Рабочая программа по окружающему миру
для 3 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2013 г. М., «Просвещение».
Актуальность и педагогическая целесообразность использования авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» состоит в том, что она, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2ч в неделю . Программа рассчитана на 270 часов:1 класс – 66часов, 2 – 4 классы – по 68 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по окружающему миру
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Обучающийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета обучающимися с ОВЗ
- Формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- Расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственности поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения и социальной среде;
- Усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми;
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Используются следующие методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся.
Содержание учебного курса
№ |
Раздел | кол-во часов |
1 | КТП | Рабочая программа |
Как устроен мир | 7 | 6 |
2 | Эта удивительная природа | 18 | 19 |
|
3 | Мы и наше здоровье | 10 | 10 |
|
4 | Наша безопасность | 7 | 7 |
|
5 | Чему учит экономика | 12 | 12 |
|
6 | Путешествия по городам и странам | 12 | 12 |
|
|
|
|
| Итого | 68 | 68 |
Тематический контроль.
Тема раздела | Практические работы | Проекты |
Как устроен мир |
| «Богатства, отданные людям» |
Эта удивительная природа | «Свойства веществ Обнаружение крахмала» «Свойство воды» «Состав почвы» | «Разнообразие природы родного края»
|
Мы и наше здоровье | «Измерение роста и массы тела» «Измерение пульса» | «Школа кулинаров» |
Наша безопасность | «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды» | «Кто нас защищает» |
Чему учит экономика
| «Описание растения по плану» «Деньги России» | «Экономика родного края» |
|
|
Путешествия по городам и странам |
| «Музей путешествий» |
итого | 8 | 6 |
Информационно-методическое обеспечение
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | А.А.Плешаков | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2013 | Москва «Просвещение» |
2 | А.А.Плешаков | Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. | 2016 | Москва «Просвещение» |
3 | А.А.Плешаков | Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 | 2016 | Москва «Просвещение» |
4 | А.А.Плешаков | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова | 2016 | Москва «Просвещение» |
5 | Т. Н. Максимова | Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» | 2016 | Москва «ВАКО» |
Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир", 3 класс - 68 часов.
№п/п | Дата | Тема урока | Цель | Формируемые УУД
|
Раздел «Как устроен мир?» (7 ч) |
1. |
| Природа. Ценность природы для людей. | Расширить знания о природном многообразии, значении природы для людей; На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение; Воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине. | Личностные: понимать и принимать социальную роль обучающегося; -проявлять целостное восприятие окружающего мира; -бережно относиться к окружающему миру. Познавательные:- сравнивать и классифицировать объекты неживой и живой природы; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать нужную информацию; - адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога. Регулятивные определять цели изучения раздела «Как устроен мир»; - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - осуществлять само- и взаимопроверку. |
2. |
| Человек. | -Учить находить сходства человека и других живых существ и отличия его от животных; - различать внешность человека и его внутренний мир; - анализировать проявления внутреннего мира человека; - знать способы познания человеком окружающего мира. | Личностные: проявлять целостный взгляд на мир; - понимать ценность богатого внутреннего мира человека; - проявлять начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире. Познавательные: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; - адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога. Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
|
3. |
| Проект «Богатства отданные людям» | - Формировать умение определять цель и содержание проектной деятельности; -оценивать вклад своих земляков в культуру, науку, искусство России. | Личностные: испытывать чувство гордости за свою малую родину; - принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать мотивы и личностные смыслы учебной деятельности. Познавательные: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - собирать материал в краеведческой литературе, при посещении музея, в ходе интервью, в Интернете; -Коммуникативные: распределять обязанности в группе; Регулятивные: - планировать проектную деятельность; - оформлять проект; - подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации |
4. |
| Общество. | - Учить определять место человека в мире; - характеризовать семью, народ, государство как части общества; - сопоставлять формы правления в различных государствах мира; - соотносить страны и народы. | Личностные: - понимать свою принадлежность к многонациональному народу России; - испытывать чувство гордости за свою Родину; - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир. Познавательные: - работать в группе: извлекать информацию из текста учебника и таблицы, рассуждать и делать выводы на основании информации учебника Коммуникативные: - работать в группе; - адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - осуществлять само- и взаимопроверку. |
5. |
| Что такое экология. | -Развивать умение устанавливать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; - классифицировать экологические связи, приводить примеры. | Личностные: понимать целостность окружающего мира; -испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Познавательные: - анализировать текст, схемы, иллюстрации учебника; - моделировать связи организмов с окружающей средой, оценивать модели Коммуникативные: - высказывать и обосновывать предположения Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - осуществлять само- и взаимопроверку. |
