«Формирование предпосылок для поисковой деятельной, интеллектуальной инициативы»
статья (1 класс) на тему
Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем того мира, который его окружает. Для него всё является новым, неизвестным, но интересным. Каждый день ребёнок узнаёт для себя что- то новое, что и рождает новые вопросы. Для всестороннего развития ребёнка педагогами используются различные методы и приёмы.
Всем хорошо известно, что 6-7 детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте высокая. Но ребёнок не может самостоятельно найти ответы на все свои вопросы – ему в этом помогают педагоги и родители.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых является технология проектирования. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие школьника. Прежде всего расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование предпосылок для поисковой деятельной, интеллектуальной инициативы»
Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем того мира, который его окружает. Для него всё является новым, неизвестным, но интересным. Каждый день ребёнок узнаёт для себя что- то новое, что и рождает новые вопросы. Для всестороннего развития ребёнка педагогами используются различные методы и приёмы.
Всем хорошо известно, что 6-7 детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте высокая. Но ребёнок не может самостоятельно найти ответы на все свои вопросы – ему в этом помогают педагоги и родители.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых является технология проектирования. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие школьника. Прежде всего расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Учитель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребёнка в его саморазвитии. Мотивация усиливается, благодаря творческому характеру детской деятельности. Ребёнок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать своё мнение.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
- Развитие познавательных способностей
- Развитие творческого воображения
- Развитие творческого мышления
- Развитие коммуникативных навыков
Задачи исследовательской деятельности в школьном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации ( вместе с педагогом)
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности( практические опыты)
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
- формирование умения примерять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности
При разработке проекта можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)
- в каких источниках можно найти информацию
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудования)
- с какими предметами научиться работать для достижения цели
3. Выполнение проекта – практическая часть
4.Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
- внутриклассными
- внутришкольными
- региональными
- межрегиональными
- международными
По продолжительности они бывают:
- мини – проекты (укладываются в 1 урок)
- краткосрочные проекты (4 -6 уроков)
Уроки используются для координации деятельности участников; основная работа по сбору информации, изготовление продукта и подготовка презентации осуществляется во внеклассной работе и дома.
- Недельные проекты (целиком проходит при участии руководителя проекта
- Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Если мы говорим о выборе формы продукта проектной деятельности, то надо сказать, что от её решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным и полезным.
Выбор продукта – непростая творческая задача. Вот некоторые примеры продуктов проектной деятельности младших школьников:
- Выставка рисунков
- Кроссворд
- Модель
- Макет
- Доклад
- Сочинение
- Сказка
- Игра
- Инсценировка
- Костюм
- Кукольный театр
- Сценарий
- Экскурсии
- Оформление определённой зоны кабинета и мн.др.
Проект моет завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную игру. Здесь многое зависит от учителя, как руководителя проекта.
Критерии оценки проектных работ
Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.
В младшей школе сделанные детьми творческие работы «открывают» их образовательное пространство: дети больше читают, причём не только учебную литературу, учатся планировать своё время.
Несложность проектов в начальной школе обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, технологии. И тогда уже в 3 – 4 классах учащиеся с большим интересом смогут выполнить довольно сложные проекты, в которые могут быть включены результаты проектно – исследовательской работы каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников на примере занятия по математике «Таблицы»
Занятие в школе будущего первоклассника.Тема: ТАБЛИЦЫЦель: Формировать у детей предпосылки УУДЗадачи:1) сформировать представление о таблице, строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в...
Формирование предпосылок учебной деятельности детей при подготовке к школе.
Содержание. Введение....
Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...
Мастер - класс на тему "Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений
данный материал рассказывает о том, как можно организовать работу для формирования предпосылок познавательных УУД для детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических предст...
Формирование предпосылок познавательной активности у детей со сложной структурой дефекта
Современная система специального образования призвана создавать условия для социализации детей с особыми образовательными потребностями, к которым относятся и дети со сложной структурой дефе...
Формирование предпосылок УУД дошкольника как важного условия готовности к обучению в школе
Зачастую, устраивая ребенка в школу, родители гордятся тем, что он умеет читать и считать. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка, но этих умений и навыков недостаточно. Потому что...
Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...