Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( УМК "Школа России")
рабочая программа (3 класс) по теме

Говоруха Наталья Николаевна
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okr.miru_.docx69.08 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру

для 3 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2013 г. М., «Просвещение».

    Актуальность и педагогическая целесообразность использования авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» состоит в том, что она, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Цели изучения курса:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи содержания курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2ч в неделю . Программа рассчитана на 270 часов:1 класс – 66часов, 2 – 4 классы – по 68 часов.

 

 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по окружающему миру

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.


Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

                                    Планируемые результаты освоения учебного предмета обучающимися с ОВЗ

 - Формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-  Расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственности поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения и социальной среде;

- Усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми;

- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

- Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Используются следующие методические приемы:

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

- Оценка переделанных работ.

- Использование системы оценок достижений учащихся.

 


Содержание учебного курса

Раздел

кол-во часов

1

КТП

Рабочая программа

Как устроен мир

7

6

2

Эта удивительная природа

18

19

3

Мы и наше здоровье

10

10

4

Наша безопасность

7

7

5

Чему учит экономика

12

                  12

6

Путешествия по городам и странам

12

12

                                                                                                                      Итого

68

68

Тематический контроль.

Тема раздела

Практические работы

Проекты

Как устроен мир

 «Богатства, отданные людям»

Эта удивительная природа

  «Свойства веществ Обнаружение крахмала»

 «Свойство воды»

 «Состав почвы»

 «Разнообразие природы родного края»

Мы и наше здоровье

«Измерение роста и массы тела»

«Измерение пульса»

«Школа кулинаров»

Наша безопасность

«Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды»

«Кто нас защищает»

Чему учит экономика

«Описание растения по плану»

«Деньги России»

«Экономика родного края»

Путешествия по городам и странам

«Музей путешествий»

итого

8

6


Информационно-методическое обеспечение

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

А.А.Плешаков

Сборник рабочих программ «Школа России»

1-4 классы

2013

Москва «Просвещение»

2

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.

2016

Москва «Просвещение»

3

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь № 1, 2

2016

Москва «Просвещение»

4

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова

2016

Москва «Просвещение»

5

Т. Н. Максимова

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»

2016

Москва «ВАКО»

Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир", 3 класс - 68 часов.

№п/п

Дата

Тема урока

Цель

Формируемые УУД

Раздел «Как устроен мир?»  (7 ч)

1.

Природа.

Ценность природы для людей.

Расширить знания о природном многообразии, значении природы для людей; На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение; Воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине.

Личностные: понимать и принимать социальную роль обучающегося;

-проявлять целостное восприятие окружающего мира;

-бережно относиться к окружающему миру.

Познавательные:- сравнивать и классифицировать объекты неживой  и живой природы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 Коммуникативные: работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать нужную информацию;

- адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

 Регулятивные определять цели изучения раздела «Как устроен мир»;

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- осуществлять само- и взаимопроверку.

2.

Человек.

-Учить находить сходства человека и других живых существ и отличия его от животных;

- различать внешность человека и его внутренний мир;

- анализировать проявления внутреннего мира человека;

- знать способы познания человеком окружающего мира.

Личностные:

проявлять целостный взгляд на мир;

- понимать ценность богатого внутреннего мира человека;

- проявлять начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

- работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

- адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

3.

Проект «Богатства отданные людям»

- Формировать умение определять цель и содержание проектной деятельности;

-оценивать вклад своих земляков в культуру, науку, искусство России.

Личностные:

испытывать чувство гордости за свою малую родину;

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать мотивы и личностные смыслы учебной деятельности.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- собирать материал в краеведческой литературе, при посещении музея, в ходе интервью, в Интернете;

-Коммуникативные:

 распределять обязанности в группе;

Регулятивные:

- планировать проектную деятельность;

- оформлять проект;

- подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации

4.

Общество.

- Учить определять место человека в мире;

- характеризовать семью, народ, государство как части общества;

- сопоставлять формы правления в различных государствах мира;

- соотносить страны и народы.

Личностные:

- понимать свою принадлежность к многонациональному народу России;

- испытывать чувство гордости за свою Родину;

- проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир.

Познавательные:

- работать в группе: извлекать информацию из текста учебника и таблицы, рассуждать и делать выводы на основании информации учебника

Коммуникативные:

- работать в группе;

- адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- осуществлять само- и взаимопроверку.