6. |
| Природа в опасности! | -Учить различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи; - понимать особое место заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий. | Личностные: - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; - понимать свою роль в деле охраны окружающей среды. Познавательные: - работать со взрослыми: готовить сообщение, используя дополнительную литературу. - работать в группе: рассуждать, делать выводы, приводить примеры ответственного отношения к природе; - адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога; Коммуникативные: - работать со взрослыми. Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - осуществлять само- и взаимопроверку. |
|
| Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. | Учить понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; выступать с сообщениями в устной форме, работать в группе: использовать знания по теме в новых условиях, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои знания и умения по разделу «Как устроен мир». | Личностные: - принимать социальную роль обучающегося; - определять мотивы учебной деятельности; - проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки Познавательные: - выполнять тесты с выбором ответа Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач; - видеть и исправлять ошибки. |
Раздел «Эта удивительная природа?» (18ч) |
|
| Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» | Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; - классифицировать тела и вещества, приводить примеры; - моделировать расположение частиц в твердом, жидком, газообразном состоянии.
| Личностные: - иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира; - определять мотивы учебной деятельности. Познавательные: - работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем); Коммуникативные: - высказывать и доказывать предположения на основании наблюдения за результатами опыта; - работать в группе: выполнять задания и самопроверку с помощью учебника Регулятивные: - определять цели изучения раздела «Эта удивительная природа»; - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | - Учить характеризовать свойства поваренной соли, сахара, кислоты; - ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания; - различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | Личностные: - иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире. Познавательные: - использовать лабораторное оборудование; - фиксировать результаты исследования в рабочей тетради (в форме таблицы); - работать с дополнительной литературой Коммуникативные:- работать в группе: выполнять действия по алгоритму, выполнять практическую работу, описывать вещества по плану, работать с учебником Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| Воздух и его охрана. Практическая работа №3 «Свойства воздуха» | - Дать знания о составе и свойстве воздуха; - знать меры по охране воздуха. | Личностные: - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; - понимать свою роль в деле охраны окружающей среды. Познавательные: - работать с дополнительной литературой4 - наблюдать опыт: понимать цель, ход опыта, делать вывод, фиксировать результаты. Коммуникативные:- работать в паре: извлекать информацию из текста учебника, выполнять задания, осуществлять самопроверку Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - анализировать круговую диаграмму. |
|
| Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды» | - Формировать умение характеризовать воду как вещество; - рассказывать о свойствах воды; - рассказывать об использовании воды в быту как растворителя. | Личностные: - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; - понимать свою роль в деле охраны окружающей среды. Познавательные: - работать со взрослыми: готовить сообщение, используя дополнительную литературу. Коммуникативные:- работать в паре: извлекать информацию из текста учебника, выполнять задания, осуществлять самопроверку приводить примеры ответственного отношения к природе; - адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога; - работать с текстом в паре; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе» | - Учить различать три состояния воды; - понимать причины и процесс круговорота воды в природе. | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; - понимать свою роль в деле охраны окружающей среды. Познавательные: - работать с дополнительной литературой; - наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы; - работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе Коммуникативные:- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| Берегите воду! | - знать, почему и как нужно беречь воду; Понимать способы экономного использования воды. | Личностные: - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; - понимать свою роль в деле охраны окружающей среды. Познавательные: - анализировать схему, фотодокументы; - работать с дополнительной литературой Коммуникативные:- - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога - высказывать предположения, проверять их с помощью учебника; - работать в группе по алгоритму; - интервьюиро вать взрослых Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
|
|
| Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы» | - Формировать представление о почве как верхнем плодородном слое земли; - знать состав почвы; - характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по охране почвы от разрушений. | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; Познавательные: - выполнять практическую работу с целью проверки предположений; - анализировать рисунки, схемы учебника, моделировать связи почвы и растений Коммуникативные:- - высказывать и обосновывать свои предположения; Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| Разнообразие растений. | - Учить классифицировать растения; - характеризовать группы растений; - определять растения с помощью атласа – определителя; - приводить примеры растений разных групп. | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; - понимать свою роль в деле охраны окружающей среды. Познавательные: - работать с дополнительной литературой; - наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы; - работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе Коммуникативные:- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| Солнце, растения и мы с вами. | - Учить понимать сходства и различия процессов питания и дыхания растений; - знать роль листьев, стебля и корня в питании растений; - понимать значение растений для жизни животных и человека. | Личностные: - иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире. Познавательные: - использовать лабораторное оборудование; - фиксировать результаты исследования в рабочей тетради (в форме таблицы); - работать с дополнительной литературой Коммуникативные:- работать в группе: выполнять действия по алгоритму, выполнять практическую работу, описывать вещества по плану, работать с учебником Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| Размножение и развитие растений. | - Учить характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения; - знать, как распространяются семена деревьев, роль человека и животных в размножении растений. | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; Познавательные: - выполнять практическую работу с целью проверки предположений; - анализировать рисунки, схемы учебника, моделировать связи почвы и растений Коммуникативные:- - высказывать и обосновывать свои предположения; Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| Охрана растений. Проверочная работа.
| - Знать факторы отрицательного воздействия человека на природу; - знать растения, нуждающиеся в охране; - понимать меры по охране растений и правила поведения в природе. | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - принимать социальную роль обучающегося; - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды. Познавательные: - получать информацию из дополнительной научно-популярной литературы («Великан на поляне», «Зеленые страницы»). Коммуникативные:- - высказывать и обосновывать свои предположения Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - формулировать выводы. |
|
| Разнообразие животных. | - Учить классифицировать животных; - приводить примеры животных различных групп; - определять животных и относить их к определенной группе. | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - принимать социальную роль обучающегося; Познавательные: - пользоваться атласом – определителем; - работать с текстом и рисунками учебника – доказывать свои предположения. Коммуникативные:- - работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять взаимопроверку и самопроверку. Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке. |
2 |
| Кто что ест?
| - Формировать умение классифицировать животных по типу питания; - приводить примеры животных различных групп; - анализировать цепи питания; - знать защитные приспособления растений и животных; - понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе. -
| Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - принимать социальную роль обучающегося; - определять личностный смысл учения. Познавательные: - находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; - работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем); - моделировать цепи питания; Коммуникативные:- - распределять роли и обязанности в группе Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке. |
|
| Проект «Разнообразие природы родного края» | Формировать умение анализировать цепи питания; - знать защитные приспособления растений и животных; - понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе. | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - принимать социальную роль обучающегося; - определять личностный смысл учения. Познавательные: - находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; - работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем); Коммуникативные:- работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять взаимопроверку и самопроверку. Регулятивные: - определять цели и этапы работы над проектом; - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке. |
|
| Размножение и развитие животных. | - Учить характеризовать животных разных групп по способу размножения; - моделировать стадии размножения животных; - знать, как заботятся домашние животные о своем потомстве | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - принимать социальную роль обучающегося; - определять личностный смысл учения. Познавательные: - находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; - работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем); Коммуникативные:- работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять взаимопроверку и самопроверку. Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - моделировать процессы, происходящие в природе |
|
| Охрана животных. | - Знать факторы отрицательного воздействия человека на природу; - знать животных, нуждающихся в охране; - понимать меры по охране животных и правила поведения в природе. | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - принимать социальную роль обучающегося; - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды; Познавательные: - получать информацию из текста учебника, дополнительной научно – популярной литературы («Великан на поляне», «Зеленые страницы», «Красная книга России»). Коммуникативные:- - работать в группе: обсуждать и представлять информацию. Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - формулировать выводы. |
|
| В царстве грибов. | - Знать строение шляпочных грибов; - различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; - знать правила сбора грибов. | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды; Познавательные: - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы; - соотносить новые знания со своим опытом. Коммуникативные:- - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| Великий круговорот жизни.
