Рабочая программа дошкольного образования интеллектуально – развивающей направленности в подготовительной группе (6-7 лет) «Готовимся к школе»
рабочая программа на тему
Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программ: Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве», Петерсон Л.Г. Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки». Программа «Готовимся к школе» готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_gotovimsya_k_shkole.doc | 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44 ГОРОДА ТЮМЕНИ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ИВАНОВИЧА ФЕДЮНИНСКОГО
Рабочая программа
дошкольного образования
интеллектуально – развивающей направленности
в подготовительной группе (6-7 лет)
«Готовимся к школе»
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Составила: учитель начальных классов Арсентьева Елена Олеговна, учитель первой квалификационной категории |
2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программ:
Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве», Петерсон Л.Г. Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки». Программа методически обеспечена курсом «Раз – ступенька, два – ступенька...» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасовой и Н.П. Холиной.
Программа «Готовимся к школе» готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Готовимся к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки . Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с физической, эмоциональной, психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Включение в программу игр по укреплению психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также является отличительной чертой данной образовательной программы.
Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья; интеллектуальной и личностной готовностью.
Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту.
Личностная готовность характеризуется: способностью ориентироваться в окружающем мире, отношением к школе; самостоятельности ребёнка; его активности и инициативы; развитие потребности в общении; умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития, состояние развития образных представлений и ряда психических процессов, умственное и речевое развитие.
Основные положения программы:
подготовка к школе носит развивающий характер;
не допускает дублирования программ дошкольного образования;
ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;
готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; разнообразие игровых и творческих заданий.
Ведущая деятельность: дидактическая игра; продуктивная, творческая деятельность.
Место занятий в учебном плане
Программа «Готовимся к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Практический курс математики для дошкольников».
Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру:
«Обучение грамоте и развитие речи» - 2 занятия 1 раз в неделю,
«Практический курс математики для дошкольников » - 2 занятия 1 раз в неделю,
Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом.
Программа рассчитана на 30 недель. Общее количество - 120ч .
Обучение грамоте с элементами развития речи «От звука к букве»
Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи.
Основные задачи программы «От звука к букве»:
- Сформировать и развивать первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
- Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, совершенствовать фонематический слух.
- Развивать виды речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
- Обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
- Развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
- Подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.
Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма выделяются:
- зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
- пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
- слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
- сенсомоторные координации,
- точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Формы работы
Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий с использование тетрадей на печатной основе. Использование рабочей тетради каждым ребенком имеет большое значение так как:
- позволяет широко применять наглядный метод обучения и проблемно – поисковый метод;
- обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко – буквенных, графических средств, который создает предпосылки перехода к чтению;
- создает условия для ориентировочно – исследовательской деятельности детей, что достигается через систему словесно - зрительных действий, способствуя развитию внимания, памяти, мышления, речи;
- формирует навык самоконтроля.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
- Артикуляционная / речевая гимнастика
- Актуализация знаний / дополнение или продолжение
- Новый материал:
- звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
- буква, её образ и графическое написание
- составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
- составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
- Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
- Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
- Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка, рефлексия.
Содержание курса
Речь.
Речь устная и письменная.
Звуки и буквы. Слоги и слова.
Понятие «звук». Фонематическое развитие слуха детей: вычленение звуков из слова, слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнение звуки в похоже звучащих словах, наблюдение за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;
Понятие «буква». Графическое изображение звука.
Деление слов на слоги. Ударение, ударный слог. Различие понятий «слово» и «слог». Деление двусложных и трехсложных слов с открытыми слогами на части, определение количество слогов. Слого- буквенный анализ, схематичное изображение слога, подбор слова к схеме. Определение ударного слога, ударной гласной. Правильное произношение звуков в слогах; составление слов из слогов, букв;
Гласные звуки и буквы
Гласные звуки и буквы.
Предложение.
Понятие о предложении (без грамматического определения), составление предложений, членение простых предложений на слова, согласование слов в предложении.
