Конспект урока по естествознанию в 8 классе VIII вида : "Китообразные"
план-конспект урока по окружающему миру по теме
Конспект урока по естествознанию в 8 классе VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_estestvoznaniya_v_8_klasse_8_vida6_kitoobraznye.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
I.Организация начала урока.
Цель: настроить учащихся на работу на уроке.
1.Сверить количество обучающихся по списку.
2.Проверить готовность обучающихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
Цель: активизировать деятельность учащихся на уроке.
Учитель: - Тема нашего урока «Китообразные». Сегодня мы познакомимся с китообразными млекопитающими и их характерными особенностями.
III. Повторение материала по теме «Экологические группы млекопитающих животных».
Цель: обобщить и повторить материал по теме «Экологические группы млекопитающих животных».
Учитель: - Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
(«Ластоногие»)
- Мы познакомились с разными группами млекопитающих.
Давайте вспомним эти группы животных.
Задание: Самостоятельная работа по карточкам (по количеству учащихся).
Выбери правильный ответ на каждый вопрос.
1. Конечности ластоногих превратились в … (плавники, копыта, ласты)
2. Ластоногие добывают пищу … (на суше, в воде, в воздухе)
3. Все ластоногие прекрасные … (пловцы, скакуны, бегуны)
4. Моржи и тюлени размножаются … (на суше, в воде)
Задание: - Назовите животных, которые относятся к изученным группам
млекопитающих.
Грызуны - …
Зайцеобразные - …
Хищные звери - …
Домашние хищные звери - …
Пушные звери -…
Ластоногие - …
IV. Обобщение темы. (вывод учителя)
Учитель: - Молодцы ребята, вы хорошо усвоили материал по теме
«Экологические группы млекопитающих животных».
Мы повторили с вами характерные особенности и
представителей млекопитающих животных.
(Оценить ответы учащихся)
V. Изучение нового материала.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся,
познакомить их с китообразными млекопитающими.
Учитель: - На сегодняшнем уроке я приглашаю вас в водный мир. Более 2/3 поверхности Земли покрыто морями и океанами. В них встречаются микроскопические организмы, организмы среднего размера, а также самые крупные млекопитающие…
Тема нашего урока: «Китообразные» (Слайд 1).
Сегодня наша с вами цель – познакомиться с особенностями строения китообразных и их приспособлением к водному образу жизни.
- Запись в тетрадях числа и темы урока (учащиеся списывают со слайда).
- Объяснение учителя.
Учитель: - К китообразным относятся разные виды млекопитающих: синий кит, кашалот, касатка, дельфин-белобочка и другие. (Слайды 3, 4, 5, 6)
ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ.
Эти животные никогда не покидают воду. Они хорошо приспособились к жизни в водной среде. По внешнему виду китообразные похожи на на рыб. Голова у них неподвижно соединена с туловищем. Туловище постепенно переходит в хвост. Передние конечности превратились в ласты. Задние конечности отсутствуют. Вместо них – длинный хвост. Он заканчивается плавником с двумя лопастями, расположенными горизонтально. (Слайд 7)
Китообразные не имеют шерсти, ушных раковин. При безволосой, гладкой коже уменьшается трение о воду. В результате увеличивается скорость передвижения животного. От холода китообразных защищает толстый слой подкожного жира. У крупных китов он может быть толщиной от 20 до 45 см.
ДЫХАНИЕ.
Китообразные дышат атмосферным воздухом. Каждые 10-15 минут они поднимаются на поверхность. Легкие у кита очень большие.
ПИТАНИЕ.
По способу питания китообразные делятся на зубатые киты (дельфины, касатки, кашалоты) (Слайд ) имеют множество зубов. Они питаются рыбой. И беззубых (усатых) китов (синий кит) (Слайд ) на месте зубов развит цедильный аппарат – китовый ус. (Слайд ) Он состоит из роговых пластин, свешивающихся сверху в ротовую полость. Усатые киты питаются мелкими ракообразными, моллюсками, рыбой. Раскрытой пастью кит набирает в рот вместе с водой огромное количество этих животных. Вода процеживается через роговые пластинки, а пища остается во рту.
РАЗМНОЖЕНИЕ.
Китообразные, как и все млекопитающие, выкармливают своих детенышей молоком. У них рождается по одному детенышу. (Слайд )
ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА.
Учитель: - Как вы думаете, какое значение имеют китообразные для человека? (Ответы учащихся)
- В недавнем прошлом значение китообразных для человека было довольно велико. Практически все органы китов использовались для выработки пищевых и технических продуктов. Например, мясо в консервированном, засоленном или свежем виде употреблялось как пищевой продукт. Амбра, извлекаемая из кишечника кашалотов, высоко ценится в парфюмерной промышленности как закрепитель духов.