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | - Знать звенья круговорота веществ; - понимать взаимосвязь всех звеньев круговорота веществ. | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды; Познавательные: - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы; - соотносить новые знания со своим опытом. Коммуникативные:- - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач; - видеть и исправлять ошибки. |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)
|
|
| Организм человека. | Формировать общее представление об организме человека; Развивать умения заботиться о своем здоровье; Воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье. | Личностные: - понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; - владеть начальными навыками адаптации в мире; - определять личностный смысл учения. Познавательные: - анализировать схемы в учебнике; - заполнять таблицу на основании текста учебника; Коммуникативные:-- осуществлять практическую работу в парах Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| Органы чувств. | Учащиеся научатся рассказывать об органах чувств по плану, использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений, применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления здоровья. | Личностные: - понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; - владеть начальными навыками адаптации в мире; - определять личностный смысл учения. Познавательные: - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, готовить рассказ по предложенному плану; - формулировать определения понятий Коммуникативные:- работать в группе: обсуждать и представлять информацию; - участвовать в учебном эксперименте: высказывать предположения, делать выводы; Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| Надежная защита организма. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи» | Учащиеся научатся объяснять что такое работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, анализировать, делать выводы, обобщать. | Личностные: - понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; - владеть начальными навыками адаптации в мире; - определять личностный смысл учения. Познавательные: - заполнять таблицу с помощью текста учебника; - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, - выполнять практическую работу. - выполнять практическую работу по определению пищевой ценности продуктов; - переводить текстовую информацию в таблицу; Коммуникативные:- в паре осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи; - - обсуждают свои рассуждения; - представлять результаты проектной деятельности. Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность
|
|
| Опора тела и движение. | Учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку, анализировать, делать выводы. |
|
| Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | Учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы. |
|
| Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» | Учащиеся научатся выполнять правила рационального питания, использовать учебник, другие источники информации для поисков ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений. |
|
| Умей побеждать болезни. | Учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс. | Личностные: - понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; - владеть начальными навыками адаптации в мире; - определять личностный смысл учения. Познавательные: - формулировать правила и на их основе составлять памятку; - структурировать материал с помощью схемы (кластера); - работать с дополнительной литературой Коммуникативные:- работать в группе: обсуждать и делать выводы; создавать памятку; — приходить к общему мнению в совместной деятельности Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| Здоровый образ жизни. | Учащиеся научатся закаливать организм, предупреждать болезни. |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Тесты | Учащиеся сформируют правила здорового образа жизни, научатся их выполнять. | Личностные: - принимать социальную роль обучающегося; - определять мотивы учебной деятельности; - проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки Познавательные: - выполнять тесты с выбором ответа Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач; - видеть и исправлять ошибки. |
|
| Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | Учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группе, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания. |
Раздел «Здоровье и безопасность» (7 часов)
|
|
| Огонь, вода и газ. | -Учить актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1-2 классах; -характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; -моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; -называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; -формировать умения работать с терминологическим словариком; -анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Личностные: - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; - определять мотивы учебной деятельности Познавательные: - составлять алгоритм действий на основе текста; - анализировать схему эвакуации из школы - моделировать свои действия в ходе ролевой игры; - анализировать дорожные знаки, по цвету и форме делать предположения об их значении; - работать с разными источниками информации - анализировать рисунок, извлекать из него информацию; - переводить текст в памятку и условные знаки; - работать с разными дополнительными источниками информации
Коммуникативные:- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности - обсуждают свои рассуждения; - представлять результаты проектной деятельности Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| Чтобы путь был счастливым. | -Изучить по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; -обсуждить опасные ситуации, моделировать свои действия в такой ситуации в ходе ролевой игры; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
| Дорожные знаки | -Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; -моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; - Формировать умение формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
| Проект «Кто нас защищает». | -Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; -интервьюировать ветеранов ВОВ, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; -оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.; -презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. |
|
| Опасные места | -Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; - Формировать умение обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; -вместе со взрослыми составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; |
|
| Природа и наша безопасность.