Слова. Правильное построение предложений из слов.
Согласные звуки и буквы
Согласные звуки мягкие и твердые.
Различие понятий «звук» и «буква».
Чтение слов, предложений.
Планируемые результаты
Программа курса развития речи с элементами обучения грамоте «От звука к букве» направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметными результатами изучения курса развития речи с элементами обучения грамоте является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология проблемного диалога.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
- находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в области грамоты 1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
- умение ориентироваться в содержании этого общения,
- выполнять поручения
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности
- о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
- о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
- о выразительных средствах речи
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
- наличие у него представления о модели и процессе моделирования
- способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
Тематическое планирование занятий по обучению грамоте
№ п\п | Дата | тема | |
октябрь | Знакомство. Речь. | ||
Речь устная и письменная. | |||
Звук и буква, графическое изображение звука в слове. | |||
Слог как часть слова, графическое изображение слова. | |||
Звук и буква А . Звук А: графическое изображение гласного звука, место звука в слове. | |||
Буква А: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. | |||
Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. | |||
Буква О: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. | |||
ноябрь | Звук и буква У. Звук У: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. | ||
Буква У: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. | |||
Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. буквы. | |||
Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание букв | |||
Звук и буква Э: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. | |||
Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э). | |||
Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э | |||
Чтение слогов, деление на слоги | |||
декабрь | Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, | ||
Чтение слогов, слов, печатание буквы. | |||
Звук и буква М: графическое изображение твёрдого согласного звука ,место звука в слове, слог-слияние. | |||
Чтение слогов, печатание буквы. | |||
Звук и буква Н: место звука в слове, слог-слияние. | |||
Чтение слогов, печатание буквы. | |||
Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы | |||
Чтение слогов, печатание буквы. | |||
январь | Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков), деление слов на слоги, ударный слог и ударный гласный в слове, фонетический разбор слов. | ||
Знакомство с предложением: чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графическое изображение. | |||
Буква Я: буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), сравнительное чтение слогов с А/Я | |||
Фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. | |||
Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в Слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, | |||
Произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК) . Чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ). | |||
февраль | Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков | ||
Буква е, чтение слогов, слов, предложений | |||
Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков. | |||
Буква ё, чтение слогов, слов. Фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН). | |||
Звук и буква И: место звука в слове, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА | |||
Звук и буква и, чтение слогов, слов | |||
Звуки Г и Гь, К и Кь: графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),. | |||
Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К , фонетический разбор слов, письмо букв | |||
март | Звуки Д и Дь, Т и Ть. характеристика звука и буквы. | ||
Буквы Д, Т:,и фонетический разбор слов (ДОМ/ДОГ, КОТ/КТО),чтение слогов, слов, предложений письмо букв Д и Т. | |||
Звуки В и Вь, Ф и Фь графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),. | |||
Буквы В,Ф. Чтение слов с буквами в, ф. Фонетический разбор слов, письмо букв. | |||
Звуки З-ЗЬ, С- СЬ. графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),. | |||
Буквы З, С. Чтение слогов, предложений .Фонетический разбор слов, письмо букв. | |||
Звуки Б-БЬ, П- ПЬ, графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),. | |||
Буквы Б, П. Чтение слогов, предложений. Фонетический разбор слов, письмо букв. | |||
апрель | Звуки Х -ХЬ характеристика звука и буквы. | ||
Буква Х. Чтение слогов, предложений | |||
Звуки и буквы Ж и Ш: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), | |||
Чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ), письмо букв Ж и Ш. | |||
Звуки и буквы Ч - Щ | |||
Чтение слогов, фонетический разбор слов ,письмо букв . | |||
Звук и буква Ц, характеристика звука и буквы. | |||
Чтение слогов, фонетический разбор слов ,письмо букв . | |||
май | Звук и буква Й:, характеристика звука и буквы. | ||
Чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ), письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА), чтение стихотворений | |||
Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь | |||
Твёрдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов. | |||
Алфавит. | |||
Чтение. Загадки, потешки. |
Методическое обеспечение программы
Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007 г.