Добыча китообразных в больших количествах привела их к грани исчезновения. Многие китообразные занесены в списки Международной Красной книги. В настоящее время промысел китов запрещён и в ограниченных объёмах ведётся только Норвегией, Исландией и Японией, а также некоторыми коренными северными народами в качестве одного из традиционных занятий.
Учитель: - Давайте запишем отличительные признаки китообразных в таблицу. (Таблица лежит на партах у учащихся)
(Слайд 14) Таблица вклеивается в тетради учащихся.
Отличительные признаки китообразных.
Признаки китообразных
Описание
1.Образ жизни.________________
Водный
2.Приспособления к водному образу жизни.
Обтекаемая форма тела, передние конечности в виде ласт, длинный хвост, подкожный жир.
3.Размеры, самый крупный представитель.
Синий кит, длина 33 м.
Масса = 150 т.
4. Чем питаются.
Рыба, мелкие ракообразные, моллюски.
5.Особенности размножения.
Размножение 1 раз в 2 года. Половозрелость в 4-6 лет.
6. Значение
Амбра, жир, китовый ус,
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление.
Учитель: - (Слайд 16-22)
1. Выполнение тестового задания с ключевым словом.
Тест.
- Какое млекопитающее является самым большим на Земле?
А) Уссурийский тигр
К) Синий кит
В) Африканский слон
- Чем дышат киты?
О) Жабрами
А) Легкими
Г) Кожей
- Что помогает киту сохранить тепло?
Н) Волосатая кожа
Л) Высокая температура тела
Ш) Толстый слой жира
- Кто из китообразных питается теплокровными животными?
О) Дельфин
А) Касатка
И) Кашалот
5. Как долго кит может пробыть под водой?
Л) 45 минут
Й) 5 часов
О) Он может там находиться постоянно
- Что представляют собой пластины китового уса?
Н) Щупальцы
П) Клешни
О) Фильтр
7. Чем питаются детеныши китообразных?
А) Тем же, чем и взрослые животные
Ы) Водорослями
Т) Молоком матери
Ключевое слово: КАШАЛОТ.
V.Обобщение и систематизация знаний и умений.
Тест – игра «Верно ли утверждение?» (Учитель читает утверждения, а учащиеся в тетрадях проставляют цифры от одного до десяти и напротив каждой цифры ставят «+», если утверждение верно и « - », если утверждение не верно.
Вопросы:
1. Киты и дельфины – млекопитающие животные.
2. Тело дельфинов покрыто мелкой шерстью.
3. Хорошо плавать китообразным помогает мощный хвост.
4. Каждый вдох – выдох у китообразных происходит через ноздрю – дыхало с промежутком 15 -20 минут.
5. Китообразные, как и рыбы, откладывают икру.
6. Детёнышей китообразные выкармливают молоком.
7. Во рту у синего кита имеются роговые пластины – китовый ус.
8. Кашалот – это кит, который имеет зубы.
9. Дельфин крупнее синего кита в два раза.
10. Китообразные – ценные животные, от них можно получить много мяса и жира.
Слайд выбери китообразных, исключи лишнее.
VIII. Домашнее задание. (Слайд 24)
Учебник с. 220-223.
XI. Подведение итогов урока.
Цель: Привитие учащимся навыки самоконтроля.
Учитель: - К концу подходит наш урок,
Давайте подведем итог.
- Итак, ребята, какую тему изучали на уроке?
- Какие животные относятся к китообразным?
- Перечислите общие признаки китообразных.
- Чем китообразные отличаются от ластоногих?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
План- конспект урока русского языка (2 класс) коррекционная школа VIIIвида по теме: Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога
Разработка урока по теме: "Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога" На этом уроке дети украшают ёлку к Новому году, но им мешает дед Буквоед....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока для специальной (коррекционной) школы VIIIвида. Окружающий мир, 3 класс+презентация. Дикие животные.Ёж.
Данный материал может быть интересен учителям начальной школы, обучающим ребят с ОВЗ. Позволяет выявить имеющиеся знания о диких животных, ознакомить учащихся с особенностями ежа, его образом жизни, с...
конспект урока по естествознанию
конспект урока по естествознанию на тему "Россия в ХХ веке. События начала века"...
Конспект урока по естествознанию по теме "Глобус"
Конспект урока по естествознанию предназначен для 1 класса. На уроке используются новые подходы в обучении. Применяются активные формы работы.Оценивание проводится в виде формативного оценивания....
Конспект урока по естествознанию в 6 классе VIII вида :"Железные руды"
Конспект урока в 6 классе....