Конспект урока "Большая буква в именах собственных" 3 класс VIII вид
план-конспект урока (3 класс) на тему
Конспект урока "Большая буква в именах собственных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bolshaya_bukva_v_imenah_sobstvenyh.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3классе школы VIII вида
с применением СОТ
Большая буква в именах собственных
Учитель начальных классов
ГБОУ школы-интерната
№ 113 г. Самары
Смагина Ольга Николаевна
г.о. Самара 2016го
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс школа VIII вида
Тип урока: урок новых знаний
Технологическая карта
Тема | Большая буква в именах собственных. | |||||
Цель | Познакомить обучающихся с именами собственными, с правилом написания заглавной буквы в именах собственных. | |||||
Задачи |
-получение знаний об именах собственных; -совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных; -совершенствование умений работать с планом, работать в паре.
-воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.
-развитие познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии, отчества; -развитие мышления, памяти, монологической речи, формирование орфографического навыка; - расширение кругозора обучающихся. | |||||
Формируемые УУД | Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям; развитие творческого воображения. Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности. Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. | |||||
Основные понятия | имя собственное, большая буква, имя, полное имя, тёзки, фамилия, отчество, клички животных. | |||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | -компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки; -презентация; -раздаточный материал для парной работы, для индивидуальной работы; -карточки с планом урока. | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I.Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. | Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют друг друга. Проговаривают «ступеньки знаний». | (СЛАЙД 1) Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке Книжка, ручка и тетрадки! На уроке будь старательным, Будь спокойным и ….. (внимательным) Все пиши, не отставая, Слушай …. (не перебивая) Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё (понятно) Если хочешь отвечать, Надо руку…. (поднимать)! -Улыбнитесь друг другу, садитесь. -Сегодня на уроке нас ждёт удивительное открытие, мы попадем в страну заглавных букв. (СЛАЙД 2) | Уметь включаться в работу. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). | |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Напоминает правила посадки при письме, правила положения тетради. Даёт задание обучающимся, организует проверку. | Следят за осанкой, за положением тетради при письме. Записывают число. Делают вывод. Вспоминают правило. Записывают буквы в алфавитном порядке. | -Откройте тетради, приготовьтесь писать. Проверьте правильность посадки и положение тетради. -Запишите сегодняшнее число. (СЛАЙД 3) Минутка чистописания. Х, Е, У, Н, Ч, Ю. -Прочитайте буквы. Что заметили? -Когда слова пишутся с заглавной буквы? -Запишите эти буквы к себе в тетрадь в алфавитном порядке. Проверка. (СЛАЙД 4) Е, Н, У, Х, Ч, Ю. | Уметь располагать буквы в алфавитном порядке. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Создаёт проблемную ситуацию. Подводит обучающихся к формированию цели урока. Вводит понятие «имя собственное». | Отвечают на вопросы. Делают вывод. | - Девочка, сотри, пожалуйста, с доски! – - Извини, я не к тебе обратилась с просьбой! - А к тебе! - Нет, я не тебя звала. Почему не подошла та, кого я звала? - Дети, а что я должна назвать? - Да, в вашем главном документе, свидетельстве о рождении, записано ваше имя. Это имя вам присвоено. Это имя – ваше собственное. ИМЯ СОБСТВЕННОЕ. В русском языке есть такая категория - ИМЯ СОБСТВЕННОЕ. (СЛАЙД 5) - Значит, что мы будем изучать сегодня на уроке? 1 проблема: Какие группы слов относятся к именам собственным? - А что мы обычно делаем на уроках русского языка? - Значит, что мы будем учиться писать? 2 проблема: Как пишутся имена собственные? | Уметь включаться в работу. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь составлять план урока с помощью учителя. (Регулятивные УУД). | |
IV. «Открытие» обучающимися новых знаний Цель. Познакомить с категорией «имя собственное», с правилом написания имён собственных. Дать сведения по происхождению имёни, фамилий. Познакомить с понятием «тёзки», работать над понятием отчества, клички животных. Работать по плану. | Организует работу по плану урока. Даёт понятие полное имя, фамилия, «тёзки». Работает над понятием отчества, клички животных. Совместно с обучающимися формулирует правило о написании имён собственных. | Работают по плану. Знакомятся с происхождением имён и фамилий. Знакомятся с понятием полное имя, осуществляют поиск информации о понятии «тёзки». Работают над понятием отчества, клички животных. Совместно с учителем формулируют правило о написании имён собственных. | -Давайте предположим, что может прятаться за первым знаком вопроса? Какая группа слов? (СЛАЙД 6) - Зачем нужны имена? Учитель: -С тех самых пор, как людям начали давать имена, стало ясно, что между человеком и его именем существует тесная связь. Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост. Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша. - Современные родители выбирают имена своим детям по-другому. - Запишите в тетради своё имя. - Как вы написали это слово? Почему? -Имя человека – это имя собственное – мы пишем его с заглавной буквы. -Знаете ли вы, что имена могут звучать по- разному? - Как называли вас мамы, когда вы были маленькими? (Олечка и т.д.). Запишите. - Это ласковые формы имен. - Как будут вас звать, когда вы вырастите? (Иван и т.