Колесникова Е.В. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет.
«Практический курс математики для дошкольников» «Раз - ступенька, два – ступенька» призван:
- дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию;
- развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления;
- изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с
использованием наглядности; - раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,
- научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи.
Конкретное предметное содержания отобрано таким образом, чтобы подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями. Научить устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах. Выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих или не обладающих заданным свойством. Давать точный ответ на поставленный преподавателем вопрос. Подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).
Формирование математических представлений производится на основе широкого использования дошкольного опыта ребенка. В связи с этим, например, порядок ознакомления с натуральными числами, несколько отличается от традиционного. Так, сначала дети учатся называть числа по порядку от 1 до 10, узнавать знакомые цифры, пересчитывать предметы.
Проводится подготовка к усвоению в дальнейшем понятия величины: дошкольники знакомятся с примерами наиболее распространенных в практике величин - длина, масса, время.
Линия логического развития детей начинается уже на самых первых занятиях математикой, когда они выполняют простейшие действие классификации(например, разложить предметы или фигуры по цвету, по размерам, по форме). На доступных примерах разъясняется смысл таких «логических» слов, как «любой», «каждый», «все», «какой-нибудь» и т.д.
Большое значение для математического развития ребенка имеет линия геометрической пропедевтики. На занятиях дети познакомятся с некоторыми геометрическими фигурами, их названиями и изображениями.
Цели: развитие мотивации учения дошкольников, ориентированный на удовлетворение познавательных процессов, радость творчества; формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения ,творческих способностей
Задачи:
- подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями;
- устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах;
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
- давать точный ответ на поставленный вопрос;
- подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий ( число, отношение, величина и др.).
Планируемые результаты
Предметные:
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
- показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами;
- сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя практические способы;
- определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или в множествах элементов поровну;
- называть числа в пpямом и в обратном порядке от 1 до 10;
- сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;
- пересчитывать элементы данного конечного множества;
- читать любое число от 1 до 10;
- называть и различать геометрические фигуpы: шар, куб, круг, квадрат, треугольник.
Метапредметными результатами изучения курса логического мышления с использованием математического материала «Раз - ступенька, два – ступенька»являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- Учиться планировать учебную деятельность;
- Высказывать свою версию;
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (тетрадь на печатной основе, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний;
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Средством формирования этих достижений служит учебный материал и задания в тетрадях, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- Слушать и понимать речь других;
- Вступать в беседу на занятии и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в парах и малых группах.
Содержание программы
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение
предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком.
Составление совокупности по заданному признаку.
Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отменяй равенства и
неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью
составления пар (равно -не равно, больше на ... ,меньше на ...).
Формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно
целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов
из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах:
длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от
1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на
наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с
использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием
наглядного материала.
Пространственно-временные представления. Примеры отношений: на -над -под, слева -справа -посередине, спереди -сзади, сверху -снизу, выше -ниже, шире -уже, длиннее -короче, толще -тоньше, раньше -позже, позавчера -вчера -сегодня -завтра -послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью
плана.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник,
четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии,
многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с
помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения
различных величин.
К концу обучения по программе основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, продвижение в развитии познавательных процессов и формирование умений:
планируемый минимум:
- умение находить в обстановке один и много предметов;
- сравнивать группы предметов на основе составления пар;
- считать в пределах 5 в прямом порядке;
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать по 5 предметов в порядке возрастания;
- узнавать и называть основные геометрические фигуры;
- определять направления от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
желаемый уровень:
- выделять и называть признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру;
- продолжить ряд из предметов с одним изменяющимся признаком;
- находить общий признак группы из 4 -5 предметов, находить лишний;
- считать в пределах 10 в прямом порядке;
- соотносить запись чисел 1 10 с количеством и порядком предметов;
- изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе (до 5 предметов);
- сравнивать с опорой на наглядность рядом стоящие числа в пределах 10;
- правильно устанавливать пространствнно – временные отношения, находить последовательность событий и их нарушение;
- узнавать и называть основные геометрические фигуры;
- измерять длину с помощью условных мер.
