметов.
  7. Писать цифры 1, 2, 3 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно.
  8. Узнавать написанные цифры и знаки, производить простейшие арифметические действия в пределах трёх.
  9. Осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма, круг, квадрат, треугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении.
  10. Производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы, круги, квадраты, треугольники).
  11. Соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений.
  12. Перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
  13. Показывать на себе и на кукле основные части тела и лица.
  14. Производить простейшие действия по перемещению предметов вперёд, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной ин- струкции.
  15. Узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе и по изображениям на картинках) времён года (лето, зима и осень) и части суток (день, ночь, утро).

                                                     3 класс.

        В начале учебного года повторяется материал, пройденный в предшеству- ющий период обучения. Повторение проводится в процессе различных видов де- ятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной трудовой, связанной с бытом и деятельностью детей.

Содержание:

  Количественные представления.

     Сравнение двух групп множеств предметов, объёмных или плоскостных моде -лей путём пересчёта использованием способов проверки (приложения и наложе- ния) в пределах двух-четырёх-пяти.

       Решение задач на сложение и вычитание в пределах трёх с использованием наглядного материала.

       Наблюдение за преобразованием количества, производимого учителем, назы- вание производимых действий: поставили – стало больше, убрали – стало мень- ше, проверили – подставили или наложили предметы друг на друга – одинаково.

       Пересчёт количества предметов в пределах одного – пяти с последователь- ным указанием на каждый предмет, называние итогового числа и обведение об -щего количества круговым движением руки.

       Продолжение наблюдений за преобразованием количества предметов, произ -водимых учителем, называние действий, воспроизведение таких же действий с различными предметами, объёмными и плоскостными моделями.

       Составление арифметических задач в пределах одного – трёх по предметам, игрушкам, различным картинкам.

       Определение цифр от 1 до 5, написание их по трафаретам, опорным точкам и самостоятельно.

       Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов.

       Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух – пяти на наглядном материале (проведение вычислений на калькуляторе).

       Обучение последовательному определению кнопки с соответствующими циф рами на счётной машинке, использование клавиатуры калькулятора, показ знаков «+», «-», «=».

       Написание ответов примеров или задач, которые сосчитаны на калькуляторе, в тетради с помощью взрослого, по трафарету, самостоятельно.

       Использование счётной машинки при подсчётах в процессе практических уп- ражнений по бытовой ориентировке, в процессе сюжетно-ролевых игр «Мага -зин», «Аптека», «Парикмахерская».

Представления о форме.

       Игры с различными строительными наборами (например: «Детская площад- ка», конструктор «Лего», «Цвет и форма»). Выполнение по образцу, данному учителем, простейших конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку – образцу.

       Обучение выбору шаров, кубов, треугольных призм, прямоугольных призм, кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников.

       Конструирование квадрата, треугольника из палочек разной величины, пере-счёт количества сторон.

       Соотнесение плоскостных и пространственных фигур в процессе различных дидактических игр и игровых упражнений.

       Вырезание по контуру с помощью учителя и самостоятельно заданных по тра -фарету, по образцу, пространственных и плоскостных фигур.

       Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги, в тетради в крупную и мелкую клетку.

       

Представления о пространстве:

       Определение сторон (верх, низ, право, лево), показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу.

       Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога.

      Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек.

       Дифференциация слов, обозначающих направление движения (вверх-вниз, вперёд-назад), выполнение действий по инструкциям, включающим эти слова.  

Представления о величине:

       Сравнение полосок по ширине, длине, использование приёмов проверки (прило жение и наложение).

       Определение лёгких и тяжёлых предметов при сравнении двух предметов, рез- ко отличающихся по весу.

Временные представления:

       Определение частей суток, соотнесение названий частей суток с соответству- ющими картинками, стихотворениями, потешками и песенками.

       Выражение с помощью пантомимических средств характерных признаков частей суток (ночь – закрыты глаза, руки под щекой – спит; день – прыгает, изо- бражает какое-то действие; зима – сжались, холодно; лето – раскрылись, тепло).