Проверочная работа.
| -Формировать умение характеризовать опасности природного характера; -находить в атласе-определителе информацию о ядовитых растениях и грибах; -характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; -отличать гадюку от ежа; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
| Экологическая безопасность. Практическая работа №10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды» | -Учить анализировать по схеме цепь загрязнения; -приводить примеры цепей загрязнения; -моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; -обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные: -Практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра. - анализировать по схеме загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; -работать с терминологическим словарѐм. -моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Коммуникативные: - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране природы. |
|
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)
|
|
| Для чего нужна экономика | Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд),на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать , обобщать, делать выводы; Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. |
Познавательные: -различать товары и услуги, приводить примеры; -добывать информацию об услугах в родном городе; - Раскрывать понятия « экономика», «потребности», «товары»; Коммуникативные: -работать со взрослыми; -рассказывать о роли труда в создании товаров; -прослеживать , какие товары и услуги нужны семье. |
|
|
| Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике. -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.
|
Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения Познавательные: - прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики. Коммуникативные: Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города. |
|
|
| Полезные ископаемые. Практическая работа №11 «Полезные ископаемые» | Различать важнейшие полезные ископаемые. -объяснять их значение в экономике. -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. |
Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, формировать адекватную самооценку. Познавательные: -Определять полезные ископаемые с помощью атласа. -рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника, в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас. Коммуникативные: строить монологическое высказывание |
|
|
| Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» | Учащиеся научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются, работать в парах, анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания. | Личностные: - понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; - владеть начальными навыками адаптации в мире; - определять личностный смысл учения. Познавательные: - анализировать схемы в учебнике; - заполнять таблицу на основании текста учебника; Коммуникативные:-- осуществлять практическую работу в парах Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| Животноводство как отрасль сельского хозяйства. | Научить классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются, работать в парах, анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания. |
Познавательные: | -Классифицировать домашних и | сельскохозяйственных животных. | -работать с терминологическим | словарем. | -Выявлять связь животноводства и | растениеводства. | Коммуникативные: | -осуществлять сотрудничество с | учителем и со сверстниками. | - Узнать, какие продукты | животноводства употребляет семья. |
|
|
| Какая бывает промышленность | Научить различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности, сравнивать, обобщать, делать выводы. |
Личностные:- проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - определять личностный смысл учения; - проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций Познавательные: Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, найти в музее данные об истории предприятий города. Коммуникативные: Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе.