Тематическое планирование практического курс математики «Раз - ступенька, два – ступенька»
№ п/п | тема | Дата | Кол час | Содержание |
1 | Свойства предметов . Цвет. | 2 ч. | Научить детей определять сходство и различие предметов по цвету. Учить видеть клетку в тетради. | |
2 | Свойства предметов. Форма, размер | 2ч. | Научить детей определять сходство и различие предметов форме, размеру и значению. | |
3 | Сравнение предметов и совокупностей. | 2 ч. | Научить детей выяснять, каких предметов больше (меньше). | |
4 | Сравнение предметов. Знаки «=» и «≠» | 2 ч | Познакомить со знаками «=»(равенство) и «≠»(неравенство) на примере совокупностей предметов. Учимся писать знак «=». | |
5 | Сложение совокупностей. Знак «+». | 2 ч | Познакомить детей со сложением совокупностей. Учить писать знак «+». | |
6 | Пространственные отношения: на, над, под, выше, ниже. | 2 ч | Научить детей определять местоположение предметов в пространстве. Работа с математическим раздаточным материалом. | |
7 | Пространственные отношения: слева, справа. | 2 ч | Уточнение и формирование представлений «слева», «справа». Работа с математическим раздаточным материалом. | |
8 | Вычитание совокупностей. Знак «-» | 2 ч | Познакомить детей с вычитанием совокупностей. Учить писать знак «-». | |
9 | Пространственные отношения: между, посередине, внутри, снаружи. | 2 ч | Уточнение и формирование представлений «между», «посередине», «внутри», «снаружи». Работа с раздаточным математическим материалом. | |
10 | Число 1. Цифра 1. | 2 ч | Познакомить с понятиями «много», «один». Научить правильно соотносить цифру с числом предметов. Научить писать цифру 1. | |
11 | Число 2. Цифра 2. | 2 ч | Познакомить детей с образованием числа 2. Научить писать цифру 2. | |
12 | Точка. Линия. Прямая и кривая линии. Отрезок. Луч. | 2 ч | Сформировать представление о понятиях «точка», «линия», «прямая и кривая линии», «отрезок», «луч». Закрепить навык написания цифр1,2. | |
13 | Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.Счет до трех. треугольник | 2 ч | Познакомить детей с образованием числа 3. Научить правильно соотносить цифры с числом предметов. Научить писать цифру 3. | |
14 | Замкнутые и незамкнутые линии. Ломаная линия. Многоугольник | 2 ч | Продолжить работу над нумерацией чисел 1,2, 3. Сформировать представление о понятиях «замкнутые и незамкнутые линии», «ломаная линия», «многоугольник». | |
15 | Число 4. Цифра 4. Состав числа 4.Счет до четырех. Квадрат. | 2 ч | Познакомить с образованием числа 4 и соответствующей цифрой. Учить правильно соотносить полученные цифры с числом предметов, называть их место при счете. | |
16 | Числовой отрезок. Сложение и вычитание на числовом отрезке. | 2 ч | Рассмотреть числовой отрезок. Познакомить со сложением и вычитанием на числовом отрезке. Повторить состав чисел 2,3,4. | |
17 | Число 5. Цифра 5. Состав числа 5. | 2 ч | Познакомить детей с образованием числа 5. Научить сравнивать число 5 с предыдущим. Научить писать цифру 5. | |
18 | Сравнение чисел. Знаки «>» «<». Порядковый счет | 2 ч | Познакомить со знаками «>» «<» и записями вида 2<3,4>1. | |
19 | Отношения: раньше, позже. Числовой ряд. | 2 ч | Продолжить работу по нумерации чисел 1,2,3,4,5. Сформировать временные представления «раньше, позже» . | |
20 | Число 6. Цифра 6. Состав числа 6. | 2 ч | Познакомить детей с получением числа 6. Научить писать цифру 6. | |
21 | Число 7. Цифра 7. Состав числа 7. | 2 ч | Познакомить детей с получением числа 7. Научить писать цифру 7. Упражнять в сравнении чисел. | |
22 | Число 8. Цифра 8. Состав числа 8. | 2 ч | Познакомить детей с получением числа 8. Научить писать цифру 8. Учить сравнивать число8 с предыдущими числами. | |
23 | Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. | 2 ч | Познакомить детей с получением числа 9. Научить писать цифру 9. | |