5.

Что такое экология.

-Развивать умение  устанавливать взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

- классифицировать экологические связи, приводить примеры.

Личностные:

понимать целостность окружающего мира;

-испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Познавательные:

- анализировать текст, схемы, иллюстрации учебника;

- моделировать связи организмов с окружающей средой, оценивать модели

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать предположения

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- осуществлять само- и взаимопроверку.

6.

Природа в опасности!

-Учить различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;

- понимать особое место заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий.

Личностные:

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

Познавательные:

- работать со взрослыми: готовить сообщение, используя дополнительную литературу.

- работать в группе: рассуждать, делать выводы, приводить примеры ответственного отношения к природе;

- адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога;

Коммуникативные:

- работать со взрослыми.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- осуществлять само- и взаимопроверку.

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.

Учить понимать учебную задачу  урока, стремиться ее выполнить;

 выступать с сообщениями в устной форме, работать в группе: использовать знания по теме в новых условиях,

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои знания и умения по разделу «Как устроен мир».

Личностные:

- принимать социальную роль обучающегося;

- определять мотивы учебной деятельности;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки

Познавательные:

- выполнять тесты с выбором ответа

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

-оценивать свои знания и умения;

- понимать причины успехов и неудач;

- видеть и исправлять ошибки.

Раздел «Эта удивительная природа?»  (18ч)

Тела, вещества, частицы.

Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»

Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

- классифицировать тела и вещества, приводить примеры;

- моделировать расположение частиц в твердом, жидком, газообразном состоянии.

Личностные:

- иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира;

- определять мотивы учебной деятельности.

Познавательные:

- работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем);

Коммуникативные:

- высказывать и доказывать предположения на основании наблюдения за результатами опыта;

- работать в группе: выполнять задания и самопроверку с помощью учебника

Регулятивные:

- определять цели изучения раздела «Эта удивительная природа»;

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

Разнообразие веществ.

Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

- Учить характеризовать свойства поваренной соли, сахара,  кислоты;

- ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания;

- различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Личностные:

- иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира;

- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире.

Познавательные:

- использовать лабораторное оборудование;

- фиксировать результаты исследования в рабочей тетради (в форме таблицы);

- работать с дополнительной литературой

Коммуникативные:- работать в группе: выполнять действия по алгоритму, выполнять практическую работу, описывать вещества по плану, работать с учебником

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

Воздух и его охрана.

Практическая работа №3 «Свойства воздуха»

- Дать знания о  составе и свойстве воздуха;

- знать меры по охране воздуха.

Личностные:

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

Познавательные:

- работать с дополнительной литературой4

- наблюдать опыт: понимать цель, ход опыта, делать вывод, фиксировать результаты.

Коммуникативные:- работать в паре: извлекать информацию из текста учебника, выполнять задания, осуществлять самопроверку

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- анализировать круговую диаграмму.

Вода.

Практическая работа №4 «Свойства воды»

- Формировать умение характеризовать воду как вещество;

- рассказывать о свойствах воды;

- рассказывать об использовании воды в быту как растворителя.

Личностные:

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

Познавательные:

- работать со взрослыми: готовить сообщение, используя дополнительную литературу.

Коммуникативные:- работать в паре: извлекать информацию из текста учебника, выполнять задания, осуществлять самопроверку

приводить примеры ответственного отношения к природе;

- адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога;

- работать с текстом в паре;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного

диалога

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

Превращения и круговорот воды.

Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе»

- Учить различать три состояния воды;

- понимать причины и процесс круговорота воды в природе.

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

Познавательные:

- работать с дополнительной литературой;

- наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы;

- работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе  

Коммуникативные:- формулировать понятные высказывания в рамках учебного

диалога

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

Берегите воду!

- знать, почему и как нужно беречь воду;

Понимать способы экономного использования воды.

Личностные:

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

Познавательные:

- анализировать схему, фотодокументы;

- работать с дополнительной литературой

Коммуникативные:- - формулировать понятные высказывания в рамках учебного

диалога

- высказывать предположения, проверять их с помощью учебника;

- работать в группе по алгоритму;

- интервьюиро

вать взрослых

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

Что такое почва.