|
|
|
| Проект «Экономика родного края». | Научить раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, работать в группах, делать сообщения в устной и письменной форме. | Личностные: понимать целостность окружающего мира; -испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Познавательные: - анализировать текст, схемы, иллюстрации учебника; - моделировать связи организмов с окружающей средой, оценивать модели Коммуникативные: - высказывать и обосновывать предположения Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - осуществлять само- и взаимопроверку. |
|
| Что такое деньги. Практическая работа №13 «Знакомство с различными монетами» | Научить понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. | - Познавательные: формулировать определения с использованием учебника; Коммуникативные: - выполнять практическую работу: делать выводы - выполнять практическую работу в паре: сравнивать объекты по внешнему виду; - участвовать в ролевой игре: определять цель и правила игры, делать выводы - Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке Личностные: - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - определять личностный смысл учения; - проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций
|
|
| Государственный бюджет. | Научить объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. |
|
| Семейный бюджет. | Научить объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. |
|
| Экономика и экология. | Формировать умение обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, сравнивать, сравнивать, обобщать, делать выводы. |
|
| Экономика и экология. | Научить делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания. | - Личностные: принимать социальную роль обучающегося; - определять мотивы учебной деятельности; - проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки Познавательные: - переводить текстовую информацию в таблицу Коммуникативные: - высказывать предположения и проверять их с помощью текстов учебника, прогнозировать развитие ситуации; - формулировать вопросы; - сотрудничать со взрослыми в поиске информации - Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач; - видеть и исправлять ошибки. |
Раздел «Путешествия по городам и странам» - 12 часов |
|
| Золотое кольцо России | Познакомить с городами России и зарубежной Европы (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. Воспитывать патриотов своей страны, людей достойных называть своей Родиной Россию. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -умение работать в материальной и информационной среде, активное использовать речевые средства и средства ИКТ; -использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; -владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; -Познавательные УУД: -владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов; процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и т.д.); -владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Коммуникативные УУД: -уметь работать в паре и в группе; -уметь слушать собеседника и вести диалог; -быть готовым признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; -излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
|
|
| Золотое кольцо России. | Научить находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. |
|
| Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности. | Познакомить с городами России и зарубежной Европы (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. Воспитывать патриотов своей страны, людей достойных называть своей Родиной Россию. |
|
| Проект «Музей путешествий» | Учащиеся научатся находить и показывать на карте города, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, работать с разными источниками информации, делать сообщения в устной и письменной форме. |
|
| Наши ближайшие соседи. | Учащиеся научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами, использовать справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды; Познавательные: - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы; - соотносить новые знания со своим опытом. Коммуникативные:- - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач;
|
|
| На севере Европы
| Учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы. |
|
| Что такое Бенилюкс?. | Самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступить одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям, выполнить задания электронного приложения к учебнику. |
|
| В центре Европы. | Закреплять умение работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Узнавать и описывать достопримечательности стран центра Европы по фотографиям, выполнить задания электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Личностные:- иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять самостоятельность в информационной деятельности Познавательные: - извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста Коммуникативные:- - работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке;
|
|
| По Франции и Великобритании (Франция). | Формировать умение работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям, выполнить задания электронного приложения к учебнику. Составлять вопросы к викторине о Франции. | - Познавательные: формулировать определения с использованием учебника; извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста Коммуникативные: - выполнять практическую работу: делать выводы - выполнять практическую работу в паре: сравнивать объекты по внешнему виду; - участвовать в ролевой игре: определять цель и правила игры, делать выводы - Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке Личностные: - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
|
|
| По Франции и Великобритании (Великобритания). | Формировать умение работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям, выполнить задания электронного приложения к учебнику. |
|
| На юге Европы. | Формировать умение работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды; Познавательные: - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы; - соотносить новые знания со своим опытом. - извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста Коммуникативные:- - формулировать понятные высказывания в рамках учебного Диалога, работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач;
|
|
| По знаменитым местам Мира. | Формировать умение соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Формировать умение выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | Выполнять тестовые задания учебника с выбором ответа. Оценивать правильность и неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
|
|
| Проверим и оценим свои достижения за второе полугодие.
Итоговая диагностическая работа
| Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды; Познавательные: - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы; - соотносить новые знания со своим опытом. Коммуникативные:- - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. Регулятивные: - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач;
|