24 | Числа от 1 – 9. Прямоугольник | 2 ч | Закрепить знания по нумерации. Знакомство с фигурами. | |
25 | Число 0. Цифра 0. Закрепление | 2 ч | Познакомить детей с числом и цифрой 0. Научить писать цифру 0. Закрепить навык счета. | |
26 | Число 10. Состав числа 10. | 2 ч | Познакомить детей с образованием числа 10, его образованием и записью. | |
27 | Состав чисел 2-10 | 2 ч | Закрепление знаний состава чисел до 10 | |
28 | Решение простых задач | 2 ч. | Познакомить с понятием «задача» и ее составными частями. Практическое решение простых задач. | |
29 | Числа 1-10. Упражнения по выбору. | 2ч | Самостоятельная работа под наблюдением. Коррекция знаний | |
30 | Повторение изученного материала. | 2 ч. | Закрепить изученный материал. Повторить написание цифр. | |
ИТОГО | 60 ч. |
Методическое обеспечение программы
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников 3 - 4 лет. Методические рекомендации. М.: Баласс, 2001.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька... Ч.1 - 2. Учебное пособие по математике для дошкольников 5 - 6 лет. М.: Баласс, 2001.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька... Методические рекомендации. М.: Баласс, 2001
Список литературы
Литература педагога для реализации программы «От А до Я»
1.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007 г.
2.М.Д.Маханева, Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. Творческий центр СФЕРА. Москва 2010 г.
3.Л.Е.Кыласова. Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Издательство «Учитель», Волгоград 2011 г.
Литература для детей и родителей.
1.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.
2.Е.В.Колесникова «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Издательство ЮВЕНТА .Москва 2010 г.
Для реализации программы «Ступеньки» используются следующие учебники и учебные пособия:
Петерсон Л.Г. «Раз – ступенька, два - ступенька». – Ч. 1, 2. – М.:Ювента,2014
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два - ступенька» -методические рекомендации к частям 1 и 2. – М. : «Баласс», 2010.
Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000
Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей дошкольного возраста социально-педагогической направленности
Программа разработана на основе авторской программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством о...
Справка «Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО»
Образовательная программа нашего детского сада строится на основе программы: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е....
Рабочая программа дополнительного образования спортивно - оздоровительного направления «Подвижные игры разных народов»
В статье раскрываются особенности проведения внеклассной работы спортивно-оздоровительного направления учащихся 1-2 классов на основе разработки и апробации программ по народно - подвижным играм и рит...
Рабочая программа по дополнительному образованию художественной направленности для подготовительной группы (хореография)
Рабочая программа по дополнительному образованию для подготовительной группы творческого объединения «Народный и современный танец» (для детей младшего школьного возраста) С...
Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Экознайка» (подготовительная группа) на 2018-2019 учебный год.
Программа «Экознайка» предназначена для работы с детьми шести- семи лет . Программа построена на принципах и подходах развивающего образования и направлена на развитие ...
Рабочая программа дошкольного образования «Малышок». Модуль «Развивай - ка».
Предметными результатами дошкольной подготовки занятий является формирование и развитие мелкой моторики рук, навыков учебной деятельности....
Результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками группы 5 общеразвивающей направленности
Выписка из аналитической справки по результатам мониторинга освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г...