Практическая работа №6 «Состав почвы»

- Формировать  представление о почве как верхнем плодородном слое земли;

- знать состав почвы;

- характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по охране почвы от разрушений.

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

Познавательные:

- выполнять практическую работу с целью проверки предположений;

- анализировать рисунки, схемы учебника, моделировать связи почвы и растений

Коммуникативные:- - высказывать и обосновывать свои предположения;

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

Разнообразие растений.

- Учить классифицировать растения;

- характеризовать группы растений;

- определять растения с помощью атласа – определителя;

- приводить примеры растений разных групп.

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

Познавательные:

- работать с дополнительной литературой;

- наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы;

- работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе  

Коммуникативные:- формулировать понятные высказывания в рамках учебного

диалога

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

Солнце, растения и мы с вами.

- Учить понимать сходства и различия процессов питания и дыхания растений;

- знать роль листьев, стебля и корня в питании растений;

- понимать значение растений для жизни животных и человека.

Личностные:

- иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира;

- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире.

Познавательные:

- использовать лабораторное оборудование;

- фиксировать результаты исследования в рабочей тетради (в форме таблицы);

- работать с дополнительной литературой

Коммуникативные:- работать в группе: выполнять действия по алгоритму, выполнять практическую работу, описывать вещества по плану, работать с учебником

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

Размножение и развитие растений.

- Учить характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения;

- знать, как распространяются семена деревьев, роль человека и животных в размножении растений.

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

Познавательные:

- выполнять практическую работу с целью проверки предположений;

- анализировать рисунки, схемы учебника, моделировать связи почвы и растений

Коммуникативные:- - высказывать и обосновывать свои предположения;

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

Охрана растений.

Проверочная работа.

- Знать факторы отрицательного воздействия человека на природу;

- знать растения, нуждающиеся в охране;

- понимать меры по охране растений и правила поведения в природе.

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Познавательные:

- получать информацию из дополнительной научно-популярной литературы («Великан на поляне», «Зеленые страницы»).

Коммуникативные:- - высказывать и обосновывать свои предположения

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- формулировать выводы.

Разнообразие  животных.

- Учить классифицировать животных;

- приводить примеры животных различных групп;

- определять животных и относить их к определенной группе.

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;

Познавательные:

- пользоваться атласом – определителем;

- работать с текстом и рисунками учебника – доказывать свои предположения.

Коммуникативные:- - работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять взаимопроверку и самопроверку.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке.

2

Кто что ест?

- Формировать умение классифицировать животных по типу питания;

- приводить примеры животных различных групп;

- анализировать цепи питания;

- знать защитные приспособления растений и животных;

- понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе. -

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;

- определять личностный смысл учения.

Познавательные:

- находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

- работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем);

- моделировать цепи питания;

Коммуникативные:- - распределять роли и обязанности в группе

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке.

Проект «Разнообразие природы родного края»

Формировать умение анализировать цепи питания;

- знать защитные приспособления растений и животных;

- понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе.

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;

- определять личностный смысл учения.

Познавательные:

- находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

- работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем);

Коммуникативные:- работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять взаимопроверку и самопроверку.

Регулятивные:

- определять цели и этапы работы над проектом;

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке.

Размножение  и развитие животных.

- Учить характеризовать животных разных групп по способу размножения;

- моделировать стадии размножения животных;

- знать, как заботятся домашние животные о своем потомстве

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;

- определять личностный смысл учения.

Познавательные:

- находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

- работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем);

Коммуникативные:- работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять взаимопроверку и самопроверку.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- моделировать процессы, происходящие в природе

Охрана животных.

- Знать факторы отрицательного воздействия человека на природу;

- знать животных, нуждающихся в охране;

- понимать меры по охране животных и правила поведения в природе.

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- принимать социальную роль обучающегося;

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

Познавательные:

- получать информацию из текста учебника, дополнительной научно – популярной литературы («Великан на поляне», «Зеленые страницы», «Красная книга России»).

Коммуникативные:- - работать в группе: обсуждать и представлять информацию.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- формулировать выводы.

В царстве грибов.

- Знать строение шляпочных грибов;

- различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

- знать правила сбора грибов.

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

Познавательные:

- извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы;

- соотносить новые знания со своим опытом.

Коммуникативные:- - формулировать понятные высказывания в рамках учебного

диалога.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

Великий круговорот жизни.