д.) Запишите своё полное имя. - Взрослых называют полными именами, а детей – сокращенными именами или ласковыми. - Кто такие тёзки? - Есть ли у нас в классе тёзки? - А как вы думаете, как можно разобраться в них? Что ещё есть у каждого из вас, кроме имени? -Правильно фамилия. -Она тоже ваша собственная! Давайте узнаем, что же скрывается за вторым вопросительным знаком? (СЛАЙД 7) -А как же появились фамилии? -Многие фамилии образовались от имен (Сергей-Сергеев), некоторые образовывались основываясь на работу, которой занимались люди (токарь -Токарев). -Как вы будете её записывать? -Фамилия человека – это имя собственное – мы запишем ее с заглавной буквы. -Запишите свою фамилию. -Как будут звать вас, когда вы вырастете? -Будут звать по имени отчеству. -Что же за следующим вопросительным знаком? (СЛАЙД 8) -Отчества образовываются от имен родителей –отцов (Игорь-Игоревич). -Как вы будете его записывать? -Отчество человека – это имя собственное – мы запишем его с заглавной буквы. - Запишите свое имя и отчество. - Когда знакомятся, называют свои собственные имена. Собственные имена есть не только у людей, но и у животных. - Как называются имена у животных? -Они называются кличками. -Давайте узнаем, что же за четвертым вопросительным знаком? (СЛАЙД 9) -Назовите животных. Почему слова во втором столбике записаны с большой буквы? -Клички животных тоже имена собственные. - С какой буквы будем писать клички животных? -Клички животных - это имена собственные, пишем их с заглавной буквы. - Соедините названия животных с их кличками. -Скажите, какие слова относятся к именам собственным? -К именам собственным относятся имена, фамилии, отчества людей и клички животных? -Теперь мы легко сможем ответить и на второй вопрос: Как пишутся имена, фамилии, отчества людей и клички животных? -Значит, как пишутся имена собственные? | Знать, какие группы слов относятся к именам собственным. Знать правило о написании имён собственных. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД). Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД). | |
Гимнастика для глаз | Организует проведение физминутки | Глазами наблюдают за движением фигуры | (СЛАЙД 10) Сейчас немного прервемся, дадим отдых глазам. Внимание на экран. | Уметь снимать напряжение. | Уметь понимать других (Коммуникативные УУД). | |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных. | Организует работу с индивидуальными карточками, работу над проблемным вопросом, работу над предложениями. | Работают с индивидуальными карточками, вспоминают изученное правило, записывают предложение в тетрадь. | (СЛАЙД 11)индивидуальные карточки -Теперь настало время поработать. Каждый из вас получил индивидуальную карточку. Рядом со словами, которые пишутся с заглавной буквы, вы должны поставить +, а со словами, которые пишутся с маленькой буквы - . (СЛАЙД 12)найди ошибку Вот моя подружка роза, а в руке у розы розы. -Прочитайте предложение, что вы заметили? - Как же записать правильно? Какое правило надо помнить? Запишите самостоятельно предложение в тетрадь, соблюдая это правило. | Уметь отличать имена собственные от других слов, правильно их записывать. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД). | |
Физминутка (снятие мышечного напряжения) | Организует проведение физминутки. | Участвуют в физминутке. | -Давайте немного отдохнем, выполним движения под музыку, повторяйте все за мной. | Уметь снимать напряжение. | Уметь слушать и понимать других. (Коммуникативные УУД). | |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний. | Организует работу в парах. | Работают в парах. | работа в парах -А сейчас вам предстоит поработать в парах. На каждый стол я раздала карточки. На карточках записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать правильный, написать его и объяснить свой выбор. (СЛАЙД 13) Самопроверку выполняет другая пара (если верно, то над словом +, если нет, то -). -Кто верно? -Кто не верно? Над чем надо поработать? | Уметь отличать имена собственные от других слов, правильно их записывать. | Уметь работать в парах (Коммуникативные УУД). Уметь работать по алгоритму, выполнять самопроверку (Регулятивные УУД). Уметь ориентироваться в системе знаний (Познавательные УУД). | |
VIII. Рефлексия Цель. Фиксация нового содержания урока. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Выполняют самооценку. | - Давайте вспомним, на какие вопросы нам предстояло ответить в начале урока? (СЛАЙД 14) -Как вы считаете, мы получили на них ответ? Отвечаем! -Имена, отчества, фамилии людей, клички животных – это имена собственные. -Имена собственные пишутся с большой буквы. -Оцените свою работу. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Большая буква в именах собственных». Класс: 2
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях. Москва: «Дрофа», 2008 год....
Конспект урока по письму и развитию речи "Количество звуков и букв в слове" 3 класс VIII вид
Конспект разработан для 3 класса, учащихся VIII вида...
Конспект урока по русскому языку 2 класс VIII вид тема "Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос подает?"
конспект урока по русскому языку 2 класс VIII вид....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс VIII вид по теме: "Овощи"
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс VIII вид по теме: "Овощи" разработан для индивидуального (надомного) обучения и предназначен для одного конкретного учащегося, с учетом его индивиду...
Конспект урока по естествознанию в 8 классе VIII вида : "Китообразные"
Конспект урока по естествознанию в 8 классе VIII вида...
Конспект урока по естествознанию в 6 классе VIII вида :"Железные руды"
Конспект урока в 6 классе....
Конспект урока по ручному труду 2 класс VIII вид. Тема: Изготовление птички из шишки, перьев, веточек, пластилина.
Тема: Изготовление птички из шишки, перьев, веточек, пластилина.Цель: закреплять и расширять представления детей об изделиях из природных материалов и о видах работы с природными материалами (ко...