       Называние выходных дней недели, первого дня после выходного, по возмож-ности, остальные дни недели. Данная работа ведётся индивидуально с каждым ре -бёнком, исходя из возможностей усвоения материала.

       Формируемые математические представления и умения должны широко использоваться в различных ситуациях бытовой жизни, в процессе наблюдений, игровой деятельности, особенно в сюжетно-ролевой игре, элементарной трудовой деятельности.

       

             

        Предполагаемые результаты обучения (средняя степень).

Ребёнок должен:

  1. Осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном число- вом уровне в пределах трёх (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции).
  2. Узнавать по названию используемые игрушки и выполняемые с ними действия.
  3. Выделять по образцу (по индивидуальным возможностям и по словесной инструкции) признак: цвета (красный, жёлтый и зелёный), формы (куб, шар, треугольная призма, квадрат, круг, треугольник), величины (большой, малень -кий, длинный, короткий) в предметах (задания типа «Найди такой же»).
  4. Понимать и использовать приёмы наложения и приложения при образовании множеств в пределах трёх и соотнесение предметов по величине.
  5. Выделять от одного до трёх предметов из множества и собирать заданное мно- жество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого.
  6. Узнавать цифры 1, 2, 3 и соотносить их с количеством пальцев и предметов.
  7. Писать цифры 1, 2, 3 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно.
  8. Узнавать написанные цифры и знаки, производить простейшие арифметические действия в пределах трёх.
  9. Осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма, круг, квадрат, треугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении.
  10. Производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы, круги, квадраты, треугольники).
  11. Соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений.
  12. Перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
  13. Показывать на себе и на кукле основные части тела и лица.
  14. Производить простейшие действия по перемещению предметов вперёд, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной ин- струкции.
  15. Узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдени ям в природе и по изображениям на картинках) времён года (лето, зима и осень) и части суток (день, ночь, утро).

Предполагаемые результаты обучения (лёгкая степень).

Ребёнок должен:

  1. Осуществлять действия со множествами на дочисловом и элементарном уровне в пределах пяти (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции).
  2. Выделять от одного до пяти предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого.
  3. Узнавать цифры 1-5 и соотносить их с количеством пальцев и предметов.
  4. Писать цифры 1-5 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно.
  5. Называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов.
  6. Понимать и использовать приёмы наложения и приложения при образовании множеств в пределах пяти.
  7. Решать задачи на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах трёх.
  8. Пользоваться калькулятором: узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах пяти.
  9. Выделять по подобию и по словесной инструкции признаки цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий и белый); формы (куб, шар, треугольная призма, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); величины (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, тяжёлый, лёгкиё) в предметах (задания типа «Найди такой же…»).
  10. Осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма, прямоугольная призма, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а так же определять форму предметов в бытовом окружении.
  11. Производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы, прямоугольные призмы, круги, квадраты, треугольники и прямоугольники).
  12. Соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений.
  13. Перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по  словесной инструкции и самостоятельно.
  14. Производить простейшие действия по перемещению предметов вперёд, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.
  15. Узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе и по изображениям на картинках) времена года (лето, зима, осень, весна) и части суток (утро, день, вечер, ночь).

         

                           4 класс (в том числе пятый год обучения).

       В начале учебного года повторяется материал, пройденный на предыдущих годах обучения. Повторение проводится в процессе различных видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной трудовой, связанной с бытом и деятельностью детей.

Содержание.

Количественные представления.

       Счёт в пределах одного - пяти, одного – семи - десяти.

       Сравнение двух групп множеств предметов, объёмных или плоскостных моделей путём пересчёта, с использованием способов проверки (приложение и наложение) в пределах двух – четырёх – пяти – семи.

       Решение задач на сложение и вычитание в пределах пяти – семи с использованием наглядного материала в сюжетно – дидактических играх.

       Наблюдение за преобразованием количества, производимого учителем, называние производимых действий: поставили – стало больше, убрали – стало меньше, проверили – подставили или наложили предметы друг на друга – одинаково и т. д.).