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

- Знать звенья круговорота веществ;

- понимать взаимосвязь всех звеньев круговорота веществ.

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

Познавательные:

- извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы;

- соотносить новые знания со своим опытом.

Коммуникативные:- - формулировать понятные высказывания в рамках учебного

диалога.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

-оценивать свои знания и умения;

- понимать причины успехов и неудач;

- видеть и исправлять ошибки.

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)

Организм человека.

Формировать общее представление об организме человека;

Развивать умения заботиться о своем здоровье;

Воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье.

Личностные:

- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

- определять личностный смысл учения.

Познавательные:

- анализировать схемы в учебнике;

- заполнять таблицу на основании текста учебника;

Коммуникативные:-- осуществлять практическую работу в парах

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

 Органы чувств.

Учащиеся научатся рассказывать об органах чувств по плану, использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений, применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления здоровья.

Личностные:

- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

- определять личностный смысл учения.

Познавательные:

- извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, готовить рассказ по предложенному плану;

- формулировать определения понятий

Коммуникативные:- работать в группе: обсуждать и представлять информацию;

- участвовать в учебном эксперименте: высказывать предположения, делать выводы;

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

Надежная защита организма.

Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи»

Учащиеся научатся объяснять что такое работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, анализировать, делать выводы, обобщать.

Личностные:

- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

- определять личностный смысл учения.

Познавательные:

- заполнять таблицу с помощью текста учебника;

- извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы,

- выполнять практическую работу.

- выполнять практическую работу по определению пищевой ценности продуктов;

- переводить текстовую информацию в таблицу;

Коммуникативные:- в паре осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи; -

- обсуждают свои рассуждения;

- представлять результаты проектной деятельности.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность

Опора тела и движение.

Учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку, анализировать, делать выводы.

Наше питание.  Проект «Школа кулинаров».

Учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы.

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса»

Учащиеся научатся выполнять правила рационального питания, использовать учебник, другие источники информации для поисков ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений.

Умей побеждать болезни.

Учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс.

Личностные:

- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

- определять личностный смысл учения.

Познавательные:

- формулировать правила и на их основе составлять памятку; - структурировать материал с помощью схемы (кластера);

- работать с дополнительной литературой

Коммуникативные:- работать в группе: обсуждать и делать выводы; создавать памятку;

— приходить к общему мнению в совместной деятельности

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

Здоровый образ жизни.

Учащиеся научатся закаливать организм, предупреждать болезни.

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

Тесты

Учащиеся сформируют правила здорового образа жизни, научатся их выполнять.

Личностные:

- принимать социальную роль обучающегося;

- определять мотивы учебной деятельности;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки

Познавательные:

- выполнять тесты с выбором ответа

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

-оценивать свои знания и умения;

- понимать причины успехов и неудач;

- видеть и исправлять ошибки.

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»,  «Разнообразие природы родного края»,

«Школа кулинаров».

Учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группе, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания.

Раздел «Здоровье и   безопасность» (7 часов)

Огонь, вода и газ.

-Учить актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1-2 классах;

-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

-моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

-называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

-формировать умения работать с терминологическим словариком;

-анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать  достижения на уроке.

Личностные:

- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;

- определять мотивы учебной деятельности

Познавательные:

- составлять алгоритм действий на основе текста;

- анализировать схему эвакуации из школы

- моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

 - анализировать дорожные знаки, по цвету и форме делать предположения об их значении;

- работать с разными источниками информации

- анализировать рисунок, извлекать из него информацию;

- переводить текст в памятку и условные знаки;

-  работать с разными дополнительными источниками информации

Коммуникативные:- формулировать понятные

высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— приходить к общему мнению в совместной деятельности

- обсуждают свои рассуждения;

- представлять результаты проектной деятельности

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

Чтобы путь был счастливым.

-Изучить по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте;

-обсуждить опасные ситуации, моделировать свои действия в такой ситуации в ходе ролевой игры;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Дорожные знаки

-Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

-моделировать  в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;

- Формировать умение формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Проект «Кто нас защищает».

-Находить в Интернете  и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

-интервьюировать ветеранов ВОВ, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;

-оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.;

-презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Опасные места

-Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

- Формировать умение обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

-вместе со взрослыми составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

Природа и наша безопасность.

Проверочная работа.

