Состояние адаптивности обучающихся 1, 2 классов
материал (1, 2 класс) на тему

Баяндина Любовь Николаевна

В докладе описаны трудности школьной адаптации у первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostoyanie_adaptivnosti_v_12_kl.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида№4

Доклад на тему

«Состояние адаптивности обучающихся 1, 2классов»

Подготовила:                        Баяндина Л.Н.

Трудности школьной адаптации у первоклассников

Первый класс школы — один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный для малыша стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но треоуюших максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных, обязанностей.

Организм ребенка приспосабливается к этим факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по- настоящему. Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Длительность периода адаптации к школе для каждого ребенка при разных условиях неодинакова, поэтому называемые исследователями сроки ее наступления не совпадают. Большинство авторов (М. В. Антропова, М. М. Безруких, С. П. Ефимова, О. А. Лосева и др.) считают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5—6 неделе обучения.

Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безоолезненно. У некоторых детей она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологическои дезадаптации ребенка к школе, которая ведет к серьезным последствиям для него (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни).

Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации? Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения в массовой общеобразовательной школе, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости». Ребенок, поступая в школу, не только должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, но и должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированное™ элементарных понятий. Ребенок должен овладеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Не менее важными являются развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, а также правильное звукопроизношение и развитый соответственно возрасту фонематический слух, что необходимо для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма. В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья и т. п.

В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке . неадаптировавшийся ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он неспособен понять задание, осмыслить его целиком и сосредоточенно без отвлечений и дополнительных напоминаний выполнить; он не умеет работать обдуманно, по плану (а не методом проб и ошибок) и т. д.

Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы — вот его характерные_черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил. Вызваны они несоответствием темпов деятельности реоенка и всего класса, трудностями концентрации внимания. Эти же причины определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение),

 Карта наблюдения «Изучение адаптации ребёнка к школе»

Рекомендуется применять не ранее первого полугодия обучения в школе. Учителем выставляются баллы от 0 до 5 по семи шкалам. Результаты обрабатывает педагог-психолог.
1–я шкала: учебная активность 
5 — активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.

4 — на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.
3 — редко поднимает руку, но отвечает верно.
2 — часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная.
1 — пассивен на уроке, дает отрицательные ответы.
0 — учебная активность отсутствует полностью.
2–я шкала: усвоение программных материалов
5 — правильное и безошибочное выполнение школьных заданий.
4 — единичные ошибки.
3 — нестабильная успеваемость, перепады правильных и ошибочных ответов.
2 — плохое усвоение материалов по одному из предметов.
1 — частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачеркиваний.
0 — плохое усвоение программных материалов по всем предметам, грубые ошибки и их большое количество.
3–я шкала: поведение на уроке
5 — добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинирован.
4 — выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков.
3 — часто разговаривает с товарищами, не собран.
2 — скован на уроке, напряжен, отвечает мало.
1 — выполняет требования учителя частично, вертится, постоянно разговаривает.
0 — преобладают игровые интересы на уроке, занимается посторонними делами.
4–я шкала: поведение на перемене
5 — высокая игровая активность, охотно участвует в коллективных играх.
4 — малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем–либо из ребят.
3 — активность ребенка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс.
2 — не может найти себе никакого применения (переходит от одной группы детей к другой).
1 — пассивен, избегает других.
0 — часто нарушает нормы поведения.
5–я шкала: взаимоотношения с одноклассниками
5 — общителен, легко контактирует с детьми.
4 — мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются.
3 — сфера общения ограничена, общается только с некоторыми.
2 — предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 — замкнут, изолирован от других.
0 — проявляет негативизм по отношению к детям.

6–я шкала: отношение к учителю
5 — проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается.
4 — дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования.
3 — старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам.
2 — выполняет требования учителя формально, старается быть незамеченным.
1 — избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, смущается.
0 — общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.
7–я шкала: эмоции
5 — хорошее настроение, часто улыбается.
4 — спокойное эмоциональное состояние.
3 — эпизодически появляется снижение настроения (цикличность).
2 — отрицательные эмоции преобладают.
1 — депрессивное настроение.
0 — агрессия.
Ключ
21-35 баллов —
адаптация произошла полностью.
14-20 баллов — неполная адаптация.
0-13 баллов — дезадаптация.
Для получения более полной информации рекомендуется анализ по шкалам.

      Я одновременно обучаю  1 и 2 классы. Но все дети учатся в этой школе первый год.

Дети 2 кл адаптировались быстро; труднее пришлось Рузане, она часто плакала, скучала по бабушке. И сейчас у неё эпизодически проявляется снижение настроения. Требования учителя дети выполняют, на уроке работают в меру своих возможностей. Между собой дети общительны, легко контактируют с другими. В последнее время стал более агрессивным Морев Даниил, бил девочек, Серёжку; на замечания дежурных и учителя орал матом.

Дети 1 кл пока не адаптировались, трудно сказать: произойдёт ли это когда-то… У Серёжи иногда проявляется кратковременная активность на уроке, чаще, как и у Вадима она отсутствует. На уроке они  часто разговаривают, не собраны, вертятся,  занимаются посторонними делами.  На перемене не могут найти себе никакого применения, кроме как носиться и орать, если их отпустить от себя. Общаться они не могут, Серёжа в последнее время стал  подходить и что-то говорить, чаще это были  жалобы то на Вадима, то на Даниила. У Вадима преобладают отрицательные эмоции, агрессия.  У Серёжи  - спокойное эмоциональное состояние, эпизодически появляется снижение настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 1 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 2 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 3 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с огра...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 4 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с огра...

Методическая разработка занятия по адаптивной физической культуры для слепых обучающихся 2 класса

занятие АФК по теме :"Упражнения с гимнастическими палками в исходном положении лежа на спине".В течение занятия обучающиеся продолжают знакомство со спортивным инвентарем и понимают влияние...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...

Рабочая программа Адаптивная физкультура для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)

Рабочая программа "Адаптивная физкультура"для обучающегося 4 классанадомное обучение8 вид (вариант II)...