       Пересчёт количества предметов в пределах одного – пяти – семи – десяти с последовательным указанием на каждый предмет, называние итогового числа и обведение общего количества круговым движением руки.

       Составление арифметических задач в пределах пяти – семи по предметам, игрушкам, различным картинкам в процессе специально организованных ситуаций игры и игровых упражнений.

       Определение цифр  от одного до пяти – семи – десяти, написание их по трафаретам, опорным точкам и самостоятельно.

       Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов.

       Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух – пяти – семи – десяти  на наглядном материале, проведение вычислений на калькуляторе.

       Расширение представлений об использовании калькулятора в процессе различных сюжетно – ролевых игр, сюжетно – дидактических игр и бытовых ситуаций.

       Счёт монет. Определение достоинства монет – 1 руб., 2 руб., 5 руб. Обучение  составлению большего количества из меньшего (1+1, 2+1).

       Написание ответов примеров и задач, которые сосчитаны на счётной машинке, в тетради по трафарету, самостоятельно.

Представления о форме.

       Игры с различными строительными наборами (например, конструктор  «Лего», «Цвет и форма»). Выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку – образцу в играх с мозаикой.

       Сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм, прямоугольных призм, кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников.

       Конструирование квадрата, треугольника, прямоугольника, простейших фигур (дом, ёлка, забор) из палочек разной величины, счёт количества палочек, необходимых для различных конструкций.

       Соотнесение плоскостных и пространственных фигур в процессе различных дидактических игр и игровых упражнений, в ситуациях, связанных с бытом детей.

       Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги, в тетради в крупную клетку.

 Представления о пространстве.

       Определение сторон (верх, низ, право, лево), показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов.

       Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога.

       Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек.

       Дифференциация слов, обозначающих направление движения (вверх-вниз, вперёд-назад), выполнение действий по инструкциям, включающим эти слова.

       

Представления о величине.

       Сравнение полосок по ширине, длине, использование приёмов проверки (приложение и наложение).

       Определение лёгких и тяжёлых предметов при сравнении двух предметов, резко отличающихся по весу.

       Выделение длины (длинные и короткие предметы). Использование условных мерок (полоски бумаги, ленточки).

       

Временные представления.

       Определение частей суток, соотнесение названий частей суток с соответству -ющими картинками, стихотворениями.

       Выражение с помощью пантомимических средств характерных признаков частей суток, времён года (ночь – закрыты глаза; руки под щекой – спит; день – прыгает; зима – сжались, холодно; лето – раскрылись и т. д.).

       Называние выходных дней недели, первого дня после выходного, по возможности, остальные дни недели. Данная работа ведётся индивидуально с каждым ребёнком, исходя из возможностей усвоения материала.

       Формируемые математические представления и умения должны широко использоваться в различных ситуациях бытовой жизни, в процессе наблюдений, игровой деятельности, особенно в сюжетно – ролевой игре, элементарной трудовой деятельности.

          Предполагаемые результаты обучения (средняя степень).

Ребёнок должен:

  1. Осуществлять действия со множествами на дочисловом и элементарном уровне в пределах пяти (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции).
  2. Выделять от одного до пяти предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого.
  3. Узнавать цифры 1-5 и соотносить их с количеством пальцев и предметов.
  4. Писать цифры 1-5 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно.
  5. Называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов.
  6. Понимать и использовать приёмы наложения и приложения при образовании множеств в пределах пяти.
  7. Решать задачи на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах трёх.
  8. Пользоваться калькулятором: узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах пяти.
  9. Выделять по подобию и по словесной инструкции признаки цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий и белый); формы (куб, шар, треугольная призма, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); величины (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, тяжёлый, лёгкиё) в предметах (задания типа «Найди такой же…»).
  10. Осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма, прямоугольная призма, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а так же определять форму предметов в бытовом окружении.
  11. Производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы, прямоугольные призмы, круги, квадраты, треугольники и прямоугольники).
  12. Соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений.
  13. Перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по  словесной инструкции и самостоятельно.
  14. Производить простейшие действия по перемещению предметов вперёд, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.
  15. Узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе и по изображениям на картинках) времена года (лето, зима, осень, весна) и части суток (утро, день, вечер, ночь).