-Формировать умение характеризовать опасности природного характера;

-находить в атласе-определителе  информацию о ядовитых растениях и грибах;

-характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

-отличать гадюку от ежа;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Экологическая безопасность. Практическая работа №10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды»

-Учить анализировать по схеме цепь загрязнения;

-приводить примеры цепей загрязнения;

-моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

-обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

-работать с  терминологическим словариком;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Регулятивные:

Отвечать на итоговые вопросы и

оценивать достижения.

Познавательные:

-Практическая работа: знакомство с

устройством бытового фильтра.

- анализировать по схеме

загрязнения;

- приводить примеры цепей

загрязнения;

-работать с терминологическим

словарѐм.

-моделировать пути поступления

загрязняющих веществ в организм.

Коммуникативные:

- обсуждать проблему

экологической безопасности и меры

по охране природы.

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

Для чего нужна экономика

 Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд),на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать , обобщать, делать выводы;

Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Познавательные:

-различать товары и услуги,

приводить примеры;

-добывать информацию об услугах

в родном городе;

- Раскрывать понятия

« экономика», «потребности»,

«товары»;

Коммуникативные:

-работать со взрослыми;

-рассказывать о роли труда в

создании товаров;

-прослеживать , какие товары и

услуги нужны семье.

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Раскрывать роль природных

богатств и труда людей в

экономике.

-осознавать значение

природных богатств в

хозяйственной деятельности

человека.

Регулятивные:

Отвечать на итоговые вопросы и

оценивать достижения

Познавательные:

- прослеживать взаимосвязь труда

людей разных профессий,

раскрывать роль природных

богатств для экономики.

Коммуникативные:

Рассказывать об использовании

природных богатств, работать со

взрослыми, выяснять роль

профессий родителей в экономике

города.

Полезные ископаемые.

Практическая работа №11 «Полезные ископаемые»

Различать важнейшие

полезные ископаемые.

-объяснять их значение в

экономике.

-осознавать значение

природных богатств в

хозяйственной деятельности

человека.

Регулятивные:

принимать учебную задачу урока,

формулировать выводы по теме

урока, отвечать не итоговые

вопросы, формировать адекватную

самооценку.

Познавательные:

-Определять полезные ископаемые

с помощью атласа.

-рассказывать об особенностях

добычи, по материалам учебника, в

музее выяснить, какие полезные

ископаемые добывают у нас.

Коммуникативные:

строить монологическое

высказывание

Растениеводство.

Сельское хозяйство как составная часть экономики.

Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями»

Учащиеся научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются, работать в парах, анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания.

Личностные:

- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

- определять личностный смысл учения.

Познавательные:

- анализировать схемы в учебнике;

- заполнять таблицу на основании текста учебника;

Коммуникативные:-- осуществлять практическую работу в парах

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

Животноводство как отрасль сельского хозяйства.

Научить классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются, работать в парах, анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания.

Познавательные:

-Классифицировать домашних и

сельскохозяйственных животных.

-работать с терминологическим

словарем.

-Выявлять связь животноводства и

растениеводства.

Коммуникативные:

-осуществлять  сотрудничество с

учителем и со сверстниками.

- Узнать, какие продукты

животноводства употребляет семья.

Какая бывает промышленность

Научить различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Личностные:- проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

- определять личностный смысл учения;

- проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций

 Познавательные:

Соотносить продукцию с отраслью,

выявлять взаимосвязь отраслей,

найти в музее данные об истории

предприятий города.

Коммуникативные:

Рассказывать о труде работников

разных отраслей промышленности,

в каких отраслях работают члены

семьи, выяснить, рассказать в

классе.

Проект «Экономика родного края».

Научить раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека,                                                                    необходимость бережного отношения к природным богатствам, работать в группах, делать сообщения в устной и письменной форме.

Личностные:

понимать целостность окружающего мира;

-испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Познавательные:

- анализировать текст, схемы, иллюстрации учебника;

- моделировать связи организмов с окружающей средой, оценивать модели

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать предположения

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- осуществлять само- и взаимопроверку.

Что такое деньги.