            Предполагаемые результаты обучения (лёгкая степень).

Ребёнок должен:

  1. Осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах 5 (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции).
  2. Выделять от одного до пяти – семи предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого.
  3. Узнавать цифры 1 – 5 – 7 – 10 и соотносить их с количеством пальцев и предметов.
  4. Писать цифры 1 – 5 – 7 – 10 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно.
  5. Называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов.
  6. Понимать и использовать приёмы наложения и приложения при образовании множеств в пределах 5 – 7 и  соотнесении предметов по величине.
  7. Решать задачи на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах пяти.
  8. Пользоваться калькулятором, узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах 5 – 7.
  9. Использовать счётные навыки в процессе практической и игровой деятельности.
  10. Выделять по подобию , по словесной инструкции признаки цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий и белый), формы (куб, шар, треугольная призма, прямоугольная призма, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), величины (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, тяжёлый, лёгкий).
  11. Осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма, прямоугольная призма, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а так же определять форму предметов в бытовом окружении.
  12. Производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, круги и т. д.).
  13. Соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений.
  14. Перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции, самостоятельно.
  15. Производить простейшие действия по перемещению предметов вперёд, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

16.Узнавать и называть на основе характерных признаков (по наблюдениям в     природе и по изображению на картинках) времена года (лето, зима, осень, весна) и части суток (утро, день, вечер, ночь).

       

 



Предварительный просмотр:

                          Родная речь.

                             Пояснительная записка.

      Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. В этой связи в программе будет использоваться общее название «Родная речь», имея ввиду, что основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах.

       С учётом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами. Другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что так же способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и пр. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявления даже простейших умений по освоению элементов чтения и письма, даёт основание для оптимизма в педагогической работе. В этой же связи программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого ребёнка необходимо стимулировать и поощрять.

       Из-за неоднородности детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Занятия по речи планируются педагогом с учётом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже усвоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть применительно к конкретному ребёнку или подгруппе учащихся.

       В программе выделено два взаимосвязанных этапа обучения: пропедевтический и основной. Содержание каждого из них дано по разделам и уровням обучения, взаимосвязанным и взаимодополняющим друг друга.

       Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т. е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а так же на обучение чтению и письму с учётом индивидуальных достижений.

       Примером подхода к организации уроков – занятий может служить планирование на первую неделю обучения на пропедевтическом этапе.

Первая неделя.

Подготовка к чтению

Развитие коммуникации

Активизация речи и познава-тельной деятель- ности

Развитие графических умений

Слушание про- стых предложе- ний в речи учи- теля. Совместное воспроизведение действия, назван- ного в предложе- нии. Игры: «Оде- ваем куклу», «Зер кало», «Обезьян- ка» и др.

Формирование эмоционального контакта с учите -лем, знакомство с детьми. Имена де тей в речи учите- ля. Игры: «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоро- вод» и др.

Выявление пред- ставлений детей о цвете. Способы действия:

- наложение на образец;

- зрительное соот несение с образ- цом;

- выбор по сло- весной инструк- ции.

Выявление графи ческих умений. Работа с различ- ными материала- ми: мелом, каран- дашом, ручкой, красками.

Активизация речевой и познавательной деятельности.

  1. Различение предметов по цвету, форме, величине на основе тактильных ощущений. Выбор знакомого предмета среди других, подбор парного предмета к образцу, выбор предмета по заданному признаку.
  2. Соотнесение предмета с его плоскостным изображением.
  3. Воспроизведение комбинаций из линий и фигур (по образцу, по памяти, по инструкции).
  4. Выделение части целого, узнавание предмета по его части, составление целого из частей.
  5. Понимание слов, обозначающих пространственные отношения: вверху, внизу, рядом, к, на, под, в (в речевой инструкции педагога, сопровождаемой соответствующими жестами).
  6. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение слоговых комплексов и слов (не более трёх), близких по звучанию:

а) с повторяющимися гласными, согласными, слогами (я – я – я – вот моя семья, ж – ж – ж – вот летит стриж; ах – ах – ах – бабах);

б) трёхбуквенных, различающихся одним звуком (ваш – вас, лак – лук);

в) двусложных различающихся одним слогом (ноша – каша, ваза – роза).