Практическая работа №13 «Знакомство с различными монетами»

Научить понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

- Познавательные:

 формулировать определения с использованием учебника;

Коммуникативные:

- выполнять практическую работу: делать выводы

- выполнять практическую работу в паре: сравнивать объекты по внешнему виду;

- участвовать в ролевой игре: определять цель и правила игры, делать выводы

- Регулятивные:

 понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке 

Личностные: - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

- определять личностный смысл учения;

- проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций

Государственный бюджет.

Научить объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Семейный бюджет.

Научить объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Экономика и экология.

Формировать умение обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, сравнивать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Экономика и экология.

Научить делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания.

- Личностные: принимать социальную роль обучающегося;

- определять мотивы учебной деятельности;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки

Познавательные:

- переводить текстовую информацию в таблицу

Коммуникативные:

- высказывать предположения и проверять их с помощью текстов учебника, прогнозировать развитие ситуации;

- формулировать вопросы;

- сотрудничать со взрослыми в поиске информации

- Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

-оценивать свои знания и умения;

- понимать причины успехов и неудач;

- видеть и исправлять ошибки.

Раздел «Путешествия по городам и странам» - 12 часов

Золотое кольцо России

Познакомить с городами России и зарубежной Европы (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. Воспитывать патриотов своей страны, людей достойных называть своей Родиной Россию.

  Регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу и стремиться её выполнять;

-планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей;

-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-умение работать в материальной и информационной среде, активное использовать речевые средства и средства ИКТ;

-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации;

-владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-Познавательные УУД:

-владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов; процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и т.д.);

-владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Коммуникативные УУД:

-уметь работать в паре и в группе;

-уметь слушать собеседника и вести диалог;

-быть готовым признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

Золотое кольцо России.

Научить находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир  и их достопримечательности.

Познакомить с городами России и зарубежной Европы (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. Воспитывать патриотов своей страны, людей достойных называть своей Родиной Россию.

Проект «Музей путешествий»

Учащиеся научатся находить и показывать на карте города, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, работать с разными источниками информации, делать сообщения в устной и письменной форме.

Наши ближайшие соседи.

Учащиеся научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами, использовать справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

Познавательные:

- извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы;

- соотносить новые знания со своим опытом.

Коммуникативные:- - формулировать понятные высказывания в рамках учебного

диалога.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

-оценивать свои знания и умения;

- понимать причины успехов и неудач;

На севере Европы

Учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Что такое Бенилюкс?.

Самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране),

подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы,

 выступить одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

Составлять вопросы к викторине по странам  Бенилюкса. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям, выполнить задания электронного приложения к учебнику.

В центре Европы.

Закреплять умение работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

Узнавать и описывать достопримечательности стран центра Европы  по фотографиям, выполнить задания электронного приложения к учебнику.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Личностные:- иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять самостоятельность в информационной деятельности        

Познавательные:

- извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста        

Коммуникативные:- - работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями             Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

По Франции и Великобритании (Франция).

Формировать умение работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

Описывать достопримечательности Франции  по фотографиям, выполнить задания электронного приложения к учебнику. Составлять вопросы к викторине о Франции.

- Познавательные:

 формулировать определения с использованием учебника; извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста

Коммуникативные:

- выполнять практическую работу: делать выводы

- выполнять практическую работу в паре: сравнивать объекты по внешнему виду;

- участвовать в ролевой игре: определять цель и правила игры, делать выводы

- Регулятивные:

 понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке 

Личностные: - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

По Франции и Великобритании (Великобритания).

Формировать умение работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

Описывать достопримечательности Великобритании  по фотографиям, выполнить задания электронного приложения к учебнику.

На юге Европы.

Формировать умение работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

Познавательные:

- извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы;

- соотносить новые знания со своим опытом. - извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста

Коммуникативные:- - формулировать понятные высказывания в рамках учебного

Диалога,

 работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

-оценивать свои знания и умения;

- понимать причины успехов и неудач;

По знаменитым местам Мира.

Формировать умение соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

Формировать умение выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

Выполнять тестовые задания учебника с выбором ответа.

Оценивать правильность и неправильность  предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Проверим и оценим свои достижения за второе полугодие.

Итоговая диагностическая работа

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

Познавательные:

- извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы;

- соотносить новые знания со своим опытом.

Коммуникативные:- - формулировать понятные высказывания в рамках учебного

диалога.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

-оценивать свои знания и умения;

- понимать причины успехов и неудач;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...