  1. Слушание, запоминание и произнесение чистоговорок, потешек (Сливы у Нины,        вишни у Димы. Сел и всё съел. Береги нос в сильный мороз.).
  2. Пение слоговых цепочек, слов, близких по звучанию, на знакомые мотивы детских и народных песен.
  3. Называние предметов и их действий с опорой на реальные объекты, картинки, по представлению (кто? что? что делает?).
  4. Подбор слов, характеризующих предметы по основным признакам: цвету, форме, величине, вкусу и т. д.
  5. Выделение основных признаков предмета, сравнение предметов по цвету, форме, вкусу и т. д.
  6. Классификация предметов, их изображений по заданной характеристике в речевом сопровождении.
  7. Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике (цвету, форме, величине, материалу и пр.).
  8. Подбор обобщающих слов к группе предметов, объединённых по родовому (видовому) признаку.
  9. Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному высказыванию.
  10. Запоминание и называние по памяти ряда предметов, их изображений (двух и более, с постепенным увеличением количества запоминаемых объектов) с ис пользованием различных опор: фишек, полосок, значков, начальных букв и т. д.

 Подготовка к чтению.

 

  1. Игры и упражнения со звуками окружающей действительности: различение неречевых звуков, имитация, соотнесение звука с его источником, характеристика звука по силе звучания (громкий, тихий).
  2. Практическое знакомство со словом, как с единицей речи: выделение слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и пр.); называние слов по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт детей).
  3. Упражнения в послоговом проговаривании слов в сопровождении ритмическими движениями (хлопки, шаги, взмахи руками и т. д.). Понятие «часть слова».
  4. Практическое знакомство с предложением: повторение предложений за педагогом с правильной интонацией.
  5. Составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуационной картинке, по предметной картинке, с опорой на личный опыт.
  6. Деление коротких предложений (2 – 3 слова) на слова (О ком это предложение? Что делает?)
  7. Различение заданного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука; выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких слов (2 – 3).
  8. Определение первого звука в слове (в сильной позиции).

Развитие графических умений.

  1. Правильная посадка во время письма (индивидуально, с учётом двигательного статуса).
  2. Смена динамических поз во время занятия: сидя (стоя) – во время письма, стоя (лёжа) – при выполнении других заданий.
  3. Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).
  4. Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении в связи с выполнением различных заданий.
  5. Рисование вертикальных линий разной длины.
  6. Рисование вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй столько же линий», «Нарисуй линии такого же цвета», «Нарисуй линии другого цвета», «Нарисуй линии в правой части листа», «Нарисуй линии длиннее»).
  7. Рисование комбинации из вертикальных линий («Запомни и нарисуй столько же линий», «Нарисуй линии такого же цвета», «Запомни и нарисуй линии в том же порядке»).
  8. Рисование вертикальных линий от начальной точки.
  9. Рисование горизонтальных линий (последовательность см. выше).
  10. Рисование горизонтальных линий по начальной точке:

        а) разной длины («Покати мяч по дорожке», «Какой мяч укатится дальше        других?»);

        б) одинаковой длины («Расчёска»);

        в) длиннее или короче образца.

  1. Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам («Лестница», «Забор»).
  2. Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).
  3. Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко»).
  4. Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке («Ветки дерева при порыве ветра», «Ёжик»).
  5. Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Ёлочка»).
  6. Дорисовывание предметов знакомыми линиями.
  7. Рисование предмета из прямых линий по совместному замыслу с педагогом; по собственному замыслу, с индивидуальной помощью педагога.
  8. Вычерчивание на нелинованной бумаге фигур и композиций по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам, с изменением задания по образцу, по инструкции, по памяти.
  9. Использование разнообразных материалов для графических действий: мел, карандаши, акварельные краски, фломастеры.

                Основной этап.

       Содержание основного этапа включает собственно обучение грамоте. С учётом разных психофизических возможностей, программа включает три ступени обучения, где материал каждой ступени логически завершён, поэтому обучение может быть ограничено первой ступенью, первой и второй, или же включать полностью содержание всех трёх ступеней. В качестве основных ориентиров работе на основном этапе можно назвать следующие:

  1. учить детей осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных и письменных сообщений;
  2. расширять возможности детей выражать свои мысли, желания за счёт усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации.

Первая ступень.

  1. Изучение звуков и букв: соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в словах (для йотированных гласных – называние первой буквы, без звукового анализа):

                 А, У, М, О, Х, С, Н, Ы, Л, В, Ш;

                 И, П, Т, К, З, Р, Й, Ж, Б, Г, Д, Ь;

                 Е, Я, Ю, Ё, Ч, Ф, Ц, Э, Щ, Ъ.

     Порядок изучения звуков и букв планируется учителем – дефектологом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого ребёнка. В программе предложена примерная последовательность изучения букв.

  1. Запоминание целостных образов слов, состоящих из изученных букв (чай, мыло, молоко и др.), соотнесение слов с предметами, которые они называют. Составление индивидуальных альбомов изученных слов, использование их для решения задач учебного и практического характера.
  2. «Печатание» изученных букв и слов: по образцу, под диктовку, дописывание недостающих элементов.
  3. Запись своего имени, фамилии.

Вторая ступень.

  1. Образование и чтение закрытых трёхбуквенных слогов, составляющих слово (нос, кот, сыр, пол).
  2. Образование и чтение закрытых и открытых двухбуквенных слогов; чтение слоговых таблиц.
  3. Образование и чтение слогов с мягкими согласными. Чтение слоговых таблиц.
  4. образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами и картинками. Выборочное чтение слов.
  5. Дополнение слога до слова, подстановка в слово пропущенной буквы.
  6. Чтение предложений из двух трёх слов сопряжено с педагогом, хором и самостоятельно.
  7. Добавление в предложение недостающего слова из ряда прочитанных ранее (с опорой на картинку).
  8. «Печатание слов из изученных слоговых структур или букв (для письма под диктовку следует выбирать слова, написание которых не расходится с произношением или изученные глобально на первой ступени): по образцу, под диктовку, подписывание картинок изученными словами.
  9. Знакомство с режимом работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля.
  10. Знакомство с рукописным вариантом букв на основе соотнесения их с печатным образом буквы. Правила соединения при рукописном написании. Списывание и письмо под диктовку рукописным шрифтом изученных слов.
  11. Запись своего имени, фамилии, адреса.

 Третья ступень.

  1. Чтение наиболее употребляемых слов с буквами  Ъ и Ь.
  2. Образование и чтение слогов со стечением согласных в начале и конце слова. Чтение слоговых таблиц.
  3. Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов.
  4. Чтение предложений из двух – трёх слов с последующим воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой.
  5. Составление предложений из прочитанных слов (с опорой на картинку).
  6. Подражание ритму, темпу, мелодике речи педагога при чтении.
  7. Списывание предложений после чтения и анализа содержания.
  8. Чтение небольших текстов из 2 – 3 предложений. Соотнесение их с картинками. Ответы на вопросы об информационном содержании прочитанного.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста (6-7 лет). «Мы кладоискатели-морские математики».

Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, которые работают в воскресной школе (с дошколятами)...

Адаптация дошкольников. «Математика. Развивающие игры «"Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет.

Адаптация дошкольников. «Математика. Развивающие игры «"Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет....

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группыДидактические игры, направленные на формирование элементарных математических пре...

Мастер - класс на тему "Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений

данный материал рассказывает о том, как можно организовать работу для формирования предпосылок познавательных УУД для детей 6-7 лет  на занятиях по формированию элементарных математических предст...

статья "Обучение детей с ЗПР: как предупредить ошибки чтения и письма."

У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения з...

Программа для дошкольной подготовки "Формирование элементарных математических представлений"

Программа для дошкольной подготовки "Формирование элементарных математических представлений" для преподавания на базе школы в рамках подготовки к обучению в школе....